«Догме» Кевина Смита — 25. Как издевательская комедия с голливудскими звездами взбудоражила церковь
О чем фильм
Два падших и довольно циничных ангела, Локи (Мэтт Деймон) и Бартлби (Бен Аффлек), сосланных в мир за нежелание повиноваться Богу, страшно устали от своего бессмертия и бесцельно маются на земле, совершая разные мерзкие поступки. Но внезапно они узнают о шансе вернуться обратно в рай. Оказалось, что новатор-кардинал католической церкви Игнатиус Глик (Джордж Карлин) придумал необычную пиар-акцию для продвижения христианства в массы: все, кто пройдет сквозь арку собора в Нью-Джерси, получат отпущение грехов.
Глик настаивает, что акция проходит с одобрения папы римского, который в соответствии с церковным догматом считается наместником Бога на земле. Локи и Бартлби намерены пройти под аркой, чтобы благополучно вернуться на Небеса. Но, вернувшись на Небо, они нарушат принцип, на котором держится все мироздание. Помешать всеобщему апокалипсису может только дальняя племянница Христа по имени Вифания (Линда Фиорентино) — ныне утратившая веру сотрудница абортария. После того как она узнает о возложенной на нее миссии по спасению мира, к ней примыкают 13-й апостол Руфус (Крис Рок) и два смертных пророка. К ним также присоединяется уже давно живущая на земле муза Серендипити (Сальма Хайек), временно подрабатывающая стриптизершей в поисках собственного вдохновения. Вместе героям предстоит остановить коварных Локи и Бартлби, оставляющих после себя не перья из ангельских крыльев, а кровавый след.
Создание проекта
Вопреки провокационности своего сюжета, «Догма» с самого начала подвергалась цензуре в том или ином виде. Например, первый драфт сценария Кевин Смит, к слову воцерковленный католик, написал еще до выхода его комедии «Клерки», и назывался он просто — «Бог». Со временем от этого тайтла пришлось отказаться: сценарий и так получался излишне скандальным и не стоило раздражать аудиторию еще большими религиозными вольностями. Сюжету хватало муз-стриптизерш, темы абортов, неканоничных святых и совсем уж неожиданного появления фекалоида, также известного как Дерьмодемон.
Весь этот хоровод дерзких и противоречивых образов не испугался сыграть завидный актерский состав, включавший в себя первых звезд Голливуда. Хотя каст мог выглядеть несколько иначе. Например, на роль дальней родственницы Христа, Вифании, Смит, будучи большим поклонником «Секретных материалов», изначально зазывал Джиллиан Андерсон. Но, по словам режиссера, сценарий ее страшно разозлил и она отклонила предложение. А вот Алан Рикман, сыгравший ангела Метатрона, был в восторге от затеи и согласился на роль при двух условиях: что его крылья будут настоящими, а не дорисованными с помощью компьютерной графики и что сценарий не будет изменен.
Роль апостола Руфуса мог исполнить Сэмюэл Л. Джексон, которому не привыкать читать проповеди и цитировать Святое Писание после «Криминального чтива». Но в итоге роль отошла комику Крису Року. В образе Бога могла бы появиться Эмма Томпсон, которая была вынуждена отказаться от съемок из-за беременности. Ее заменила певица Аланис Мориссетт. А Джейсон Ли, претендовавший на роль Локи, «проиграл» Дэймону — близкому и многолетнему другу Аффлека, с которым у него была более убедительная экранная «химия». Католического священника сыграл легендарный стендапер Джордж Карлин, на протяжении многих лет подчеркивающий собственные атеистические взгляды на религию и церковь.
Кастинг, сплошь состоящий из знаменитостей, с легкостью пустившихся в эту хулиганскую авантюру, в целом шокировал критиков. Но сам Смит объяснял выбор артистов намеренным желанием создать контраст между их уже сложившимися экранными амплуа и ролями в «Догме» (полными противоположностями).
Прокат и реакция общественности
Непростым оказался и релиз фильма: картина была полностью готова еще в 1998 году, а права на ее выпуск принадлежали компании Miramax Films. Но после затянувшихся споров и переносов премьера ленты состоялась только годом позже, когда картину заполучила студия Lion’s Gate Film. У последней был собственный взгляд на промо фильма, с которым она собиралась играть по-крупному. А потому эта издевательская религиозная комедия стартовала сразу с неконкурсной программы 52-го Каннского кинофестиваля.
На смотре картина получила неплохую, но все же довольно сдержанную реакцию от критиков. Многие называли «Догму» откровенно насмешливой, но во многом удачной сатирой на религию — одновременно непозволительно развязной и вдумчивой. Так, почтенный критик Роджер Эберт похвалил фильм за то, что он не боится быть вызывающим. Но отметил, что истории не хватило смелости и запала, чтобы удержать заданный уровень иронии до финальных титров. А критик Variety Тодд Маккарти в своей рецензии назвал «Догму» скорее «вульгарной религиозной комедией, нежели злонамеренной кощунственной глупостью».
В целом с ними солидарны многие критики: на сайте-агрегаторе Rotten Tomatoes рейтинг фильма от журналистов — 68% одобрения. В то время как зрители подарили ему щедрые 85%. Зрители же поддержали картину финансово — десятимиллионная «Догма» сумела заработать в мировом прокате почти $44 млн. Это помогло стать ей самым финансово успешным фильмом Кевина Смита в карьере.
Очевидно, что восторг светской аудитории не разделили представители религиозных групп. Например, Католическая лига США обрушилась на фильм с критикой, назвав его кощунственным и переходящим все границы допустимого, хотя и признав, что главная героиня Вифания в финале заново обретала веру, что служило неплохим церковным примером, как можно повторно прийти к Богу. Были и вполне конкретные угрозы в адрес Смита. Иные же акции протеста доходили до абсурда: во время одного из собраний выступающих против показа «Догмы» в кинотеатрах в толпе находился сам Кевин Смит, делавший вид, что он против проката ленты.
«Догма» встала в один ряд с такими не одобренными церковью фильмами, как «Последнее искушение Христа» Мартина Скорсезе и «Житие Брайана по Монти Пайтон» Терри Джонса.
Хотя все тот же Роджер Эберт в своей рецензии отмечал, что никаких официальных заявлений против фильма от представителей католической церкви не поступало. «На самом деле, в этой стране мы можем свободно расходиться во мнениях по поводу религии, а богохульство не преступление», — писал он. Неизвестно, как бы картина воспринималась сейчас, выйди она на экраны в 2024 году, но в 1999-м, вопреки поднявшемуся шуму, она довольно спокойно пережила прокат и выстояла под шквалом самых разных оценок и мнений на свой счет.
«Догма 2» — продолжение, которое так и не случилось
В 2005 году Кевин Смит прямо признавался в намерении снять вторую часть «Догмы» на фоне тяжелейшего кризиса в американской истории — после трагедии 11 сентября 2001 года. Постановщик объяснял это желанием заново разобраться в том, как религия может влиять на человека, подчиняя себе его волю и толкая на поступки, противоречащие идеям гуманизма.
«Страшнейшая террористическая атака, произошедшая на американской земле, имела религиозный подтекст. Политики то и дело прикрывают свои инициативы религиозными мотивами. Наше общество все еще спорит, кого может любить человек и каким может быть брак двух людей, и зависит от мнения церкви на этот счет. Я бы хотел снять второй фильм более масштабно, с большим бюджетом, потому что он бы точно затрагивал мир на грани нешуточного Апокалипсиса. Ровно потому, что все к этому и идет. Но дело в том, что "Догма 2" касалась бы ислама, и, если католическая церковь, когда ей что-то не нравится, просто вас публично ругает, мусульмане к подобным вещам относятся куда радикальнее и болезненнее. А у меня теперь есть семья, и я не готов рисковать безопасностью близких. В общем, я заинтересован, но все еще вынашиваю идею», — признавался тогда Смит.
Однако спустя 12 лет, в 2017-м, он официально заявил, что у «Догмы» не будет продолжения, сославшись на то, что больше не хочет снимать фильмы на религиозную тематику. Совсем иного мнения придерживался Харви Вайнштейн, чья компания владела правами на картину. За несколько дней до публичного скандала с продюсером, обвиненным в изнасилованиях и систематическом харассменте, он связывался со Смитом, питча тому идею возможного продолжения.
Впоследствии Смит объяснил этот внезапный звонок Вайнштейна желанием продюсера проверить, кто из кинематографистов все еще готов с ним сотрудничать. «Думаю, он уже знал, что его ждет, знал о неминуемости скандала и пытался ухватиться за последнюю соломинку. Через несколько дней вышло разоблачающее его расследование в The New York Times — и для него все было кончено», — заявил режиссер.
Почему «Догмы» нет на стримингах
Несмотря на сохранившуюся популярность, «Догмы» легально нет ни на одном стриминге. И, вопреки всем религиозным пересудам, причина отсутствия картины онлайн кроется не в спорах вокруг нее, а в действиях все того же Харви Вайнштейна, а еще его брата Боба Вайнштейна. В 2020 году после того, как Харви Вайнштейн был признан виновным в изнасиловании и приговорен к 23-летнему заключению, он начал испытывать финансовые трудности. Тогда же он принял решение избавиться от нескольких своих активов, чтобы иметь деньги для подачи на апелляцию. В частности, предложил брату Бобу выкупить у него права на «Догму» за $3,5 млн. При этом опальный продюсер настаивал, что рыночная стоимость проекта для стримингов может достигать $5 млн.
Боб Вайнштейн отклонил предложение старшего брата, сославшись на недостоверность этой информации: «Он рассказывал про эфемерные $5 млн, чтобы подтолкнуть меня к сделке. Но на самом деле стриминги вряд ли были бы готовы выложить больше $50 тыс. Это просто была еще одна ложь Харви, выманивавшего у меня деньги».
Выкупить права на фильм много лет пытался и сам Кевин Смит, испытывая при этом этические сомнения. «Я хотел вернуть себе обратно свой проект, но в то же время не хотел снабжать Харви деньгами. Получалось бы своего рода спонсорство. Иронично, что мой фильм про ангелов находится в заложниках у сущего дьявола», — признавался режиссер.
Однако летом 2024 года Смит официально заявил, что вернул себе права на «Догму» и в честь юбилея фильма выпустит картину в ограниченный американский прокат. А следом в 2025 году готов договориться об официальном релизе фильма онлайн. Таким образом, пережив множество испытаний и неоднократно испытав веру своего «создателя» Кевина Смита на прочность, картина вернулась к режиссеру. А вместе с тем и на большие экраны, личным примером доказав, что всякие споры со временем смолкают, но кино остается навсегда.