Первому «Аватару» 15 лет. Как создавался революционный проект Джеймса Кэмерона
Сначала была идея
Вся история «Аватара» исчисляется 15-летними отрывками. За 15 лет до релиза фильма, в далеком 1994 году, Кэмерон написал 60-страничный первый драфт будущей истории, которая впитала в себя элементы самых любимых из числа прочитанных режиссером фантастических книг. Но, перечитав материал, Кэмерон понял, что у него на руках 60 страниц сценария, в котором герои пока так и не добрались ни до планеты Пандора, ни до космической программы «Аватар». Это был очень плотный текст с изобилием диалогов, напоминавших непроходимые джунгли диковинной планеты. Кэмерон рассудил, что в подобном виде сценарий никуда не годится, и отложил его в стол, тем более что впереди был масштабный «Титаник», отнимавший все силы и время.
После своего корабельного эпоса режиссер попытался вернуться к «Аватару», даже успев анонсировать проект. Но спустя время в очередной раз взял паузу: компьютерные технологии в конце 1990-х недотягивали до видения режиссера. Потому Кэмерон переключился на съемки документальных картин и лично стал участвовать в разработке технологий, способных создать «Аватар» в том виде, в котором он его задумал.
К середине нулевых сценарий был существенно переписан. А сам режиссер впоследствии неоднократно признавался, что текст беззастенчиво состоит из узнаваемых архетипов. Но таким был его изначальный авторский план, которого он придерживался. В сюжете можно уловить отсылки к самым разным проектам: от «Танцующего с волками» Кевина Костнера до диснеевской «Покахонтас». С последним мультфильмом особенно очевидны точки соприкосновения — это история про колониста Джона Смита и индейскую девушку Покахонтас. Человек с большой земли Смит, как и герой «Аватара» Джейк Салли (Сэм Уортингтон), отправляется на новую территорию, чтобы завоевать ее, но влюбляется в местную девушку и культуру, отказываясь от изначальных планов оккупировать чужую землю.
Кстати, инициалы Джейка Салли аналогичны инициалам Джона Смита, а на роль Нейтири (Зои Салдана) Кэмерон изначально хотел позвать К'орианку Килчер, сыгравшую Покахонтас в фильме Терренса Малика «Новый Свет». Но одним только этим художественные параллели не ограничиваются. Например, отвечая на вопрос, почему на'ви синего цвета, Кэмерон рассказал, что однажды его маме приснился сон о высокой женщине с синеватой кожей. Этот образ понравился режиссеру, тем более что он напоминал внешний вид индуистских богов. Вишну, Рама и Кришна традиционно изображаются с кожей синего цвета. А сам термин «аватар» основан на санскритском слове, означающем «проявление божественности в телесной форме».
К слову, про кастинг: первоначально на роль Салли Кэмерон рассматривал Мэтта Деймона и Джейка Джилленхола. Однако Деймон на тот момент снимался в «Ультиматуме Борна», а Джилленхол готовился к съемкам «Принца Персии». Спустя много лет Деймон признался, что лишил себя самого крупного актерского гонорара в истории, отказавшись от съемок у Кэмерона. По его словам, когда режиссер приглашал его в проект, помимо гонорара, также пообещал актеру 10% кассовых сборов, что равнялось бы $280 млн. «Я определенно войду в историю, потому что вы не найдете актера, который потерял больше денег, чем я», — отшучивался он.
Однако сыгравшему Салли Сэму Уортингтону эта работа была нужнее. Уже после выхода картины он рассказывал, что до «Аватара» его карьера мучительно не складывалась. От нужды он продал почти все свои вещи и купил небольшой минивэн, временно ставший ему домом. По сути, на кастинг к Кэмерону Уортингтон пришел как человек-банкрот, живущий в машине. Роль в «Аватаре» самым кардинальным образом изменила судьбу актера, сделав его мировой звездой и запустив успешную карьеру в Голливуде.
Первому «Аватару» приготовиться
Когда сценарий был готов, пришло время заняться визуальным концептом, призванным изменить наше представление о том, как может выглядеть и восприниматься кино. Сам режиссер признавался, что впервые поверил в возможность снять «Аватар» в полном соответствии со своим видением после просмотра «Властелина колец» Питера Джексона. Персонаж Голлум не был нарисован с помощью компьютерной графики. Его вживую сыграл актер Энди Серкиса, а оцифровка героя была выполнена с помощью технологии захвата движения — метода, при котором специальные датчики на теле артистов считывают их движения и мимику, делая их экранных персонажей максимально реалистичными.
Поверив в замысел режиссера, компания 20th Century Fox выделила Кэмерону $10 млн для съемок концепт-ролика будущего фильма. Осенью 2005-го постановщик продемонстрировал готовый материал руководству студии. Несмотря на множество технических трудностей, Кэмерон решил пойти дальше своих коллег и снять весь фильм на камеру 3D Fusion Camera System, создающую изображение со стереоскопическим объемным эффектом. То есть в формате 3D, который к концу нулевых считался давно отжившим свое.
Но Кэмерон в своей привычной манере не испугался трудностей — вероятно, после опыта съемок монументального «Титаника» казалось, что теперь и море по колено. Смелость автора студия поддержала не сразу: первоначальный бюджет в $100 млн довольно быстро разросся почти втрое. Итоговый ценник фильма такой: $237 млн составлял бюджет на съемки и еще $150 млн ушли на промо картины. Немыслимый кредит доверия со стороны студии Кэмерону: у режиссера, безусловно, на тот момент уже была прочная репутация успешного постановщика, но и у студии хватало опыта напрасного перерасхода средств на проекты, обернувшиеся крупными провалами. Поэтому силы были равны: Кэмерон, подобно тягачу, непреклонно пер вперед, настаивая, что «Аватар» станет хитом, а студии ничего не оставалось, кроме как довериться и скрестить пальцы.
Выход фильма: успех и наследие
Надежды 20th Century Fox и Кэмерона оправдались: «Аватар» стал не просто сенсацией в мире кино, а технологической революцией для индустрии. Это же отразилось и в цифрах, хотя Джеймсу Кэмерону не привыкать ставить рекорды в бокс-офисе. Первым финансовым достижением режиссера стал «Титаник», который на протяжении 12 лет оставался самым кассовым фильмом в истории.
В 2009 году с этого трона его сместил «Аватар», заработав в мировом прокате $2,78 млрд — первый подобный результат в истории кино. Позже благодаря повторным прокатам картина дособрала еще несколько миллионов долларов, приблизившись к отметке $3 млрд и буквально озолотив создателей. В декабре 2022-го на экраны вышел сиквел «Аватар: Путь воды», при бюджете $450 млн собравший почти $2,5 млрд. И на подходе еще минимум три продолжения, работа над которыми идет параллельно. Их релизы запланированы на 2025, 2029 и 2031 года.
Но успех теперь уже франшизы невозможно оценить только в валюте. «Аватар» стал феноменом, оставившим свой след в массовой культуре и напрямую повлиявшим на мир. Например, команда графических дизайнеров «Аватара» создала образ летающих скал на планете Пандора, вдохновившись внешним видом пиков-столбов, расположенных в национальном парке Китая «Чжанцзяцзе», объекте Всемирного наследия ЮНЕСКО. Самый живописный из них — Колонна Южное Небо — в январе 2010 года был официально переименован в «гора Аватар-Аллилуйя» в честь фильма Кэмерона. А в 2021 году в китайском городе Чэнду открылась передвижная выставка Avatar The Exhibition.
Также «Аватар» «ожил» в формате парка аттракционов. В 2011 году Кэмерон, его студия Lightstorm и Fox заключили эксклюзивное соглашение с The Walt Disney Company на создание тематических аттракционов по мотивам фильма в парках Disney по всему миру. Оформление парка относится ко времени через поколение после событий первых двух фильмов, и он включает в себя два аттракциона: Avatar Flight of Passage и Na’vi River Journey.
Монреальский Cirque du Soleil с 2015 по 2019 год выступал с постановкой Toruk — The First Flight, раскрывающей предысторию Пандоры. Также выходили видеоигры, комиксы и романы. Помимо этого, в копилке первого фильма девять номинаций на «Оскар» (три победы в технических категориях), восемь номинаций британской киноакадемии BAFTA (две награды в технических категориях), четыре номинации на «Золотой глобус» (две награды в ключевых категориях: «Лучший фильм — драма» и «Лучший режиссер») и множество других наград.
Проблематика «Аватара»
Но при всех достижениях картины с очевидно гуманистическим посылом о ценности жизни не обошлось без критики. Ключевая претензия касалась предложенных Кэмероном идей политического, социального и экологического характера. Одним критикам история казалась обличительной сатирой на внешнюю политику США. Других смущала позиция автора, симпатизирующего угнетенным, но не погружающегося достаточно глубоко в расовые и межэтнические отношения героев, проблемы которых очень схожи с теми, что переживает наше общество в реальности. Досталось фильму и от Церкви. Представители христианства, включая Святой престол, переживали, что фильм пропагандирует пантеизм вместо монотеистической веры. Те же, кто относился к религиозной составляющей сюжета без особых ожиданий, просто назвали его поверхностным и несерьезным.
Но куда серьезнее оказались обвинения против Джеймса Кэмерона в плагиате. В 2011 году американский художник Джеральд Моравски обвинил режиссера и принадлежащую ему компанию Lightstorm Entertainment в нарушении своих авторских прав. Моравски заявил, что познакомился с Кэмероном в 1991 году и тогда же рассказал постановщику о своем замысле под названием «Стражи Эдема». Художник придумал историю о гигантской корпорации, занявшейся добычей горной руды в тропических лесах, тем самым подвергнув гибели местное племя аборигенов. Увидев между своей историей и сюжетом «Аватара» немало общего, Моравски потребовал $700 млн компенсации. В 2015 году судебное разбирательство подошло к концу, и судья Маргарет Морроу вынесла решение в пользу Кэмерона. По ее мнению, режиссер сумел аргументированно обосновать оригинальность своего замысла, в то время как доказательств какого-то финансового ущерба в отношении Моравски представлено не было, — и дело закрыли.
Но это далеко не единственный случай подобных обвинений в адрес Кэмерона. Даже советский фантаст Борис Стругацкий публично обвинял американского сценариста и режиссера в краже своих идей из знаменитого цикла романов братьев Стругацких «Мир Полудня». В июле 2012 года министр культуры Якутии Андрей Борисов заявил, что сюжет «Аватара» основывается на якутском эпосе «Олонхо». Одна из параллелей между двумя произведениями — это Мировое дерево из эпоса и священное древо из «Аватара». Однако никаких фактических доказательств за этими обвинениями не последовало.
В целом подобные и часто безосновательные и ничем не подкрепленные заявления свидетельствуют о нескольких вещах. Во-первых, всякое большое произведение привлекает к себе много внимания, и не всегда оно доброе. Во-вторых, невиданный финансовый успех «Аватара» распалил во многих желание тоже нажиться на его славе, а потому на протяжении многих лет проекту сопутствуют то и дело возникающие упреки о заимствовании сюжета или образов фильма. Но фактически отстоять эти претензии в судебном поле истцам не удалось. И в-третьих, вероятно, улавливаемые параллели между «Аватаром» и прочими известными произведениями — от фольклорных мифов до фантастических рассказов — лишний раз подтверждают слова самого Кэмерона, не устающего повторять, что «Аватар» — история архетипичная, а потому отчасти вечная.