Что смотреть на выходных: «Время жить», «Вечная зима», «Дикий робот» и «Озеро Каддо»
«Время жить» / We Live in Time (2024)
Режиссер: Джон Краули
В ролях: Эндрю Гарфилд, Флоренс Пью, Грэйс Делани, Ифа Хайндс
Никто не любит на протяжении двух часов наблюдать за тем, как умирают люди. Но, к сожалению, люди болеют раком и в реальной жизни, поэтому, пока проблема существует, про это и дальше будут снимать кино. Большая удача, если к подобному сюжету подойдет режиссер, четко осознающий границы допустимого мелодраматизма в столь плачевной истории. Львиная доля постановщиков либо передавливает, либо недожимает, но, к счастью, ирландец Джон Краули, кое-как выбравшись из-под завалов неудачной и неподъемной экранизации Донны Тартт, нашел, где проходит золотая середина.
Но, возможно, в случае со «Временем жить» сыграло возвращение режиссера на знакомую территорию простых человеческих историй, как в его великолепном трансатлантическом романе «Бруклин». Здесь герои живут в нашем времени, хотя какой от этого толк, если медицина все равно еще не научилась лечить людей от рака. Шеф-повар Альмут (Флоренс Пью) с амбициями покорить все кулинарные вершины, которые только существуют, случайно сбивает витающего в облаках романтика Тобиаса (Эндрю Гарфилд). Он разбит после развода, она из-за работы не могла себе позволить в кого-либо влюбиться, но судьба их все-таки сводит и сразу же подкидывает тяжелое испытание.
Чтобы избежать заупокойной интонации, режиссер использует старый как мир трюк: нелинейное повествование, благодаря чему удается создать по крайней мере ощущение баланса света и тьмы. В фильме совершенно фантастический дуэт Пью и Гарфилда — между ними, извините за каламбур, действительно есть и химия, и страсть. Но главное, чем цепляет кино: за всей этой слезливостью и, казалось бы, сюжетной очевидностью скрывается важный посыл всем, для кого «отношения» не пустой звук. Без лишних назиданий и чтения морали «Время жить» спокойно и наглядно показывает, насколько важно друг с другом разговаривать, слышать, слушать и поддерживать. Несмотря ни на что и, может быть, даже вопреки всему.
«Вечная зима» (2024)
Режиссер: Николай Ларионов
В ролях: Александр Робак, Юлия Марченко, Сергей Грузинов, Александр Новиков
В российском кино, к счастью, тоже не обходят сложные темы стороной. В хлестком и лаконичном дебюте «Вечная зима» поднимается непростой вопрос, есть ли жизнь после смерти близкого. Несчастье в семью брутального сталевара Владимира (впечатляющий Александр Робак) и его кроткой жены, учительницы музыки Елены (Юлия Марченко), врывается внезапно: их сына Дениса, который вот-вот наберется смелости пригласить подругу на школьный бал и у которого вся жизнь еще впереди, какие-то отморозки с улицы избивает до смерти. Как от такого оправиться? Как такое пережить? Мама не знает и начинает винить всех вокруг. Папа не знает и решает разобраться с теми хулиганами самостоятельно, по-мужски. В их доме больше нет музыки, металлический стержень внутри каждого из них тоже мгновенно расплавился.
Снял это кино с уральским характером Николай Ларионов, ранее известный как большой индустриальный аналитик и продюсер, решивший поставить на кон свою репутацию и сделать авторский фильм. И он явно не прогадал, потому что «Вечная зима» — кино, забирающееся снежным комом за шиворот и медленно стекающее ледяной водой по спине. Да, это неприятно, некомфортно, но вряд ли забудется скоро. Ларионов в своем дебюте движется по орбите фильмов Василия Сигарева, выруливая в конце концов к свету. Впрочем, свет, преломленный трагедией, греет совсем иначе.
«Дикий робот» / The Wild Robot (2024)
Режиссер: Крис Сандерс
В ролях: Лупита Нионго, Педро Паскаль, Кит Коннор, Билл Найи, Марк Хэмилл
Большого робота-помощника случайно активирует семейство выдр. Среди множества других диких животных они обитают на изолированном от людской цивилизации острове, куда из-за неисправности свалился андроид с сокращенным именем Роз. Теперь она (гендерная принадлежность робота поначалу выражается тем, что его озвучивает актриса Лупита Нионго) ищет, кому нужно помочь. Такова ее программа. Проанализировав терабайты данных, Роз начинает понимать язык животных, но те за миллионы лет как-то сами научились выживать в природе без помощи роботов.
Однажды высокотехнологичная жестянка падает на гусиное гнездо, от которого остается лишь одно яйцо. На него уже положил глаз один хитрый лис, но Роз ставит себе задачу спасти птенца во что бы то ни стало. Когда он все-таки вылупляется, малец начинает думать, что Роз — мама. Если разобрать «Дикого робота» на микросхемы, то мы увидим много знакомых элементов: материнская плата от «ВАЛЛ-И», моторчик от «Стального гиганта» и еще множество запчастей, оставшихся от «Лесной братвы», плюс сюжетные скрипты «Гадкого утенка» и техника анимации из «Кота в сапогах 2». Но хуже ли от этих заимствованных частей работает детище Криса Сандерса? Напротив, режиссер, опираясь на уже отлаженные механизмы, создал яркое и душевное анимационное приключение, из которого запросто можно сделать отдельную франшизу. Так, скорее всего, и будет. Особенно если «Дикий робот» получит «Оскара», что тоже крайне вероятный расклад.
«Озеро Каддо» / Caddo Lake (2024)
Режиссеры: Логан Джордж и Селин Хелд
В ролях: Дилан О’Брайен, Элайза Сканлен, Лорен Эмброуз, Сэм Хеннингс
С «Озером Каддо» вот какой парадокс: ввиду крутых сюжетных поворотов о фильме хочется рассказывать как можно меньше, но, чтобы привлечь к нему внимание зрителя, придется слегка заступить на спойлерную территорию. События разворачиваются в наши дни в небольшом рыбацком поселении вдоль вышеупомянутого озера, которое на самом деле не просто огромный круг с водой, а целая экосистема с деревьями и узкими судоходными проемами. Главных героев двое — двадцатилетний парень Пэрис (Дилан О’Брайен), чья мама несколько лет назад умерла в результате падения на автомобиле с моста, и девушка-подросток Элли (Элайза Сканлен), у которой пропадает восьмилетняя сводная сестра Анна.
Девочку начинают искать всем городом, Пэрис тем временем пытается найти ответы, что случилось тогда на мосту с его мамой, но внезапно, бороздя на своей лодке Каддо, обнаруживает недалеко от берега тело маленькой девочки. Это Анна, она жива, просто измождена. Пэрис кладет ее на лодку и мчится в город, но почему-то не может найти дорогу домой. Встретив наконец рабочих на грузовике, он просит отвезти девочку в больницу и в ходе обрывистого разговора узнает, что сейчас на дворе 1952 год...
До этого момента «Озеро Каддо», спродюсированное Шьямаланом (вот вам и подсказка!), кажется драматичным фильмом в стиле южной готики, напоминающим «Мада», «Арахисового сокола», сюжетно «Пленниц» или повести Марка Твена. Такое же впечатление создает описание фильма на страницах в интернете (даже в графе «жанр» ни слова о фантастике), что, возможно, отпугнет любителей неглупых жанровых головоломок, каким, безусловно, является «Озеро Каддо». А еще это такой утрированный полуторачасовой пересказ сериала «Тьма», так что, любители смотреть кино с листиком и ручкой, картину Логана Джорджа и Селин Хелд ни в коем случае не пропускаем.