От секс-символа 1990-х до звезды драматического кино: экранная эволюция Памелы Андерсон
В американский прокат (до российского картина доберется 13 марта) вышла драма Джии Копполы «Шоугерл». Главную роль в фильме сыграла Памела Андерсон, вернувшаяся на экраны после многолетнего перерыва в карьере. Сама же киноиндустрия куда чаще снимала проекты о ней (от художественного сериала «Пэм и Томми» до документальной ленты «Памела: История любви»), чем с ее участием. Более того, Андерсон, отказавшаяся от всякого макияжа, не только выглядит иначе, но и по-новому себя позиционирует в жизни и профессии. В честь яркого возвращения актрисы на экраны разбираемся, как ее видела индустрия, какой ее наконец увидел зритель и как она видит себя сама.
Как Памелу Андерсон видела индустрия
Начавшую карьеру с Playboy Андерсон (она снималась для издания на протяжении 22 лет и поставила рекорд по количеству отснятых с ней обложек) киноиндустрия сразу видела строго в рамках развлекательного контента. В конце 1980-х Андерсон отправилась покорять телевидение — получила одну из центральных ролей в по-своему культовом сериале «Спасатели Малибу». Это был незатейливый проект про группу красивых и атлетичных пляжных спасателей и их ежедневную рабочую рутину. Ключевая задача всего актерского состава сводилась к тому, чтобы красиво в рапиде бежать вдоль кромки воды, позволяя зрителю беззастенчиво любоваться их телами.
После своего первого прорыва на телевидении Андерсон стала все чаще появляться в других проектах — правда, ограничиваясь небольшими, гостевыми ролями. Так было, например, а комедийными ситкомами «Няня» (оригинал российской адаптации «Моя прекрасная няня» с Анастасией Заворотнюк) и «Большой ремонт».
Следующим логичным шагом для актрисы был Голливуд. Но большие кинематографисты не воспринимали Андерсон всерьез, и актриса на десятилетие обосновалась в нише второсортных боевиков, все так же неприкрыто эксплуатирующих ее сексуальность и яркую внешность. В первой половине 1990-х один за другим вышли картины «Знак Дракона», «Умри со мной», «Игра в полицейских», «Не называй меня малышкой», «Обнаженные души». Все это были посредственные проекты со слабым сценарием, неуклюжей режиссурой и плохо прописанными героями. Однако Андерсон в них блистала настолько, насколько это позволял формат. Но что важнее всего — благодаря им оставалась на голливудской орбите. Пусть эти работы собирали разгромную критику и не становились лидерами проката, но своего преданного зрителя они имели, а имя Памела Андерсон со временем и вовсе стало нарицательным.
Под конец декады Андерсон вернулась к сериальному формату — на этот раз намеренно ироничному, утрированному и не обремененному серьезностью сериалу V.I.P. про команду опытных телохранительниц на шпильках и с головокружительным декольте. Андерсон в роли агента Валери Айронс было где разгуляться и подурачиться — незатейливый сюжет и комичность характеров героев позволили раскрыть ее комедийный талант. Актрисе больше не нужно было надувать губы и натужно смотреть куда-то вдаль, изображая серьезность. Напротив, теперь можно было расслабиться и перестать притворяться.
Завидную самоиронию она проявила и в последующих релизах: анимационном сериале с говорящим названием «Стрипперелла», где озвучила главную героиню, и в черной комедии «Очень страшное кино 3». И коль стать серьезной актрисой не удалось, Андерсон продолжила покорять комедийный жанр: с ней вышел сериал «Блондинка в книжной лавке», а также комедии «Блондинка и блондинка» и «Супергеройское кино». Последнее снято Крэйгом Мэйзином — будущим шоураннером «Чернобыля» и «Одни из нас».
Какой ее увидел зритель
К концу десятых Андерсон практически перестала сниматься. Но в начале двадцатых о ней стали выходить проекты, позволившие взглянуть на актрису под новым углом. Более того, оказалось, что миллионы поклонников Андерсон никогда не знали ни ее саму, ни ее историю по-настоящему. А рассказать ей было о чем.
В феврале 2022-го на Hulu вышел мини-сериал «Пэм и Томми» с Лили Джеймс и Себастианом Стэном. Они сыграли Памелу Андерсон и ее первого мужа, музыканта Томми Ли. Сюжет проекта выстраивается вокруг знакомства будущих супругов: их молниеносной влюбленности, такой же стремительной свадьбы в Лас-Вегасе и старте семейной жизни, которую омрачил крупнейший для своей эпохи звездный скандал. Работавший в особняке пары строитель похитил сейф хозяев, вскрыв который обнаружил их личное секс-видео. На заре интернета мужчина стала распространять копии чужого интимного видео на VHS-кассетах и продавать в сети.
Публика отреагировала на запись ожидаемо радикально: нахваливала Томми Ли и оскорбляла Андерсон. Узнав о случившемся, пара попыталась разобраться с похитителем в легальном поле, но ситуация так быстро вышла из-под контроля, что предотвратить распространение записи оказалось невозможным. Сильнейший стресс и публичное давление необратимее всего сказались на ментальном, физическом и даже профессиональном состоянии Андерсон. Двери в серьезное кино захлопнулись перед ней на десятилетия, а за общественной критикой последовал нервный срыв, повлекший за собой выкидыш — так Андерсон потеряла их с Ли первенца.
И хотя сама актриса признавалась, что не собирается смотреть сериал из-за болезненности воспоминаний, проект постарался расставить все по своим местам и подсветить не скандальную, а человеческую сторону случившегося. Андерсон выглядит в шоу не просто смутным объектом всеобщего желания, а живым человеком: уязвленной, ранимой и лишенной поддержки, в которой так остро нуждалась. «Пэм и Томми» — проект, сумевший спустя столько лет посмотреть на крупнейший звездный скандал 1990-х с достаточного расстояния, чтобы увидеть кое-что еще: как несправедлива и жестока все эти годы была индустрия по отношению к Андерсон.
Годом позже на Netflix вышел документальный фильм «Памела: История любви». Проект рассказывал о творческом становлении актрисы: ее модельном прошлом, старте актерской карьере и, конечно, о личной жизни. На этот раз история звезды была рассказана от первого лица — Андерсон охотно согласилась на экскурс в прошлое, поэтапно осмысливая самые яркие, болезненные и значимые эпизоды своей жизни.
Тогда же, зимой 2023-го, стало окончательно понятно, что Андерсон охотно оглядывается назад, потому что уже определилась со своим будущим. Она не спешила возвращаться в Голливуд, окончательно оставаясь вдали от индустрии и светской жизни. Но в 2024-м все изменилось — Андерсон вернулась в кино. И как талантливо она это сделала!
Как Памела Андерсон видит себя сама
Считать «Шоугерл» первой драматической ролью Андерсон в корне неверно. Еще в середине десятых актриса пыталась отойти от своего привычного экранного амплуа секс-символа. Например, снялась в фантастической короткометражной картине «Подключенные», сюжет которой в чем-то напоминает «Субстанцию». Фильм тоже рассказывает про женщину, столкнувшуюся с публичным давлением в отношении ее внешности и нереальных стандартов красоты.
Следом вышел ретротриллер Джеймса Франко и Памелы Романовски «Институт Роузвуд» со схожей тематикой — про ужасные медицинские эксперименты над людьми. Также Андерсон сыграла в канадско-японском детективе «Сад людей». Это история про молодую американку, отправившуюся в Японию, чтобы расстаться с парнем-музыкантом. В Стране восходящего солнца он снимал свой новый клип, но по приезде героиня узнает, что ее бойфренд пропал в лесу Аокигахара, печально известном месте под названием «лес самоубийц».
Тогда же актриса (к слову, многолетняя вегетарианка, выступающая за этическое обращение с животными) приняла участие в создании гуманистического документального проекта «Единство» Шона Монсона («Земляне»). Это история, представляющая понятие мира, в котором все одинаково ценны, будь то человек, животное или дерево. Это мир, который не опирается на противоположности, но воспринимается только как единое целое. Фильм поднимает вопросы естественных прав человека, любви, проблематику войны и насилия. Картина Монсона пытается разобраться, что способно объединить людей: таких разных и таких уникальных.
В 2017-м Андерсон снялась в канадском мини-сериале Sur-Vie. Это телевизионная драма об актрисе, неудачно попытавшейся покорить Голливуд. Спустя три года она возвращается в Квебек, где ее ждут только разочарование и плохие отношения с бойфрендом, изрядно подпортившиеся за это время. Чтобы спасти их союз и вернуть былую популярность, парень предлагает героине поучаствовать в новом реалити-шоу. Роль продюсера программы исполнила Памела Андерсон. Она сыграла непривычную для себя коварную героиню, умело манипулирующую другими, чтобы добиться высоких телевизионных рейтингов. Sur-Vie получил хорошие отзывы критиков и помог взглянуть на Андерсон с новой, неожиданной стороны.
Наконец, 2024-й стал для актрисы поворотным — Джиа Коппола (внучка Фрэнсиса Форда Копполы) сняла Андерсон в главной роли в своей драме «Шоугерл». Это история про Шелли, более 30 лет работающую танцовщицей в Лас-Вегасе. Внезапно руководство клуба сообщает о намерении закрыть ее шоу. У Шелли и ее коллег остается всего две недели, чтобы определиться со своим будущим. Ключевая сюжетная линия — история рабочего класса Лас-Вегаса — людей, посвятивших жизнь тому, чтобы развлекать других, но внезапно оказавшихся на обочине жизни.
Мировая премьера фильма состоялась в сентябре 2024-го на кинофестивале в Торонто, откуда картина и Андерсон начали свое триумфальное шествие. За свою роль актриса, которую на протяжении всей карьеры отказывались воспринимать всерьез, получила номинации на «Золотой глобус» и от Гильдии киноактеров США. Также Андерсон была удостоена награды киносмотра в Цюрихе. «Шоугерл» получила высокие оценки от критиков — 80% одобрения на сайте-агрегаторе Rotten Tomatoes. Пресса сравнивает Андерсон с легендой Голливуда Джуди Холлидей, пострадавшей в эпоху маккартизма и оказавшейся в черном списке Голливуда.
Впереди у Андерсон сразу несколько интересных премьер. Во-первых, она снялась в комедийном боевике «Голый пистолет» с Лиамом Нисоном — ремейке одноименного хита 1980-х. Во-вторых, поработала с живым классиком Вернером Херцегом в драме «Вернон Господи Литтл». И в-третьих, Андерсон присоединилась к актерскому составу драматического триллера Rosebush Pruning Карима Айнуза («Невидимая жизнь Эвридики»).
Как видим, Андерсон не просто вновь в строю, а наконец-то работает с материалом и кинематографистами, о которых всегда мечтала. Время и правда расставило все по своим местам. Здорово, что заслуженное признание Памела получает при жизни, а не как это часто бывает со многими забытыми звездами — в виде короткого упоминания в печальном оскаровском трибьюте тех, кого с нами больше нет.