«Скажи: я тебя люблю!»: 7 знаковых выставок ММОМА за четверть века его истории
Посетители музея порой не придают значение названию выставки, на которую идут, в то время как и само название, и пояснительный текст составляют ключевую часть музейного проекта. Чаще всего выставка начинается именно с названия, которое становится проводником в экспозицию, определяя ее «правила жизни». Проанализировав прошедшие за 25 лет проекты, мы поняли, что названия выставок и наши собственные правила жизни могут быть созвучными — поэтому мы и обратились к самым ярким и самодостаточным названиям музейных проектов MMOMA (выбирать было сложно, но вместе мы справились), которые уже вошли в историю культурных событий в российском арт-пространстве.
«Йоко Оно. Небо всегда ясное» (2019; Петровка, 25)
Йоко Оно — одна из важнейших фигур концептуализма 1960-х, представительница международного движения Fluxus, а ее работы повлияли на развитие перформанса, хеппенинга и видео-арта. Выставка в ММОМА стала первым масштабным проектом Йоко Оно в России — она включала в себя знаменитые текстовые «Инструкции», воссоздания классических перформансов художницы и ее видеоработы. Проект не просто рассказывал публике о ключевых элементах, определяющих творческую жизнь Йоко, но еще и в целом переосмысливал отношения художника и посетителя в пространстве музейной институции.
«Чтак. В моем случае — ни в коем случае» (2016; Ермолаевский, 17)
Персональная выставка Валерия Чтака представляла собой тотальную инсталляцию: в ней сплетались коллекции остроумных фраз, афоризмов, широко растиражированных символов и проявлений массовой культуры, числовых и текстовых ребусов, заимствований и цитат из музыки, литературы, визуального искусства и философии, которую художник с увлечением «собирал» на протяжении всего своего творческого пути. К зрителям обращались фрески, холсты, графические серии, плакаты, футболки и скейтерские доски. Выставка стала рассуждением о природе художественного творчества и искала ответ на вопрос «Что значит быть художником сегодня?».
«Искусство есть искусство есть искусство» (2011-2012; Петровка, 25)
Название серии тематических экспозиций «Искусство есть искусство есть искусство» взято из стихотворения Бродского «Два часа в резервуаре» (1965): тавтология и спиральная закрученность слов тут служат метафорой, присущей искусству саморефлексии. Идея экспозиции была в представлении искусства как всеобъемлющего и всесторонне открытого комментария. В экспозицию вошли художественные произведения от раннего авангарда до работ современных художников, а 25 тематических разделов демонстрировали несхожие, нередко взаимоисключающие пути интерпретации и комментирования арт-объектов — зритель был свободен в том, как трактовать суть выставки, и становился главным героем этой истории.
«Удел человеческий. Сессия II. Не кажется ли тебе, что пришло время любви?» (2016; Ермолаевский, 17)
Масштабный междисциплинарный и межинституциональный проект «Удел человеческий» — результат сотрудничества ММОМА, РОСИЗО/ГЦСИ и Еврейского музея и центра толерантности — состоял из нескольких сессий, и в каждой человек рассматривался в системе эмоционально-чувственных связей, его взаимодействия с социальным миром. Вторая была посвящена любви в самых разных смыслах. В экспозицию вошли видеоработы, инсталляции, фотографии и книги от 23 художников со всего мира, в том числе Йоко Оно, Бориса Михайлова, Йонаса Мекаса, Софи Каль и Энди Уорхола. Часть произведений авторы сделали специально к проекту.
«Дмитрий Налбандян. Невозможноеневозможно» (2023; Петровка, 25)
Выставку «Невозможноеневозможно» приурочили к 30-летию создания музея-мастерской народного художника СССР и одного из самых известных портретистов своего времени Дмитрия Налбандяна. В масштабной экспозиции собрали его ключевые произведения с 1930-х по 1993 год из коллекций разных музеев, которые позволили по-новому взглянуть на разные этапы творчества Налбандяна и больше узнать о его жизни, мифах, противоречиях и об эпохе, свидетелем которой он был.
«Сны для тех, кто бодрствует» (2013; Петровка, 25)
С 2009 года в ММОМА на Петровке регулярно разворачивались тематические экспозиции, которые показывали разные грани музейной коллекции. Пятая по счету объединила 70 работ авторов разных периодов — авангардистов, нонконформистов и современных художников. Название выставки отсылало к диалогу Платона «Софист»: в оригинальном контексте фраза «сны для тех, кто бодрствует» была иконоборческой метафорой художественного творчества, но, что характерно, метафорой оптической. Поэтому все произведения на выставке тоже были двойственными, допускающими амбивалентные трактовки, а дополняли их специальные экспонаты — оптические приспособления, научные изображения и артефакты.
«Андрей Бартенев. Скажи: я тебя люблю!» (2015; Гоголевский, 10)
Андрей Бартенев — художника синтеза, соединяющий в своем творчестве изобразительное искусство, перформанс, театр, танец и музыку. Большая ретроспектива в двух корпусах музея на Гоголевском показала творчество Бартенева за последние 25 лет — это была попытка разобраться в сложной вселенной художника. Часть произведений впервые показывали широкой публике, отдельный зал отвели под огромные кинетические скульптуры 2000-х. Для подготовки к выставке Бартенев привлек молодых художников: под его руководством они создавали объекты в открытой мастерской — и к процессу мог подключиться любой желающий.
Сейчас в здании на Петровке, 25 проходит юбилейная выставка «Вещи и видения» — срез значимых вех в развитии российского искусства за последний век, от Казимира Малевича и Велимира Хлебникова до Ирины Кориной и Айдан Салаховой — и там же в музейном книжном магазине можно найти мерч с названиями перечисленных выставок. Приходите погружаться и искать собственные смыслы.