За что мы любим премию «Грэмми», даже когда ненавидим
А кто вообще победил?
Перед тем как начать говорить хорошее про «Грэмми», надо рассказать, кто получил главные статуэтки в 2025 году. Премию вручают в 84 категориях, и не все из них интересны широкой публике — например, американская рутс-музыка, разговорный жанр, комедия, нью-эйдж, классика и госпел. В основном все ждут объявления главных наград за альбом и песню года вне зависимости от жанра, а также раздачи статуэток в поп-, рэп-, рок-, R&B- и альтернативных категориях.
Так, в 2025 году альбомом года стал Cowboy Carter Бейонсе (она же царствовала в главных кантри-номинациях), запись и песню года забрал Кендрик Ламар с Not Like Us, лучшим новым артистом назвали Чапелл Рон. Если говорить об отраслевых категориях, то в поп-сегменте главные награды забрала взлетевшая в 2024-м поп-звездочка Сабрина Карпентер, в рэпе лучшим альбомом назвали Alligator Bites Never Heal артистки Doechii, а главной рэп-песней — все ту же Not Like Us Кендрика Ламара.
Brat Charli XCX, несмотря на поп-культурный и даже политический импакт в 2024 году, удостоился лишь награды за лучший танцевальный/электронный альбом. В рок-номинациях, как часто бывает на «Грэмми», доминировали мастодонты: The Beatles (2024 год!) почтили наградой за «лучшее рок-исполнение», а The Rolling Stones — за рок-альбом года. Из примечательного: три статуэтки забрала певица St. Vincent — в альтернативе за альбом и исполнение и в роке за песню года.
Естественно, как это постоянно бывает на «Грэмми» и премиях в принципе, результаты понравились не всем — соцсети взорвались негодованием. Парадоксально, но это буквально первая вещь, за которую можно быть благодарным «Грэмми».
«Грэмми» — это эмоции
Наутро после вручения наград в ленте можно было увидеть с пару десятков тиктоков об итогах «Грэмми». Там все эмоции на свете: гнев, негодование, непонимание, отрицание, удивление.
К этому шквалу эмоций сложно не присоединиться. Открытый вопрос, на который нет ответа: как и почему главную награду года получил альбом Cowboy Carter? Да, Бейонсе успешно освоила не самый родной для себя жанр кантри, коммерчески в этом преуспела и решила важную для своей карьеры творческую задачу. Это важно для канона, фигуры и дискографии Бейонсе, это важно для слушателя Бейонсе. Но так ли это важно в масштабах мира, чтобы ставить его выше альбома Brat — как ни крути, большого поп-культурного феномена 2024 года, подарившего одну из самых узнаваемых обложек и связанную с ней эстетику, которую растащили на мерч во всех уголках мира? Кислотно-салатовые футболки, стикеры, чехлы для телефона с надписью Brat — все это с удовольствием носят девчонки и ребята хоть из России, хоть из Индонезии. Про мерч с Cowboy Carter то же самое сказать нельзя. Альбом понравился жюри премии, фанатам Бейонсе и в целом американцам (в топ-10 продаж в США он все же вошел), но вряд ли оставил поп-культурное наследие, кроме размышлений на тему «кантри теперь не только белая музыка, мы раздвигаем границы». При этом Cowboy Carter несравним ни по культурному наследию с Brat, ни по продажам с Short’n’Sweet Сабрины Карпентер и The Torture Poets Department Тейлор Свифт. Ну и заметка на полях: это происходит на фоне грандиозного скандала с P. Diddy, в который оказались вовлечены и Бейонсе, и ее муж Jay-Z, что породило теории заговора, мол, Бей причастна и к скандальным вечеринкам Дидди, и даже к смертям R&B-певиц Алии и Лизы Лопес. В свете победы альбома Cowboy Carter это создаст новые теории заговора и новые разговоры о темной стороне Бейонсе.
С другой стороны, именно этот шквал негатива придает «Грэмми» больше событийности и создает ощущение бурлящей и кипящей жизни. Еще не прошли сутки, а я уже прочитал много постов в музыкальном телеграме и тредов в реддите, а также посмотрел много рилзов и тиктоков о несправедливости жюри главной американской премии в этом году.
В последние годы многие просвещенные слушатели посчитали общим местом ставить под вопрос релевантность консервативной «Грэмми» эпохе стриминга, соцсетей и коротких видео и в целом обесценивать премию. Но именно дружное и хоровое неравнодушие к результатам «Грэмми» — главный показатель того, что премия нужна и она живее всех живых. Чем больше мы ее ругаем, тем больше про нее говорим — и тем больше легитимизируем.
«Грэмми» — это красота и ритуальность
Если проходит премия «Грэмми», это значит, что вы на следующий день столкнетесь с десятками подборок, кто из звезд во что оделся на красной дорожке. В этой торжественности, праздничности и ритуальности и есть то, что делает премию «Грэмми» премией «Грэмми».
С одной стороны, мы живем в мире прозрачных цифр, которые нам дает тот же Spotify, и видим наглядно, что Espresso — песня года. С другой стороны, сухие цифры стримингов не дадут нам событие, не соберут поп-звезд в одном месте, не оденут их в образы, которые разлетятся по соцсетям и подборкам. И не подарят моменты эмоций, когда, например, плачущая Оливия Родриго получает несколько статуэток и произносит трогательную благодарственную речь. Ритуальность и праздничность — редкая и даже желанная вещь в функциональном мире, поэтому премия «Грэмми», может, и выглядит как анахронизм в эпоху соцсетей, но как красивый и нужный анахронизм.
«Грэмми» — это иконические выступления
В конце концов на церемонии «Грэмми» еще и выступают. Премия негласно считается главной в мире, поэтому и внимание артистов к своим номерам особое.
Так, «Грэмми» подарила нам очень много каноничных лайвов. Давайте их вспомним. Например, внезапная сценическая химия между Дуа Липой и St. Vincent в 2019 году. Или трогательный трибьют умершему лидеру легенд панка The Clash Джо Страммеру от Брюса Спрингстина, Элвиса Костелло и Дейва Грола в 2003-м. Или тихий комнатный лайв Билли Айлиш, который прямо в процессе превратился в стадионное рок-шоу в 2022-м. Спасибо «Грэмми» за это!
«Грэмми» — все еще и зеркало поп-культуры. Хоть и кривое
Надо признать: в силу международной изоляции России мы сейчас находимся в самой дальней точке оторванности от западной поп-культуры — притом что этот процесс запустился даже не в 2022 году, а раньше, когда российский слушатель массово переключился на местную музыку и выкинул из чартов примерно все западное. Сейчас этот процесс дошел до крайней точки: если в 2001 году на улицах даже самого маленького города прохожие ответили бы на вопрос, кто такая Бритни Спирс, то в 2025-м немногие даже на Цветном бульваре ответят, кто такая Сабрина Карпентер.
Премия «Грэмми» — довольно редкий повод, когда музыкальная повестка в принципе врывается в обычные новостные ленты (второй такой — «Евровидение», но это явно отдельный разговор). В этом смысле номинации и награды «Грэмми» — отличный быстрый дайджест того, что происходит в поп-культуре. Бегло просмотрев результаты «Грэмми»-2025, можно понять, что Сабрина Карпентер сейчас правит в поп-музыке, что Чапелл Рон — это новая большая звезда, артистка Doechii представляет новую волну женского рэпа и так далее. Из этого уже можно составить более-менее целостную картину.