Дорогая редакция: лучшие проекты о внутренней кухне СМИ
«Первый номер» (2024)
Жанр: драма, комедия
Режиссер: Клим Козинский
В ролях: Евгений Цыганов, Надежда Михалкова, Павел Деревянко, Равшана Куркова
Подробнее о сериале Козинского с Евгением Цыгановым в главной роли мы рассказывали в этой рецензии — по горячим следам после показа первых серий на фестивале «Новый сезон». Но не будет лишним напомнить: Россия, 2022 год, крупные иностранные издательства уходят из страны. Константин Иноземцев — главный кандидат на пост главреда нового издания, кровными усилиями инвесторов создаваемого на костях всего старого. Иноземцев — выпивоха, кутила и циник. В прошлом он написал бестселлер, который сперва кормил его эго, а затем буквально. Но когда гонорар иссяк, новые идеи так и не родились. Однако былых паров хватило, чтобы его позвали на пост капитана «корабля» — нового издания, для которого он придумывает неожиданное название «Лампа».
«Первый номер» написан людьми, знающими о внутренней кухне медиа приблизительно все. Оттого все совпадения не случайны, а образы — верны. Любимый минаевский герой-одиночка, кочующий из «Духless» в «The телки», наконец оседает в кабинете редакции издания, которое хочет переосмыслить себя. И оказывается в центре хитроумной схемы издателей. Выбраться Иноземцеву поможет разве что любовь.
«Вы все меня бесите»
Жанр: комедия
Режиссер: Олег Фомин, Михаил Савин
В ролях: Светлана Ходченкова, Петр Федоров, Александр Паль, Юлия Топольницкая
Комедийный сериал СТС восьмилетней давности, который создавался в другое время и отразил в себе совершенно иные реалии мира и профессии. Главная героиня Соня Багрецова (Светлана Ходченкова) — ресторанный обозреватель екатеринбургского издания NOWADAYS. Соня — интровертка, которая недолюбливает людей — что случайных прохожих, что коллег по работе. Однажды привычный мир героини начинает рушиться: в издании меняется руководство, терпевшее ее причуды, а стычка с полицией доводит ее до психоаналитика. Ни одна из стремительных перемен Соне не нравится, но постепенно изменения оказываются к лучшему, потому что за границами привычной зоны комфорта новыми оттенками вкуса заиграли не только обозреваемые ею блюда, но и сама жизнь.
«Вы все меня бесите» — комедия положений, которую устройство работы СМИ интересует далеко не в первую очередь. Что, впрочем, не мешает подсмотреть за тем, как функционирует издательский бизнес и работа медиа. Данный сериал довольно убедительно фиксирует, что функционирует оно зачастую как сумасшедший дом. Но всем нравится.
«Сентябрьский номер» / The September Issue (2009)
Жанр: документальный
Режиссер: Р. Дж. Катлер
В ролях: Анна Винтур, Thakoon Panichgul, Андре Леон Тэлли, Грэйс Коддингтон
Документальный проект о святая святых — сборке важнейшего глянцевого медиа в мире, американского Vogue, в момент подготовки важнейшего выпуска журнала в году — сентябрьского номера. Традиционно он самый толстый, насыщенный и сложный в производстве. Если вы всегда хотели узнать, как выглядит подобная работа, проект документалиста Р. Дж. Катлера — настоящий проводник в это чарующее закулисье.
Здесь Анна Винтур не главред из камня и стали, а живой человек, который сомневается, ругается с подчиненными, старается усластить акционеров и нащупать дух времени, который по заветам беспощадной моды глянец обязан определить раньше всех.
«Просто представь, что мы знаем» (2020)
Жанр: драма
Режиссер: Роман Волобуев
В ролях: Рина Гришина, Анфиса Черных, Катя Федина, Евгений Стычкин
В своем мини-сериале (проект, очевидно, задумывался на более длительный хронометраж, но не вышло) бывший кинокритик Роман Волобуев в числе первых взялся исследовать феномен Telegram-каналов — частного и как будто никому не подконтрольного медиа нового поколения. В 2020-м этот мессенджер все еще таковым ощущался.
В центре истории три героини, запустившие анонимный новостной канал «ППЧМЗ» со скоростной добычей новостей и громкими расследованиями на самые актуальные темы. Неудивительно, что ими тут же заинтересовались и силовики, и медиаменеджеры, и просто все охочие до «жареного». На расстоянии почти пяти лет кажется, что сериал не просто отразил в себе что-то важное про время, которое прошло, но и отчасти стал его слепком.
«Секретное досье» / Truth in Bold
Жанр: триллер, драма, биография
Режиссер: Стивен Спилберг
В ролях: Мэрил Стрип, Том Хэнкс, Сара Полсон, Боб Оденкерк
Достойный наследник «Всей президентской рати» Алана Дж. Пакулы, снятый Стивеном Спилбергом. У Пакулы была реальная история про группу журналистов-расследователей, раскрывших уотергейтский заговор с участием тогдашнего президента США Ричарда Никсона. У Спилберга — реальная история о группе репортеров все того же издания Washington Post, опубликовавших громкое расследование на основании засекреченных документов про войну во Вьетнаме.
Если многие проекты о работе СМИ затрагивают внутреннюю кухню по касательной, «Секретное досье» и прочие примеры жанра (например, «В центре внимания» о расследовании случаев сексуализированного насилия над детьми католическими священниками или «Ее правда» о расследовании дела Харви Вайнштейна двумя журналистками, со статьи которых все и началось) максимально углубляются в работу порядочной и важной журналистики — часто опасной, изнурительной и неблагодарной.
«Пресса»/Press (2018)
Жанр: драма
Режиссер: Том Вон
В ролях: Шарлотта Райли, Приянга Берфорд, Эл Уивер, Паапа Эссьеду
Британо-американский сериал, выстроенный вокруг непримиримого соперничества нескольких крупных лондонских газет из высшей лиги, вынужденных выживать в современном цифровом мире. Помимо этого, шоу затрагивает этическую сторону работы журналистов, регулярно сталкивающихся с непростым моральным выбором при подаче информации в массы.
«Пресса» подходит к закулисью работы СМИ с непривычной стороны — исследует ее рентабельность и порядочность. Чего стоит быть честным журналистом, какими критериями определяется объективность транслируемых новостей и способна ли журналистика быть непредвзятой в принципе?
«Громкое дело» / De veroordeling (2021)
Жанр: триллер, драма, криминал
Режиссер: Сандерс Бюргер
В ролях: Федя ван Хейт, Йорик ван Вагенинген, Лис Виссхедейк, Марк Краан
Нидерландский криминальный триллер, основанный на реальном судебном процессе. Вечером 23 сентября 1999 года в собственном доме была убита Жаклин Виттенберг. Все собранные улики указывали на личного налогового консультанта погибшей Эрнста Лауса. Именно он был последним, с кем она разговаривала перед смертью. Однако, вопреки всем подозрениям полиции, данное преступление оказывается намного запутаннее и сложнее.
Бескомпромиссный тележурналист Бас Хан (Федя ван Хейт из «Не говори никому») берется за расследование дела, вступая в конфликт с правовой системой, общественными предубеждениями и даже современным миром, в котором информация распространяется со скоростью пули, так же беспощадно снося все на своем пути.
«Бостонский душитель» / Boston Strangler (2022)
Жанр: детектив
Режиссер: Мэт Раскин
В ролях: Кира Найтли, Кэрри Кун, Алессандро Нивола, Крис Купер
Криминальный тру-крайм с Кирой Найтли про бостонские события начала 1960-х. В центре истории реальные журналистки Лоретта Маклафлин (Кира Найтли) и Джин Коул (Кэрри Кун). К расследованию преступлений новоявленного маньяка они сперва подключаются не по зову профессионального долга, а от тоски. Обе работают на местную газету Record American, где прежде им доверяли разве что тестировать тостеры и писать о модных аксессуарах для женщин.
Первой бунтует Коул, вызвавшаяся провести расследование о пытках в психиатрической лечебнице, ее запал поддерживает Маклафлин. Преодолев предубеждения начальства и насмешки коллег, журналистки объединяют усилия в поиске маньяка, сумевшего запугать женское население города. Проект с завидной дотошностью исследует все ступени расследования и того, как отвага журналисток наделила голосами десятки женщин, столкнувшихся с насилием, до которого раньше никому не было дела.
«С большой буквы» / The Bold Type (2017)
Жанр: драма, комедия
Режиссер: Виктор Нелли мл., Джеми Трэвис, Анна Мастро и др.
В ролях: Кэти Стивенс, Аиша Ди, Мэган Фэйхи, Мелора Хардин
Проект, вдохновленный воспоминаниями Джоэнны Коулз, проработавшей редактором Cosmopolitan и Marie Claire. В центре сериала группа подруг, работающих в глянцевом журнале Scarlet. Несмотря на общую рабочую сферу, цели в профессии у них разные. Кто-то мечтает о повышении, кто-то стремится сделать издание более прогрессивным, а кто-то старается адаптироваться к работе под началом нового руководства.
«С большой буквы» использует работу СМИ скорее как фон и повод поразмышлять о том, как в новом тысячелетии выглядит образ прогрессивной и карьероориентированной женщины. Разумеется, больших откровений о журналистике в сериале нет, что не мешает ему оставаться уютным и согревающим шоу про то, что сфера медиа состоит не только из хладнокровных циников, но и из вполне себе хороших людей, искренне очарованных профессией.
«Образцовые бунтарки» / Good Girls Revolt (2015)
Жанр: драма
Режиссер: Скотт Уинант, Лиза Джонсон, Дэниэл Эттиэс и другие.
В ролях: Женевьева Энджелсон, Анна Кэмп, Эрин Дарк, Хантер Пэрриш
И вновь история трех подруг, но на этот раз современниц эпохи конца 1960-х. Патти, Синди и Джейн работают в редакции нью-йоркского еженедельника News of the Week, где регулярно подвергаются дискриминации со стороны мужчин. Однако девушки стараются не унывать и всеми силами отстаивают заслуженное место в рядах коллег-мужчин.
Каждая из них по-своему бунтует против общепринятых стандартов, параллельно впутываясь в различные курьезные ситуации. В то же время главный редактор издания пытается вывести журнал на новый уровень и не остаться банкротом. Получается интересный симбиоз зрелой опытности, верной устаревшей традиции и юной амбициозности, стремящейся к более новаторским методам работы СМИ. Ведь если мир так стремительно меняется, то сфера подачи информации должна уметь ему соответствовать.