«Мы все бывалые рок-н-ролльщики»: группа «Комната культуры» — о первых концертах, коллективном творчестве и жизни в Китае

«Комната культуры», музыкальная рок-группа родом из Барнаула, пожалуй, стала одним из главных музыкальных открытий этого лета. Коллектив стал самым прослушиваемым на «Яндекс Музыке», под их треки вирусятся ролики на миллионы просмотров в запрещенных соцсетях, а в столицах — солдауты на каждом концерте. По просьбе «Правил жизни» Владимир Завьялов поговорил с артистами об их музыкальном прошлом (и настоящем), о лучших российских сонграйтерах и настоящем рок-н-ролле.
«Мы все бывалые рок-н-ролльщики»: группа «Комната культуры» — о первых концертах, коллективном творчестве и жизни в Китае
«Правила жизни»

Вы сейчас собираетесь во второй тур. Как прошел первый?

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Роман Рудыка (ведущая гитара, вокал): Ощущения отличные, но к концу мы дико устали. Сейчас в предвкушении этого тура, потому что там не пять городов, как прежде, а 25. [По итогу] возможно, будет 30.

Вячеслав Климашин (соло-гитара): Я насчитал 28 городов и 33 концерта.

В первом туре артисты часто совершают ошибки: неправильно строят логистику, срывают голос. Вас это коснулось?

Тимофей Гураль (бас): Было. Например, с логистикой. Мы теперь знаем, что паспорт нужно держать при себе, потому что один из наших участников паспорт хранил в чемодане. Чемодан вместе со всей группой уехал в Москву, а участник остался в Питере — и ему пришлось добираться на «блаблакаре» до Москвы, потому что концерт был на следующий день.

Рок-н-роллили в туре? Были истории?

Вячеслав: Ответственный за рок-н-ролл в нашей группе — барабанщик Владимир [Васильковский]. Он иногда путает рок-н-ролл с разгульным образом жизни и умело сочетает это все. Он отвечает за тусовки.

А мы все бывалые рок-н-ролльщики, уже побывали в передрягах и пытаемся спать лежа. Сон лежа — это классно!

Роман: У нас даже не в первом туре, а перед первым московским концертом произошла ситуация: один участник приехал на [съемную] квартиру раньше всех, уснул — и остальные участники не смогли попасть туда. В итоге нам нужно было где-то ночевать, а в подвале дома была дверь с надписью «круглосуточно». Мы зашли туда вчетвером, и оказалось, что это бэдээсэмочная — комната, которую арендуют для того, чтобы заниматься плотскими утехами. В итоге мы сняли там за пять тысяч комнату с двухспальной кроватью, наручниками и всякими приблудами и пытались там поспать несколько часов.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Потом этот участник проснулся, мы пришли в квартиру, поспали еще два часа, но организатор концерта сообщил, что нас просят уйти из квартиры, поскольку время проживания уже закончилось. В итоге мы вышли, поняли, что самолет нескоро и нужно где-то переждать. Геолокация в Москве не работает, отели заняты — в итоге мы уже впятером пошли в ту же самую комнату и отдыхали в бэдээсэмочной еще шесть часов. Удалось ли поспать? Кому-то да.

А в плане быта долго притирались вообще друг к другу?

Вячеслав: Мы все уже давно вместе, поэтому есть опыт. Например, я, Тима и Вова вместе прошли пару контрактов, работая в кавер-группе. Один из них, в Китае, длился почти год, второй, в Катаре, — четыре месяца. В Китае мы все жили в одной комнате. А Владимир сильно храпит, поэтому с ним никто не хочет жить и мы пытаемся снять всегда отдельный номер для него. (Смеется.) Женя [Трофимов, вокал] с Ромой тоже уже давно друзья, почти родственники, давно вместе играют и притерлись сильно. Поэтому уже в первом туре было всем комфортно. А сейчас у нас улучшились условия: помимо сна лежа, можем и отдельные номера иногда себе позволить.

Я так понимаю, вы очень давно друг друга знаете.

Вячеслав: Да, очень, года с 2014-го. А некоторые из нас — с 2009-го. Женя с Ромой еще раньше познакомились.

Слава, можешь рассказать подробнее про кавер-группу, в которой вы играли с Тимой и Вовой?

Вячеслав: Давай зайду издалека. В чем фишка и отчасти успех «Комнаты культуры»? Каждый участник коллектива не просто сессионный музыкант, ноунейм, фоновый персонаж — это конкретный человек с большим музыкальным опытом. У каждого есть свой авторский проект. Например, я, Тима и Вова играли с 2009–2011 годов в авторских и кавер-группах. Женя с Ромой — аналогично, у них сольные авторские проекты. У Тимы есть отдельный проект, в котором он как исполнитель придумывает аранжировки и песни. Вова вообще поет экстрим-вокалом, и у него есть две группы, где он вокалист. Поэтому и фишка в том, что каждый приносит много своего и в процесс, и в результат.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Про кавер-группу: так как ты живешь в России и не всегда появляется возможность сразу попасть в чарты, то, конечно же, мы прошли путь авторских музыкантов параллельно с опытом участия в кавер-коллективах. Выживали как могли и всего лишь не так давно смогли от этого отказаться. Это обычный путь любого сессионного музыканта и вообще в принципе музыканта в России.

«Правила жизни»
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

А можете описать творческий путь, который привел в конечном счете к «Комнате культуры»?

Роман: Мы с Женей играли в разных группах («Север.17», Groo и других), поэтому опыт исполнения чужих песен довольно большой. Тем не менее пытались максимально видоизменить эти песни, поэтому здесь тоже была некая практика работы с музыкой и гармонией.

Тимофей: Мы со Славой и Вовой были участниками многих коллективов. Например, играли металл в группе «Тиара». У Вовы есть проект «Черно», где он поет. Есть проект «Галлюциногендальф» — это так, чисто поорать. Что тоже полезно, потому что мы, помимо наших [профессиональных] проектов, еще и преподаем музыку, учим детей. Еще прикольно просто писать песни в стол, для себя, для развития.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Кроме того, со Славой когда-то занимались проектом «Аудиоджангл» и писали музыку на продажу. Это дало хорошее развитие, но после известных событий мы перестали этим заниматься, потому что доход это больше не приносит. Также мы открывали ютьюб-каналы, что-то делали, придумывали.

Вячеслав: У нас с Тимом [в Барнауле] есть студия-школа, на базе которой мы и преподаем (я — гитару, Тима — бас), и записываемся с «Комнатой культуры». Тим также помогает молодым коллективам с концертной деятельностью и репетициями, формирует их творческий путь. Я же помогаю другим группам с гитарными партиями, аранжировками и т. д. Буквально вчера вечером на этой студии мы закончили писать одну из новых песен «Комнаты культуры»: мы ее уже исполняем на концертах, но пока не выпустили. Вообще, у нас есть около восьми песен в записанном варианте на площадках, но в живой программе — уже около 18 треков.

Женя: На самом деле больше.

Мне очень нравится история песни «Поезда», которая была написана, чтобы «добить» программу (Женя Трофимов признавался, что написал песню за двадцать минут. — Прим. ред.).

Тимофей: Да, Женя быстро пишет, мы быстро аранжируем и тут же на концертах играем. У Жени ведь еще большой писательский опыт.

Женя: Да, я также пишу музыку и песни для других артистов, сериалов, кино (например, «Птичку» для HammAli & Navai, а также песни для Burito и Настасьи Самбурской. — Прим. ред.).

Писать песни для себя и для других артистов — в чем разница? Когда пишешь для других, ты отслаиваешься от себя как творец?

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Женя: К сожалению, мы не можем так размышлять. Есть определенные задачи, которые поступают от артиста или сериала, — конкретно под задачу пишется трек. Я даже больше скажу: конкретно под «Комнату культуры» пишется трек. Мы все люди взрослые, не студенты, нами правит не юношеский максимализм, а профессиональное понимание дела. Передо мной стоят две задачи: а) не тратить много времени и с первого-второго раза сделать продукт, который нужен, и б) успеть сделать больше чем один трек.

Большой сонграйтерский опыт для других артистов помогает «Комнате культуры» или мешает?

Женя: Да. Даже когда размышляешь по поводу того или иного артиста, ты уже какие-то темы придумываешь для песен и откладываешь их. Рождается тема, затем ты прекрасно понимаешь, что определенному артисту это не подойдет, а вот, например, «Комнате культуры» или какому-то другому артисту может подойти. Запоминаешь эту тему, делаешь наброски, и это помогает лучше сориентироваться.

А часто бывает, что пишешь песни для какого-то артиста и понимаешь по ходу дела, что она больше подходит «Комнате культуры»?

Женя: Было наоборот: писал что-то для «Комнаты культуры» и понимал — какие-то слова и формы песен не подходят, поэтому передавал другим артистам.

Как вы уживаетесь, учитывая, как вы сами сказали, что у каждого из вас свое творческое видение? Как усмиряете эго?

Женя: Мы взрослые люди. Все приходили под определенные задачи. На начальных этапах были определенные разногласия, но когда каждый понял свою задачу, то стало проще — на другие вопросы не осталось времени. Но конечный продукт все прослушивают, корректируют. Кому-то что-то может не нравиться, понятное дело, но мы, как правило, все коллективно утверждаем и приходим к компромиссу.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Роман: Как раз таки из-за того, что у нас есть музыкальный бэкграунд, мы понимаем, что должно быть в итоге. Никто не тянет одеяло на себя — мы работаем, чтобы песня получилась крутой. Мы не спорим, мы взрослые.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Тимофей: Иногда нужно не спорить, а быть терпилой, в этом тоже суперспособность нашего коллектива.

Женя: Так как я самый молодой участник, мы пользуемся поговоркой: молодым — дорогу, старикам — почет. (Все смеются.)

Вы из Барнаула. Что о нем нужно знать?

Женя: Это маленький город, в котором живут разносторонние интересные люди. У нас менталитет сложен так, что все готовы друг другу помогать. Почти все знают друг друга. Рядом горный Алтай — жемчужина Сибири. Здесь красивая и быстро меняющаяся природа: если лето — это лето, если осень, то осень. Даже если ты еще в самолете летишь над Барнаулом, уже дышится по-другому. Породнее как-то.

Тимофей: Если посмотреть на Евразию, то Барнаул равноудален от всех сторон, он находится в самом центре континента. Так что да, Барнаул — столица мира! Это придумали сами барнаульцы, но в чем-то есть правда. У нас уникальный климат, природа — предгорье Алтая. У нас протекает великая река Обь. А еще наш город называют маленьким Питером. Это связано с архитекторами, которые строили старый город. А еще есть, конечно же, завод «Демидов» — отсюда Барнаул и возник. Поэтому у нас такие сибирские характеры. Но теплые и душевные.

Вячеслав: Еще одна особенность Барнаула — ленточный хвойный бор, который тянется прямо через город. Он узкий, идет полосой. В городе живут 600 тыс. человек, есть все виды транспорта, раньше даже был речной вокзал. Много деревянных резных, красивых домов.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Мне нравится страница вашей биографии, где вы наотрез отказываетесь уезжать из города.

Женя: У нас рядом Новосибирск, из которого можно улететь в любую точку России, поэтому нам в этом плане попроще [чем музыкантам из других городов].

Я правильно понимаю, что это на самом деле сигнал многим молодым артистам, что можно добиться успеха и не уезжая в Москву?

Вячеслав: Нам есть с чем сравнить. Если бы нам было по 18 лет, то мы могли бы, окрыленные и замотивированные, лететь в Москву или Питер и пытаться там устроиться. Но многие из нас уже пожили в столицах. Я пожил в Питере. Мы на контрактах почти год жили в Китае — это вообще снесло башню из-за разницы культур, никакая Москва в сравнение не идет. Катар тоже другая история. Женя после «Фабрики звезд» жил в Москве. У всех есть бэкграунд, который дает сравнение.

Роман: Да что Китай. Я в Туапсе полгода жил!

Вячеслав: Да! У всех есть опыт, который дает понимание, что эпоха сменилась. Можно делать хорошо и дома. Человек делает место, а не наоборот — именно эта концепция одна из ключевых в нашей группе. Более того, я скажу, что весь наш коллектив — и директор, и звукорежиссер, и техник — из Барнаула.

Женя: Да. Из 100% команды всего 10% не из Барнаула. Я бы хотел добавить, что у нас, как у взрослых людей, уже есть наработанные инструменты именно в этом городе. Нам проще ими пользоваться, нежели ехать в Москву и заново эти инструменты нарабатывать, тратить время — студия, техника и все остальное. Нам все это здесь сделать быстрее, логичнее.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Вячеслав: И приятнее.

Тимофей: Да. Город небольшой, все делается быстрее, можно много дел переделать.

Вячеслав: В понедельник мы писали песню — и в тот же день каждый из нас успевал сделать какие-то свои мелкие дела, махнуться где-то в центре, решить какие-то вопросы, повидаться с семьей. Вот Москва — город одного дела [за день].

Женя: Я сегодня, кстати, прилетел из Москвы в девять утра и за день успел по здоровью кучу дел, по личным вопросам, с ребятами встретился.

Москва уже выглядит как большой переполненный пузырь. А здесь, в небольших городах, люди немножко других нравов. Здесь нет каких-то соревновательных условий.

Успех сильно на вас повлиял? Все изменилось в одночасье или постепенно?

Женя: «Комната культуры» — это результат большой работы, проделанной больше чем за десять лет каждым из нас. Когда мы собрались, уже нацелились на то, чтобы начинать делать концертную программу, с которой будем выступать. Есть артисты, которые только выпускаются на площадках, но мы сразу видели себя выступающими артистами. Поэтому так и случилось, что на концертах мы играем больше песен, чем у нас в принципе записано.

И эта работа постоянная. Тот же успех «Поездов» мы воспринимаем как один из этапов работы. Мы не хотим останавливаться: машина едет — мы ее ведем.

«Правила жизни»
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Не было ощущения, что машина поехала настолько быстро, что вы этого не ожидали?

Женя: Я бы не сказал, что она быстро поехала. В первый год мы играли концерты на 100, 200 человек. И постепенно это число возрастало. Мы участвовали в фестивалях, на которых нас не узнавали. Это нормальная история.

Роман (обращается к Вячеславу): Ты как-то сказал хорошую фразу, что изнутри все не так заметно.

Вячеслав: Я увлекаюсь подводным флотом, особенно Второй мировой, и сказал фразу про подводную лодку. Смысл в том, что масштабы океана не видны изнутри подводной лодки. Со стороны всегда виднее. А мы просто выходим на сцену и делаем свое дело. А потом включается прожектор, и Женя говорит: «Блин, как много народу! Я теряюсь!»

Вячеслав: Мы играли в «Зарядье» на фоне Кремля, перед нами выступал Маликов, офигеть! (Смеется.)

Женя: Да, такие моменты бывают, но это просто по приколу. Да, нам хочется проявлять себя на сцене. Но есть немаловажный фактор — нам надо зарабатывать деньги, у всех семьи, они нас дома ждут.

Вячеслав: Еще скажу про успех: вот все говорят, что «Поезда» стрельнули благодаря КВН! Да и вообще вы сначала попали к Павлу Воле, а потом о вас все узнали. На самом деле секрет в том, что «Поезда» стрельнули в конце декабря после сольного концерта в Барнауле, на котором мы собрали 1 тыс. человек. Сначала собирали 400, потом 600 — и вот 1 тыс. Возможно, после этого концерта люди пришли и посмотрели рилз [с «Поездами»], который мы сделали в согласованности с РЖД. Было как: сначала вышла сама песня, она не особо стрельнула, но все пошло после сольника.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

До этого у нас был концерт в Москве на «Красном Октябре» на 300–400 человек. То есть как будто бы уже был успех до «Поездов», просто после этого произошел буст.

Женя: Кстати, я со Славой не соглашусь, потому что «Самолеты» (более ранняя песня группы. — Прим. ред.) подарила нам немаленькую аудиторию.

Вячеслав: Я имел в виду, что «Поезда» быстрее и выше бустанулись, а «Самолеты» в чарты залетели только сейчас.

Женя: Я хотел сказать, что у нас были песни и до «Поездов» и резкого взлета.

Вячеслав: На самом деле мы думали, что самой хитовой песней с первого релиза будет песня «Пусть она поет», но больше всех зашла песня, на которую мы не ставили.

Женя: Мы даже ее вперед поставили, чтобы она была такая, ознакомительная.

Вячеслав: А оказалось, что послушали только ее! (Все смеются.)

А как возникла история с коллабом с РЖД?

Роман: Мы запланировали снять рилз на фоне поездов. А Яна, наш менеджер, связалась с РЖД. Так и арендовали временной слот за 6 тыс. для съемок. Сейчас на этом видео под 2 млн просмотров.

Женя: Я нашел старую папину камеру, многие кадры сняли на нее. Потом оцифровали все, и получилось прикольное вайбовое видео, как будто из тех лет. Наверное, это как-то тоже зацепило людей.

Роман: В то время еще шел сериал «Слово пацана».

Женя: Все сработало на пользу.

Вячеслав: На самом деле мы все немножко фанаты винтажа. Жека любит советских композиторов, я — советские вещи и антураж. Вова любит старый винил.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Женя: Моя рок-часть воспитывалась на питерском рок-клубе 1980-х и 1990-х годов. Наверное, это отражается на нашей музыке. Слава любит поэкспериментировать с микрофонами, мы в целом любим поэкспериментировать со звучанием и стараемся сохранить изначальный звук инструментов. Аналоговость. Например, мне подарили записи всех наших песен на кассетах и старый плеер с наушниками из 1990-х. Если послушать нашу музыку вот так — получается именно тот вайб, которого мы добивались. Винтажность решает.

Мне кажется, что это и совпадает с настроением слушателей, которые устали от синтетики.

Роман: Да, людям хочется чего-то настоящего.

Вячеслав: Я, как педагог, знаю, что молодые ребята, школьники, любят Летова, Цоя. Это офигенно.

Мне кажется, что разница между родителями в возрасте старше 30 и детьми стирается, что видно на наших концертах: поют и дети, и родители. Всем вкатывает «Комната культуры», потому что это честная музыка с бардовской, глубокой лирикой и мелодичной, честной музыкой в аналоговом звучании.

Женя: Мы отдельное внимание уделяем текстам, которые я пишу. Чтобы ни малейшей погрешности не было — ни в ударениях, ни в чем-то еще. Чтобы это была поэзия. Чтобы песня могла о чем-то рассказать слушателю. Кстати, к тому, что Слава сказал: многие родители дарят своим детям билеты на наши концерты. Даже маленькие дети хотят прийти! Есть много запросов: «Можно привести семи-восьмилетнего ребенка? Он поклонник вашей музыки». С удовольствием принимаем таких гостей. Это приятно. У нас очень разношерстная по возрасту публика — от мала до велика.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

То есть у вас нет усредненного портрета слушателя?

Вячеслав: Есть, есть! Это семейный рок. Та же категория, что у группы «Звери». Хотя нет, у «Зверей» больше танцевальная музыка, у нас — более проникновенная.

Женя: Учитывая то, что мы поем про любовь, интересно наблюдать на концертах таких мужиков перекачанных, амбалов. Думаешь: наверное, его жена заставила прийти! А потом видишь, что он один уходит.

Вячеслав: Плачет и уходит. (Все смеются.) У нас есть такие фанаты: например, активный таксист по имени Федор, который собрал всю информацию про нас. И пара-тройка мужиков, у которых все в семье — наши фанаты. Поэтому да, семейный рок — наше кредо.

«Правила жизни»

А молодежи много?

Женя: Основной сегмент — 18–25 лет. Чувства у молодых людей проявляются особо сильно, поэтому они обращаются за облегчением к музыке.

А сами какую музыку слушаете сейчас? Что вы будете слушать в самолетах, когда полетите в тур?

Женя: Переслушиваю Шуберта в исполнении Марко Мантовани. Я недавно наткнулся на концерт на ютьюбе, где он Шуберта играет, скачал концерт — буду слушать! Там есть чему поучиться в плане музыки. А из новых исполнителей — Nizkiz, очень крутые ребята. Киреев — можно его послушать из современников.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Тимофей: Наверное, из последнего, что мне понравилось, — Zoloto, по рекомендации ребят, кстати, Жени и Ромы. Мы посетили концерт совершенно случайно: играли с ними на одной сцене в Питере, и я так зафанател! Это очень круто. Последний альбом, наверное, единственный альбом за год, который я послушал от и до.

Женя: Они нравятся нам тем, что держатся в своем стиле.

Роман: Я рекомендую слушать свое сердце и больше ничего. (Все смеются.)

Тимофей: Главное — не на кардиомониторе!

Вячеслав: Клевый проект у Антона Беляева — Therr Maitz. А так есть еще классная группа «Петля Пристрастия». Еще нравятся питерские ребята Show Me a Dinosaur — это такой шугейз-блэк с чистым вокалом. В том же жанре нравится Alcest. Deafheaven очень люблю за гармонические ходы. Еще нравится такой коллектив, как Still Corners — очень классные ребята. «АИГЕЛ» нравится своей атмосферой.

Роман: Beautiful Boys еще.

Вячеслав: Да! И «Сироткин» — мы его очень сильно все любим.

Женя: Из наших современников я, как саундпродюсер и битмейкер, хочу выделить Скриптонита — его подход к музыке легендарен и невероятен.

Не могу не задать вопрос: назовете топ-3 лучших сонграйтеров на русском языке?

Женя: Выделю трех столпов из разных времен: [Николай] Добронравов, [Владимир] Высоцкий и [Вера] Полозкова. Их слово мне нравится больше всего.

Роман: Из современных я бы добавил еще Павла Пиковского (внесен в реестр иноагентов) — он записал альбом с Чижом, у него самого много песен. Он тоже классно играет словом. Но он больше из современной бардовской песни.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Тимофей: Если честно, я вырос на «Песне года» 1990-х, и мне дико вкатывал Игорь Николаев. Я сейчас переслушиваю его песни — великолепен. Дмитрий Маликов — великолепный музыкант. Великие люди.

Вячеслав: Я очень люблю поэта-песенника Александра Васильева из группы «Сплин», резонируют ранние альбомы — «Пыльная быль», «Коллекционер оружия». В песне «Сироткина» «Лисы, волки» я четко слышу песню «Звери» Васильева в качественной интерпретации. Конечно же, Борис Гребенщиков (внесен в реестр иноагентов) — у него очень интересное творчество. Сюда же можно отнести Маргариту Пушкину, которая писала стихи для группы «Ария», у них есть волшебные песни. Сюда бы я отнес еще господина [Андрея] Макаревича (внесен в реестр иноагентов). Леонид Агутин — на мой взгляд, он тоже достоин.

Тимофей: Почему [Виктора] Цоя никто не назвал? Это настолько очевидно?

Роман: Ты Николаевым ошарашил всех!

Женя: Мне кажется, что Цой — это простые тексты через сложные смыслы, поэтому он цепляет не человека, а толпы людей. Чтобы эту картину поняли сразу массы.