Что смотреть в выходные: «Пророк. История Александра Пушкина», «Гранд тур», «Снова наступит рассвет» и «Ущелье»

Как писал Пушкин, «если жизнь тебя обманет, не печалься, не сердись, в день уныния смирись: день веселья, верь, настанет». Эти дни веселья, конечно же, выходные, и вот вам четыре новых фильма, которые помогут прочь прогнать уныние. Байопик с Юрой Борисовым, две картины с Каннского кинофестиваля и неожиданный ромком от режиссера хоррора «Синистер».
Что смотреть в выходные: «Пророк. История Александра Пушкина», «Гранд тур», «Снова наступит рассвет» и «Ущелье»
Архивы пресс-службы

«Пророк. История Александра Пушкина» (2025)

Режиссер: Феликс Умаров.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В ролях: Юра Борисов, Кай Гетц, Роман Васильев, Алена Долголенко, Аня Чиповская, Сергей Гилев и другие.

Архивы пресс-службы

Как можно удивить зрителя рассказом о человеке, жизнь которого от и до знает вся страна? Пожалуй, лишь формой изложения. Ею режиссер Феликс Умаров со свойственным многим дебютантам рвением охватить необъятное избирает форму постмодернистского мюзикла. Подобно тому, как наша жизнь и весь культурный код русского человека пропитаны творчеством Александра Сергеевича, с таким же плотным насыщением снят и фильм о нём. Цитаты из произведений Пушкина, отсылки и аллюзии на его героев, деление на главы, названия которых взяты из путевых заметок автора, ― всё это подано без школьной назидательности, тонкими штрихами между строк.

И всецело это умный ход – априори относиться ко зрителю, как к человеку, которому не надо объяснять, почему в тогдашней России не хотели издавать «Капитанскую дочку», что такое Болдинская осень и откуда строка про мороз и солнце. Проверка таким образом своей эрудиции может стать легким утешением для пушкинистов со стажем, которые за просмотром фильма наверняка не раз схватятся за сердце. Постмодернизм «Пророка» распространяется не только на подход к вкраплению творчества Пушкина в трагический сюжет о таланте, преждевременно ушедшем в безвременье, но и диктует смелые художественные решения картины. Умаров подходит к исторической фактуре весьма современно, цитируя Pink Floyd, фильмы Дэмьена Шазелла и хоть ненамеренно, но очень точно «Претендентов» (потому что вышли они уже после завершения съёмок «Пророка»).

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Вообще, это не единственное, в чем фильм предвосхитил события: главное же попадание – это Юра Борисов в роли «солнца русской поэзии». Кто мог подумать, что к моменту выхода байопика про самого известного русского поэта Борисов станет самым популярным русским актером во всём мире прямо сейчас. Изначально кастинг вызывал сомнения, но теперь, глядя, как народ приветствует Борисова на премьерных показах, а затем наблюдая примерно такую же реакцию царской России на фигуру Пушкина в фильме, всё встает на свои места. Неосознанно случилась оригинальная рифма, которых, кстати, в мюзикле, где герои частенько читают рэп, не так уж мало. Музыкальный анахронизм, в конце концов, и делает «Пророка» уникальным жанровым экспериментом: композиции заряжают энергией, строки остаются в памяти. Без этих хлестких номеров и визуального бунтарства в стиле фильмов Лурмана судьба «Пророка» как очередного благоговейного байопика, вероятно, была бы тоже предрешена.

«Гранд тур» / Grand Tour (2024)

Режиссер: Мигел Гомиш

В ролях: Гонсалу Уоддингтон, Кристина Альфайате, Клаудиу да Сильва и другие.

Архивы пресс-службы
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Португалец Мигел Гомиш давно входит в пантеон уважаемых европейских режиссеров с бескомпромиссным авторским видением. Известен он в первую очередь по фильму «Табу», однако его новая работа «Гранд тур» принесла португальцу пока что самый весомый приз в карьере – награду за лучшую режиссуру Каннского кинофестиваля. «Гранд-тур» ― это черно-белая кино-одиссея по шокирующей Азии в начале прошлого века. В первой половине фильма рассказывается история британского госслужащего в Бирме, который внезапно бросает свою невесту Молли и отправляется в бесцельное странствие по миру. Вторая часть уже посвящена Молли и ее попыткам догнать своего возлюбленного и все-таки женить его на себе. Тонально обе части отличаются: блуждания мужчины пропитаны меланхолией и разочарованием в жизни, а приключения его невесты – иронией и азартом, из-за чего вторая половина смотрится заметно бодрее.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Гранд тур» ловко сочетает в себе художественное кино с документальной съемкой. Гомиш – тот ещё гонзо-режиссёр: ему если надо снимать крокодила в Африке, то он поедет в Африку и найдет самого фотогеничного крокодила на всем континенте. «Гранд-тур» снят по такому же принципу, из-за чего стирается грань между фикшеном и влогом самого режиссера, который со своей маленькой командой бродит по джунглям, восхищается водопадами и случайно знакомится с аборигенами. Есть здесь и свойственный всем работам португальца элемент мета-кино, когда повествование расщепляется и съемочная группа растворяется в сюжете. Кому-то методы Гомиша покажутся чрезмерно радикальными и трудно перевариваемыми, однако оголтелым авантюризмом и совершенно магическим моментам чистого, поэтического кинематографа в «Гранд туре» невозможно не восхититься.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Снова наступит рассвет» / When the Lights Breaks (2024)

Режиссер: Рунар Рунарссон

В ролях: Элин Холл, Катла Ньялсдоуттир, Микаэла Каабер и другие

Архивы пресс-службы

Девушка Уна влюблена в Дидди, который тоже ее сильно любит и завтра обещает расстаться с Кларой, чтобы наконец быть только с Уной. Но для Дидди завтра так и не наступает: на выезде из города случается страшная катастрофа, которая уносит жизни сотни людей. Теперь в душе Уны бушуют два противоречивых чувства: с одной стороны, ей тяжело пережить утрату близкого, но с другой, она испытывает огромную обиду, что, кроме нее, никто не знает правду и все теперь сочувствуют лишь только Кларе.

Исландец Рунар Рунарссон – большой мастер запечатлевать общество в моменте всеобщего единения и наблюдать за тем, как функционируют социологические механизмы. Его предыдущий фильм («Эхо») представлял собой слепок из 56 несвязных сцен из жизни исландцев, готовящихся к Рождеству. В лаконичной драме «Снова наступит рассвет» народ объединяется уже не на почве праздника, а на почве национальной трагедии – и тоже в едином моменте: фильм охватывает лишь сутки после катастрофы. Такое кино отрезвляет как северный ветер, оно брутальное и красивое, как всё, что собой представляет Исландия. Болезненное, выражено авторское, но важное кино, которое редко доходит до отечественного проката, отчего ценится в разы дороже. Одна из героинь задается вопросом, является ли впечатление – искусством. Каждый, наверное, ответит для себя сам, но вот что однозначно: после фильма «Снова наступит рассвет» незабываемые впечатления вам точно гарантированы.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Ущелье» / The Gorge (2025)

Режиссер: Скотт Дерриксон

В ролях: Майлз Теллер, Аня Тейлор-Джой, Сигурни Уивер и другие

Архивы пресс-службы

14 февраля Apple TV+ выпустил один из самых неочевидных ромкомов, которые можно было бы приурочить ко Дню всех влюбленных. Морского пехотинца в отставке Левая (Майлз Теллер) нанимают для выполнения необычного и крайне секретного задания. На следующие 356 дней он должен глубоко в лесу стать смотрителем северной смотровой вышки и охранять таинственное ущелье, из которого, по словам предыдущего смотрителя, могут выбраться жуткие создания. Он отрезан от цивилизации и месяцами томится в полном одиночестве. Ему запрещено выходить на контакт даже с коллегой из южной вышки, но когда он случайно замечает в бинокль, что его коллега – это такая же скучающая от рутины девушка с внешностью Ани Тейлор-Джой, про соблюдение протоколов безопасности все благополучно забывают.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Ущелье» ― это дикий коктейль жанров: громкий боевик с научно-фантастическим уклоном, романтическая история любви на расстоянии, которая периодически перекидывает тросы на территорию хоррора. Последнее совсем не удивляет с учетом того, кто режиссер: Скотт Дерриксон до этого снимал «Синистер», «Шесть демонов Эмили Роуз» и «Черный телефон». Удивляет, однако, то, насколько неплоха в фильме именно любовная линия – между Теллером и Тейлор-Джой определённо что-то есть (кроме огромного ущелья).

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Во время просмотра не покидает ощущение, что создатели много вдохновлялись видеоиграми, в частности их логикой и зрелищностью. Завязка похожа на Firewatch, обстрел существ напомнит Doom, а в третьем акте часто будет вспоминаться The Last of Us. Из фильмов «Ущелье» ближе всего, как ни странно, к «Аннигиляции» Алекса Гарленда (аргументировать без спойлеров не получится, так что вы сами всё поймете, когда увидите). Сценарий не лишен штампов, однако поклонники необычного жанрового кино, видеоигр и любовных историй с приставкой «экшен», скорее всего, на это без стыда закроют глаза.