И они туда же: почему художники, как и все вокруг, уходят в диджитал

Многие жизненные процессы сегодня перетекают в диджитал: мы используем приложения вместо того, чтобы сходить в магазин, слушаем лекции онлайн вместо университетских аудиторий и даже медкарта стала электронной. Неудивительно, что цифровизация заметна и в арт-сообществе, где одно приложение способно заменить целую мастерскую. Разбираемся, почему художники перестраивают рутину в пользу диджитал-пространства и какая роль у цифровой живописи в наши дни.
И они туда же: почему художники, как и все вокруг, уходят в диджитал
Unsplash

Цифровизация арт-рынка

Уход в диджитал — следствие не только пандемии COVID-19 с временным закрытием галерей или удаленкой, но и нарастающего интереса профессионалов индустрии к онлайн-продажам в целом. Еще до пандемийных ограничений аукционный дом

Sotheby’s делился ростом онлайн-продаж в своем отчете за первое полугодие 2020 года — цифра достигла 540% в сравнении с прошлым годом, что сподвигло их развивать онлайн-инструменты и дальше. А в прошлом году, по данным отчета The Art Basel и UBS Art Market Report 2024, онлайн-продажи выросли на 7% и составляют уже $11,8 млрд, а это 18% рынка. Сегодня среди ведущих международных платформ для продажи искусства выделяют Artsy, Artnet, Artfinder, Saatchi Art и другие площадки. В России направление тоже набирает обороты — художников из разных регионов в онлайне представляют SAMPLE (как уже известные, так и перспективные художники и дизайнеры), «Объединение» (молодое современное искусство), TEO by Cosmoscow (онлайн-ярмарка на базе Cosmoscow) и не только.

Мастерская нового времени

В эпоху Возрождения распространилось понятие «боттега», что означало мастерскую художника, который, чтобы создавать заказное искусство в больших объемах, набирал учеников и подмастерьев. Сегодня в арт-индустрии цифровые инструменты тоже выполняют роль подмастерья, упрощая процесс от первоначального наброска до финального результата. Только вместо нескольких десятков учеников, как было заведено в XV-XVI веках, в наши дни достаточно обзавестись правильным гаджетом.

Unsplash

Так, почувствовать себя в цифровой мастерской можно с HUAWEI MatePad, в котором доступно приложение для творчества GoPaint. Создавать реалистичные картины с поддержкой множества слоев можно с помощью более чем 150 кистей, разработанных Huawei с Китайской академией искусств. Технику рисования тушью, маслом, акварелью и новейшие функции имитации бумаги c технологией PaperMatte уже протестировали российские художники Евгения Воронова, Глеб Солнцев, Лена Марру, Дарья Барыбина, а также резиденты галереи Soulmate и студенты-графики МГАХИ им. В. И. Сурикова. Увидеть их цифровые работы с поддержкой больших холстов в разрешении 8К и проследить влияние технологий на художественный процесс можно на выставке «Зажгите искру вдохновения с GoPaint» в московской галерее «Соль». Вход свободный, до 30 ноября.

Искусство SMM

Сегодня будни художника в соцсетях мало чем отличаются от рутины инфлюенсера, который делится с аудиторией закулисьем своей работы и жизни. Так что, помимо искусства, на плечи молодых и уже именитых авторов ложится продвижение в цифровой среде — месте встречи с почитателями, коллекционерами, кураторами и потенциальным партнерами. Среди аккаунтов-миллионников — Такаши Мураками, Бэнкси, Яёи Кусама и Даниэль Аршам. Команда последнего, известного переосмыслением классических и мифических образов и коллаборациями с Dior, Tiffany и Uniqlo, выстраивает контент-план не хуже больших брендов и институций. Здесь и бэкстейджи, и скрытые от зрителей арт-процессы наряду с регулярными анонсами и творческими заявлениями, которые закрепляют образ современного коммерчески успешного художника.

Однако бум на цифровые арт-коммуникации применим не только к отдельным авторам, но и к целым институциям. В этом году общее число подписчиков во всех соцсетях британской галереи Tate достигло 12,5 млн. По этому поводу старший менеджер по социальным сетям Tate Нелл Бернхэм давал интервью The Art Newspaper, объясняя причины мирового успеха (на заметку всем профессионалам индустрии). В их число вошли работа с новыми площадками, мобильная съемка видео и ценность закадровой информации — все тех же деталях, что непременно ждут от деятелей искусства в соцсетях.

Архивы пресс-службы

Записать скринкаст и показать сложную внутреннюю кухню проектов легко с приложением GoPaint от HUAWEI. Благодаря движку «Фантянь» оно обеспечивает плавное и удобное рисование на нескольких слоях при минимальной задержке и высокой частоте кадров, а в сочетании со стилусом M-Pencil третьего поколения с технологией NearLink дает возможность рисовать на профессиональном уровне — то, что нужно для контента в социальных сетях.

Коллаборации и диджитал-арт

В то время как художники и галереи активно используют соцсети, бренды стали чаще обращаться к креативным авторам за искусством, которое реализуется как в цифровой, так и офлайн-среде. К художникам обращаются за творческим видением продукта, вокруг которого строятся увлекательный сторителлинг и эффективные кампании. В России этот инструмент используют все, от IT-гигантов и премиальных девелоперов до локальных модных брендов. Увидеть концентрацию таких проектов можно не только онлайн, но и на ярмарках современного искусства, например Cosmoscow и Blazar. Последняя известна работой с молодыми авторами, поэтому коллаборации с брендом для цифровых и не только проектов — точка успешного старта. Например, один из недавних кейсов — сотрудничество «Самоката» и команды художников Flowgardenz. В этом году для ярмарки они придумали мультимедийную экспозицию цифровых скульптур, наполненных сенсорными впечатлениями, включая созданные ИИ запахи и текстуры.

Прямо сейчас попробовать свои творческие силы вне зависимости от уровня подготовки можно в конкурсе GoPaint 2024. До 31 декабря бренд принимает работы на тему «Вдохновляясь природой», которые созданы с помощью планшетов HUAWEI. В жюри конкурса — художница и декан графического факультета МГАХИ им. В. И. Сурикова Евгения Воронова и мультидисциплинарный художник Глеб Солнцев, известный работой с дополненной реальностью и другими цифровыми технологиями. Они оценят участников по критериям оригинальности, технического исполнения и творческого подхода. Победители смогут представить работы на пресс-конференциях, мероприятиях, художественных выставках, а также получат в подарок технику бренда — например, планшеты третьего поколения MatePad, идеально подходящие для рисования. А кому-то выпадет шанс создать свою кисть или цветовую палитру для GoPaint, доступные всем пользователям.

Реклама. ООО «Техкомпания Хуавэй»