Летопись в картинках: как Кукрыниксы придумали новый визуальный язык Советского Союза
Само название «Кукрыниксы», прижившееся в восприятии широкой публики, — удачное сокращение фамилий основателей этого творческого союза. Коллектив был основан в 1924 году тремя художниками — Михаилом Куприяновым, Порфирием Крыловым и Николаем Соколовым. В их работах, которые создавались общими усилиями, находилось место и яркой политической сатире, и глубоким социальным и культурным темам — рисунки и плакаты были смелыми, прямолинейными, часто острыми и безжалостными в своей критике.
Мастера политической сатиры работали в самые драматичные и напряженные годы XX века и создали свой художественный язык, с одной стороны соотносившийся с официальной визуальностью СССР, с другой — здорово с ней контрастирующий. Кукрыниксы не просто трио или «квартет», как они себя сами называли, — это символ целой эпохи в истории советского искусства.
Выставка в Манеже исследует этот язык через разные грани творчества Кукрыниксов — это картины, плакаты и рисунки из музеев и частных коллекций со всей России, всего более 300 работ: такого масштабного показа работ Кукрыниксов не было со времен прижизненной экспозиции художников в 1977 году. Экспозиция разместилась в десяти залах, каждый из которых посвящен отдельному этапу в деятельности художественного коллектива.
Маршрут выставки — это история Советского государства от его становления до 1980-х годов: 1920–1930-е годы, Великая Отечественная война и участие художников в Нюрнбергском процессе, холодная война. Отдельные залы выставки посвящены работе Кукрыниксов в театре, журнале «Крокодил» и над книжными иллюстрациями. Предлагаем краткий гид по ключевым точкам.
В разделе «Живопись» представлены персональные работы художников, раскрывающие менее известные, но не менее значительные стороны их творчества. Лирические пейзажи, утонченные натюрморты и глубокие портреты будут, пожалуй, неожиданным открытием для тех, кто привык воспринимать Кукрыниксов исключительно как мастеров социальной сатиры. Эти произведения демонстрируют иной, более личный и эмоциональный подход к искусству.
Зал «Иллюстрации» дарит эффект узнавания давно любимых изображений: здесь показаны рисунки к десяткам литературных произведений, которые для нескольких поколений читателей стали неотъемлемой их частью. Первый опыт иллюстрирования у Кукрыниксов связан с романом Максима Горького «Жизнь Клима Самгина». В 1930-е они работали с текстами Ильфа и Петрова, Салтыкова-Щедрина, Чехова и Гоголя, но настоящий расцвет их книжной графики пришелся на послевоенные годы. Кукрыниксы подходили к иллюстрированию с глубоким вниманием к тексту, тщательно исследовали исторический контекст, персонажей и эпоху. Иллюстрации чаще всего рисовали черной акварелью: это позволяло создавать тонкие градации как рисунка, так и смысла.
Другая важная часть творческой биографии Кукрыниксов — многолетнее сотрудничество с журналом «Крокодил». В начале 1920-х годов советское правительство активно поддерживало создание сатирических журналов как инструмента пропаганды нового уклада жизни. 27 августа 1922 года на базе «Рабочей газеты» вышел первый номер «Крокодила». Журнал оперативно реагировал на события внутренней и международной политики, а редакции были выделены специальные транспортные средства — железнодорожный вагон и позже самолет в виде красного крокодила. С 1932 года Кукрыниксы были постоянными сотрудниками и работали в журнале до 1983 года, а с 1945 по 1964 год входили в состав редколлегии. Особое внимание они уделяли качеству оформления страниц, выступали против перегрузки шрифтами и считали, что карикатуры должны «дышать».
В первые годы их работы преобладали литературно-художественные и социально-бытовые сюжеты, но с 1936-го они начали создавать карикатуры на внешнеполитические темы, которые стали основным направлением их творчества. Художники не боялись критиковать власть и политические реалии, смеялись над общими проблемами, которые порицаются в любое время: пьянство, лень, взяточничество. Во время Великой Отечественной войны их работы регулярно появлялись в журнале, а карикатуры на международные темы украсили многие обложки.
С 1970-х годов из-за преклонного возраста художников их работ в «Крокодиле» стало меньше, но каждое новое произведение, передаваемое через курьера, воспринималось как значимый аккорд, его чаще всего ставили на обложку или последнюю страницу. В 1980 году тираж «Крокодила» достиг рекорда — 6 млн экземпляров. После распада СССР журнал предпринял несколько попыток адаптироваться к новым условиям, но не смог пережить экономический кризис. В 1992 году он прекратил существование, а в 2000 году был окончательно закрыт.
Карикатуры и плакаты, представленные в нескольких залах выставки, — эталон политической сатиры. Кукрыниксы говорили со зрителем на одном языке — ярком, образном, порой резком и прямолинейном. Их работы легко воспринимались за счет вложенных эмоций, благодаря этому они пережили свое время и остаются актуальными сегодня.