Пока не сыграл в ящик: 60 фильмов, которые нужно посмотреть, прежде чем умереть
«Крестный отец» / The Godfather (1972)
Жанр: драма, криминал
Режиссер: Фрэнсис Форд Коппола
В ролях: Марлон Брандо, Аль Пачино, Джеймс Каан, Роберт Дювалл
Да простит нас Мартин Скорсезе, но лучше саги про семейство Колеоне на тему мафии так никто и не снял. Коппола вместе с Марио Пьюзо создали поистине монументальное произведение, у которого попросту нет слабых сторон. Если и была ещё более безоговорочная победа за всю историю «Оскара», то она случалась двумя годами позже, когда Коппола вернулся за новой порцией золотых статуэток с «Крестным отцом 2».
«Пролетая над гнездом кукушки» / One Flew Over the Cuckoo’s Nest (1975)
Жанр: драма
Режиссер: Милош Форман
В ролях: Джек Николсон, Луиза Флетчер, Уилл Сэмпсон, Брэд Дуриф
Бессмертный гимн всех бунтарей, ода свободе и фильм, вытащивший из забвения такого выдающегося режиссёра, как Милош Форман. Кроме того, одна из лучших голливудских экранизаций и, без сомнений, великая роль Джека Николсона как хрестоматийного экранного нонконформиста.
«Молчание ягнят» / The Silence of the Lambs (1991)
Жанр: триллер, детектив, криминал
Режиссер: Джонатан Демме
В ролях: Джоди Фостер, Энтони Хопкинс, Брук Смит, Скотт Гленн
Не являясь чистокровным представителем хорроров, фильм Джонатана Демме, тем не менее, сделал огромную услугу жанру ужасов, выведя его из андеграунда на территорию престижного кино. Триллеры про поимку серийных убийц вошли в моду, студийное жанровое кино получило новый виток развития. Кроме того, «Молчание ягнят» — единственный фильм, победивший на «Оскаре», который вышел в прокат в январе, когда обычно выпускают картины с нулевым наградным потенциалом. Вы только представьте: больше года вся общественность, не имея возможность твитить каждый день, ходила и восторгалась великолепной игрой Энтони Хопкинса.
«Список Шиндлера» / Schindler’s List (1993)
Жанр: драма, биография, история
Режиссер: Стивен Спилберг
В ролях: Лиам Нисон, Бен Кингсли, Рэйф Файнс, Кэролайн Гудолл
Если и существовал в истории такой режиссёр, кому было бы по силам взяться столь основательно за неподъёмную тему Холокоста, то это только Стивен Спилберг. «Список Шиндлера» — его главное произведение в карьере. История про немецкого промышленника, спасшего почти 1200 евреев во время Второй мировой, в тот год покорила абсолютно всех.
«Титаник» / Titanic (1997)
Жанр: мелодрама, история, триллер
Режиссер: Джеймс Кэмерон
В ролях: Леонардо ДиКаприо, Кейт Уинслет, Билли Зейн, Кэти Бейтс
Согласны ли вы с утверждением, что «Титаник» — это величайшее кино о любви из когда-либо снятых? Так или иначе, творение Джеймса Кэмерона до сих пор впечатляет размахом, постановкой, декорациями, но самое главное – трогает зрительские сердца.
«Чужой» / Alien (1979)
Жанр: ужасы, фантастика, триллер
Режиссер: Ридли Скотт
В ролях: Сигурни Уивер, Том Скеррит, Иэн Холм, Джон Хёрт, Гарри Дин Стэнтон
Вечная классика жанра, которая разделила научную фантастику на до и после. Бригада вахтовиков возвращается домой из космоса после длинной смены на рудниках и внезапно ловит сигнал с неизвестной планеты. По протоколу компании экипаж «Ностромо» обязан проверить источник сигнала, еще не догадываясь, что этот прилет обречет всех на верную гибель (кроме, конечно, Эллен Рипли, сделавшей Сигурни Уивер звездой). Размеренная сай-фай-драма о космических трудягах постепенно оборачивается напряженным триллером про корыстных исполнителей корпорации, а затем вообще уходит на территорию чистокровного хоррора в замкнутом пространстве.
«Вся президентская рать»/ All the President's Men (1976)
Жанр: триллер, драма, история
Режиссер: Алан Дж. Пакула
В ролях: Дастин Хоффман, Роберт Редфорд, Джек Уорден
Фильм основан на одноименной документальной книге журналистов The Washington Post, которые расследовали Уотергейтский скандал в 1973 году. Главные роли исполнили бесподобные Дастин Хоффман и Роберт Редфорд, а картина была удостоена четырех «Оскаров».
«Бонни и Клайд»/ Bonnie and Clyde (1967)
Жанр: криминал, биография, боевик
Режиссер: Артур Пенн
В ролях: Уоррен Битти, Фэй Данауэй, Майкл Дж. Поллард
«Бонни и Клайд» – особенный, монументальный фильм об одной из самых известных парочек в американской истории. Картина выделяется еще и тем, что никогда прежде в кинематографе темы преступности и секса не обсуждались настолько открыто и без жесткого осуждения. Резкая, кровавая кульминация ленты по сей день революционна.
«Техасская резня бензопилой»/ The Texas Chain Saw Massacre (1974)
Жанр: ужасы
Режиссер: Тоуб Хупер
В ролях: Мэрилин Бёрнс, Аллен Дэнзигер, Пол А. Партэйн
Эта ставшая классикой работа Тоуба Хупера очень, очень свободно интерпретирует историю преступлений серийного убийцы и некрофила Эда Гина. Но несмотря на то, что маньяк «Кожаное лицо» вымышленный персонаж, этот фильм в нашем рейтинге за свою реалистичность.
«Славные парни» / Goodfellas (1990)
Жанр: драма, криминал, биография
Режиссер: Мартин Скорсезе
В ролях: Роберт Де Ниро, Рэй Лиотта, Джо Пеши
Если это не лучший фильм Мартина Скорсезе (а он мог бы им быть), то, по крайней мере, один из лучших: здесь и временные скачки, и раздутое эго Генри Хилла (в исполнении Рэя Лиотта), и сама жизнь мафии. Никто другой не смог бы снять подобную картину, и каждый гангстерский фильм всегда будет сравниваться с этой легендарной лентой.
«Казино»/ Casino (1995)
Жанр: драма, криминал
Режиссер: Мартин Скорсезе
В ролях: Роберт Де Ниро, Шэрон Стоун, Джо Пеши
Дух этого недооцененного фильма Мартина Скорсезе напоминает «Славных парней», а каст включает легендарный дуэт Роберта Де Ниро и Джо Пеши. История основана на одноименной книге Николаса Пиледжи и Ларри Шандлинга. При этом сами авторы написали свое произведение, вдохновившись статьей в газете Las Vegas Sun от 1980 года об одном из скандалов между Фрэнком Розенталем, мастером игры на тотализаторе, и его женой Джери Макги, бывшей стриптизершей.
«Воспоминания об убийстве»/ Salinui chueok (2002)
Жанр: детектив, криминал, драма
Режиссер: Пон Джун-хо
В ролях: Сон Кан-хо, Ким Сан-гён, Ким Рве-ха
Перед тем как снять прославившиеся на весь мир триллеры «Сквозь снег» и «Окча», южнокорейский режиссер Пон Чжун Хо создал криминальный фильм «Воспоминания об убийстве». Сюжет ленты основан на истории двух детективов, которые прыгают выше головы в попытке разгадать личность изощренного убийцы двух женщин. Картина сдобрена черным юмором, выделяющих Чжун Хо среди других режиссеров.
«Красота по-американски» / American Beauty (1999)
Жанр: драма
Режиссер: Сэм Мендес
В ролях: Кевин Спейси, Аннетт Бенинг, Тора Бёрч, Уэс Бентли
«Красота по-американски» завоевала пять «Оскаров», в том числе как лучшая картина, за свой черный юмор и сатиру. Кевин Спейси играет сотрудника рекламного агентства Лестера Бернема, который одержим лучшей подругой дочери, – своего рода юношеское пробуждение и кризис среднего возраста в одном. Дочь, конечно же, проблемная – презирает обоих родителей и хочет убежать из дома со своим странным бойфрендом. Это один из тех редких фильмов, в котором удалось соединить комедию и трагедию в исключительно правильных дозах. И да, в нем есть знаменитая сцена с лепестками роз.
«Выходной день Ферриса Бьюллера» / Ferris Bueller's Day Off (1986)
Жанр: комедия
Режиссер: Джон Хьюз
В ролях: Мэттью Бродерик, Алан Рак, Миа Сара, Джеффри Джонс
Мэттью Бродерик в каноническом образе бездельника и нарушителя спокойствия многое сделал для того, чтобы молодым зрителям захотелось прогулять школу, взять ключи от Ferrari и оторваться на полную катушку, игнорируя родителей.
«Под кайфом и в смятении»/ Dazed and Confused (1993)
Жанр: комедия
Режиссер: Ричард Линклейтер
В ролях: Джейсон Лондон, Уайли Уиггинс, Саша Дженсон, Рори Кокрейн
Задолго до ужасающего периода романтических комедий и оскароносного ренессанса, Мэттью Макконахи был душой бесспорной классики Ричарда Линклейтера. В фильме показаны последние школьные дни подростков в небольшом городе в Техасе с их попойками и безудержным весельем.
«Донни Дарко»/ Donnie Darko (2001)
Жанр: фантастика, триллер, драма, детектив
Режиссер: Ричард Келли
В ролях: Джейк Джилленхол, Джена Мэлоун, Мэгги Джилленхол, Мэри Макдоннелл
Снятый за 28 дней и $3,8 млн, «Донни Дарко» оказался ошеломительной научно-фантастической драмой. И удачным стартом для актера Джейка Джилленхолла, который сыграл подростка, подружившегося с апокалиптичным кроликом, который то ли существует, то ли нет. Да, это немного странная история.
Едва фильм прошел по кинотеатрам, как сразу приобрел статус культового. Затронутые темы – смерти, депрессии и параллельных вселенных – пришлись по вкусу всем, кто время от времени задумывается о смысле своего существования.
«Выпускник» / The Graduate (1967)
Жанр: драма, мелодрама, комедия
Режиссер: Майк Николс
В ролях: Энн Бэнкрофт, Дастин Хоффман, Кэтрин Росс, Уильям Дэниелс
«Выпускника» принято считать одним из первых фильмов «Нового Голливуда», подарившего миру, как известно, больше шедевров, чем какое-либо другое кинематографическое движение в истории. Однако картина про выпускника колледжа, соблазнённого взрослой женщиной, в 1967-м всё же казалась ещё слишком дерзкой и смелой. По крайней мере, это единственное объяснение, почему кино, катапультировавшее карьеру Дастина Хоффмана в стратосферу, проиграла главный приз «Полуночной жаре» Нормана Джуисона.
«Китайский квартал» / Chinatown (1974)
Жанр: триллер, драма: детектив
Режиссер: Роман Полански
В ролях: Джек Николсон, Фэй Данауэй, Джон Хьюстон, Перри Лопес
Роману Полански не повезло с одним из лучших фильмов в своей карьере оказаться зажатым на «Оскаре» в тисках двух выдающихся картин Фрэнсиса Форда Копполы («Разговора» и победившего в тот год «Крёстного отца»). Однако влияние на мировой кинематограф «Китайский квартал» оказал ничуть не меньше, чем его прямые конкуренты. Именно после этой ленты, где Джек Николсон полфильма ходит с повязкой на лице и всё равно выглядит неимоверно круто, в ход пошло такое понятие, как «неонуар».
«Таксист» / Taxi Driver (1976)
Жанр: триллер, драма, криминал
Режиссер: Мартин Скорсезе
В ролях: Роберт Де Ниро, Сибилл Шепард, Джоди Фостер, Харви Кейтель
Очередная веха в истории развития «Нового Голливуда» и всё ещё главный шедевр в карьере Мартина Скорсезе, фильм «Таксист» увековечил в культурном коде всех последующих поколений образ харизматичного антигероя, не принимаемого обществом изгоя, борца за справедливость с искажённым (в данном случае из-за войны) восприятием реальности. Феноменальный Роберт Де Ниро, тем не менее, проиграл ещё более каноничному герою своего времени – призывающему никогда не сдаваться боксёру Рокки.
«Апокалипсис сегодня» / Apocalypse Now (1979)
Жанр: военный, драма, история
Режиссер: Фрэнсис Форд Коппола
В ролях: Марлон Брандо, Мартин Шин, Роберт Дювалл, Фредерик Форрест
Фундаментальный шедевр антивоенного кино и, по всеобщему признанию, один из важнейших фильмов в истории, вдобавок победитель Каннского кинофестиваля, на церемонии 1980-го года не устоял перед Дастином Хоффманом в роли зашивающегося отца, который может вот-вот лишиться опеки над сыном. Тот случай, когда не всегда история помнит победителей.
«Криминальное чтиво» / Pulp Fiction (1994)
Жанр: драма, криминал
Режиссер: Квентин Тарантино
В ролях: Джон Траволта, Сэмюэл Л. Джексон, Брюс Уиллис, Ума Турман
Венец эпохи постмодернизма в кино и всего второй полнометражный фильм Квентина Тарантино в представлении не нуждается: культ «Криминального чтива» величественнее любых наград. Мы любим это кино за нелинейное повествование, за массаж ног, за танцующего Траволту, за Royale With Cheese, за Брюса Уиллиса с катаной, за «English, motherf**er, do you speak it?» Сэмюэла Джексона и за ещё миллион других фраз, моментов и каноничных сцен. Но к статуэтке в тот год быстрее добежал «Форрест Гамп».
«Фарго» / Fargo (1995)
Жанр: триллер, драма, комедия
Режиссеры: Джоэл и Итан Коэн
В ролях: Фрэнсис Макдорманд, Уильям Х. Мэйси, Стив Бушеми, Петер Стормаре
Братья Коэн нашли идеальную пропорцию чёрной комедии и криминального сюжета, из-за чего «Фарго» моментально обрёл культовый статус, впоследствии приведший к рождению одного из главных сериалов-антологий на современном телевидении. Практически каждый сценарий Коэнов на вес золота, но «Фарго» в этом плане не просто драматургически безупречное кино, это ещё мастер-класс в режиссуре и актёрском искусстве (Макдорманд незабываемая!). Однако академики в 1997-м были настроены сентиментально и предпочли трагичную мелодраму «Английский пациент».
«Зеленая миля» / The Green Mile (1999)
Жанр: драма, фэнтези, криминал
Режиссер: Фрэнк Дарабонт
В ролях: Том Хэнкс, Дэвид Морс, Бонни Хант, Майкл Кларк Дункан
«Меня зовут Джон Коффи — как напиток, только пишется по-другому». Да-да, мы тоже плачем каждый раз, как вспоминаем развязку одной из лучших экранизаций Стивена Кинга. Пронзительная мистическая драма Фрэнка Дарабонта о тюрьме для смертников не смогла устоять перед «Красотой по-американски» Сэма Мендеса.
«Сияние» / The Shining (1980)
Жанр: триллер, драма, ужасы, детектив
Режиссер: Стэнли Кубрик
В ролях: Джек Николсон, Шелли Дювалл, Дэнни Ллойд, Скэтмэн Крозерс, Бэрри Нельсон
Экранизация Стэнли Кубрика по одноименному роману Стивена Кинга с Джеком Николсоном в главной роли. Писатель Джек Торранс (Николсон) приезжает в затерявшийся в горах отель «Оверлук» с женой и маленьким сыном — и сходит с ума. Или его сводит с ума сам отель, который оказывается почти живым существом? Кингу фильм не понравился, зато понравился зрителям и будущим режиссерам — «Сияние» регулярно оказывается во всевозможных списках лучших фильмов в истории кино и самых страшных хорроров. А бесконечный лабиринт комнат, жуткие девочки-близнецы, геометрически расположенные ковры и другие визуальные приемы оказали большое влияние на развитие жанра.
«Назад в будущее» / Back to the Future (1985)
Жанр: фантастика, комедия, приключения
Режиссер: Роберт Земекис
В ролях: Майкл Дж. Фокс, Кристофер Ллойд, Лиа Томпсон, Криспин Гловер, Томас Ф. Уилсон
Фильм-легенда, сделавший DeLorean одним из самых желанных автомобилей в мире. Только в «Назад будущее» он еще умеет перемещаться во времени, благодаря чему подросток Марти МакФлай (Майкл Дж. Фокс) из 1985-го попал в 1955 год. А еще в 1955-м он встречает собственную маму — и она в него почти влюбляется. В общем, в 2020 году у этого фильма было бы крайне мало шансов на прокат, но в 1986 году получилась отличная комедия.
«Бегущий по лезвию» / Blade Runner (1982)
Жанр: фантастика, драма, детектив, боевик
Режиссер: Ридли Скотт
В ролях: Харрисон Форд, Шон Янг, Рутгер Хауэр, Эдвард Джеймс Олмос, М. Эммет Уолш
Фильм Ридли Скотта по мотивам романа Филипа К. Дика «Мечтают ли андроиды об электроовцах». История строится вокруг бывшего полицейского (Харрисон Форд): его задача — найти и обезвредить группу враждебных андроидов. Но по ходу дела главный герой начинает сомневаться в собственной природе и человечности. Помимо интересного сюжета «Бегущий по лезвию» умело объединяет жанры, показывая, как хорошо научная фантастика сочетается с элементами нуарного детектива.
«Инопланетянин» / E.T. the Extra-Terrestrial (1982)
Жанр: фантастика, семейный, драма
Режиссер: Стивен Спилберг
В ролях: Генри Томас, Дрю Бэрримор, Ди Уоллес-Стоун, Питер Койот, Роберт МакНотон
История дружбы потерявшегося инопланетянина и десятилетнего мальчика полюбилась нескольким поколениям зрителей. Вместе с тем сюжет затрагивает важные вопросы о человеческой общности, сострадании и различиях. Под поверхностью детского фильма о пришельце на летающем велосипеде скрывается более глубокий посыл.
«Смертельное влечение» / Heathers (1988)
Жанр: триллер, комедия, криминал
Режиссер: Майкл Леманн
В ролях: Вайнона Райдер, Кристиан Слэйтер, Шеннен Доэрти, Лизэнн Фальк, Ким Уокер
Задолго до «Дрянных девчонок» старшеклассницы из «Смертельного влечения» доказали: школа — это поле вечной битвы и социального альпинизма, ломающего не хуже участия в военных операциях. Вайнона Райдер играет школьницу по имени Вероника, против воли ставшую частью группы популярных старшеклассниц. На свою беду Вероника знакомит подруг со своим парнем (Кристиан Слэйтер). «Смертельное влечение» мастерски смешивает черный юмор с посылом «запомните, дети: стадное мышление — это плохо!»
«Крепкий орешек» / Die Hard (1988)
Жанр: боевик, триллер, криминал
Режиссер: Джон Мактирнан
В ролях: Брюс Уиллис, Алан Рикман, Бонни Беделиа, Реджинальд ВелДжонсон, Пол Глисон
Со дня премьеры первого «Крепкого орешка» прошло уже 35 лет, а он по-прежнему остается одним из самых значимых американских боевиков. Обреченным на сиквелы, не способные достичь уровня оригинала. Роль Джона МакКлейна катапультировала Брюса Уиллиса к славе, а его заветное «Yippee-kai-yay, motherfucker!» можно отнести к лучшим цитатам киногероев. Более того, первая часть «Орешка» давно вошла в список новогодних фильмов, а это о многом говорит.
«Охотники за привидениями» / Ghostbusters (1984)
Жанр: фантастика, фэнтези, боевик, комедия
Режиссер: Айвен Райтман
В ролях: Билл Мюррей, Дэн Эйкройд, Сигурни Уивер, Харольд Рэмис, Рик Морэнис
Еще один сюжет, которому вряд ли бы дали добро в наше время. Но в восьмидесятые он стал одним из любимых и культовых картин. Если вы не знаете, о чем «Охотники за привидениями» (и из названия непонятно), то вот краткая аннотация: команда из трех парапсихологов спасает Нью-Йорк от нашествия привидений под лучший в мире саундтрек.
«Когда Гарри встретил Салли» / When Harry Met Sally... (1989)
Жанр: комедия, мелодрама
Режиссер: Роб Райнер
В ролях: Билли Кристал, Мег Райан, Кэрри Фишер, Бруно Кёрби, Стивен Форд
Золотой стандарт романтических комедий. Билли Кристал и Мег Райан играют выпускников, отправившихся в дорожное путешествие. Годы спустя их снова сталкивает судьба. Лишенная сентиментальности, реальная история о человеческих отношениях, культовая постельная сцена, замечательные цитаты в духе «Когда находишь человека, с которым готов провести остаток жизни, больше всего хочется, чтобы этот остаток жизни поскорее наступил» и оскорбление вроде «Ты вроде бы обычный человек, но на самом деле ты – ангел смерти!».
«Барри Линдон» / Barry Lyndon (1975)
Жанр: драма, история, приключения
Режиссер: Стэнли Кубрик
В ролях: Райан О’Нил, Мариза Беренсон, Леон Витали, Мари Кин
Формально у Стэнли Кубрика (величайшего режиссёра XX века, согласно каждому второму опросу) есть «Оскар», но он его получил за спецэффекты для «Космической одиссеи». Ближе всего британец подобрался к главной награде со своим, пожалуй, самым перфекционистским и попросту красивым фильмом в карьере – историческим эпиком «Барри Линдоном» про бедного ирландца, рвущегося в высшее общество. Проиграл Кубрик бедному чеху Милошу Форману, таки прорвавшемуся в высшее общество с фильмом «Пролетая над гнездом кукушки».
«Люди в черном» / Men in Black (1997)
Жанр: фантастика, боевик, комедия
Режиссер: Барри Зонненфельд
В ролях: Томми Ли Джонс, Уилл Смит, Линда Фиорентино, Винсент Д’Онофрио
В пригороде Нью-Йорка терпит крушение инопланетный корабль с огромным тараканом на борту, который убивает фермера Эдгара и принимает его облик. Он разыскивает галактику своих соперников аркилийцев. Эдгар сеет хаос в Нью-Йорке и привлекает внимание агентов J и K из правительственной службы «Люди в черном», которая следит за порядком. Агентам предстоит как можно скорее разобраться с тараканом, потому что аркилийцы выдвинули ультиматум «Людям в черном»: верните галактику, или через час Земля будет уничтожена.
«Большой Лебовски» / The Big Lebowski (1998)
Жанр: комедия, криминал
Режиссеры: Джоэл и Итан Коэны
В ролях: Джефф Бриджес, Джон Гудман, Джулианна Мур, Стив Бушеми
Как-то к бывшему хиппи Джеффри Чуваку приходят неизвестные типы. Они избивают Чувака, пытаясь выбить долги жены, которой у того нет. Один из гостей даже мочится на любимый ковер Чувака. Оказывается, Чувака просто перепутали с пожилым миллионером и мужем должницы. Тем не менее за ковер никто извиняться не собирается, и Чувак отправляется к миллионеру за компенсацией. Получив отказ, Чувак крадет у миллионера другой ковер. Но и этот трофей вскоре похищают вместе с новым владельцем, которого затягивает водоворот событий.
«Одиннадцать друзей Оушена» / Ocean's Eleven (2001)
Жанр: криминал, триллер
Режиссер: Стивен Содерберг
В ролях: Джордж Клуни, Брэд Питт, Мэтт Дэймон, Джулия Робертс, Энди Гарсиа, Кейси Аффлек
«Одиннадцать друзей Оушена» были одним из крупнейших кассовых хитов с 2001 года, и легко понять почему: в нем снялись сразу четыре знаковые кинозвезды эпохи, Джордж Клуни, Мэтт Дэймон, Джулия Робертс и Брэд Питт. С Клуни в роли ловкого, опытного мошенника и Дэймона в роли новичка, получившего свой первый крупный заказ, у условно второстепенного персонажа Питта, Расти Райана, было гораздо больше актерской свободы. Питт наделяет Расти характерными чертами «манящей, но опасной угрозы», которые выкрутит на полную в «Однажды в Голливуде». Как и в некоторых других фильмах, здесь Питт вполне оправданно полагается на свою способность быть очаровательным и красивым, но, эй, даже если бы все могли это сделать, он все равно был бы тем парнем из рекламы Pringles.
«Семь» / Se7en (1995)
Жанр: триллер, драма, криминал, детектив
Режиссер: Дэвид Финчер
В ролях: Брэд Питт, Морган Фриман, Гвинет Пэлтроу, Кевин Спейси, Р. Ли Эрми
Большую часть фильма пылкий детектив Питта в паре с ветераном полиции Моргана Фримена колесят по дождливому городу, настолько же мрачному и жуткому, как одержимый семью смертными грехами серийный убийца, за которым они охотятся. Детектив Миллз — дерзкий человек с добрым сердцем и проблемами с самоконтролем, что в конечном итоге и делает его будто специально созданным для главной роли в разворачивающейся трагедии. Сцена стадий принятия неизбежного, которую Питт разыгрывает на пустыре, одна из лучших на заре его карьеры. Она резонирует особенно остро благодаря правильному развитию повествования: сцены Питта с Фрименом и его же — с Гвинет Пэлтроу (по сюжету жена Миллза, в реальной жизни любовь Брэда Питта на тот момент) максимально одушевляют персонаж Брэда. Это потрясающая актерская игра, полная юного накала, чувствительности и безрассудства.
«Кошмар на улице Вязов» / A Nightmare on Elm Street (1984)
Жанр: ужасы
Режиссер: Уэс Крэйвен
В ролях: Хэзер Лэнгенкэмп, Роберт Инглунд, Джонни Депп, Джон Сэксон, Рони Блейкли
К 1984 году, после «Хэллоуина» и «Техасской резни бензопилой», слэшеры о серийных убийцах уже достигли своего пика. Однако «Кошмар на улице Вязов» «заточил» притупившееся было лезвие омерзительной смесью: юность в городских окраинах, фэнтези, кровь и неземной ужас. Майкл Майерс орудовал в пригородах, Кожаное лицо подбирался к любым горожанам, рискнувшим оказаться в глуши; Фредди Крюгер же убивает ничего не подозревающих подростков среднего классах в снах: герои отчаянно хотят уснуть, но боятся Фредди. Так сны и реальность начинают перетекать друг в друга. Изобретательный, странный и полный самых запоминающихся образов хоррор-кинематографа.
«Хэллоуин» / Halloween (1978)
Жанр: ужасы, триллер
Режиссер: Джон Карпентер
В ролях: Дональд Плезенс, Джейми Ли Кёртис, Нэнси Кайс, П.Дж. Соулз, Чарльз Сайферс
Забудьте о невероятно запутанной паутине сиквелов, приквелов и перезапусков, которые последовали после первого «Хэллоуина». Оригинальная кинолента — это, пожалуй, самый важный фильм ужасов за последние 50 лет, в сравнении с которых вуайеризм самых жутких картин Хичкока оказывается где-то на заднем дворе никому не известного американского пригорода. Майкл Майерс может затаиться именно в вашем районе.
Майерс, отправленный в психиатрическую больницу после убийства своей сестры, когда ему было 6, сбегает 15 лет спустя и начинает охоту на жертв. Его пустые, «стерильные» глаза сияют при виде Лори Строуд (Джейми Ли Кёртис в своей первой большой роли), которая обращается за помощью к доктору Сэму Лумису, чтобы избавиться от Майкла. Эмоциональный саундтрек к фильму прилагается.
«Психо» / Psycho (1960)
Жанр: триллер, ужасы, детектив
Режиссер: Альфред Хичкок
В ролях: Энтони Перкинс, Вера Майлз, Джон Гэвин, Джанет Ли, Мартин Болсам
«Психо» Хичкока, вдохновленный историей Эда Гейна, убийцы с особой склонностью к дизайну интерьеров с использованием частей человеческого тела, — классика жанра и один из самых влиятельных фильмов всех времен, пугающий своим саспенсом и удушающим напряжением. Хичкок, как известно, скупил все экземпляры романа Роберта Блоха до выхода своего фильма, чтобы сохранить тайну и ужас Нормана Бейтса, его матери и смертоносного мотеля.
«Американский психопат» / American Psycho (2000)
Жанр: драма, криминал, триллер
Режиссер: Мэри Хэррон
В ролях: Кристиан Бэйл, Уиллем Дефо, Джош Лукас, Джаред Лето, Кэра Сеймур
Фильм с элементами едкой сатиры, фарса и черной комедии, где Кристиан Бейл играет Патрика Бэйтмана, бездушного финансиста с Уолл-Стрит, склонного к приступам неуемной мании и убийствам, также одержимого одеждой, ресторанами, визитными карточками, Хьюи Льюисом и новостями. «Американский психопат», блестящий фильм сам по себе, также является ироничным портретом тщеславия и излишеств эгоистичного городского образа жизни. «Это разве плащ?»
«Бестолковые» / Clueless (1995)
Жанр: мелодрама, комедия
Режиссер: Эми Хекерлинг
В ролях: Алисия Сильверстоун, Стейси Дэш, Бриттани Мерфи, Пол Радд, Дональд Фэйсон
Эдакие «Дрянные девчонки», но немного наоборот. Действие картины разворачивается в Беверли Хиллз: главная героиня Шер (Алисия Сильверстоун) — чуть ли не самая крутая девчонка школы и вдобавок дочь успешного адвоката. Роскошный особняк, элитный район — в общем, жизнь богатых и знаменитых. Но Шер, как ни странно, ей не избалована, и даже любит помогать людям. Так, она решает взять под свою опеку новенькую девочку Тай (Бриттани Мерфи) и посвятить ее в мир гламура. Но скромная и невзрачная на первый взгляд подруга, возможно, скоро займет место самой Шер. Снятая по роману «Эмма» Джейн Остин, это очаровательная сатира на мир подростков с модой конца 1990-х и отличным актерским составом.
«Грязные танцы» / Dirty Dancing (1987)
Жанр: драма, мелодрама, музыка
Режиссер: Эмиль Ардолино
В ролях: Дженнифер Грей, Патрик Суэйзи, Джерри Орбак, Синтия Роудс, Джек Уэстон
Культовая мелодрама 1980-х Эмиля Ардолино, которая принесла Патрику Суэйзи мировую известность и номинацию на премию «Оскар». Если вы по какой-то причине не знакомы с «Грязными танцами», то вот синопсис. Летом 1963 года 17-летняя Фрэнсис по прозвищу Бэби (Дженнифер Грей) проводит отпуск с семьей в дорогостоящем пансионате, где знакомится с одним из его сотрудников, профессиональным танцором Джонни (Патрик Суэйзи). Дальше, как вы можете догадаться, пара сталкивается с типичными проблемами мезальянса, вдобавок ставший избитым в нулевых конфликт подростковых мелодрам (нам запретили танцевать на концерте в финале, но мы забьем на правила, исполнив сложную партию, которая не получалась весь фильм).
«Привидение» / Ghost (1990)
Жанр: мелодрама, фэнтези, триллер, драма
Режиссер: Джерри Цукер
В ролях: Патрик Суэйзи, Деми Мур, Вупи Голдберг, Тони Голдуин, Рик Авилес
Если бы мы составляли рейтинг фильмов Суэйзи от лучшего к худшему, то отдали бы драме Джерри Цукера первую строчку. У банкира Сэма Смита (Патрик Суэйзи) все прекрасно в жизни: отличная работа и любящая девушка Молли (Деми Мур), вместе с которой они обустраивают свое гнездышко на Манхэттене. Пока однажды Сэм не обнаруживает возможную махинацию с банковскими счетами, о чем говорит своему коллеге и другу Карлу. Тем же вечером на Сэма и Молли нападает грабитель. Герою слышится выстрел, и он решает броситься в погоню за преступником. Упустив незнакомца, Сэм возвращается и обнаруживает, что его девушка плачет над его же телом. Так герой понимает, что умер и стал призраком. Однако у него осталось много незавершенных дел, которые он должен закрыть после смерти, пока не пострадала и Молли.
«Тупой и еще тупее» / Dumb and Dumber (1994)
Жанр: комедия
Режиссеры: Питер и Бобби Фаррелли
В ролях: Джим Керри, Джефф Дэниелс, Лорен Холли, Майк Старр
1994-й, возможно, лучший год в карьере Джима Керри. На экраны вышло сразу три фильма с его участием, все три стали огромными хитами. После такого хет-трика еще год назад совсем никому не известный актер внезапно стал всемирной звездой. Одной из тех трех картин была лента братьев Фаррелли «Тупой и еще тупее», своеобразная классика тупого юмора, за который одни фильм боготворят, а другие люто ненавидят. Впрочем, кино полностью соответствует своему названию: это наивное и очень плоское роуд-муви про двух придурков, попытавшееся упростить юмор буквально до атомов. Дурака любой сыграть сможет, а вот полного идиота — уже нужен талант. И Джим Керри с ходу доказал, что у него его хоть отбавляй.
«Эдвард руки-ножницы» / Edward Scissorhands (1990)
Жанр: фэнтези, драма, мелодрама
Режиссер: Тим Бёртон
В ролях: Джонни Депп, Вайнона Райдер, Дайэнн Уист, Алан Аркин, Энтони Майкл Холл
Пожалуй, главная работа тандема «Тим Бертон – Джонни Депп». Образ Эдварда руки-ножницы стал знаковым в карьере актера и положил начало его широкой популярности — за десятилетие до капитана Джека Воробья. Нежный и ранимый не то человек, не то киборг становится плодом творения одинокого ученого. История о том, как несчастный, в общем-то человек, создал компаньона, чтобы не умереть в одиночестве. Теперь Эдварду, которому старик не успел доделать руки, приходится самостоятельно постигать азы социализации в мире людей. В работе Бертона есть место и фантастическим существам, и романтическим настроениям. За роль Эдварда Джонни Депп получил первую в карьере номинацию на «Золотой глобус» за лучшую мужскую роль.
«Что гложет Гилберта Грейпа?» / What's Eating Gilbert Grape (1993)
Жанр: драма
Режиссер: Лассе Халльстрём
В ролях: Джонни Депп, Леонардо ДиКаприо, Джульетт Льюис, Мэри Стинберген, Дарлен Кэйтс
На заре карьеры Депп появился в драме Лассе Халльстрема «Что гложет Гилберта Грейпа?». Это экранизация одноименного романа писателя Питера Хеджеса, где на съемочной площадке с Деппом оказался 17-летний Леонардо ДиКаприо, сыгравший его младшего брата, страдающего слабоумием. Молодые люди растут в не самом благоприятном уголке Америки и жаждут лучшей жизни. Но штат Айвова и городок с населением в тысячу человек — место, похоже на каменные джунгли, с соответствующими законами социума. Некоторые критики отмечали, что ДиКаприо «украл» у Деппа зрительское внимание (именно Лео получил номинацию за лучшую мужскую роль второго плана на «Золотом глобусе» и «Оскаре»). Но зрители выделяет именно тандем двух актеров, сыгравших, возможно, лучшие роли в карьере, которая на тот момент едва набирала обороты.
Франшиза «Пираты Карибского моря» / Pirates of the Caribbean
Конечно, нельзя пройти мимо образа Джека Воробья... капитана Джека Воробья, который на долгие годы стал визитной карточкой Деппа. Харизматичный авантюрист, (не)уважаемый пират, магнит для женщин и приключений — капитан Джек всегда таит секрет, не договаривает, плетет интриги и, кажется, лишен всяких ориентиров (как дружеских, так и морально-нравственных). Тезис «всей правды мы никогда не узнаем» оказывается очень кстати, когда речь заходит об одном конкретном персонаже. Франшиза, запущенная в начале 2000-х режиссером Гором Вербински, не закончилась до сих пор. Кто знает, может быть через несколько лет мы снова увидим Деппа в образе, который полюбился миллионам зрителем по всему миру? Хотя сам актер утверждает, что не вернется к роли Джека Воробья — ни за $300 миллионов, ни за «миллион альпака».
«Сонная Лощина» / Sleepy Hollow (1999)
Жанр: триллер, фэнтези, ужасы, детектив
Режиссер: Тим Бёртон
В ролях: Джонни Депп, Кристина Риччи, Миранда Ричардсон, Кристофер Уокен, Майкл Гэмбон
Во вселенной инфернальной готики Депп чувствует себя гораздо естественнее. Кажется, его темное начало получает особое удовольствие, когда актеру удается погрузиться в съемки очередного триллера. Так вышло и в конце 90-х, когда Джонни вновь оказался в проекте Тима Бертона «Сонная Лощина». Бертон вольно обращается с литературными первоисточниками, и «Легенда о Сонной Лощине» Вашингтона Ирвинга не стала исключением — часть истории осталась на страницах книги, далеко не все попало в кино. Депп в роли констебля Икабода Крейна расследует серию убийств, которые совершил некий Всадник без головы. На дворе конец XVII века — люди верят в потусторонние силы, а в смертях оказываются замешаны самые настоящие ведьмы.
«Вечное сияние чистого разума» / Eternal Sunshine of the Spotless Mind (2004)
Жанр: мелодрама, фантастика, драма
Режиссер: Мишель Гондри
В ролях: Джим Керри, Кейт Уинслет, Кирстен Данст, Марк Руффало
Break-up-мелодрама на все времена «Вечное сияние чистого разума» — это настоящий гимн всем нестандартно мыслящим, самобытным артистам, не желающим идти протоптанной дорогой. Таких в работе над фильмом собралось трое: сценарист Чарли Кауфман, режиссер Мишель Гондри и актер Джим Керри. Каждый из них гениален в своем ремесле и по натуре в большей или меньшей степени меланхоличен. Все они на пике своей творческой мощи. В результате мы получили бесконечно оригинальную, болезненную историю о том, как можно человека стереть из памяти, но не из сердца. Третий несостоявшийся «Оскар» Джима Керри и, без сомнений, его главная роль в жизни.
«Крик» / Scream (1996)
Жанр: ужасы, триллер, детектив
Режиссер: Уэс Крэйвен
В ролях: Нив Кэмпбелл, Кортни Кокс, Дэвид Аркетт, Скит Ульрих, Мэттью Лиллард
Группу девочек-подростков сначала преследует, а затем начинает убивать по очереди маньяк в капюшоне и маске. Он просто одержим фильмами ужасов. Но, в лучших традициях постмодернистской сатиры на ужасы Уэса Крейвена, получается у него это до забавного нелепо.
«Полтергейст» / Poltergeist (1982)
Жанр: ужасы
Режиссер: Тоуб Хупер
В ролях: Крэйг Т. Нельсон, ДжоБет Уильямс, Беатрис Стрэйт, Доминик Данн, Оливер Робинс
Номинированный на три «Оскара» «Полтергейст» Стивена Спилберга считается одним из лучших фильмов ужасов всех времен. Идеальная загородная жизнь калифорнийской семьи превращается в кошмар после того, как в их доме поселяются призраки и берут контроль над ребенком главных героев.
«Изгоняющий дьявола» / The Exorcist (1973)
Жанр: ужасы
Режиссер: Уильям Фридкин
В ролях: Эллен Бёрстин, Макс фон Сюдов, Линда Блэр, Ли Дж. Кобб, Джейсон Миллер
Классический триллер про 12-летнюю девочку, в которую вселилось само зло, стал чуть ли не лучшим хоррором за всю историю кино. Чтобы изгнать демона из ребенка, двое католических священников проводят обряд экзорцизма.
«Ребенок Розмари» / Rosemary's Baby (1968)
Жанр: ужасы, драма
Режиссер: Роман Полански
В ролях: Миа Фэрроу, Джон Кассаветис, Рут Гордон, Сидни Блэкмер, Морис Эванс
Напряженная атмосфера и резкие повороты сюжета, который рассказывает о молодой бездетной паре Розмари и Гайе Вудхаусах. Супруги переезжают в новый дом и сразу же знакомятся со своими соседями, семьей Каставетов. Пожилая пара немного странная, но очень дружелюбная.
«Зловещие мертвецы» / The Evil Dead (1981)
Жанр: ужасы
Режиссер: Сэм Рэйми
В ролях: Брюс Кэмпбелл, Эллен Сэндвайсс, Ричард ДеМэннинкор, Бетси Бейкер, Тереза Тилли
Чтобы стать поклонником необычного, но легендарного жанра хоррор-комедии, нужно самому быть немного особенным (в хорошем смысле, конечно!). Если вы хотите, чтобы два часа экранного времени вас то пугали, то смешили, обязательно начните со «Зловещих мертвецов» Сэма Рэйми. Вы узнаете историю Эша (Брюс Кэмпбелл), который должен избавиться от лучших друзей, чтобы спастись самому.
«Бойцовский клуб» / Fight Club (1999)
Жанр: триллер, драма, криминал
Режиссер: Дэвид Финчер
В ролях: Эдвард Нортон, Брэд Питт, Хелена Бонем Картер, Мит Лоаф, Зэк Гренье, Холт Маккэллани, Джаред Лето
Рискуем нарушить первое правило «Бойцовского клуба», но все же скажем, что в первом десятилетии главных ролей Питта именно эта роль — его Эверест. Опьяняющий коктейль из эрудированной мудрости, мужского стиля, гиперсексуальности и зашкаливающей атлетичности (никто и никогда не сможет забыть его пресс из ДВЕНАДЦАТИ кубиков). Его Тайлер Дерден — невероятно крутой и феноменально красивый оппонент слабого и эгоистичного Эдварда Нортона, и вся их совместная одиссея подпитывается именно мегаваттной харизмой Питта. Она помогает поверить сначала в нонконформистский дух Дердена, а затем и принять его чисто анархистское мышление. Неожиданный поворот фильма может заставить взглянуть на Дердена в ином свете, но этот поворот никак не влияет на его цельный образ необузданного мятежного мачо. Драка с Нортоном на стоянке, демонстрация эффекта, который щелочь оказывает на человеческую кожу, командование армией недовольных белых парней, Дерден Питта — черное сердце сатиры о тонких гранях между освобождением и анархией, свободой и фашизмом. И сатира эта даже со временем не утратила своей актуальности.
«Джерри Магуайер» / Jerry Maguire (1996)
Жанр: драма, мелодрама, комедия, спорт
Режиссер: Кэмерон Кроу
В ролях: Том Круз, Рене Зеллвегер, Кьюба Гудинг мл., Келли Престон, Реджина Кинг
Наполовину ситком, наполовину интроспективная драма, этот фильм доказал, что Круз может справиться со взрослой ролью, сохранив при этом свое уникальное обаяние.
«Шоу Трумана» / The Truman Show (1998)
Жанр: драма, комедия
Режиссер: Питер Уир
В ролях: Джим Керри, Лора Линни, Ноа Эммерих, Наташа Макэлхоун
«Шоу Трумана» из тех фильмов, которые достаточно увидеть раз, чтобы запомнить на всю жизнь. Выдающееся кино по многим параметрам: сюжет, режиссура, жизнеутверждающий посыл о том, что мир слишком велик, чтобы все время сидеть на одном месте, — и во главе всего этого феноменальный Джим Керри, плавно вырывающийся по ходу фильма из оков комедийного жанра в широкий простор драматического кино. Наглядное доказательство, какого диапазона этот актер, умеющий играть и на полутонах, и на потеху публике, и на разрыв сердец. Его первая роль, принесшая «Золотой глобус», и еще одна упущенная возможность для академиков номинировать Керри на «Оскар».
«Последнее танго в Париже» / The Last Tango in Paris (1972)
Жанр: драма, мелодрама
Режиссер: Бернардо Бертолуччи
В ролях: Марлон Брандо, Мария Шнайдер, Мария Мики, Джованна Галлетти, Джитт Магрини
Американский бизнесмен средних лет (Марлон Брандо) знакомится с молодой парижанкой (Мария Шнайдер), и у них завязываются отношения, которые сейчас бы любой назвал токсичными и абьюзивными, но тогда это звалось необузданной страстью. Они отказываются называть друг другу имена и встречаются только для удовлетворения сексуальных потребностей, в первую очередь, конечно же, американца. Фильм вообще основан на сексуальных фантазиях Бертолуччи, но свои пять грамм масла внес и Брандо, импровизирующий в кадре как захочется (к чему порой не была готова его экранная партнерша).
«Последнее танго в Париже» — один из самых скандальных фильмов в истории. Копии с ним сжигали, из-за чрезмерной откровенности его запрещали к показу во многих странах, люди выходили на протесты, призывая выкорчевать эту «порнографию», а самого Бертолуччи в итоге приговорили отбывать четырехмесячный тюремный срок. Скандалы вокруг «Последнего танго в Париже» не утихают и по сей день. Недавно вышла книга Марии Шнайдер, в которой она признается, что Брандо практически изнасиловал ее в той сцене с маслом. А в Каннах в этом году показали основанный на этой же книге байопик про травмирующий опыт актрисы во время создания «Последнего танго в Париже». Но становится ли фильм хуже от этого негативного фона? Ничуть.
«Шестое чувство» / The Sixth Sense (1999)
Жанр: детектив, фэнтези, фантастика, триллер, драма
Режиссер: М. Найт Шьямалан
В ролях: Брюс Уиллис, Хэйли Джоэл Осмент, Тони Коллетт, Оливия Уильямс
Третий художественный проект М. Найта Шьямалана — и уже грандиозный успех. Фильм, вышедший на большие экраны в день рождения режиссера (6 августа 1999 года), пожалуй, стал лучшим подарком: при бюджете в 40 млн долларов, он собрал в мировом прокате более 670-и млн. Фантастическая драма с Брюсом Уиллисом в роли детского психиатра, сталкивающегося после знакомства с девятилетним пациентом по имени Коул с паранормальным, собрала шесть номинаций на «Оскар» и стала одним из самых продаваемых фильмов на DVD в 2000-м году.
«Терминатор» / The Terminator (1984)
Жанр: фантастика, боевик, триллер
Режиссер: Джеймс Кэмерон
В ролях: Арнольд Шварценеггер, Майкл Бин, Линда Хэмилтон, Пол Уинфилд, Лэнс Хенриксен
Ещё один человек, внесший огромный вклад в историю развития научной фантастики в кино. В 1984 году Кэмерон снял первого «Терминатора» — эталонный фантастический боевик с Арнольдом Шварценеггером в роли робота-убийцы. А семь лет спустя не просто повторил успех первого фильма, но превзошел его в «Судном дне», до сих пор считающемся образцом сиквела.