Бог вам судья: «Конклав» и еще 15 лучших фильмов о коварном закулисье религиозных институций
«Конклав»/Conclave (2024)
Жанр: триллер, драма
Режиссер: Эдвард Бергер
В ролях: Рэйф Файнс, Стэнли Туччи, Джон Литгоу, Изабелла Росселлини
Сюжет фильма стартует с внезапной смерти папы римского. Следуя правилам, кардиналы готовятся к конклаву — им нужно определиться с новым главой католической церкви. Возглавляет процедуру кардинал Лоуренс (Рэйф Файнс). А духовные лидеры со всего света прибывают в Ватикан, чтобы исполнить этот важнейший долг. Но постепенно Лоуренс понимает, что собрание вот-вот обернется внутренним переворотом. К тому же ему становится известна страшная тайна, раскрытие которой способно пошатнуть общественные представления о церкви.
Бергер вслед за автором романа Робертом Харрисом (книга вышла в 2016-м) погружается в сложный и запутанный мир закрытой религиозной институции. Этот мир не любит чужаков и сторонится любой критики, грозящей разрушить идеальный образ церкви как места, далекого от любых мирских пороков.
«Молодой папа» (2016) / «У нас есть папа!» (2011)
Жанр: драма / комедия
Режиссер: Паоло Соррентино / Нанни Моретти
В ролях: Джуд Лоу, Дайан Китон, Сильвио Орландо / Мишель Пикколи, Ежи Штур, Ренато Скарпа
Ближе всего к «Конклаву», конечно же, сериал «Молодой папа» Паоло Соррентино, который, в свою очередь, наследник итальянской сатиричной драмы «У нас есть папа!» Нанни Моретти. Оба проекта застают католическую церковь в момент глубочайшего кризиса, когда новоизбранный папа римский отказывается следовать существующему канону. В частности, понтифик не желает в соответствии с древнейшей традицией выходить на балкон собора Святого Петра, чтобы приветствовать свою паству. Он в целом считает эту ношу непосильной и, вероятно, переживает личный кризис веры — немыслимая вещь для главы Римско-католической церкви, который должен быть в силах вести прихожан к Богу, а не от него.
Разница между двумя проектами заключается в том, что «У нас есть папа!» 2011 года показывает папу римского неуверенным в себе человеком, мечтающим сбежать от ответственности. В то время как «Молодой папа» Соррентино, вышедший пятью годами позже, предлагает еще более радикальный взгляд на наместника Бога на земле — это не просто далекий от библейских заповедей священник, а человек невероятного коварства и цинизма.
«В центре внимания» (2015) / «Избавь нас от лукавого» (2006)
Жанр: дама, криминал, биография / документальный
Режиссер: Том Маккарти / Эми Берг
В ролях: Марк Руффало, Майкл Китон, Рэйчел Макадамс /Адам, Джефф Андерсон, Монсиньор Кэйн
«Молодой папа» или «У нас есть папа!» в саркастичном ключе показывали несостоятельность церковной институции, закрытой на самой себе. Но художественная драма Тома Маккарти «В центре внимания» (у картины два «Оскара»: за лучший фильм и за лучший сценарий) и документальная лента «Избавь нас от лукавого» (оскаровская номинация) Эми Берг показывают самую немыслимую сторону церкви — порочную и жестокую.
Док Берг посвящен расследованию преступлений самого знаменитого в истории современной католической церкви священника-педофила, отца Оливера О'Грэйди. Используя власть над прихожанами, он 30 лет безнаказанно насиловал их детей. Среди жертв его абьюза был даже девятимесячный ребенок. И неизвестно, что страшнее: это или то, что преступления совершались с молчаливого согласия церковных властей, знавших о систематическом сексуализированном насилии над детьми, но ограничивавшихся переводами О'Грэйди из одного прихода в другой.
Похожей серии преступлений посвящен фильм Маккарти, вдохновленный реальными случаями многолетнего насилия над детьми и посвященным этому журналистским расследованием издания The Boston Globe. В них речь шла про многих священнослужителей, растлевавших детей в рядах Римско-католической архиепархии Бостона. За свою работу журналисты издания были удостоены Пулицеровской премии за служение обществу. Оба проекта, пропитанные реальностью, не отравляются ею, но пытаются найти противоядие: для начала показать, как опасны закрытые институции, лишенные прозрачности своей деятельности, а также как губительны любые авторитеты, возведенные в абсолют.
«По воле божьей» (2018) / «Дурное воспитание» (2004)
Жанр: драма, криминал
Режиссер: Франсуа Озон / Педро Альмодовар
В ролях: Мельвиль Пупо, Дени Меноше, Сванн Арло / Гаэль Гарсиа Берналь, Феле Мартинес, Даниэль Хименес Качо
В фильме «В центре внимания» рассказывали о проблеме систематического сексуализированного насилия в церкви через оптику журналистов-расследователей, в «Избави нас от лукавого» — с позиции жертв. Подобным образом действует и Франсуа Озон в своей драме «По воле божьей» (Гран-при Берлинале). Главные герои Александр, Франсуа и Жиль объединяются в борьбе против почтенного священника, некогда поломавшего жизнь им и еще десяткам мальчишек. В своей праведной битве за справедливость они сражаются с собственными страхами, болью прошлого, чужими предрассудками, закостенелой системой и молчаливыми свидетелями.
О разрушительной силе скрываемых церковью внутренних преступлений размышлял и Педро Альмодовар в своей драме «Дурное воспитание». Неотрефлексированный болезненный опыт детства, проведенного в стенах пансионата для мальчиков, оборачивается травмой для уже взрослых героев, принявших однажды решение бежать и не оглядываться. Но прошлое все же догоняет их и ставит перед необходимостью вспомнить все, что с ними было, и всех, кто причинил им эту боль.
«Сестры Магдалины» (2002) / «Песня для изгоя» (2003) / «Филомена» (2013)
Жанр: драма
Режиссер: Питер Муллан / Эшли Уолш / Стивен Фрирз
В ролях: Джеральдин МакЮэн, Энн-Мэри Дафф, Нора-Джейн Нун / Эйдан Куинн, Иэн Глен, Марк Уоррен / Джуди Денч, Стив Куган, Софи Кеннеди Кларк
О жестокости в стенах церкви и закрытых монашеских монастырях, а также об исправительных пансионатах для подростков рассказывают ирландские «Сестры Магдалины» Питера Муллана, «Песня для изгоя» Эшлин Уолш и британская «Филомена» Стивена Фрирза.
«Сестры» и «Филомена» схожи тем, как исследуют деятельность закрытых церковных пансионатов, в которых процветают и сексизм (девочкам ничего не дозволяется), и бесконтрольное физическое насилие, оправдываемое заповедями божьими. «Сестры Магдалины» посвящены судьбам трех молодых ирландок, которых в середине 1960-х против их воли отправили в закрытый пансионат. Там их подвергали жестокому обращению, наказывая за малейшую провинность и непослушание и навешивая на них ложные ярлыки. «Филомена» рассказывает о героине Джуди Денч, некогда также отправленной в подобный пансионат после того, как она родила в молодом возрасте и была признана «порочной». У нее отняли ребенка, и спустя много лет она вспоминает свой болезненный опыт и всеми силами старается отыскать любимое дитя.
«Песня для изгоя» — своего рода мужская вариация проблемы насилия в исправительных учреждениях. Особенно в тех, которые прикрываются Словом Божьим. Картина Уолш показывает, как слепо насилие в выборе своих жертв и как мы равны перед лицом нескончаемого абьюза: будь это молодые девушки, от которых поспешили избавиться их близкие, или совсем еще юные мальчики, за которых также некому заступиться и которые вынуждены терпеть ежедневные побои и издевательства. Но картина Уолш все же дарит надежду: в стенах пансионата появляется новый учитель Уильям Франклин (Эйдан Куинн из «Легенд осени»), отрицающий всякое насилие и встающий на сторону своих замученных коллегами учеников.
«Сомнение»/Doubt (2008)
Жанр: драма, детектив
Режиссер: Джон Патрик Шэнли
В ролях: Мэрил Стрип, Филип Сеймур Хоффман, Эми Адамс, Виола Дэвис
Сложная психологическая драма Джона Патрика Шэнли, основанная на его же одноименной пьесе, удостоенной Пулицеровской премии в 2005 году. Сюжет выстраивается вокруг сурового школьного директора, сестры Элозиус (Мэрил Стрип) — ярой и непреклонной защитницы монашеских традиций. Однажды она оказывается перед моральной дилеммой после инцидента в стенах школы, когда священник оскорбил афроамериканского ученика.
Элозиус должна определиться: готова она закрыть глаза на произошедшее, выгораживая коллегу и сохраняя иллюзию благополучия в стенах школы, или же ее священный долг — раскрыть правду? «Сомнение» не просто разоблачает внешнюю обманчивость внутреннего устройства религиозных школ, но и показывает, как далеки от праведности порой могут быть служители церкви, сами же нарушающие библейские заповеди.
«Говорят женщины» (2022) / «Под знаменем небес» (2022)
Жанр: драма / триллер, драма, детектив
Режиссер: Сара Полли / Кортни Хант, Дэвид Маккензи
В ролях: Руни Мара, Клэр Фой, Джесси Бакли / Эндрю Гарфилд, Сэм Уортингтон, Дейзи Эдгар-Джонс
Фильм Сары Полли («Оскар» за лучший адаптированный сценарий), основанный на одноименном романе Мириам Тоус, рассказывает о группе женщин из религиозной колонии меннонитов. Все они на протяжении многих лет были жертвами систематических изнасилований: их мужья, братья и соседи каждую ночь накачивали их коровьим транквилизатором, а затем насиловали. Распознать истинных злодеев в рядах «святош» долго не получалось: мужчины списывали травмы и кровоподтеки пострадавших на происки дьявола. Но однажды правда вскрывается, виновных забирает полиция, а оставшиеся мужчины едут следом, чтобы внести за них залог. У женщин есть два дня, чтобы определиться: остаться и бороться за правду или спасаться бегством, не веря в силу официального закона. История разворачивается вне стен крупных религиозных институций, но внутри закрытой общины, оказавшейся слепой и глухой к воцарившемуся насилию. От того так важен и силен голос женщин, осмелившихся постоять за себя.
На подобную территорию заходит сериал «Под знаменем небес» — экранизация одноименного романа Джона Кракауэра. Детектив Джеб Пайри (Эндрю Гарфилд) переживает кризис веры, расследуя убийство матери-мормонки Бренды (Дейзи Эдгар-Джонс) и ее дочери Эрики, в котором замешана Церковь Иисуса Христа Святых последних дней. В основу сюжета легли реальные события 1984 года, когда возглавлявшие коммуну мормонов братья Лафферти совершили эти убийства, веря в собственную безнаказанность.
«Ангелы и демоны» / Angels & Demons (2009)
Жанр: боевик, триллер, детектив
Режиссер: Рон Ховард
В ролях: Том Хэнкс, Юэн Макгрегор, Айелет Зурер, Стеллан Скарсгард
В очередной раз экранизируя Дэна Брауна, режиссер Рон Ховард предложил мистически-критический взгляд на церковь. По сюжету весь мир находится в предвкушении выбора нового папы римского. Но в процесс судьбоносного решения вмешивается древний орден иллюминатов. Кандидаты на пост главы церкви один за другим подвергаются ритуальной расправе. В отчаянии Ватикан обращается за помощью к эксперту по религиозной символике Роберту Лэнгдону (Том Хэнкс). Вместе с напарницей Витторией Ветра (Айелет Зурер) он начинает собственное расследование, заманивающее их в лабиринты тайных подземелий и заброшенных храмов.
«Ангелы и демоны» — во многом развлекательный аттракцион, который щекочет нервы традиционной церкви, но лишь «лает и не кусает». Назвать это серьезным исследованием внутренних церковных институций с многочисленными утаиваниями сложно. Но в фильме достаточно намеков на то, что безупречный образ религиозных служителей может в щепки разлететься, стоит лишь немного поскрести верхний слой.
«Наваждение» / Going Clear: Scientology & the Prison of Belief (2015)
Жанр: документальный
Режиссер: Алекс Гибли
В ролях: Пол Хаггис, Джейсон Бех, Сильвия Спанки Тейлор, Дэвид Мискевидж
Документальный фильм Алекса Гибни о Церкви сайентологии, в основе которого книга лауреата Пулицеровской премии Лоуренса Райта «Путь к клиру: сайентология, Голливуд и темница веры». Картина была номинирована на семь премий «Эмми», выиграв в трех категориях, включая «Лучший документальный фильм».
Это один из самых известных и громких проектов о сайентологии, деконструирующий историю Церкви сайентологии и ее основателя Рональда Хаббарда. Здесь есть и сухой пересказ истории церкви, и исследование, как с ней сотрудничают знаменитости, а также воспоминания ее бывших участников, рассказывающих о жестоком обращении и эксплуатации, которым они подвергались. Для подтверждения сказанного в фильме представлены документальные кадры имевших место преследований и прослушки бывших адептов. Так, например, в фильме указано, что телефон актрисы и бывшей жены Тома Круза Николь Кидман прослушивался сайентологами. А Джон Траволта опасался покинуть церковь из-за страха публичного раскрытия подробностей его личной жизни. И хотя Церковь сайентологии предсказуемо осудила картину, отрицая всякие обвинения в свой адрес, фильм имел оглушительный успех и для многих зрителей был сродни опыту прозрения.
«Праведные Джемстоуны» / The Righteous Gemstones (2019...)
Жанр: драма, комедия
Режиссер: Джоди Хилл, Дэвид Гордон Грин и другие
В ролях: Джон Гудман, Дэнни Макбрайд, Адам Дивайн, Эди Паттерсон
Главные герои сериала — семья пастора Джемстоуна, путешествующая по миру и наживающаяся на доверчивой пастве. Семейство далеко от следования собственным же призывам к аскезе и скромности. Напротив, собой они воплощают ровно противоположный библейскому образ благочестивого человека.
Получилась умная, точная и ироничная сатира на публичный образ самопровозглашенных «светских праведников», зарабатывавших миллионы на набожности тех, кто решился за ними следовать. Особенно сериал должен прийтись по душе агностикам и скептикам.