Хичкоковский триллер в стенах Ватикана. Каким получился «Конклав» Эдварда Бергера?

21 ноября в российский прокат выходит «Конклав» — камерная драма о полных интриг выборах папы римского. Паутину интриг плетут кардиналы, самого порядочного из которых играет Рэйф Файнс (актеру уже прочат «Оскар» за эту роль). Кинокритик Вадим Богданов рассказывает, чего ожидать от фильма.
Хичкоковский триллер в стенах Ватикана. Каким получился «Конклав» Эдварда Бергера?
Legion-Media

Одно из главных преимуществ кинематографа перед реальной жизнью в том, что кино может на два часа закинуть вас туда, куда обычный человек никогда бы не попал. Например, в закрытое пространство Ватикана, где кардиналы со всего мира собираются, чтобы выбрать нового папу римского. Нам остается только гадать, что творится в этих стенах, и периодически поглядывать на дымоход Сикстинской капеллы в ожидании итогов голосования. Конечно, режиссеры (как правило, итальянцы) уже пытались провести нас в закулисье столь сокровенной процессии, но полусерьезный, зачастую издевочный тон работ Нанни Моретти и Паоло Соррентино — это одно, а стальной взгляд Эдварда Бергера на ту же процедуру в «Конклаве» — это уже совсем иной кинематографический опыт.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

По сюжету в своей спальне умирает папа римский. В Ватикан вызывается декан Лоуренс (Рэйф Файнс), на плечи которого выпадает проведение конклава. Суть мероприятия — собрать в изолированном от общества пространстве сотню кардиналов со всех концов света, чтобы те тайным голосованием избрали нового главу католической церкви. Голосование может продолжаться до тех пор, пока кандидат не получит абсолютное большинство голосов. Среди реальных претендентов на титул — либерал Беллини (Стэнли Туччи), его прямой соперник традиционалист Тедеско (Серджо Кастеллитто), кандидат с большой медийной поддержкой Тремблей (Джон Литгоу) и чернокожий кардинал Адейеми (Лусиан Мсамати), за которым практически вся Африка.

Legion-Media

Накануне конклава выясняется, что есть еще тайный кардинал, которого бывший папа возвел в чин прямо перед своей смертью. Интрига нарастает, и в этом большая заслуга кастинг-директора. Тайного кардинала играет мексиканский актер, который на самом деле даже не актер. Это гениальный режиссерский ход — взять на важную сюжетную роль неизвестного кардинала неизвестного актера с нулевым опытом работы в кадре и поставить его играть вместе с такими глыбами, как Файнс, Туччи и Литгоу. Дебютант, надо сказать, не растерялся.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Конклав» является экранизацией романа Роберта Харриса (он же написал «Офицера и шпиона», «Призрака», которые потом адаптировал Полански). Очевидно, что Харрис вдохновлялся реальным конклавом 2005 года (среди пересечений — назначение тайного кардинала и рост по ходу голосования популярности самого декана), однако в фильме, как и романе, много художественного вымысла и довольно неожиданный финал.

После успеха «На Западном фронте без перемен» Эдвард Бергер стал одним из самых востребованных режиссеров в Голливуде, и «Конклав», куда более захватывающее произведение, чем экранизация Ремарка для Netflix, сполна доказывает обоснованность возложенных на него ожиданий. Это интеллектуальный, серьезный триллер, который ловко сочетает политику с религией, не боясь критиковать ни идеологии, ни ошибки церкви. Демократы, либералы, консерваторы — никто из них не безгрешен. Является ли папа римский априори лучшим из людей? Точно нет: в фильме не обходят стороной темные страницы католической церкви (вспоминают и случаи сексуального насилия, и факт избрания понтифика, сочувствующего нацистским идеям).

Legion-Media
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Кроме того, декан Лоуренс, стремительно набирающий популярность, но сам категорически не желающий становиться папой, испытывает серьезные сомнения по поводу чистоты своей веры. Сценарий Питера Строана подходит к самой концепции веры с точки зрения релятивизма, показывая, как она может искажаться в угоду какому-либо мировоззрению или политическим целям. «Конклав» в этом смысле напоминает классику голливудских разговорных драм, где все напряжение от просмотра сосредоточено в филигранности актерской игры, камерности сеттинга и меткости диалогов. Например, как в «12 разгневанных мужчинах», но с понтификами, которые вейпят и плетут интриги за спиной друг у друга.

Как замкнутый религиозный триллер, «Конклав» остроумно написан и снят с большим вниманием к деталям, нацеленным на саспенс, что вполне в духе Хичкока (мотив wrong man in the wrong place тоже на месте). Скорее всего, картина Бергера станет крупным игроком в разгоняющемся наградном сезоне не только потому, что тема выборов в американском обществе сейчас особенно резонирует. «Конклав» может запросто пойти путем еще одного ансамблевого кино на тему католической церкви — «В центре внимания», как такое же монолитное, строгое и собранное профессионалами своего дела произведение.

Legion-Media
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Профессионализм здесь действительно бросается в глаза — например, художников-постановщиков, костюмеров и, конечно же, актеров. Рэйф Файнс — железный кандидат на «Оскар» в этом году, он, как проводник для зрителя в эту запутанную историю, безупречно сыграл «голос разума», рассудительного персонажа, за которым хочется идти до конца. Вероятно, без номинаций за второй план не обойдутся Стэнли Туччи и Изабелла Росселлини в роли кроткой, но крадущей сцены со своим участием сестры Агнес. А еще трудно не заметить мастерство оператора Стефана Фонтена (работа со светом, когда кардиналы секретничают в темном зале, великолепная) и оскароносного композитора Фолькера Бертельмана, который взял чуть ли не одной нотой статуэтку за «На Западном фронте...». Здесь Бертельман проделывает фактически тот же трюк, сочинив простую, но забирающуюся под кожу мелодию, которая рефреном проносится через весь фильм. Не удивляйтесь, если он за этот хитрый прием получит второй «Оскар» подряд.

«Конклав» — расчетливый взрослый триллер, который смотрится на одном дыхании и захватывает не хуже романов Дэна Брауна (только здесь меньше фантазий и больше фактуры). Если не обращать внимания на атрибуты современности, такое кино могло бы запросто сойти за голливудскую классику 1940–1950-х годов, которую условный Скорсезе ставил бы молодым кинематографистам в пример, как увлекательно и кинематографично рассказать сухой факт.