8 фильмов — победителей кинофестиваля «Сандэнс» прошлых лет, которые стоит посмотреть

«Достаточно стар» / Old Enough (1984)
Режиссер: Мариса Сильвер.
В ролях: Сара Бойд, Рейнбоу Харвест, Нилл Бэрри и другие.

История кинофестиваля «Сандэнс» началась с победы картины Марисы Сильвер «Достаточно стар» (корректнее был бы женский род в названии, поскольку герои тут все-таки две девушки). История в фильме достаточно проста: есть 12-летняя девчонка Лонни (Сара Бойд) из богатой нью-йоркской семьи, проживающей в престижном районе, и есть 14-летняя Карен (Рейнбоу Харвест) — взрослая не по годам тусовщица с улицы. Волей судьбы девочки начинают дружить и учить друг друга всякому: одна другую, например, как незаметно воровать в супермаркете и прогуливать школу, а та, что понаивнее, в ответ — как быть честной самой с собой и ценить дружбу.
Сейчас подобным фильмом уже никого не удивить, но влияние картины Марисы Сильвер как первого победителя фестиваля независимого кино все-таки нельзя недооценивать (есть подозрение, что Грета Гервиг смотрела его хотя бы раз). Old Enough словно бы задал тон к дальнейшему программированию «Сандэнса», который всегда был и будет про поиск новых талантов и актуальных тем, про акцентирование на простых человеческих историях, снятых с душой. У Сильвер именно такое простое кино с вечной актуальностью, ибо дети всегда будут расти, совершать ошибки и, если повезет, учиться преодолевать их с помощью верных друзей.
«Просто кровь» / Blood Simple (1984)
Режиссеры: Джоэл и Итан Коэны.
В ролях: Джон Гец, Фрэнсис Макдорманд, Дэн Хедайя и другие.

А на следующий год «Сандэнс» уже стал легендарным. Тогда в конкурсе победил дебютный фильм братьев Коэн «Просто кровь» (обойдя «Более странно, чем в раю» Джармуша). Выбор тогдашнего жюри вполне очевиден: перед стилем и твердостью такого мастерски снятого нуара невозможно устоять — было сразу видно, что авторы далеко пойдут. В основе сюжета мрачно-ироничная история о том, как муж решил нанять частного сыщика, чтобы доказать факт измены жены с барменом, но сыщик оказался нечист на руку. В итоге то, что заварили ревнивые и корыстные мужики, пришлось расхлебывать женщине (потрясающая дебютная роль Фрэнсис Макдорманд). Удивительно, как один этот фильм стал сгустком стольких талантливых людей, и карьера каждого стартовала именно отсюда — речь не только про Коэнов и Макдорманд, но и про композитора Картера Беруэлла и оператора Барри Зонненфельда, впоследствии ставшего уважаемым режиссером.
«Американское великолепие» / American Splendor (2003)
Режиссеры: Шари Спрингер Берман и Роберт Пульчини.
В ролях: Пол Джаматти, Хоуп Дэвис, Джуда Фридландер и другие.

Нашлось место в конкурсе фестиваля независимого кино и фильмам по комиксам — правда, это были несколько другие кинокомиксы, чем те, что мы представляем сейчас, услышав такое понятие. Комиксы не всегда про супергероев и не всегда для детей, как доказывает герой «Американского великолепия», простой клерк Харви Пекар, который однажды решил писать комиксы на основе своей скучной повседневной жизни. Он стал документировать все вокруг: что ест на завтрак, как его раздражают люди в супермаркетах, почему он лысеет (сейчас бы персонажа назвали токсичным скуфом). И таким образом прославился. Это реальная история успеха с приятным метакомментированием настоящего Пекара, который появляется между сцен и добавляет истории контекст. В фильме автора комикса сыграл Пол Джаматти, и это была его прорывная роль.
«Зимняя кость» / Winter’s Bone (2010)
Режиссер: Дебра Граник.
В ролях: Дженнифер Лоуренс, Джон Хоукс, Гаррет Диллахант и другие.
«Зимняя кость» открыла миру актрису Дженнифер Лоуренс, которая за роль дерзкой, вынужденной резко повзрослеть 17-летней девчонки из американской глубинки получила по номинации на «Золотой глобус» и «Оскар». Реалистичный, суровый и окутанный холодными ветрами триллер Дебры Граник рассказывает о девушке, которой приходится обеспечивать себя и младших брата и сестру, пока мать сильно болеет, а отец сидит в тюрьме. Краски сгущаются еще больше после извещения местного шерифа о том, что власти вот-вот отберут их дом из-за неуплаты. Мощная драма с первоклассной режиссурой от одной из главных представительниц американской инди-сцены.
«Звери дикого Юга» / Beasts of the Southern Wild (2012)
Режиссер: Бен Зайтлин.
В ролях: Куавенжане Уоллис, Леви Истерли, Дуайт Генри и другие.

Фильм-сенсация, покоривший «Сандэнс», Канны (лучший дебют) и получивший четыре номинации на «Оскар», — это невероятная по красоте сказка для взрослых в стиле магического реализма. Шестилетняя девочка (Куавенжане Уоллис, ставшая самой молодой номинанткой на «Оскар» в истории) живет где-то на краю света со строгим и уже немолодым отцом Винком. Когда папу подкашивает неизвестная болезнь, девочка решает отправиться в опасное приключение на поиски мамы. Фильм обескураживает живописной съемкой на 16-миллиметровую камеру и прекрасно передает дух безграничного полета детской фантазии. Бен Зайтлин оказался талантливым визионером, жаль, что с тех пор он снял только одну картину, и то заметно уступающую «Зверям дикого Юга».
«Станция "Фрутвейл"» / Fruitvale Station (2013)
Режиссер: Райан Куглер.
В ролях: Майкл Б. Джордан, Мелони Диас, Октавия Спенсер и другие.

Остросоциальная «Станция "Фрутвейл"» стала большим событием для всего чернокожего комьюнити, предвосхитив победу «Лунного света» на «Оскаре», когда взяла главный приз «Сандэнса» и награду за дебют в Каннах. История простого чернокожего парня и примерного семьянина, не замеченного ни в чем криминальном. Однажды он столкнулся с совершенно беспочвенной полицейской агрессией на улице, и тут его жизнь пошла под откос. В основе — реальная история, которая снята с отрезвляющей строгостью и полудокументальной беспристрастностью. Как и в случае с «Просто кровью», «Фрутвейл» проложил путь в Голливуд множеству талантливых людей: режиссеру Райану Куглеру, актеру Майклу Б. Джордану, оператору Рэйчел Моррисон и дважды оскароносному композитору Людвигу Горанссону, которому скоро писать музыку к новому фильму Кристофера Нолана.
«Одержимость» / Whiplash (2014)
Режиссер: Дэмьен Шазелл.
В ролях: Майлз Теллер, Дж. К. Симмонс, Пол Райзер и другие.

«Одержимость», несмотря на бытующее утверждение, не является режиссерским дебютом Шазелла, но это абсолютно точно фильм, сделавший его знаменитым. Отсюда справедливо утверждать, что будущего оскаровского лауреата открыл именно фестиваль «Сандэнс». Музыкальная драма про настырного барабанщика (все еще лучшая роль Майлза Теллера) и его безжалостного наставника-дирижера (сокрушительный перфоманс Дж. К. Симмонса) — образец безукоризненной режиссуры и удерживающей зрителя в постоянном напряжении драматургии. «Одержимость», возможно, последний на данный момент пример большого американского кинематографа, бравшего главный приз «Сандэнса».
«CODA: Ребенок глухих родителей» / CODA (2020)
Режиссер: Шан Хайдер.
В ролях: Эмилия Джонс, Эухенио Дербес, Трой Коцур и другие.

CODA — не великое кино и даже далеко не из лучших победителей «Сандэнса», однако милая и трогательная картина Шан Хайдер взяла «Оскар» за лучший фильм, чего с лауреатами «Сандэнса» не случалось за всю историю фестиваля никогда. Кино предельно простое и с универсально понятной моральной дилеммой: слышащая дочь глухих родителей вынуждена выбирать между семьей и личными интересами (занятием музыкой). Что она выберет? Да какая разница, ведь зритель будет сопереживать любому из ее решений. Так снято это кино: с водопадом искренних чувств и россыпью обаятельных актерских работ.