6 новых российских сериалов, которые стоит посмотреть
«Юг» (2024)
Режиссер: Иван Соснин
В ролях: Ярослав Могильников, Надежда Маркина, Тимофей Трибунцев, Юрий Колокольников, Александр Яценко, Кирилл Кяро
«Юг», пожалуй, главный family-friendly-проект года среди российских сериалов, который хочется показать всем своим родным, а затем сесть и выслушать, на какие мысли их натолкнуло приключение любознательного парня с необычным именем. Юг (Ярослав Могильников) едет из Приморского края через Якутию, Челябинск, Волгоград, Кавказ вплоть до самой Москвы с целью отыскать своего отца, от которого он ежемесячно получает денежные чеки, подписанные «Д. Кипень». Воспитанием парня занималась бабушка (Надежда Маркина), и к этой задаче она подошла чересчур ответственно — настолько, что из-за гиперопеки Юг вырос слишком замкнутым, неуверенным и с довольно ограниченным представлением о мире. Но все это в скором времени изменится.
Сериал Ивана Соснина, первого в России мастера кинематографа приятно постукивающих подстаканников с теплым сладким чаем, снят намеренно просто, чтобы с него можно было начать разговор о сложном. С одной стороны, «Юг» — это не только семейное приключение с комфортом и высказывание на тему, что главная достопримечательность России — ее люди. У «Юга» сильный гуманистический посыл про то, что человеку нужен человек. В этой истории не так важны поиски отца или сюжетные повороты, как то моральное обогащение и перевоспитание, что получают герои из серии в серию: Юг набирается от каждого «отца» жизненного опыта, а те, в свою очередь, всегда после встречи с парнем задумываются о чем-то действительно важном. Кто-то — о своей дочке, с которой перестал общаться из-за длительных разъездов. Кто-то — о горах, в которых героиня прожила всю жизнь, но ни разу не нашла времени забраться хоть на одну из них. Кто-то находит силы пережить давнюю трагедию, ну а кто-то наконец понимает, что значит стать отцом.
И таких микросюжетов в сериале даже не восемь, а больше. Особо важной получилась опоясывающая все повествование линия Юга и его бабушки, ведь именно она — катализатор происходящего. Дети не бегут из дома от хорошей жизни, и с ребенком нужно разговаривать и не доводить недомолвки до хронического заболевания, которым, как выясняется в финале, семья Юга уже давно поражена.
«Фарма» (2024)
Режиссер: Мария Кравченко
В ролях: Марк Эйдельштейн, Никита Павленко, Арам Вардеванян, Сергей Гилев, Александр Головин
«Фармой» можно запросто удовлетворить запрос одновременно на классические, но при этом харизматичные криминальные истории про исправление всякого рода несправедливости. Здесь несправедливость главным образом социальная: подростку Антону (Марк Эйдельштейн) с мышечной дистрофией нужно редкое лекарство, но государственный аппарат разводит руками, мол, для помощи недостаточно оснований. Тогда в дело вступает старший брат Миха (Никита Павленко), решивший вместе с корешами создать препарат самостоятельно и оборудовать для этого целую подпольную лабораторию.
Не спешите говорить про бром и барий, никто из героев здесь далеко не Хайзенберг. «Фарма», в которой есть и криминал, и драма, лучше всего варится в чанах комедии. Причем ироничной, как у Коэнов, дерзкой, как в «Голяке», и остроумно написанной, как у Макдоны (хотя, конечно, сравнения такие создателям сериала лишь в аванс). Диалоги действительно умело обходят штампы жанра, потому что укоренены в образы актеров. Причем «Фарма» — редкий сериал, в котором запоминающимися вышли даже бандиты, например дуэт наемников Леха и Тема (один — с мозгами, другой — с пистолетом) или их босс Альпачино, которого Сергей Гилев сыграл с такой экспрессией, что позавидуют даже аргентинские мафиози из мексиканских сериалов.
Главные герои тоже вышли живыми и яркими: кто-то благодаря характерным особенностям (например, суеверный взломщик Сема, который постоянно созванивается с отцом-уголовником), кто-то за счет острых фразочек. «Знаешь, какая у меня реальность? У меня старший сын — бандит, младший — инвалид, а муж, прости господи, пчеловод» — это слова мамы героя Эйдельштейна, которые ловко передают одновременно и комизм ситуации, и ее фундаментальный драматизм. Последнее по ходу сериала все-таки перетягивает «Фарму» из подростковой авантюры несерьезного жанра в область взвешенного, актуального и реалистичного высказывания.
«Комбинация» (2024)
Режиссер: Никита Власов
В ролях: Никита Кологривый, Елизавета Базыкина, Анастасия Уколова, Павел Прилучный, Даниил Воробьев, Аскар Ильясов
Байопик о саратовской музыкальной группе «Комбинация» — шумное, яркое и драйвовое шоу, которым, наверное, и должны быть все музыкальные проекты о поп-культурных феноменах с ностальгическим флером. Эта история во многом о продюсере Александре Шишинине (Никита Кологривый), который своими руками сколотил музыкальный коллектив в конце 1980-х, а затем кулаками пробивал ему дорогу в светлое будущее. Но и девочки — Елена Апина (Анастасия Уколова) и Татьяна Иванова (Елизавета Базыкина) — здесь совсем не для красоты. Это и их история тоже, обе актрисы создали два выразительных, отчасти конфликтующих между собой образа, без которых харизматичное лидерство Кологривого в сериале никогда бы не привело к нужному эмоциональному отклику у зрителя.
Никита Власов, хорошенько обкатав свои режиссерские навыки на «Ладе Голд», научился снимать эффектно и броско. Он одним из первых безукоризненно овладел инструментарием Жоры Крыжовникова: джамп-каты, комедийные тайминги, клиповый монтаж, хорошее музыкальное чутье, от которого действительно мурашки по коже, и, конечно же, работа с актерами. С кастинговыми решениями у «Комбинации» в целом получилось колоритно — начиная с Аскара Ильясова в роли Бари Алибасова до Владимира Канухина, сыгравшего композитора Окорокова. Режиссеру даже Даниила Воробьева удалось сдержать и не допустить, чтобы Павел Прилучный снова на экране стал зазнавшимся мажором.
Показать историю успеха известной группы или артиста через призму не такого уж и известного, в чем-то даже противоречивого менеджера — это далеко не новаторский ход авторов «Комбинации». Совсем недавно Баз Лурман рассказывал про Элвиса глазами его одиозного менеджера полковника Тома Паркера. Но здесь все-таки фигура Шишинина чуть больше располагает к сочувствию, потому что в конце концов он из карикатурно идеалистического героя (с глорификацией персонажа создатели определенно переборщили) становится трагическим и спущенным на землю мечтателем, который не смог убежать по лезвию славы от своей судьбы.
«Трасса» (2024)
Режиссер: Душан Глигоров
В ролях: Карина Разумовская, Александр Ильин мл., Анна Михалкова, Елизавета Ищенко, Семен Серзин
Извилистая и темная «Трасса» в конце концов выводит зрителя на довольно редкую в нашей сериальной индустрии территорию престижного по всем меркам телевидения. Проект режиссера Душана Глигорова и сценариста Олега Маловичко — это десятичасовая поездка по самым страшным улочкам человеческой души, мрачная и оставляющая неизгладимый эффект драма, по несколько раз за серию заставляющая потерять веру в людей, а затем снова ее обрести.
Сюжет закручивается вокруг судьи из Питера Светланы Незнамовой (Карина Разумовская), которая вынуждена лететь в родной городок на Кавказе, куда поехала ее приемная дочка в поисках биологических родителей и где бесследно пропала. Этого сценарного крючка уже достаточно, чтобы зритель клюнул на интригу, а дальше, поверьте, ни Глигоров, ни Маловичко вас просто так не отпустят. Здесь богатая галерея персонажей, каждый из них хорошо прописан и еще лучше сыгран. Те, для кого Ильин-младший — это только Лобанов из «Интернов», будут приятно удивлены новым образом актера, Анна Михалкова убедительно сыграла провинциального следака, а у Разумовской, как принято говорить в таких случаях, роль Незнамовой запросто может стать определяющей всю ее актерскую карьеру.
Как цельное произведение, «Трасса» вышла проектом фактурным. Врезающиеся в память герои, свежий во всех смыслах сеттинг КавМинВод (не все же «Чебурашку» в Кисловодске снимать), детективная структура в качестве жанрового прикрытия более пространственного размышления о природе зла — все это помогло Глигорову снять проект одновременно безумно интересный и с моральной точки зрения крайне тяжелый. Режиссер не боится жести на экране, умеет талантливо сгущать краски и снимать насилие так, что зрителю неминуемо станет от него тошно. Это не провокация, это лишь напоминание, что люди — самые опасные твари на планете. С таким посылом «Трассу» можно смело назвать «Грузом 200» стриминговой эры.
«Преступление и наказание» (2024)
Режиссер: Владимир Мирзоев
В ролях: Иван Янковский, Любовь Аксенова, Тихон Жизневский, Владимир Мишуков, Алена Михайлова, Владислав Абашин, Юлия Снигирь
«Преступление и наказание» — постмодернистский сериал-перформанс, пытающийся пересказать Достоевского на современный лад. Раскольников (Иван Янковский) ходит по супермаркету и размышляет об убийстве процентщицы, его сестра Дуня (Любовь Аксенова) в декорациях «Солтберна» отбивается от харассмента со стороны Свидригайлова (Владислав Абашин), а Соня Мармеладова (Алена Михайлова) делает первые шаги, становясь питерской Анорой. Появляется персонаж Тень (Борис Хвошнянский), потому что создатели решили, что показать внутренние переживания героев лучше всего через общение с местным аналогом Воланда.
Не исключено, что весь этот издевочный анахронизм вкупе с безвкусной режиссурой Владимира Мирзоева, сомнительными музыкальными решениями и еще рядом спорных моментов — продуманный продюсерский ход. Неподъемность творчества Федора Михайловича всегда заключалось в том, что практически все его герои имели свойство отталкивать читателя набором отрицательных качеств. Вот и здесь отталкивает все (возможно, кроме кастинга) — чисто с эстетической точки зрения это слишком пафосно, вычурно и с множеством лишних арт-вставок, убивающих повествование. С художественной позиции это тоже едва выносимо, потому что бесконечные монтажные «восьмерки» и перебивающие друг друга сюжетные линии утомляют сильнее, чем очередные попытки Тихона Жизневского изобразить кого-то, кроме майора Грома.
Неспроста же продюсеры доверили адаптацию такого великого произведения малоопытной сценаристке, которая до этого работала лишь с сериалом «Внутри убийцы» (стоит напомнить, что заставить актера говорить строками из романа полуторавековой давности, держа смартфон в руках, не значит глубоко переосмыслить классику). Неспроста продюсеры доверили постановку «Преступления и наказания» режиссеру с пугающей фиксацией на извращениях. Впрочем, «извращение» — именно то слово, которым многие зрители клеймят этот хипстерский сериал (хотя целевая аудитория, скорее всего, к нему применит другой, куда более модный термин — «хейтвотчинг»). Но такое впечатление сформировано только по первым четырем эпизодам, поэтому всегда есть вероятность, что ближе к финалу сакральный смысл этой экранизации все-таки тюкнет и зрителя по голове.
«Лихие» (2024)
Режиссер: Юрий Быков
В ролях: Артем Быстров, Егор Кенжаметов, Савелий Кудряшов, Евгений Ткачук, Елена Николаева, Максим Карушев, Филипп Янковский
«Лихие» — хрестоматийный сериал про 1990-е, от которого попросту невозможно оторваться. И это с учетом, что тема уже заезжена вдоль и поперек и что Юрий Быков как режиссер в последних фильмах износил до дыр свое пальто правдоруба и теперь им только застилать полы на кухне, чтобы там в комфорте обсуждалась ситуация в стране. Но мегаломанский проект «Лихие», девиз которого как раз таки «главная драма страны», создает впечатление, что такая фраза не просто маркетинговый ход, а вполне обоснованное заявление. По крайней мере, по первым четырем сериям.
В хабаровской тайге живет пчеловод Павел Лиховцев (Артем Быстров) с женой и двумя сыновьями, живет бедно, отчего не совсем счастливо. На дворе 1991-й, а значит, время перемен затронет и Лиховцевых. Это происходит, когда Пашин давний друг по кличке Краб (Александр Голубев) объявляется в родном селе и рассказывает, как он, мол, в Хабаровске поднялся и Паша может точно так же. Поначалу пчеловода берут водителем, но очень быстро герой втягивается в криминальные разборки. Тем не менее Паша, сколько он себя помнил, никогда не хотел быть гангстером. А вот его старший сын, наблюдая за делами отца, кажется, растет с иными взглядами на жизнь.
«Лихие» действительно напоминают гангстерскую классику Скорсезе: герой Быстрова входит в криминальный мир с решительностью Ирландца, а его сын, может быть, и не станет местным Генри Хиллом, но именно глазами Жени нам показывают деструктивное влияние насилия на психику человека и гнилость мира «славных парней». Это потенциально лучшая режиссерская работа в карьере Быкова, судя хотя бы по тому, как бескомпромиссно и жестко он выворачивает наизнанку блатную эстетику российского бандитского кино: «Лихие» сняты так брутально, остро и реалистично, что про романтизацию эпохи забываешь еще после «балабановского» финала первой серии. Во многом здесь, конечно, заслуга и сценариста Олега Маловичко, который из истории реальной ОПГ сделал настоящую GTA — охватывающую сразу несколько поколений и полную драматизма криминальную сагу с лихо закрученным сюжетом на извечную тему отцов и детей.