Боксер, наследник, бунтарь: лучшие фильмы с Полом Ньюманом

26 января 1925 года в Кливленде родился Пол Ньюман, впоследствии ставший одним из столпов Голливуда и покоривший своими голубыми глазами весь мир. В жизни — актер, бизнесмен, борец за справедливость и бесстрашный гонщик. На экране — Буч Кэссиди, Хладнокровный Люк и Рокки Грациано. Наследие Пола Ньюмана одной статьей не охватить, поэтому мы лишь отдаем дань уважения его впечатляющей карьере и вспоминаем десятку каноничных фильмов с участием актера.

«Кто-то там наверху любит меня» / Somebody Up There Likes Me (1956)

Режиссер: Роберт Уайз

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Legion-Media

Не было бы счастья, да несчастье помогло. Эта пословица лучше всего подходит под описание старта актерской карьеры Пола Ньюмана. В боксерской драме «Кто-то там наверху любит меня» про нелегкий путь к славе Рокки Грациано главную роль должен был сыграть Джеймс Дин, но тот трагически погиб в автокатастрофе незадолго до начала съемок. Несмотря на то что в образе Рокки проглядывается задел под экспрессию Дина, молодой Ньюман сумел сделать персонажа полностью своим. После малоубедительных результатов на актерском поприще в этот раз Пол хорошенько подготовился к роли: подолгу оставался в спортзале, наращивая необходимую для боксера мышечную массу, учился говорить с итальянским акцентом. Все старания в итоге оправдались — картина Роберта Уайза сделала Пола Ньюмана знаменитым. Позже актер снова «донашивал» роль за Джеймсом Дином и сыграл бандита Билли Кида в вестерне Артура Пенна «Пистолет в левой руке».

«Кошка на раскаленной крыше» / Cat on a Hot Tin Roof (1958)

Режиссер: Ричард Брукс

Архивы пресс-службы
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В 1958-м Ньюман сам был как кошка на раскаленной крыше, снявшись сразу в трех высокооцененных фильмах за год. Первый из них — экранизация пьесы Теннесси Уильямса о том, как наследники богатого умирающего южанина не могут поделить деньги отца — все, кроме младшего сына (Пол Ньюман), которому от строгого папаши вообще ничего не нужно. Автор пьесы экранизацию разгромил, потому что при переносе на экран из-за ограничений кодекса Хейнса многие важные для сюжета линии пошли под нож. Однако это не помешало Ньюману за свою игру получить первую номинацию на «Оскар».

«Долгое жаркое лето» / The Long, Hot Summer (1958)

Режиссер: Мартин Ритт

Legion-Media

Загорелый голубоглазый Пол Ньюман в рабочей рубашке и с обольстительной улыбкой, потеющий под палящим летним солнцем и аппетитно откусывающий сочный арбуз... Этот образ трудно забыть после просмотра фильма Мартина Ритта. На сей раз это экранизация Фолкнера: маленький город вдоль Миссисипи оживает с приездом скрывающегося после поджога сарая работяги Бена (Пол Ньюман, получивший приз Каннского кинофестиваля за эту роль). Первым делом он знакомится с местной красоткой Кларой (Джоан Вудворд), а потом и с ее отцом, богатым землевладельцем Уиллом Варнером (Орсон Уэллс), который все никак не может выдать дочку замуж. Ньюман тогда был женат и имел трех детей от брака с Джеки Ньюман, однако на съемках «Долгого жаркого лета» он познакомился с Джоан Вудворд и влюбился с первого взгляда. Она стала его второй женой, а их брак — одним из самых крепких союзов за всю историю Голливуда. Ни одна партнерша по фильму больше не могла соблазнить Ньюмана, на этот счет у него даже появилась коронная фраза для отказа: «Зачем мне покупать гамбургер, когда дома меня ждет сочный натуральный бифштекс?»

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Бильярдист» / The Hustler (1961)

Режиссер: Роберт Россен

Legion-Media

Картина Роберта Россена не только классика американского кино, но и прекрасный стартовый пункт для знакомства с Полом Ньюманом. Это почти боевик, в котором весь экшен происходит за бильярдным столом. Профессиональный игрок в пул колесит со своим менеджером по барам Америки, где сначала прикидывается неумелым бильярдистом, сливая одну партию за другой, а когда ставки повышаются, он филигранно обыгрывает всех. Так Эдди (Пол Ньюман) и зарабатывает на жизнь, пока не сталкивается с «толстяком» Бертом, «лучшим из лучших». Эдди ему проигрывает и теперь вынужден работать на него до тех пор, пока не выплатит долг.

Главным «соперником» Ньюмана в Голливуде в те года был Марлон Брандо, и здесь Пол на него очень сильно похож — не только внешне, но по манере игры. Сама картина по атмосфере напоминает «В порту», что тоже наталкивает на сравнение двух будущих мэтров. За роль в «Бильярдисте» Ньюман получил номинацию на «Оскар». 25 лет спустя Мартин Скорсезе снял продолжение — «Цвет денег», в котором уже опытный и мудрый Эдди становится наставником героя Тома Круза. А вот эта роль уже принесла Ньюману заветный «Оскар», хотя ровно год назад он получил свою первую статуэтку, правда, совокупно за вклад в кинематограф. Получается, поспешили и слишком рано списали со счетов.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Хад»/Hud (1962)

Режиссер: Мартин Ритт

Legion-Media

Пол Ньюман признавал, что его красота ему часто мешает: «Все видят мои голубые глаза, улыбку и забывают, что я актер». Именно поэтому Ньюман старался тщательно выбирать роли и отдавал предпочтение сложным драматическим портретам. Молодой и порочный Хад из одноименного вестерна Мартина Ритта как раз одна из таких ролей. Здесь его актерские навыки вышли на новый уровень: имея природные данные богоподобного существа, за которые зрители авансом были готовы отдать Ньюману свои сердца, актер сыграл низкого и подлого мерзавца, которому совсем непросто симпатизировать. Хад, получив во владение ранчо отца, трудившегося всю жизнь не покладая рук, совсем не желает вести хозяйство. Ему хочется лишь пить, гулять и совращать замужних дам. У Ньюмана снова номинация на «Оскар».

«Хладнокровный Люк» / Cool Hand Luke (1967)

Режиссер: Стюарт Розенберг

Legion-Media
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

У Стива МакКуина есть «Большой побег», у Жана Габена — «Великая иллюзия», у Клинта Иствуда — «Побег из Алькатраса», у Джека Николсона — «Пролетая над гнездом кукушки», а у Пола Ньюмана есть «Хладнокровный Люк». Нонконформистская драма о побеге из заключения, где исполнитель главной роли выдал один из самых пронзительных и каноничных перформансов в карьере. Люк попадает в исправительный лагерь за порчу общественного имущества, где легко завоевывает уважение заключенных — во многом за счет своего бунтующего характера. Лента Стюарта Розенберга — это реалистичная драма человека, патологически не способного адаптироваться ни под какие правила, что в тюрьме, что за ее пределами. Примерно на такой ноте начинался «Новый Голливуд».

«Буч Кэссиди и Сандэнс Кид» / Butch Cassidy and the Sundance Kid (1969)

Режиссер: Джордж Рой Хилл

Legion-Media

Вестерн «Буч Кэссиди и Сандэнс Кид» стал самым кассовым фильмом года, но на момент выхода его разгромила пресса. Сейчас кино считается классикой жанра, национальной гордостью и входит в пантеон лучших картин эпохи «Нового Голливуда». Время опять расставило все по местам. Вероятно, тогдашним зрителям кино показалось слишком выбивающимся из колеи классических вестернов, слишком лиричным произведением, изворотливым и во многом полагающимся на химию двух звезд. Два бандита, смышленый Буч Кэссиди (Пол Ньюман) и самый меткий стрелок на Диком Западе по прозвищу Сандэнс Кид (Роберт Редфорд), решают дважды ограбить один и тот же поезд: сейчас и на обратном пути, когда его снова наполнят золотом. Да-да, именно в честь этого своего персонажа Редфорд впоследствии назовет главный фестиваль независимого кино в Америке.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Афера» / The Sting (1973)

Режиссер: Джордж Рой Хилл

Legion-Media

Проверенное трио Ньюман — Редфорд — Хилл снова объединило усилия в 1973 году и, по мнению киноакадемии, сняло тогда лучший фильм года. На этот раз это не вестерн, а отчасти бадди-комедия, отчасти фильм-ограбление. Два мелких мошенника (Ньюман и Редфорд) задумали в Америке 1930-х годов обокрасть влиятельного мафиози (Роберт Шоу). «Афера» имела огромный успех (и семь «Оскаров»), благодаря которому ставшая немного провисать карьера Ньюмана получила новый виток. В отличие от предыдущего совместного проекта уже упомянутой троицы, эта картина получилась значительно более развлекательной и, как результат, вошла в перечень наиболее значимых в культурном плане произведений США. Несмотря на то что номинацию на «Оскар» из дуэта получил только Редфорд, это никак не повлияло на крепкую дружбу Роберта и Пола. Незадолго до смерти последнего они даже планировали завершить духовную трилогию и сняться в экранизации книги Билла Брайсона «Прогулка по лесам». Фильм в итоге все-таки вышел в 2015-м, где предназначенную Ньюману роль сыграл Ник Нолти.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Вердикт» / The Verdict (1982)

Режиссер: Сидни Люмет

Legion-Media
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Автор нетленной классики судебного кино «12 разгневанных мужчин» Сидни Люмет в свою новую юридическую драму пригласил Пола Ньюмана на роль спившегося и разбитого адвоката, которому на закате карьеры предложили дело, способное вернуть ему былую славу. Из-за халатности врачей католической больницы во время родов пациентке ввели неверную дозу анестезии, после чего она потеряла ребенка и уже никогда не сможет жить полноценной жизнью. Адвокату Фрэнсису сначала предлагают крупную сумму денег, чтобы скрыть произошедшее от публики, однако он решает, что будет бороться до конца, даже если в противниках у него не конкретные люди, а целая система. С годами Ньюман стал представительнее, седина придала ему солидности, его роли сильнее углублялись в психологизм конкретных обстоятельств, определяющих человека как личность. В случае «Вердикта» это конфликт личных интересов и бескорыстного стремления к справедливости. Последнее Ньюман выбирал не только в кино, но и в реальной жизни, борясь с расовой дискриминацией в стране и с произволом продюсеров и киностудий в Голливуде.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Дураков нет» / Nobody’s Fool (1994)

Режиссер: Роберт Бентон

Legion-Media

Одна из поздних ролей Ньюмана, принесшая ему девятую (из десяти) номинаций на «Оскар» и «Серебряного медведя» за лучшую мужскую роль на Берлинском кинофестивале. Здесь он играет 60-летнего добродушного старика Салли, которого в городе все знают из-за его несерьезного отношения к жизни. Чтобы как-то заработать на пропитание, он соглашается на мелкие поручения хамоватого прораба (Брюс Уиллис), но все меняется с приездом в город взрослого сына Салли с семьей. На седьмом десятке герою все-таки предстоит научиться ответственности. У Бентона получилось меланхоличное жизненное драмеди в духе работ Александра Пэйна, где градус сентиментальности удается сбить трезвой и взвешенной актерской игрой Ньюмана.

Свою десятую номинацию на «Оскар» актер получил за роль в «Проклятом пути» Сэма Мендеса, что в целом доказывает последовательность Пола Ньюмана в тщательном выборе материала. Конечно, как и у всех икон Голливуда, у него были неудачи и творческие провалы, однако его столь длительной, разноплановой и успешной карьере позавидовал бы любой актер. До самого конца Пол Ньюман, стоило ему появиться на экране (или у микрофона озвучания: вспомним Дока Хадсона из «Тачек»), всегда умел завладеть зрительским вниманием и остаться в памяти. Так пусть он будет там навеки.