«Тупому и еще тупее» с Джимом Керри 30 лет. Как эта дурацкая комедия на грани стала знаковой и любимой
О чем этот фильм
Есть такая расхожая шутка, завирусившаяся в сети, что для людей, плохо учивших в школе физику, весь мир полон волшебства. Для главных героев «Тупой и еще тупее», не самых образованных и догадливых друзей Ллойда (Джим Керри) и Гарри (Джефф Дэниелс), мир тоже кажется удивительным и необъяснимым. Благодаря своей же глупости они часто оказываются в самых немыслимых ситуациях: одни напоминают нелепые комедии положений, другие кажутся по-настоящему опасными. Но, руководствуясь негласным принципом про «слабоумие и отвагу», Ллойд и Гарри неизменно выходят целыми и невредимыми из любого жизненного переплета.
Ллойд и Гарри работают водителями, но в разных сферах. Герой Дэниелса занимается перевозкой собак и вложил все свои деньги в «тюнинг» обычного микроавтобуса, который теперь выглядит как гигантская собака. Персонаж Керри водит роскошный лимузин. Однажды на работе он знакомится с очаровательной Мэри (Лорен Холли), в которую тут же влюбляется. Провожая ее в аэропорт, Ллойд замечает, что Мэри оставила в терминале свой кейс. Герой решает, что новая знакомая сделала это по ошибке, забирает кейс и намеревается отыскать Мэри, чтобы вернуть его ей. Но чего Ллойд не учел, так это того, что Мэри оставила вещь намеренно: в кейсе деньги, предназначенные похитителям ее мужа в качестве выкупа.
Вмешавшийся в ситуацию Ллойд спутал все карты. А еще обрек себя и Гарри на поездку через всю Америку в странно микроавтобусе в виде собаки, на хвосте которой уже «сидят» преступники, решившие, что эта парочка — опасные бандиты-конкуренты.
Как создавался фильм
Изначально братья Фаррелли написали другой сценарий со схожим сюжетом про двух друзей-недотеп. Он назывался «Прах к праху». Большую ставку авторы на проект не делали, но им нужен был замысел, с которым они бы могли отправиться покорять Голливуд: знакомиться с продюсерами и репрезентовать себя в качестве авторов. В итоге сценарий был куплен, но не экранизирован. Спустя время Фаррелли вернулись к образу двух недалеких героев, по собственной глупости то и дело оказывавшихся в дурацком положении.
В своей новой редакции старый концепт тоже не шибко понравился студийным боссам — от проекта отказались все голливудские мейджоры, за исключением New Line Cinema. Но и в этой компании произошел разлом мнений. В то время как президент студии Майкл Де Лука заинтересовался проектом, CEO компании Роберт Шэй возненавидел его. Разногласие удалось сгладить компромиссом: Шэй согласился уступить и дать проекту зеленый свет, если Фаррелли сумели бы заманить на главную роль двух очень известных комиков. Режиссеры разослали сценарий всем известным комедиантам того времени, и все они отказались, опасаясь, что подобным фильмом можно только хоронить карьеры, а не запускать их. В их числе были Стив Мартин, Мартин Шорт («Убийства в одном здании») и даже Николас Кейдж, который в начале карьеры часто снимался в комедиях, еще не успев осесть в жанре боевиков.
Спустя какое-то время братья Фаррелли узнали от актеров, которым высылался сценарий, что на самом деле они его в глаза не видели. «Мы-то думали, что нас все отвергли. А потом выяснилось, что текст даже не доходил до артистов, потому что наше предложение сворачивали их агенты», — признавались режиссеры.
Однако в числе не испугавшихся профессионального вызова был тогда еще только начинавший карьеру в кино Джим Керри. Актер на тот момент уже успел сняться в «Маске» и «Эйс Вентура: Розыск домашних животных», которые еще не вышли на экраны. Он находился в поиске нового проекта и напросился на встречу с Фаррелли, которая оказалась очень продуктивна. По итогу авторы и актер ударили по рукам — Керри утвердили на главную роль. Он же настаивал на кандидатуре Джеффа Дэниелса, которого не очень жаловали продюсеры. Чтобы деликатно слить актера, кинобоссы предложили ему скромный для его статуса гонорар — $50 тыс. А Дэниелс... без возражений согласился. Хотя против этого были всего вокруг, включая его агента, уверенного, что роль дуралея Гарри уничтожит его актерскую репутацию.
Куда сложнее разворачивалась ситуация с гонораром Керри: соглашаясь на проект, актер еще находился в статусе начинающего артиста, но, пока шли переговоры со студией, на экраны вышел «Эйс Вентура», ставший большим хитом. Распыленный этим успехом Керри пересмотрел свой контракт и вместо изначальных $350 тыс. запросил $7 млн. Понять задранный ценник звезды можно: 15-миллионный «Эйс Вентура» заработал на харизме Керри почти $108 млн. Конечно, актер ощутил себя священной коровой и справедливо рассудил, что в рядах тех, кого озолотит фильм, должен быть и он сам. Ставка артиста сработала верно — Керри стал первым актером в истории, чьи три фильма (вышедшие один за другим «Эйс Вентура: Розыск домашних животных», «Маска» и «Тупой и еще тупее») возглавили американский бокс-офис в один и тот же год.
Но не менее верной оказалась и ставка братьев Фаррелли: дуэт Керри и Дэниелса оказался не просто очень удачным с точки зрения живого взаимодействия актеров и их экранной химии. Оба артиста талантливо импровизировали на площадке, подарив картине ряд не запланированных сценарием сцен, вошедших в итоговую версию. Например, эпизод, в котором Ллойд шокирован космическими достижениями США и на полном серьезе говорит: «Ну надо же... Мы высаживались на Луну?!» Этой реплики не было в оригинальном тексте фильма — Керри придумал ее по ходу съемок.
Сами же актеры настояли на том, чтобы не сниматься в альтернативном финале фильма, опасаясь, что продюсеры настоят именно на нем, что нарушит концепцию Фаррелли. Речь идет про самую последнюю сцену, когда рядом с идущими вдоль шоссе Ллойдом и Гарри останавливается автобус с моделями в бикини. Девушки, заигрывая с героями, предлагают их подвезти. На что друзья-простофили деликатно отвечают отказом, упустив свой очередной шанс. Продюсеры хотели снять другую версию, в которой Ллойд и Гарри все же принимали приглашение красивых незнакомок. Но Керри и Дэниелс были уверены, что первоначальный вариант концовки вызывал бы у аудитории куда более сильные эмоции от глупости персонажей.
Как фильм стал франшизой
В первую же премьерную неделю «Тупой и еще тупее» доказал, насколько напрасными были все опасения насчет сюжета и образов главных героев. При бюджете $17 млн в мировом прокате лента заработала $247 млн, мгновенно возглавив прокат. Критики разделились на два лагеря: одни восприняли картину буквально, посчитав ее юмор похабным и на грани фола, другие решили, что все слабые стороны проекта с лихвой перекрыли актерские работы Джима Керри и Джеффа Дэниелса. Легендарный критик Роджер Эберт в своей рецензии поставил фильму две звезды из четырех, отмечая очевидные огрехи сюжета, но признаваясь, что комичные образы главных героев заставили его «кататься по полу от истерии». Коллега Эберта, журналист Питер Стак оставил за фильмом «Тупой и еще тупее» право быть одновременно и «откровенным вычурным фарсом», и «очень умной комедией».
Очевидно, что картина братьев Фаррелли не могла претендовать на серьезные кинопремии, но выиграла две награды MTV Movie Awards. Джим Керри одержал победу в номинациях «Лучший комедийный актер» и «Лучший экранный поцелуй». Последнюю он разделил с актрисой Лорен Холли, с которой на съемках у него закрутился настоящий роман.
По прошествии многих лет «Тупой и еще тупее» неплохо состарился и продолжает занимать свое почетное место в комедийном жанре. Главный сайт о кино IMDb поставил фильм на 14-ю строчку в рейтинге «100 лучших комедий всех времен». Аналогично поступило издание Time Out. А индустриальный журнал Empire отвел картине 40-е место в топ-50 «Лучших комедий».
Успех фильма не мог не обернуться полноценной франшизой, начавшейся с телевидения. В 1995 году на телеканале ABC стартовал одноименный анимационный сериал. Насчитывавший 13 серий проект просуществовал только один сезон. В 2003-м вышел приквел «Тупой и еще тупее: Когда Гарри встретил Ллойда», раскрывающий предысторию героев. Проект был сделан совершенно иной творческой командой и с другими актерами в главных ролях. Братья Фаррелли оказались в рядах продюсеров, уступив сценарное и режиссерское места Трою Миллеру (сценарий фильма в итоге был номинирован на антипремию «Золотая малина»). В роли Ллойда снялся Эрик Кристиан Олсен, а Гарри сыграл Дерек Ричардсон. Картина не без труда окупилась и даже немного заработала, но не только в прокате, а и в прессе — череду разгромных рецензий.
В 2014-м вышел сиквел «Тупой и еще тупее 2», в котором к своим образам вернулись Джим Керри и Джефф Дэниелс. В финансовом плане картине повезло чуть больше: при бюджете $50 млн она сумела заработать почти $170 млн, но также разочаровала критиков. Как результат, вышедшие приквел и сиквел оригинальной комедии скорее доказали, что второй раз повторить успех первой части невозможно.
Во многом оригинальную картину выручила та самая схема «слабоумие и отвага»: совпали время (зашкаливающий среди аудитории спрос на комедии в первой половине 1990-х), самобытный и ярчайший талант набирающего популярность Джима Керри и, конечно же, беспечность самой концепции истории, шокировавшая своей пошлостью, но от которой было невозможно сдержать улыбку. Как результат: первый фильм при всех своих очевидных минусах стал знаковым для своего времени и жанра. Но дальнейшие попытки реанимировать историю в новых воплощениях обернулись неудачей — время прошло, аудитория сменилась, а вторых таких Джима Керри и Джеффа Дэниелса на свете просто нет.