Роу-Муви: 9 советских фильмов-сказок, которые стоит посмотреть
«По щучьему веленью» (1938)
Режиссер: Александр Роу
В ролях: Петр Савин, Мария Кравчуновская, Георгий Милляр, Софья Терентьева
Дебютная картина Александра Роу, сочетающая в сюжете сразу несколько русских народных сказок, стала одним из первых полнометражных фильмов, послуживших росту популярности этого жанра в СССР. В истории о неудачливом, но работящем мужике Емеле, который поймал в проруби щуку-волшебницу, были использованы элементы из сказок «По щучьему веленью», «Царевна Несмеяна», «Плясовая гармонь» и «Емеля-дурачок».
Разрабатывая сценарий фильма совместно с Елизаветой Тараховской, по одноименной пьесе который и был снят «По щучьему веленью», Роу заложил основные правила фильма-сказки: добродушный и благородный герой; череда испытаний и условий для достижения цели; карикатурное изображение антагонистов и злодеев. Влюбленный в царевну Несмеяну Емеля совершает невозможный подвиг и вызывает на ее лице улыбку, но царь Горох все равно не хочет выдавать дочку замуж за простолюдина. Тогда возлюбленные вместе сбегают из дворца навстречу своему счастью.
Кстати, именно этот фильм стал дебютом Георгия Милляра – актер исполнил роль царя Гороха. Голос и особая манера игры станут визитной карточкой Милляра на долгие годы, и он сыграет множество запоминающихся персонажей в советских киносказках от Кощея Бессмертного до Бабы-яги. Премьера фильма состоялась 20 декабря, в будущем это станет традицией – все громкие премьеры в жанрах фэнтези российские продюсеры будут стараться ставить под новогодние праздники.
«Золушка» (1947)
Режиссеры: Надежда Кошеверова, Михаил Шапиро
В ролях: Янина Жеймо, Алексей Консовский, Эраст Гарин, Фаина Раневская
Режиссеры Надежда Кошеверова и Алексей Шапиро Известная сказка Шарля Перро о трудолюбивой падчерице, которая в одночасье становится принцессой в хрустальных туфельках, обрела в сценарии Евгения Шварца новую жизнь. Изначально планировалось снять этот фильм в цвете, но из-за технических сложностей и недостаточного бюджета создатели отказались от этой идеи. Отсутствие цвета не помешало «Золушке» стать одним из самых популярных фильмов своего времени: картина вышла на экраны в мае 1947 года, привлекла более 18 миллионов зрителей и обеспечила себе четвертое место во всесоюзном прокате.
Причин у такого оглушительного успеха было несколько. Во-первых, блестящий актерский ансамбль во главе с Яниной Жеймо, Алексеем Консовским, Эрастом Гариным, Фаиной Раневской и Василием Меркурьевым, которые появились на экране в невероятных костюмах из мастерских «Ленфильма» и костюмерных цехов ленинградских театров. Во-вторых, волшебство комбинированных съемок в технике аддитивного транспаранта, благодаря которой тыква удивительным образом превращалась в карету, крыса – в кучера, а солдаты летели по небу в огромных сапогах! И самое главное – для всей страны «Золушка» стала ярким, музыкальным и терапевтическим фильмом, который помог сбежать от горестей и утрат послевоенного времени.
Когда Надежда Кошеверова вернулась в 1944 году в Москву из эвакуации, она встретила в коридоре Комитета по делам кинематографии Янину Жеймо. Актриса была крайне подавлена: во время войны ее муж женился на другой, а карьера зашла в тупик. Узнав об этом, Кошеверова тут же предложила ей сыграть Золушку и быстро решила все организационные вопросы с утверждением актрисы на главную роль, подбором сценариста и экранизацией сказки. Сценарий действительно писался под Жеймо и помог воспрять духом не только ей, но и самому Евгению Шварцу. Эти эмоции передались и зрителям, подарив надежду на будущее. В 2009 году картина прошла реставрацию, а в 2010-м «Золушка» наконец-то обрела яркие цвета.
«Старик Хоттабыч» (1956)
Режиссер: Геннадий Казанский
В ролях: Николай Волков, Алексей Литвинов, Геннадий Худяков, Лев Ковальчук
Сказочная повесть Лазаря Лагина о старике Хоттабыче и его друге Вольке Костылькове впервые была опубликована в 1938 году в газете «Пионерская правда» и выходила по частям. История о 12-летнем пионере, который нашел в Москве-реке старинный сосуд и выпустил на волю магического духа, исполняющего желания, по завязке напоминала сказку про Аладдина из цикла «Тысяча и одна ночь». Но события развивались в советской столице.
Постановку доверили режиссеру «Ленфильма» Геннадию Казанскому, который подошел к картине с голливудским размахом. Для изображения волшебства, которое творит вызволенный из бутылки джинн, в НИИ телевидения разработали специальную кинокамеру и проявочную машину, позволявшую «удалять» объекты из кадра. Для съемок футбольного матча создали телескопические футбольные ворота с резиновыми штангами, которые раздвигались и перемещались по скрытым рельсам с помощью тросов. Ковер-самолет был подвешен над дым-машиной, производившей облака.
Роль Хоттабыча исполнил малоизвестный актер Николай Волков, хотя до него пробы проходили Евгений Леонов и Георгий Вицин. Но увидев Волкова в гриме, режиссер сразу сделал окончательный выбор. После премьеры Хоттабыча-Волкова полюбила вся страна, и 54-летний актер стал популярен. Сам фильм пользовался большим успехом не только у детей, но и у взрослых. «Старик Хоттабыч» завоевал несколько призов на международных фестивалях, а Геннадий Казанский спустя несколько лет снял «Человека-амфибию» – один из самых кассовых фильмов за всю историю советского кинематографа.
«Снежная королева» (1957)
Режиссер: Лев Атаманов
В ролях: Владимир Грибков, Мария Бабанова, Янина Жеймо, Сергей Мартинсон
Экранизация сказки Ганса Христиана Андерсена о злой ледяной волшебнице и двух детях, Кае и Герде, стала девятым полнометражным мультфильмом студии «Союзмультфильм». Под руководством режиссера Льва Атаманова, снявшего в первой половине 1950-х сказки «Аленький цветочек» и «Золотая антилопа», собралась настоящая команда мечты. Художники-постановщики Леонид Шварцман и Александр Винокуров вдохновлялись репродукциями европейских полотен из библиотечных каталогов и создавали эскизы будущего сказочного города, в котором угадывались черты Риги, Таллина и Тарту.
Для съемок сцен с персонажами и крупных планов Лев Атаманов вновь использовал технику ротоскопирования – когда загримированных актрис снимали на пленку, а потом полученное изображение покадрово переводили в рисунки на целлулоид. Так Снежная королева получила облик актрисы Марии Бабановой, а Герда унаследовала черты Янины Жеймо. Но для создания персонажа Оле-Лукойе, от лица которого ведется повествование, аниматор Федор Хитрук использовал только художественные образы.
Когда «Снежная королева» вышла в международный прокат, кинофестивали Венеции, Канн и Рима одарили ее призами. Кассовые сборы в США были скромными, но фильм нашел свою аудиторию. В 1960 году в Японии на телевидении и в кинотеатрах вышла дублированная версия американской копии «Снежной королевы», которую увидел юный Хаяо Миядзаки. Будущий сказочник был поражен безграничными возможностями самовыражения и твердо решил стать аниматором.
«Королевство кривых зеркал» (1963)
Режиссер: Александр Роу
В ролях: Ольга Юкина, Татьяна Юкина, Татьяна Барышева, Анатолий Кубацкий
В 1960-х школьники и пионеры становятся частыми героями фильмов-сказок, а сам жанр переживает пик популярности. Признанный мастер советского фэнтези Александр Роу берется за экранизацию повести Виталия Губарева о приключениях третьеклассницы Оли в Зазеркалье, где все наоборот. Оказавшись в Королевстве кривых зеркал, девочка знакомится со своим отражением, Яло, и вместе они решают спасти сказочную страну от злых министров-правителей и лживых зеркал.
Роу делает ставку на два ключевых фактора – актерский ансамбль и спецэффекты. Главные роли в фильме исполнили девятилетние школьницы Оля и Таня Юкины, которые покорили режиссера своей веселостью и непосредственностью. Компанию им составили Георгий Милляр, Лидия Вертинская (жена шансонье Александра Вертинского), Андрей Файт и Анатолий Кубацкий.
Натурные съемки фильма проходили в 1962 году на фоне живописных ландшафтов Ялты, Симеиза и Красного Камня. Именно богатая природа позволила Роу органично совместить в кадре макеты и декорации, применяя комбинированные съемки и технику перспективного смещения. Многие трюки актеры выполняли сами, что добавляло достоверности происходящему на экране. Андрей Файт, игравший злодея Нушрока, почти весь фильм проскакал на лошади, хотя на момент съемок актеру было уже 60 лет. В августе 1963 года фильм вышел в прокат и собрал у экранов 14,4 миллиона зрителей по всей стране. Оля и Яло стали детскими кумирами, а взрослые увидели гротескную пародию на капиталистическое общество.
«Морозко» (1964)
Режиссер: Александр Роу
В ролях: Александр Хвыля, Наталья Седых, Эдуард Изотов, Инна Чурикова
Один из самых популярных сказочных фильмов, поставленный Александром Роу по мотивам русской народной сказки. У каждого восточнославянского народа в фольклоре есть похожий сюжет о снежном волшебнике, злой мачехе и трудолюбивой падчерице. Исследователи насчитывают по крайней мере 40 разновидностей «Морозко». Михаил Вольпин и Николай Эрдман разнообразили сценарий тем, что добавили еще одного героя из сказки «Иван – медвежья голова».
Съемки летней части проходили недалеко от Звенигорода, а за настоящей зимой команда Роу отправилась на Кольский полуостров, в Оленегорск. Здесь художник-постановщик картины Арсений Клопотовский с помощью местных мастеров построил невероятные декорации, отсылающие к творчеству Виктора Васнецова и Ивана Билибина. Затем Клопотовский помог создать магию в кадре с помощью комбинированных съемок, обратной перемотки, двойной экспозиции и других техник.
Съемки в Оленегорске особенно запомнились Инне Чуриковой, сыгравшей свою первую большую роль в кино. Актриса по-настоящему замерзла в сцене встречи с Морозко, а в кадре вместо яблок ей пришлось есть лук. Ее героиня, вредная Марфушенька-душенька, запомнилась зрителям не меньше самого владыки холода, которого сыграл Александр Хвыля. Для него эта роль стала определяющей, и еще долгие годы он выполнял обязанности главного Деда Мороза страны на елке в Кремле. Ну а Георгий Милляр появился в фильме в образе Бабы-яги и дьяка-разбойника.
«Приключения Мюнхгаузена» (1973–1995)
Режиссеры: Натан Лернер, Анатолий Солин
В ролях: Сергей Цейц, Александр Пожаров, Григорий Шпигель, Гарри Гриневич
В Советском Союзе очень любили большого выдумщика и отменного рассказчика барона Мюнхгаузена из произведений Рудольфа Эриха Распе. Этому герою посвящено несколько анимационных, кукольных и игровых фильмов (в телефильме Марка Захарова этого персонажа сыграл Олег Янковский), но среди них особенно можно выделить мультсериал Анатолия Солина и Натана Лернера.
В начале 1970-х они создали четыре эпизода о знаменитом хвастуне: «Между крокодилом и львом», «Меткий выстрел», «Чудесный остров» и «Павлин». Отвечая на письма своего друга, барон Мюнхгаузен рассказывает ему и собаке Матильде собственные истории о странствиях по Африке, путешествии к Северному полюсу, приключениях на Востоке и в бурных морях.
«После дождичка в четверг» (1985)
Режиссер: Михаил Юзовский
В ролях: Олег Табаков, Татьяна Пельтцер, Валентина Талызина, Юрий Медведев
История этого фильма уходит корнями в XIX век. В 1860 году драматург и основоположник российского театра Александр Островский придумал для оперы сюжет в 16 частях с рабочим названием «Иван-царевич». К сожалению, пьеса так и не была закончена, но уже в советское время на нее обратил внимание бард и драматург Юлий Ким. Он переработал изначальный сюжет, дописал концовку, и в начале 1980-х по получившемуся материалу поставили спектакль в Театре Маяковского. Постановка имела большой успех, и в 1985 году вышла экранизация Михаила Юзовского.
Вопреки рабочему названию, сюжет фильма оказался далеко не таким простым, каким обычно бывает в экранизациях. «После дождичка в четверг» представляет нам трех главных героев, каждый из которых зовется Иваном. Царевич, сын ключницы и подкидыш идут разными путями в жизни, но к одной цели. Они хотят победить коварного Кощея и спасти царевну Милолику. Стильный и золотозубый Олег Табаков в роли Кощея украл не только весь фильм, но и сердце Марины Юдиной, сыгравшей Милолику. Актер пользовался своим обаянием и в сценах с царевной, и вне кадра, когда приглашал Юдину на свидания после съемок. После завершения работы над фильмом их роман превратился в долгую и счастливую семейную жизнь.
«Про Федота-стрельца, удалого молодца» (1988)
Режиссер: Зинаида Алиева
В ролях: Леонид Филатов
В 1985 году актер, режиссер, поэт и драматург Леонид Филатов написал пьесу в стихах по мотивам русской народной сказки «Поди туда – не знаю куда, принеси то – не знаю что» из сборника Александра Афанасьева. По сюжету царь постоянно дает Фе- доту-стрельцу невыполнимые задания и грозит расправой, но жена-волшебница Маруся помогает любимому избежать наказания. После публикации в 1987 году в журнале «Юность» пьеса «Про Федота-стрельца, удалого молодца» стала неверо- ятно популярной, и в народ ушли не просто фразы, а целые абзацы из сказки.
В 1988 году Зинаида Алиева экранизировала моноспектакль Леонида Филатова, в котором автор читал свою пьесу по ролям. Но, к сожалению, на телевидении моноспектакль был показан только в 1991 году в урезанном виде.
В 2001-м Сергей Овчаров экранизировал пьесу с участием Константина Воробьева, Андрея Мягкова, Владимира Гостюхина и Виктора Сухорукова. А спустя семь лет студия «Мельница» выпустила полнометражный мультфильм Людмилы Стеблян- ко, в котором сказочных персонажей озвучили звезды кино.