6 новых российских сериалов, которые стоит посмотреть

Шесть вариантов на любой вкус: криминальный кинороман от культового режиссера, модная экранизация бессмертной классики, поучительное приключение для всей семьи, суровый детективный триллер про поиски маньяка, а также помпезный музыкальный байопик и жизненная трагикомедия с Марком Эйдельштейном.
6 новых российских сериалов, которые стоит посмотреть
Legion-Media
Содержание статьи

«Юг» (2024)

Режиссер: Иван Соснин

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В ролях: Ярослав Могильников, Надежда Маркина, Тимофей Трибунцев, Юрий Колокольников, Александр Яценко, Кирилл Кяро

Legion-Media

«Юг», пожалуй, главный family-friendly-проект года среди российских сериалов, который хочется показать всем своим родным, а затем сесть и выслушать, на какие мысли их натолкнуло приключение любознательного парня с необычным именем. Юг (Ярослав Могильников) едет из Приморского края через Якутию, Челябинск, Волгоград, Кавказ вплоть до самой Москвы с целью отыскать своего отца, от которого он ежемесячно получает денежные чеки, подписанные «Д. Кипень». Воспитанием парня занималась бабушка (Надежда Маркина), и к этой задаче она подошла чересчур ответственно — настолько, что из-за гиперопеки Юг вырос слишком замкнутым, неуверенным и с довольно ограниченным представлением о мире. Но все это в скором времени изменится.

Сериал Ивана Соснина, первого в России мастера кинематографа приятно постукивающих подстаканников с теплым сладким чаем, снят намеренно просто, чтобы с него можно было начать разговор о сложном. С одной стороны, «Юг» — это не только семейное приключение с комфортом и высказывание на тему, что главная достопримечательность России — ее люди. У «Юга» сильный гуманистический посыл про то, что человеку нужен человек. В этой истории не так важны поиски отца или сюжетные повороты, как то моральное обогащение и перевоспитание, что получают герои из серии в серию: Юг набирается от каждого «отца» жизненного опыта, а те, в свою очередь, всегда после встречи с парнем задумываются о чем-то действительно важном. Кто-то — о своей дочке, с которой перестал общаться из-за длительных разъездов. Кто-то — о горах, в которых героиня прожила всю жизнь, но ни разу не нашла времени забраться хоть на одну из них. Кто-то находит силы пережить давнюю трагедию, ну а кто-то наконец понимает, что значит стать отцом.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

И таких микросюжетов в сериале даже не восемь, а больше. Особо важной получилась опоясывающая все повествование линия Юга и его бабушки, ведь именно она — катализатор происходящего. Дети не бегут из дома от хорошей жизни, и с ребенком нужно разговаривать и не доводить недомолвки до хронического заболевания, которым, как выясняется в финале, семья Юга уже давно поражена.

«Фарма» (2024)

Режиссер: Мария Кравченко

В ролях: Марк Эйдельштейн, Никита Павленко, Арам Вардеванян, Сергей Гилев, Александр Головин

Legion-Media

«Фармой» можно запросто удовлетворить запрос одновременно на классические, но при этом харизматичные криминальные истории про исправление всякого рода несправедливости. Здесь несправедливость главным образом социальная: подростку Антону (Марк Эйдельштейн) с мышечной дистрофией нужно редкое лекарство, но государственный аппарат разводит руками, мол, для помощи недостаточно оснований. Тогда в дело вступает старший брат Миха (Никита Павленко), решивший вместе с корешами создать препарат самостоятельно и оборудовать для этого целую подпольную лабораторию.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Не спешите говорить про бром и барий, никто из героев здесь далеко не Хайзенберг. «Фарма», в которой есть и криминал, и драма, лучше всего варится в чанах комедии. Причем ироничной, как у Коэнов, дерзкой, как в «Голяке», и остроумно написанной, как у Макдоны (хотя, конечно, сравнения такие создателям сериала лишь в аванс). Диалоги действительно умело обходят штампы жанра, потому что укоренены в образы актеров. Причем «Фарма» — редкий сериал, в котором запоминающимися вышли даже бандиты, например дуэт наемников Леха и Тема (один — с мозгами, другой — с пистолетом) или их босс Альпачино, которого Сергей Гилев сыграл с такой экспрессией, что позавидуют даже аргентинские мафиози из мексиканских сериалов.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Главные герои тоже вышли живыми и яркими: кто-то благодаря характерным особенностям (например, суеверный взломщик Сема, который постоянно созванивается с отцом-уголовником), кто-то за счет острых фразочек. «Знаешь, какая у меня реальность? У меня старший сын — бандит, младший — инвалид, а муж, прости господи, пчеловод» — это слова мамы героя Эйдельштейна, которые ловко передают одновременно и комизм ситуации, и ее фундаментальный драматизм. Последнее по ходу сериала все-таки перетягивает «Фарму» из подростковой авантюры несерьезного жанра в область взвешенного, актуального и реалистичного высказывания.

«Комбинация» (2024)

Режиссер: Никита Власов

В ролях: Никита Кологривый, Елизавета Базыкина, Анастасия Уколова, Павел Прилучный, Даниил Воробьев, Аскар Ильясов

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Legion-Media

Байопик о саратовской музыкальной группе «Комбинация» — шумное, яркое и драйвовое шоу, которым, наверное, и должны быть все музыкальные проекты о поп-культурных феноменах с ностальгическим флером. Эта история во многом о продюсере Александре Шишинине (Никита Кологривый), который своими руками сколотил музыкальный коллектив в конце 1980-х, а затем кулаками пробивал ему дорогу в светлое будущее. Но и девочки — Елена Апина (Анастасия Уколова) и Татьяна Иванова (Елизавета Базыкина) — здесь совсем не для красоты. Это и их история тоже, обе актрисы создали два выразительных, отчасти конфликтующих между собой образа, без которых харизматичное лидерство Кологривого в сериале никогда бы не привело к нужному эмоциональному отклику у зрителя.

Никита Власов, хорошенько обкатав свои режиссерские навыки на «Ладе Голд», научился снимать эффектно и броско. Он одним из первых безукоризненно овладел инструментарием Жоры Крыжовникова: джамп-каты, комедийные тайминги, клиповый монтаж, хорошее музыкальное чутье, от которого действительно мурашки по коже, и, конечно же, работа с актерами. С кастинговыми решениями у «Комбинации» в целом получилось колоритно — начиная с Аскара Ильясова в роли Бари Алибасова до Владимира Канухина, сыгравшего композитора Окорокова. Режиссеру даже Даниила Воробьева удалось сдержать и не допустить, чтобы Павел Прилучный снова на экране стал зазнавшимся мажором.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Показать историю успеха известной группы или артиста через призму не такого уж и известного, в чем-то даже противоречивого менеджера — это далеко не новаторский ход авторов «Комбинации». Совсем недавно Баз Лурман рассказывал про Элвиса глазами его одиозного менеджера полковника Тома Паркера. Но здесь все-таки фигура Шишинина чуть больше располагает к сочувствию, потому что в конце концов он из карикатурно идеалистического героя (с глорификацией персонажа создатели определенно переборщили) становится трагическим и спущенным на землю мечтателем, который не смог убежать по лезвию славы от своей судьбы.

«Трасса» (2024)

Режиссер: Душан Глигоров

В ролях: Карина Разумовская, Александр Ильин мл., Анна Михалкова, Елизавета Ищенко, Семен Серзин

Legion-Media
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Извилистая и темная «Трасса» в конце концов выводит зрителя на довольно редкую в нашей сериальной индустрии территорию престижного по всем меркам телевидения. Проект режиссера Душана Глигорова и сценариста Олега Маловичко — это десятичасовая поездка по самым страшным улочкам человеческой души, мрачная и оставляющая неизгладимый эффект драма, по несколько раз за серию заставляющая потерять веру в людей, а затем снова ее обрести.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Сюжет закручивается вокруг судьи из Питера Светланы Незнамовой (Карина Разумовская), которая вынуждена лететь в родной городок на Кавказе, куда поехала ее приемная дочка в поисках биологических родителей и где бесследно пропала. Этого сценарного крючка уже достаточно, чтобы зритель клюнул на интригу, а дальше, поверьте, ни Глигоров, ни Маловичко вас просто так не отпустят. Здесь богатая галерея персонажей, каждый из них хорошо прописан и еще лучше сыгран. Те, для кого Ильин-младший — это только Лобанов из «Интернов», будут приятно удивлены новым образом актера, Анна Михалкова убедительно сыграла провинциального следака, а у Разумовской, как принято говорить в таких случаях, роль Незнамовой запросто может стать определяющей всю ее актерскую карьеру.

Как цельное произведение, «Трасса» вышла проектом фактурным. Врезающиеся в память герои, свежий во всех смыслах сеттинг КавМинВод (не все же «Чебурашку» в Кисловодске снимать), детективная структура в качестве жанрового прикрытия более пространственного размышления о природе зла — все это помогло Глигорову снять проект одновременно безумно интересный и с моральной точки зрения крайне тяжелый. Режиссер не боится жести на экране, умеет талантливо сгущать краски и снимать насилие так, что зрителю неминуемо станет от него тошно. Это не провокация, это лишь напоминание, что люди — самые опасные твари на планете. С таким посылом «Трассу» можно смело назвать «Грузом 200» стриминговой эры.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Преступление и наказание» (2024)

Режиссер: Владимир Мирзоев

В ролях: Иван Янковский, Любовь Аксенова, Тихон Жизневский, Владимир Мишуков, Алена Михайлова, Владислав Абашин, Юлия Снигирь

Legion-Media

«Преступление и наказание» — постмодернистский сериал-перформанс, пытающийся пересказать Достоевского на современный лад. Раскольников (Иван Янковский) ходит по супермаркету и размышляет об убийстве процентщицы, его сестра Дуня (Любовь Аксенова) в декорациях «Солтберна» отбивается от харассмента со стороны Свидригайлова (Владислав Абашин), а Соня Мармеладова (Алена Михайлова) делает первые шаги, становясь питерской Анорой. Появляется персонаж Тень (Борис Хвошнянский), потому что создатели решили, что показать внутренние переживания героев лучше всего через общение с местным аналогом Воланда.

Не исключено, что весь этот издевочный анахронизм вкупе с безвкусной режиссурой Владимира Мирзоева, сомнительными музыкальными решениями и еще рядом спорных моментов — продуманный продюсерский ход. Неподъемность творчества Федора Михайловича всегда заключалось в том, что практически все его герои имели свойство отталкивать читателя набором отрицательных качеств. Вот и здесь отталкивает все (возможно, кроме кастинга) — чисто с эстетической точки зрения это слишком пафосно, вычурно и с множеством лишних арт-вставок, убивающих повествование. С художественной позиции это тоже едва выносимо, потому что бесконечные монтажные «восьмерки» и перебивающие друг друга сюжетные линии утомляют сильнее, чем очередные попытки Тихона Жизневского изобразить кого-то, кроме майора Грома.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Неспроста же продюсеры доверили адаптацию такого великого произведения малоопытной сценаристке, которая до этого работала лишь с сериалом «Внутри убийцы» (стоит напомнить, что заставить актера говорить строками из романа полуторавековой давности, держа смартфон в руках, не значит глубоко переосмыслить классику). Неспроста продюсеры доверили постановку «Преступления и наказания» режиссеру с пугающей фиксацией на извращениях. Впрочем, «извращение» — именно то слово, которым многие зрители клеймят этот хипстерский сериал (хотя целевая аудитория, скорее всего, к нему применит другой, куда более модный термин — «хейтвотчинг»). Но такое впечатление сформировано только по первым четырем эпизодам, поэтому всегда есть вероятность, что ближе к финалу сакральный смысл этой экранизации все-таки тюкнет и зрителя по голове.

«Лихие» (2024)

Режиссер: Юрий Быков

В ролях: Артем Быстров, Егор Кенжаметов, Савелий Кудряшов, Евгений Ткачук, Елена Николаева, Максим Карушев, Филипп Янковский

Legion-Media

«Лихие» — хрестоматийный сериал про 1990-е, от которого попросту невозможно оторваться. И это с учетом, что тема уже заезжена вдоль и поперек и что Юрий Быков как режиссер в последних фильмах износил до дыр свое пальто правдоруба и теперь им только застилать полы на кухне, чтобы там в комфорте обсуждалась ситуация в стране. Но мегаломанский проект «Лихие», девиз которого как раз таки «главная драма страны», создает впечатление, что такая фраза не просто маркетинговый ход, а вполне обоснованное заявление. По крайней мере, по первым четырем сериям.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В хабаровской тайге живет пчеловод Павел Лиховцев (Артем Быстров) с женой и двумя сыновьями, живет бедно, отчего не совсем счастливо. На дворе 1991-й, а значит, время перемен затронет и Лиховцевых. Это происходит, когда Пашин давний друг по кличке Краб (Александр Голубев) объявляется в родном селе и рассказывает, как он, мол, в Хабаровске поднялся и Паша может точно так же. Поначалу пчеловода берут водителем, но очень быстро герой втягивается в криминальные разборки. Тем не менее Паша, сколько он себя помнил, никогда не хотел быть гангстером. А вот его старший сын, наблюдая за делами отца, кажется, растет с иными взглядами на жизнь.

«Лихие» действительно напоминают гангстерскую классику Скорсезе: герой Быстрова входит в криминальный мир с решительностью Ирландца, а его сын, может быть, и не станет местным Генри Хиллом, но именно глазами Жени нам показывают деструктивное влияние насилия на психику человека и гнилость мира «славных парней». Это потенциально лучшая режиссерская работа в карьере Быкова, судя хотя бы по тому, как бескомпромиссно и жестко он выворачивает наизнанку блатную эстетику российского бандитского кино: «Лихие» сняты так брутально, остро и реалистично, что про романтизацию эпохи забываешь еще после «балабановского» финала первой серии. Во многом здесь, конечно, заслуга и сценариста Олега Маловичко, который из истории реальной ОПГ сделал настоящую GTA — охватывающую сразу несколько поколений и полную драматизма криминальную сагу с лихо закрученным сюжетом на извечную тему отцов и детей.