Зачем смотреть «Санремо» в 2025 году: 10 современных выступлений на фестивале, достойных внимания

Для начала — о самом фестивале
Фестиваль «Санремо», как несложно догадаться, назван именем города на северо-западе Италии и проводится там с 1951 года. Правила просты: есть свежая песня на итальянском языке — подавайте заявку. Если отберут — поздравляем, вы среди 29 номинантов, ждите, когда за вас проголосуют. Система голосования много раз менялась и сейчас довольно сложная: участвуют сразу несколько жюри и обычные телезрители. Как подсчитывают голоса, до сих пор толком никто не знает. Если вы удачно выступили, всем понравились и стали призером — все, вас теперь знают во всей Италии. Заняли первое место — отправляетесь на «Евровидение», если, конечно, захотите. Если не захотите — отправится серебряный призер (и так далее).
Кстати, про «Евровидение» — именно «Санремо» зажег европейских вещателей идеей создать похожий конкурс на уровне Европы. В итоге многолетняя история двух конкурсов успешно продолжается. Как бы ни относились к тому же «Евровидению», оно стало большой культурной традицией.
Как и «Санремо» на Апеннинах. Если вы спросите молодых итальянцев об отношении к старейшему фестивалю в стране, наверняка получится саркастический ответ. Тем не менее это важнейший культурный институт, традиция, реликвия, причаститься которой мечтает любой молодой итальянский артист.
На отечественных просторах «Санремо» полюбили в 1980-х, когда советское телевидение показало фрагмент фестиваля с исполнением Felicita Аль Бано и Ромины Пауэр. Песня стала большим хитом в СССР, ЦТ начало показывать передачи про фестиваль, а в 1986 году лауреаты «Санремо» даже приезжали выступать в Москву. Несмотря на то что после крушения СССР интерес отечественного слушателя к «Санремо» ушел в категорию ретромании (которую успешно монетизировали «Ретро FM» и всевозможные дискотеки 1980-х), у себя дома фестиваль продолжил играть прежнюю важную роль — подсвечивать артистов и запускать карьеры.
На самом деле мы могли бы сделать ностальгическую подборку лайвов Тото Кутуньо, Аль Бано, Пупо и других людей, с которыми «Санремо» прямо ассоциируется. Но мы решили пойти другим путем и рассказать уже про героев наших дней (последних 25 лет) и их выступления.
Mahmood — Medley (2025)
Забудьте примерно про все, что вы думаете, когда слышите слово «Санремо». Никаких пожилых людей в пиджаках. На сцену выходит певец по имени (если по паспорту, то по фамилии) Махмуд в красной полупрозрачной мантии, довольно быстро снимает ее и остается топлес, демонстрируя ближайшие семь минут несколько вещей: мускулатуру, итало-арабский флекс (Махмуда зовут Алессандро: его мать — итальянка, отец — египтянин), несколько своих главных хитов на стыке свежего рэпа, актуальной поп-музыки, итальянской эстрады и восточных мотивов и представление о том, что слушают в современной Италии.
За свою карьеру Махмуд должен благодарить в том числе «Санремо», лауреатом которого певец становился дважды: в 2019 и 2022 годах. В тех же годах Махмуд успешно скатался на «Евровидение»: второе место в 2019-м и шестое в 2022-м.
Måneskin — Zitti e buoni (2021)
2021-й был годом Måneskin — великого итальянского чуда, которое появилось буквально из ниоткуда, когда миру не было дела ни до рок-музыки в ее буквально первородном, предельно страстном виде, ни до итальянской сцены, но Дамиано Давиду и его группе было на это наплевать.
Выступление Måneskin на «Санремо» не только фиксирует группу на последней ступеньке перед величием (следующая — «Евровидение»), но и показывает ее в прайме. Выступление там — это три с половиной минуты животной, исступленной страсти, летящих искр и витальной энергии, которой покорилась вся страна, а скоро и вся Европа: после триумфа на «Санремо» последует победа на «Евровидении».
Matia Bazar — Messaggio D’amore (2002)
Группу Matia Bazar могли видеть еще ваши родители по Центральному телевидению. Коллектив пережил примерно все — смену вех, солистов, жанров, личные трагедии — и при этом всегда держался на плаву, а на «Санремо» и во времена Аль Бано, и двадцать лет спустя ездил как к себе домой. На самом деле можно было взять выступление группы из любой эры, но мы остановимся на песне Messaggio D’amore, название которой перевести несложно, балладе в жанре «надо приглашать на медленный танец, вариантов больше нет». С этой песней Matia Bazar победили в 2002 году на фестивале.
Moda, Francesco Renga — Angelo (2025)
Есть что-то карикатурное в том, что в Италии есть рок-группа под названием «Мода». И звучит она ровно так, как вы себе представляете: это рок-музыка с рок-боевиками для «коз» на концертах и балладами для зажигалок или фонариков там же. У певца Франческо Реньи примерно такой же творческий метод. Тут, что называется, встретились два одиночества: на свежем «Санремо» (2025) они вместе исполнили песню Реньи с понятным названием Angelo, с которой тот победил на конкурсе в 2005 году. Песня, в которой не надо ничего понимать и переводить, а надо жестко чувствовать.
Diodato — Fair Rumore (2020)
Как же итальянцы любят баллады! Вот еще одна — тут повернулись бы не только четыре кресла в одном известном телешоу, а весь мир! Певца, кстати зовут Антонио Диодато, на сцене он не новичок, но победил на «Санремо» уже ближе к сорока — в 2020 году.
Annalisa — Il Mondo Prima Di Te (2018)
Еще одна баллада в жанре «научимся летать» (текст буквально про это, да), исполняет ее певица Аннализа Скарроне, одна из главных женщин в современной итальянской музыке, которой подвластно все: и трендовый поп, и итальянская эстрада, и фиты с рэперами. Но для приза на «Санремо» необходимо что-то предельно эпическое — выбор пал на Il Mondo Prima Di Te. Песня, кстати, заняла третье место.
Ermal Meta — Vietato Morire (2017)
Эрмаль Мета — этнический албанец, который в 13 лет уехал с семьей в Италии, потом играл на гитаре в группе Ameba4 (и даже скатался с ней на «Санремо»), потом запустил сольную карьеру и к середине четвертого десятка дорвался до сольного участия в «Санремо». Эрмаль меньше всего похож на типичного победителя «Санремо», а больше — на инди-менестреля: взъерошенные кудрявые волосы, пирсинг, пиджачок. Оставим здесь его выступление на фестивале в 2017 году с Vietato Morire — автобиографической песней, в которой Мета вспоминает свое детство и будто читает жизнеутверждающую мантру самому себе: соберись, все будет хорошо.
Lucio Corsi — Volevo Essere Un Duro (2025)
Певец Лучио Корси выглядит на этом выступлении на «Санремо-2025» так, как будто это молодой Оззи Осборн взял погонять у Тимати в 2004 году сетчатую майку и отправился в театр играть Пьеро. Минусов нет, учитывая, что он сначала садится за клавиши, а потом берет в руки гитару и поет красивую балладу, которой позавидовал бы Крис Мартин из Coldplay, если бы тот был итальянцем.
Mr. Rain — Supereroi (2023)
Мистер Дождь (да, представляете?) — итальянский рэпер, которого, может быть, и не слушают местные поклонники трушного рэпа, зато примерно все в стране (и стар и млад) знают, кто это такой: возможно, ближайшей понятной аналогией будет Егор Крид. Свой звездный момент на «Санремо» у него тоже есть: на фестивале в 2023 году он очень трогательно исполнил песню Supereroi (с переводом названия песни справитесь же?) с хором детей. Песня грустная, но вдохновляющая — о том, как бороться с депрессией и не отчаиваться.
Giorgia — Il Medley (2025)
Бенефис великой итальянской певицы последних трех десятилетий: восемь минут мощнейшего вокала, исповедальных баллад в жанре «да, еще по одной» и чистого сияния.