«Носферату» против «Ворона»: ремейки 2024 года — от лучшего к худшему
Голливуд, продолжая опасаться неоправданных рисков и финансовых потерь, по-прежнему делает ставку не на новое, а на хорошо знакомое старое. Это касается политики индустрии, предпочитающей работать с коллективной памятью, то есть переснимать уже существующие проекты или же расширять состоявшиеся франшизы, хорошо знакомые массовому зрителю. Последние, к слову, в 2024-м установили настоящий рекорд — впервые в истории кино десятка самых кассовых фильмов года сплошь состоит из сиквелов: от «Головоломки» до «Дэдпула». Очевидно, что на волне успеха выбранная Голливудом стратегия продолжится: вкладываться в уже существующий бренд выгоднее, чем запускать что-то новое с нуля.
Аналогичная судьба постигла и ремейки, подарившие новую жизнь старым проектам. С ними ситуация обстоит не так стабильно: одни адаптации превзошли оригинал, вторые даже близко нет. Одни ремейки оказались удачными, о чем свидетельствуют оценки критиков и фидбэк от аудитории, другие же знатно разозлили зрителей, оскорбленных тем, как неумело обошлись с важным для них наследием. А потому давайте разберемся, какими получаются любимые фильмы в их последующих реинкарнациях, на примере релизов 2024-го: от лучшего к худшему.
«Носферату»/Nosferatu
Жанр: ужасы, мелодрама
Режиссер: Роберт Эггерс
В ролях: Эмма Коррин, Аарон Тейлор-Джонсон, Билл Скарсгард, Николас Холт
Фильм Роберта Эггерса выйдет в мировой прокат только под финал года — 25 декабря. Но сам релиз оказывается настолько большим и долгожданным, что его нельзя не упомянуть. А судить об успешности проекта можно по первым отзывам критиков, успевших посмотреть картину до официального проката. Традиционно подобные отклики воспринимаются неоднозначно. Пресса и инфлюенсеры, которых все чаще зовут на подобные закрытые показы в благодарность за свою избранность, щедро хвалят фильмы. Хотя бывают и обратные примеры: досадно разгромленный «Вавилон» Дэмьена Шазелла критики костерили уже после первых показов, чем изрядно подпортили прокатную судьбу проекта.
Но важно не то, что первые зрители нахваливают увиденное, а то, какими словами они это делают. У «Носферату» с этим ситуация обстоит более чем обнадеживающе. Ленту не просто называют «захватывающей» и «великолепным ремейком», но также определили как «самый сложный хоррор-фильм этого года». Интригуют и прочие эпитеты: «эротический», «соблазнительный ужас» и «очень атмосферно готический». Конечно, мы относим «Носферату» к удачным ремейкам года немного авансом, но, как видите, есть все основания поверить, что Эггерс вновь не подвел.
«Дом у дороги» / Road House
Жанр: боевик, драма, криминал
Режиссер: Даг Лайман
В ролях: Джейк Джилленхол, Даниэла Мелшиор, Билли Магнуссен, Конор Макгрегор
В начале весны на Amazon Prime Video в обход кинотеатрального проката вышел новый «Дом у дороги» — с Джейком Джилленхолом. Это ремейк одноименного фильма с Патриком Суэйзи, история про бывшего спортсмена: он устраивается главным вышибалой в клуб на набережной приморского курорта, который (и клуб и курорт) терроризируют местные бандиты. Картина 1989 года выглядит абсолютным продуктом своего времени и довольно неважно состарилась. Это не самое умное с точки зрения сюжета кино, в котором бесконечный мордобой чередуется с такой же бесконечной женской обнаженкой, мизогинно сводящей героинь к объектам всеобщего вожделения. Единственной удачей фильма был душевный Патрик Суэйзи, которому особо нечего было играть, но он очень старался.
В новой версии за авторством опытнейшего Дага Лаймана (первые три фильма про Борна, «Мистер и миссис Смит») история обретает больше смысла и логики. Главный герой в исполнении Джилленхола — экс-боец UFC, который завершил карьеру после трагического случая на ринге. На подработку в клубе он соглашается, терзаемый внутренним чувством вины: ему отчаянно хочется совершить хоть какой-то справедливый поступок для восстановления сил добра и зла в природе. «Дом у дороги» в своем новом прочтении оказался лихим жанровым аттракционом: это добротное кино, выжимающее из истории ее максимум. Джилленхол добавляет герою глубины и убедительной мотивации, Лайман снабжает проект техническими возможностями, усиливающими динамичность и красочность всего, что происходит на экране. Да, это все еще очень ограниченное в своих художественных возможностях кино, но на контрасте с оригинальной картиной — ярчайший пример того, как удачно можно переосмыслить, казалось бы, очень тривиальный проект.
«Не говори никому» / Speak No Evil
Жанр: триллер, драма
Режиссер: Джеймс Уоткинс
В ролях: Джеймс Макэвой, Маккензи Дэвис, Скут Макнэри, Эшлинг Франчози
Редко голливудские адаптации европейского или азиатского кино получаются достойными оригинала. Отсюда и тревожная реакция на новость о том, что Warner Bros. и корейская студия CJ ENM («Воспоминания об убийстве», «Паразиты», «Олдбой») заключили обоюдный пакт на пересъемки фильмов друг друга. В соцсетях киноманы восприняли эту новость с опасением: справедливо кажется, что современные южнокорейские хиты не нуждаются в голливудских адаптациях. А тот же переснятый на американский манер «Олдбой» оказался сильно слабее оригинала.
Но «Не говори никому» Джеймса Уоткинса с Джеймсом Макэвоем — ремейк одноименного датского фильма двухгодичной давности — оказался скорее удачным примером того, как можно расширить географию проекта на американский манер. Тем более что Уоткинс начинал свою режиссерскую карьеру с фильма, сюжетно перекликающегося с «Не говори никому», — это «Райское озеро» с Майклом Фассбендером. Оба проекта исследуют границы человеческой толерантности к насилию: когда воспитание удерживает нас в рамках социального приличия, но обстоятельства происходящего зла становятся все необратимее. «Не говори никому» рассказывает о семье с ребенком, которая отправляется в гости к их новым знакомым. Но быстро гостеприимство хозяев дома сменяется их жестокостью. Оригинальная картина Кристиана Тафдрупа была очень хороша. Но раз уж Голливуду понадобился англоязычный ремейк, то стоит признать, что он получился как минимум не хуже первоисточника.
«Дрянные девчонки» / Mean Girls
Жанр: мюзикл, комедия
Режиссер: Саманта Джейн, Артуро Перес мл.
В ролях: Энгаури Райс, Рене Рэпп, Аулии Кравальо, Жакел Спайви
В этом году увидел свет и ремейк «Дрянных девчонок» — куда более значимого для массовой культуры фильма начала нулевых, чем кажется на первый взгляд. В обход существующего продолжения, не дотянувшего до уровня оригинала, спустя 20 лет с момента выхода первого фильма запремьерился одноименный мюзикл.
Лента с идентичным сюжетом получила среднюю оценку от критиков, но пришлась по душе зрителям. Те щедро проголосовали за проект кошельком: при бюджете $36 млн он сумел окупиться трижды, заработав почти $105 млн. Возможно, художественно картине не удалось сравняться с оригинальным фильмом, но достигнутый результат доказывает: ностальгия неплохо продается (и зарабатывает).
«Эммануэль»/Emmanuelle
Жанр: драма, мелодрама
Режиссер: Одри Диван
В ролях: Ноэми Мерлан, Уилл Шарп, Джейми Кэмпбелл Бауэр, Чача Хуан
Первая «Эммануэль» Жюста Жэкина вышла ровно полвека назад и в середине 1970-х казалась революционным кино для экранного софткора. Однако из дня сегодняшнего воспринимается не иначе как гимн мейлгейза и немыслимой мизогинии. Сексуально активную Эммануэль в Тае соблазняют все подряд, и при этом муж вверяет ее старшему наставнику и интимных дел мастеру. Он же без малого настаивает, что пика удовольствия и без того искушенная Эммануэль достигнет с помощью... группового изнасилования. В общем, кино невыносимое, хоть и значимое для жанра.
Француженка Одри Диван решила переписать сюжет «Эммануэль», снабдив его мистической составляющей. Но что важнее всего — вернув главной героине ее субъектность. Теперь она уже не молчаливая и покорная вещь, а самодостаточная женщина, постигающая границы своего желания. В новом прочтении история о поиске плотских удовольствий оказывается не тем, чем кажется. Это скорее фильм-обманка в духе «Талли» и «Малхолланд Драйва». Персонаж Ноэми Мерлан исследует свою сексуальность в командировке в Гонконге. Но секс в данном случае лишь повод узнать что-то большее о себе — то, что скрыто за привычным движением двух тел.
«Смерч 2» / Twisters
Жанр: боевик, триллер
Режиссер: Ли Айзек Чун
В ролях: Дейзи Эдгар-Джонс, Глен Пауэлл, Энтони Рамос, Брэндон Переа
Вольный ремейк одноименного фильма 1996 года. И хотя отдельные части сюжета изменены, ключевая история про конкурирующие группы метеорологов, одержимых природными катаклизмами, сохранена. Новая вариация истории смогла похвастаться лучшими спецэффектами, но все так же страдает от слабой сюжетной составляющей и однобокими героями. Как результат — при ударном промо в соцсетях «Смерч 2» сумел развлечь зрителей на $370 млн при бюджете $155 млн. Неплохой, но не выдающийся результат.
Оригинальный фильм, в котором тоже было к чему придраться, в прокате показал себя мощнее: заработал почти полмиллиарда долларов при бюджете $90 млн. Конечно, конец 1990-х — совершенно другое время: доинтернетовская эпоха с большим прокатным окном для фильмов и оттянутым во времени их релизом на видеокассетах. А значит, зритель шел в кино охотнее. Но по совокупности факторов все равно кажется, что замах второго «Смерча» не оправдался: лента не стала большим весенним хитом и не исправила сценарных недочетов оригинального фильма.
«Каскадеры» / The Fall Guy
Жанр: боевик, комедия, мелодрама
Режиссер: Дэвид Литч
В ролях: Райан Гослинг, Эмили Блант, Аарон Тейлор-Джонсон, Ханна Уоддингэм
А вот с «Каскадерами» произошла совсем уж парадоксальная история. Фильм с Эмили Блант и Райаном Гослингом — ремейк одноименного хитового сериала, выходившего в 1980-х. Это история про бывшего каскадера, который отныне использует свой опыт и физическую подготовку в борьбе с преступностью. Проект просуществовал пять сезонов и стал знаковым для американского телевидения.
Новая адаптация Дэвида Литча (к слову, в прошлом профессионального каскадера) оказалась отличным симбиозом захватывающего экшена, ироничного юмора, трогательной любовной линии и боевика с лихими погонями и эффектными взрывами. Фильм получил высокую оценку от критиков и зрителей — в среднем 80% одобрения. Но при этом очень скромно заработал. Возник условный синдром каннской «Аноры» Шона Бэйкера: лента понравилась зрителям, но они не спешили рекомендовать ее дальше в формате сарафанного радио. По итогу «Каскадеры» заработали «лишь» $180 млн при затраченных на съемки $140 млн. На языке Голливуда это скорее неудача, чем успех.
«Ворон» / The Crow
Жанр: фэнтези, мелодрама, боевик
Режиссер: Руперт Сандерс
В ролях: Билл Скарсгард, FKA twigs, Дэнни Хьюстон, Джозетт Саймон
К концу лета в мировой и российский прокат вышел «Ворон» с Биллом Скарсгардом — ремейк одноименного хита начала 1990-х с Брэндоном Ли, которому работа на площадке стоила жизни. Во время сцены перестрелки застрявшая в стволе заглушка вылетела при выстреле холостым патроном, пробила живот актера и застряла в позвоночнике, вызвав обширное кровоизлияние. Спустя 12 часов Ли скончался в больнице. Но наследие актера пережило многое, будучи сильнее времени, которое оказалось над ним не властно.
Тем рискованнее выглядела сама затея переснять «Ворона» — эталонного для эпохи 1990-х кинокомикса: мрачного, дождливого, гранжевого и очень печального. В новой вариации тяжелый рок уступил место лирике, а идея отмщения — балладе о бессмертной любви. Но при всей смелости замысла и личных усилиях Скарсгарда реализация оказалась разочаровывающей. История влюбленных в исполнении Скарсгарда и FKA twigs выглядела натянутой и неубедительной (любовь до гроба между ними зарождалась в первые пять минут фильма), а образы героев были поверхностными. Такими же представлены антагонисты, чья мотивация оставляла желать лучшего. Получился напрасный ремейк важного для многих миллениалов фильма детства, который попытались пересказать с оглядкой на нынешнее время. Но оказалось, что эту музыку грусти не перепеть, не сфальшивив. И стоило ли тогда пытаться?