История призрака: 17 оригинальных фильмов о потусторонней силе

С 23 января в российском прокате «Присутствие» — психологический триллер Стивена Содерберга с неожиданным авторским решением. Фильм о присутствии в доме героев потусторонней силы снят от лица... призрака. Но истории о фантомах могут быть разными, а писатель-постмодернист Дэвид Фостер Уоллес и вовсе заявлял: «Каждая история любви — это история о призраках». В честь нового релиза Содерберга кинокритик Елена Зархина разбирается, как кино может разнообразно трактовать и исследовать сюжеты о привидениях.
История призрака: 17 оригинальных фильмов о потусторонней силе
Legion-Media
Содержание статьи

«Другие»/The Others (2001)

Режиссер: Алехандро Аменабар

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В ролях: Николь Кидман, Финола Флэнаган, Кристофер Экклстон, Алакина Манн

Legion-Media

Дожидаясь окончания Второй мировой войны, с которой должен вернуться муж (Николь Кидман), Грейс вместе с детьми селится в роскошном особняке на отдаленном острове. Жизнь в доме наполнена определенными обрядами — странными и необъяснимыми, а дочь героини настаивает на том, что видит призраков. Режиссер ленты Алехандро Аменабар снял необычный для жанра сюжет про привидения с неожиданным финальным твистом. В его вариации представленная как готическая страшная сказка история — кино совершенно иного толка. А сюжет про мир на пороге конца войны не обнадеживает, обещая мирную жизнь, а фиксирует ее окончательный распад.

«Прикосновение» (1992)

Режиссер: Альберт С. Мкртчян

В ролях: Александр Зуев, Марьяна Полтева, Всеволод Абдулов, Игорь Пушкарев

Первый и самый известный постсоветский хоррор. Следователь Андрей берется за расследование загадочного дела: женщина внезапно свела счеты с жизнью, предварительно забрав с собой на тот свет сына, а ее возлюбленный отправился следом за ними через несколько дней. Череда этих неожиданных смертей наводит героя на мысль, что он столкнулся с чем-то необъяснимым. Тем более что в квартире покойных начинает происходить какая-то чертовщина и даже сам Андрей чувствует незримое присутствие невидимой силы. «Прикосновение» не выходит за жанровые рамки, но это хороший пример становления жанра в России как отправной точки.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Я был простым человеком»/I Was a Simple Man (2021)

Режиссер: Кристофер Йоги

В ролях: Steve Iwamoto, Констанс Ву, Тим Чиу, Каноа Гу

Legion-Media

Глава семьи Масао, живущей на гавайском острове Оаху, готовится отойти в мир иной. Вместе с ним умирает и сад вокруг дома. А еще, находясь в пограничном состоянии между тем миром и этим, Масао встречается с призраками своего прошлого, осмысливая прожитую жизнь. Его супруга Грейс решает провести особый ритуал, способный помочь мужу полностью перейти в мир мертвых. Картина Кристофера Йоги подходит к теме призраков по-философски. С их помощью, как и в «Рождественской песне» Диккенса, герою даруется уникальный шанс попытаться исправить то, что казалось необратимым.

«Приют»/El orfanato (2007)

Режиссер: Хуан Антонио Байона

В ролях: Белен Руэда, Фернандо Кайо, Рохер Принсеп, Мабель Ривера

Legion-Media
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Главная героиня Лаура возвращается вместе с мужем и приемным сыном в заброшенный детский приют, который они собираются заново обустроить. Но с самого начала все идет не так: в дом пытается проникнуть полубезумная пожилая женщина, сын Лауры уверяет ее, что регулярно видит призраков, а следом ребенок вовсе исчезает прямо посреди детского праздника. Поиски не дают результата, и отчаявшиеся родители решаются на неожиданный шаг — приглашают медиума. Тем более что они сами стали ощущать присутствие незримой силы. Лента испанца Хуана Антонио Байоны — не столько классический ужастик, сколько эмоциональная история об одиночестве и отверженности, с которыми сталкивается каждый.

«Милые кости»/The Lovely Bones (2009)

Режиссер: Питер Джексон

В ролях: Сирша Ронан, Стэнли Туччи, Марк Уолберг, Рэйчел Вайс

Legion-Media

Экранизация одноименного романа Элис Сиболд про жестоко убитую соседом-маньяком девочку-подростка Сюзи (Сирша Ронан), которая не отправляется в иной мир, а застревает где-то на небесах. Наблюдая сверху за своими близкими, Сюзи лишена возможности наладить с ними контакт, но прикладывает максимум усилий, чтобы ее душегуб был пойман и понес заслуженное наказание. «Милые кости» в сентиментальном ключе рассматривают историю про привидений — как образ того, сколь безутешна душа человека и как важна идея отмщения. Поэтому образ призрака здесь не пугает, но напоминает своеобразного ангела мести — равно беспощадного и справедливого.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Перебежчик»/The Changeling (1979)

Режиссер: Питер Медак

В ролях: Джордж К. Скотт, Триш Ван Девере, Мелвин Дуглас, Джин Марш

Legion-Media

Адаптация одноименного романа Рассела Хантера про композитора Джона, переживающего личное горе: при трагических обстоятельствах погибли его жена и дочь. Чтобы залечить раны, он отправляется в старое поместье, пустовавшее последние 20 лет. Однако довольно быстро у Джона начинает складываться впечатление, что в доме он не один. Таинственный призрак ребенка пытается рассказать герою страшную тайну. «Перебежчик» использует образ призрака как воплощение человеческого горя, которое обретает очертания потусторонней силы — зловещей, гнетущей и абсолютно непонятной. Кстати, постановщик «Других» Алехандро Аменабар называл «Перебежчика» своим любимым хоррор-фильмом, признавая, что вдохновлялся им при создании «Других» и своей более ранней картины «Дипломная работа».

«Шестое чувство»/The Sixth Sense (1999)

Режиссер: М. Найт Шьямалан

В ролях: Брюс Уиллис, Хейли Джоэл Осмент, Тони Коллетт, Оливия Уильямс

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Legion-Media
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Фильм М. Найта Шьямалана про детского психолога (Брюс Уиллис), который переживает личный семейный кризис и берется помочь маленькому мальчику, способному видеть призраков, стал настоящим феноменом жанра. Шьямалан не просто сумел придумать один из самых интересных сюжетных твистов в истории кино, но и к теме привидений подошел с неожиданной стороны. Постановщик увидел в этом аналогию с человеческой потерянностью, одиночеством и непохожестью. Пока взрослые герои страдают от своей разрозненности, самый маленький персонаж фильма страдает от своего уникального дара, напоминающего проклятие. Но сущий ужас заключается еще и в том, что мальчик лишен возможности получить помощь от взрослых — таких же потерянных, как он сам.

«История призрака»/A Ghost Story (2017)

Режиссер: Дэвид Лоури

В ролях: Кейси Аффлек, Руни Мара, МакКольм Сепас мл., Кеннейша Томпсон

Legion-Media
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Супруги К. (Кейси Аффлек) и М. (Руни Мара) переезжают в новый дом. Вскоре К. погибает в автокатастрофе. Однако не отправляется в мир иной, а остается в этом. Для живых он невидим, но способен заявлять о себе через звуки и физические действия. Наблюдая за супругой, К. тщетно пытается подать ей знак о своем присутствии. Герой не понимает, как покинуть этот мир или хотя бы их дом, заложником которого себя ощущает. «История призрака» — нестрашное, но надрывное кино о горе и ранах, оставляемых в нашей душе потерей любимых. Оттого и потусторонняя жизнь здесь представлена как капкан, тюрьма, которую не способен покинуть тот, чье сердце разбито.

«Его дом»/His House (2020)

Режиссер: Реми Уикс

В ролях: Сопе Дирису, Вунми Мосаку, Малайка Ваколи-Абигаба, Мэтт Смит

Legion-Media

История про пару беженцев из охваченного войной Южного Судана, которая пытается обрести шанс начать все сначала в тихом английском городке. Но вместо ожидаемой мирной жизни герои сталкиваются с невиданной злой силой, от которой невозможно скрыться. Тему призраков «Его дом» использует в контексте социального и психологического хоррора — как следствие коллективной и частной травмы, приобретаемой человеком, столкнувшимся с разрушающей силой войны, масштаб катастрофических последствий которой невозможно переоценить.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Ла Йорона»/La llorona (2019)

Режиссер: Хайро Бустаманте

В ролях: Мария Мерседес Корой, Сабрина Де Ла Хос, Margarita Kenéfic, Хулио Диас

Legion-Media
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Работающий с аналогичной темой социальной травмы фолк-хоррор, снятый в стилистике магического реализма. Фильм рассказывает про генерала в отставке Энрике, против которого возбуждено уголовное дело за геноцид коренного населения в Гватемале, в котором он участвовал 30 лет назад. Обвиняемому удается избежать наказания и выйти на свободу, что приводит к массовым беспорядкам. Однако кара настигает Энрике неожиданным образом: в своем доме он начинает слышать женский плач (собственно, название картины переводится как «плакальщица»). Пока близкие не верят Энрике, сам он уверен, что по его душу пришел призрак плачущей женщины, намеренной отомстить за своих убитых детей.

«Что скрывает ложь»/What Lies Beneath (2000)

Режиссер: Роберт Земекис

В ролях: Мишель Пфайффер, Харрисон Форд, Дайана Скаруид, Венди Крюсон

Legion-Media
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Культовая работа Роберта Земекиса с Мишель Пфайффер и Харрисоном Фордом. Главная героиня Клэр, чудом выжив в автомобильной аварии, начинает видеть призрак молодой девушки — бывшей студентки ее супруга. Не в силах справиться с ситуацией, женщина отправляется за советом к психологу, который рекомендует ей взглянуть привидению в лицо, раз ее присутствия невозможно избежать. На спиритическом сеансе Клэр узнает страшную тайну, которой с ней делится загадочный фантом. «Что скрывает ложь» не столько пугает, сколько запутывает зрителя. Это в первую очередь напряженная драма о том, какими секретами полнится брак. А призрак здесь скорее образ скрытой лжи, рискующей всегда стать явью.

«Няня»/Nanny (2022)

Режиссер: Никиату Джусу

В ролях: Анна Диоп, Роуз Декер, Мишель Монахэн, Синква Уоллс

Legion-Media

Сенегальская эмигрантка Аиша (Анна Диоп) устраивается няней к богатой семье на Манхэттене. Ее цель — накопить достаточно денег для перевоза в Америку маленького сына. У героини складываются теплые отношения с пятилетней подопечной Роуз. А вот поладить с эксцентричными родителями девочки не так-то просто. Параллельно с устройством на работу Аише начинают сниться пугающие сны, страшные сущности из которых проникают в ее реальную жизнь. «Няня» — фильм о том, как ужасные образы могут стать воплощением наших внутренних страхов и предчувствий, в которых мы сами не решаемся себе признаться. Напряженный, стильный и неожиданный слоу бернер, финал которого вас удивит.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Карнавал душ»/Carnival of Souls (1962)

Режиссер: Херк Харви

В ролях: Кендес Хиллигосс, Фрэнсис Фейст, Сидни Бергер, Арт Эллисон

Legion-Media
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Пережив страшную автокатастрофу и чудом выжив, Мэри (Кендес Хиллигосс) решает начать жизнь с чистого листа. Для этого героиня переезжает в другой город, где с ней начинают происходить странные события. Например, на улице с Мэри здороваются мертвецки бледные люди, а другие, напротив, словно перестают ее замечать. «Карнавал душ» — единственный игровой фильм режиссера Херка Харви, который прошел свой непростой путь: лента сперва не получила должного внимания, но с годами стала настоящей классикой. Легенда жанра Дэвид Линч и Джордж Ромеро признавались, что «Карнавал душ» сильно повлиял на их авторский стиль.

«Кайдан: Повествование о загадочном и ужасном»/Kaidan (1964)

Режиссер: Масаки Кобаяси

В ролях: Митиё Аратама, Мисако Ватанабэ, Рэнтаро Микуни, Тацуя Накадаи

Legion-Media
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Кайдан — традиционный литературный фольклорный жанр в Японии, задача которого — напугать читателя. Фильм-антология режиссера Масаки Кабаяси основан на собрании японских народных сказок Лафкадио Хирна и состоит из четырех не связанных друг с другом историй. В 1965 году лента получила награду Каннского кинофестиваля и была выдвинута на премию «Оскар» от Японии. Сюжет про призрака прослеживается лишь в одной из притч фильма, но тесно связан с другими историями. В данном случае фантомы скорее зеркало, в которых зритель, как и герои, видят не чужое, но собственное отражение. Этот же прием использован в «Сиянии» Стэнли Кубрика: населяющие отель «Оверлук» привидения отражают не внешнюю угрозу, а внутренних демонов персонажа Джека Николсона.

«Персональный покупатель»/Personal Shopper (2016)

Режиссер: Оливье Ассайас

В ролях: Кристен Стюарт, Ларс Айдингер, Сигрид Буази, Андерс Даниельсен Ли

Legion-Media

Каннский триллер Оливье Ассайаса, принесший ему режиссерскую награду смотра. В центре истории — молодая американка Морин (Кристен Стюарт), работающая в Париже персональным шопером для состоятельных клиентов, не любящих ходить по магазинам. Морин постоянно получает загадочные сообщения по телефону, а еще старается наладить связь с братом, с которым ее разделяют тысячи километров. Постепенно выясняется, что девушка обладает удивительной способностью общаться с призраками, которыми наполнена наша жизнь. Ассайас не просто исследует хорошо знакомый сюжет про привидений, но старается посмотреть на него через оптику современных технологий, одновременно упростивших и усложнивших нашу жизнь.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Девятая сессия»/Session 9 (2001)

Режиссер: Брэд Андерсон

В ролях: Дэвид Карузо, Стивен Геведон, Пол Гилфойл, Джош Лукас

Legion-Media
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Призраки не как буквальная угроза, а как катализатор для пробуждения внутренних монстров представлены в культовом фильме «Девятая сессия» Брэда Андерсона. В год выхода картина не сыскала большого финансового успеха, но со временем стала классикой жанра. По сюжету в заброшенную психиатрическую больницу приезжает бригада по уничтожению асбестового покрытия. Однако группа героев оказывается не готова к тому, что поджидает их в мрачном здании лечебницы. В ее темных подвалах, заброшенных хранилищах и отсыревших палатах ощущается атмосфера ужаса, переполнявшего души бывших пациентов. Гнетущее чувство передается и рабочим: всего за несколько дней пребывания в больнице они превращаются из лучших друзей в заклятых врагов, охваченных безумием.

«Привидение»/Ghost (1990)

Режиссер: Джерри Цукер

В ролях: Патрик Суэйзи, Деми Мур, Вупи Голдберг, Тони Голдуин

Legion-Media
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Возвращаясь к упомянутой в лиде цитате Уоллеса: призраков как образ любви увидел и режиссер Джерри Цукер. В своей мелодраме с Деми Мур и Патриком Суэйзи он рассказал о нетленности чувств. Убитый по заказу конкурента Сэм не может отправиться в рай, потому что опасается за жизнь своей любимой Молли. Мужчина находит медиума-шарлатанку (Вупи Голдберг), которая с удивлением даже для самой себя обнаруживает в себе дар слышать Сэма и стать для него проводником в мир живых. «Привидение» — чувственная и красивая история о том, что способность любить дарит бессмертие, а потусторонние образы близких могут не пугать, но дарить утешение несчастному сердцу.