От «Друзей Оушена» и «Супер Майка» до «Заражения» и «Присутствия»: с чего начать смотреть Стивена Содерберга
«Секс, ложь и видео» / Sex, Lies, and Videotape (1989)
В ролях: Джеймс Спэйдер, Энди Макдауэлл, Питер Галлахер, Лора Сан Джакомо и другие.

Скучающая домохозяйка Энн (Энди Макдауэлл) не догадывается, что ее муж Джон (Питер Галлахер) изменяет ей с ее же сестрой Синтией (Лора Сан Джакомо). Внезапный приезд Грэма (Джеймс Спэйдер), старого приятеля мужа, наводит замкнутую Энн на череду психосексуальных откровений. Дебют 26-летнего Содерберга взял главный приз Каннского кинофестиваля (после Луи Маля он самый молодой обладатель этой награды), а в США «Секс, ложь и видео» стал программным фильмом, который сформировал новую волну смелого авторского кино на базе фестиваля «Сандэнс». А дальше эстафетную палочку Стивена Содерберга подхватили впоследствии такие суперзвезды режиссуры, как Даррен Аронофски, Пол Томас Андерсон, Роберт Родригес и, конечно же, Квентин Тарантино.
«Вне поля зрения» / Out of Sight (1998)
В ролях: Джордж Клуни, Дженнифер Лопес, Винг Реймз, Дон Чидл, Стив Зан и другие.

После череды экспериментов с жанрами («Кафка», «Царь горы»), формой («Анатомия Грэя») и со сменой амплуа («Шизополис») Стивен Содерберг взялся за экранизацию романа Элмора Леонарда «С глаз долой», и так родился его первый зрительский хит. «Вне поля зрения» — это обаятельный бульварный роман в обложке иронично-криминального нуара. Харизматичный грабитель банков (Джордж Клуни) и строгая следовательница (Дженнифер Лопес) играют в кошки-мышки по всей стране. Но первый не особо-то и убегает, а вторая — не особо-то и ловит: все потому, что они не могут устоять перед чарами друг друга. В фильме много стреляют, но сбивают наповал здесь не пули, а обжигающая химия между Клуни и Лопес. В наши дни, честно говоря, такую страсть на экране увидишь не часто.
«Эрин Брокович» / Erin Brockovich (2000)
В ролях: Джулия Робертс, Альберт Финни, Аарон Экхарт и другие.

Мать-одиночка Эрин Брокович (Джулия Робертс) благодаря пробивному характеру устраивается в небольшую юридическую компанию и зубами вгрызается в предоставленную ей возможность. Героиня с ходу нацеливается на самую крупную рыбу в городе — огромную корпорацию, которая сливает токсичные отходы в местные воды. Содерберг снял впечатляющий по накалу страстей антикапиталистический байопик, в котором Давид в лице саркастичной правозащитницы всеми силами и в одиночку пытается повалить Голиафа. Джулия Робертс за эту сложнейшую роль получила свой первый и единственный «Оскар».
«Траффик»/Traffic (2000)
В ролях: Майкл Дуглас, Бенисио Дель Торо, Кэтрин Зета-Джонс, Дон Чидл и другие.

На премии «Оскар» в 2001 году одна из главных интриг вечера заключалась в том, кто получит награду за лучшую режиссерскую работу: Стивен Содерберг или Стивен Содерберг. В тот год соревновались «Эрин Брокович» и «Траффик» — последний как раз и принес режиссеру золотую статуэтку. Перед амбициями «Траффика» по сей день трудно устоять, притом что мы за два десятилетия столько всего насмотрелись про картели, наркотики и беспредел на мексиканской границе, начиная с сериала «Во все тяжкие» и заканчивая «Убийцей» Вильнева или свежей «Эмилией Перес» Одиара. Кино Содерберга — это неохватываемое взглядом панно, на котором изображен хитро переплетающийся круговорот преступной деятельности в Америке на стыке веков. В фильме нет главного героя, повествование подано пересекающимися сюжетными линиями, описывающими одну из цепочек системы: мексиканские картели, американское правительство, дилеры, наркоманы, полицейские — замешаны все, и, как говорилось в «Левиафане», все виноваты во всем.
«Одиннадцать друзей Оушена» / Ocean’s Eleven (2001)
В ролях: Джордж Клуни, Брэд Питт, Мэтт Дэймон, Джулия Робертс, Кейси Аффлек и другие.

Будучи на пике, Стивен Содерберг не стал сбавлять обороты и следом взялся за свой главный блокбастер в карьере. Им стал ремейк «Одиннадцати друзей Оушена» (оригинал вышел в 1960-м), который с легкой режиссерской руки Содерберга превратился в развеселый голливудский киноаттракцион с кучей звезд первой величины. По сюжету опытный вор Дэнни Оушен (Джордж Клуни) выходит из тюрьмы и тут же планирует новое ограбление. Его цель — три крупнейших казино Лас-Вегаса, но, чтобы провернуть столь непростое дельце, Дэнни сначала нужно собрать команду профессионалов. Чистое удовольствие наблюдать за тем, как режиссер обыгрывает каноны фильмов ограблений и работает с большим актерским ансамблем.
«Че»/Che (2008)
В ролях: Бенисио Дель Торо, Демиан Бичир, Сантьяго Кабрера и другие.

Состоящий из двух фильмов историко-биографический опус о жизни аргентинского врача, который стал революционером, известным как Че Гевара, вывел кинематографию Содерберга на небывалый по размаху уровень постановки. В общей сложности кино идет практически пять часов и охватывает не одно десятилетие из жизни кумира бунтующей молодежи. Главного героя играет Бенисио Дель Торо, получивший за эту роль награду Каннского кинофестиваля. Редкий байопик, который требует концентрации и вступает со зрителем в интеллектуальный диалог, а не просто пересказывает факты из «Википедии».
«Заражение»/Contagion (2011)
В ролях: Мэтт Дэймон, Лоренс Фишберн, Джуд Лоу, Кейт Уинслет и другие.

Пророческий фильм, во многом предсказавший пандемию коронавируса и панику, что охватила мир. По форме изложения кино Содерберга похоже на работы Роберта Отлмена: здесь тоже нет главного героя, лишь последовательность действий. Такой метод идеально передает хронику распространения смертельного вируса по планете — через прикосновения, дезинформацию, нежелание верить в то, что не понимаешь. «Заражение» само напоминает растущий биологический организм, подключая к истории все больше лиц (зачастую голливудских звезд: Кейт Уинслет, Джуда Лоу, Мэтта Дэймона и прочих) и превращаясь в масштабный фильм-катастрофу с каждой новой сценой.
«Супер Майк» / Magic Mike (2012)
В ролях: Ченнинг Татум, Алекс Петтифер, Мэттью Макконахи, Мэтт Бомер и другие.

Мужская мелодрама о мужском стриптизе. «Супер Майк» частично основан на личном опыте исполнителя главной роли Ченнинга Татума, который до актерства занимался экзотическими танцами. В одном из самых нежных, чувственных и лиричных фильмов Стивена Содерберга Татум играет начинающего стриптизера. Его наставником становится профессионал своего дела с большим талантом Даллас (Мэттью Макконахи). «Супер Майк» совсем не про стриптиз, это такой скорсезовский слепок мужского мира, правда, на этот раз перед нами не гангстеры с пулеметами, а накачанные мужики, пытающиеся за броней рельефных тел скрыть свои искалеченные души.
«Удача Логана» / Logan Lucky (2017)
В ролях: Ченнинг Татум, Адам Драйвер, Дэниэл Крэйг и другие.

Кто-то справедливо называет «Удачу Логана» облегченной версией «Одиннадцати друзей Оушена», и отчасти это так. Этот фильм про ограбление скромнее, более приземленный, но в разы смешнее и смышленее. Два незаурядных брата (первоклассный комедийный тандем Ченнинга Татума и Адама Драйвера) решаются обчистить стадион во время большого гоночного чемпионата. Довести план до ума они просят матерого вора Джо Бэнга (для роли которого Дэниэл Крэйг даже перекрасился в блондина). Невнимательный зритель уделит все внимание развлекательной афере, на что и был расчет, хотя здесь стоит следить за руками: Содерберг точечно изображает быт и социальные особенности жителей из центральных штатов Америки.
«Не в себе» / Unsane (2016)
В ролях: Клэр Фой, Джошуа Леонард, Джей Фэро и другие.

Камерный психологический триллер с Клэр Фой в главной роли с увлекательностью жанрового кино тоже поднимает важную социальную проблематику, а именно то, как современная система здравоохранения в США наживается на простых гражданах. Героиня бежит от своего преследователя в другой штат, где не по своей воле оказывается запертой в психиатрической больнице. В качестве эксперимента Содерберг снял этот фильм на iPhone, что добавило ему (благодаря широкоугольной съемке) ощущение слегка искаженной реальности вокруг героини.
«Кими»/Kimi (2021)
В ролях: Зои Кравиц, Байрон Бауэрс и другие.

Перифраз хичкоковского «Окна во двор» с учетом реалий времени (снято в пандемию). Из-за всеобщего локдауна Энджеле (Зои Кравиц) приходится работать из дома. Она обрабатывает ошибочные ответы нового голосового помощника Кими и однажды сталкивается со странным отчетом об ошибке. В этом аудиофайле героиня отчетливо слышит звуки борьбы и крики о помощи, тем самым начиная собственное расследование на тему того, что могло произойти с пользователем той умной колонки. Несмотря на замкнутое пространство и экономию художественных средств, режиссер сумел создать плотный саспенс за счет стремительного развития событий, убедительного портрета поколения миллениалов и, конечно же, актерского таланта Кравиц, для которой «Кими» стал, по сути, моноспектаклем.
«Присутствие»/Presence (2024)
В ролях: Люси Лью, Джулия Фокс, Крис Салливан, Каллина Лян и другие.

«Присутствие» — это первый и, надо сказать, весьма оригинальный в своем концепте хоррор в карьере Содерберга. В новый дом заселяется семья: отец, жена, двое детей. Младшая дочь-подросток переживает глубокую душевную травму из-за того, что совсем недавно во сне умерла ее близкая подруга. За тем, как герои обживаются на новом месте, мы наблюдаем глазами призрака, жившего в этом доме до них. Камера, скользящая по этажам и комнатам, имитирует точку зрения привидения. Постепенно сущность все больше проникается симпатией к страдающей девушке, которая единственная в семье может ощутить паранормальное присутствие в доме. Медитативный фильм-наблюдение за паттернами людского поведения наводит на жуткие мысли: возможно, зря мы призраков боимся, ведь ничего на свете нет страшнее человека — злого, подлого, корыстного и лживого.