Тишина на площадке: 25 российских режиссеров, за которыми стоит следить
Уже знакомые имена
Иван Соснин
Фильмы: «Юг», «Пришелец»
Уроженец Кировграда Соснин не просто активно снимает кино, но и руководит кинокомпанией Red Pepper Film со штаб-квартирой в Екатеринбурге. Децентрализация продакшена, намеренно отказавшегося дислоцироваться в столицу, доказывает, что за пределами Москвы жизнь есть, как есть и кино. Это синхронизируется и с личным рвением Соснина снимать кино вдали от шумных мегаполисов. Или не только там. Его последние проекты, будь это «Далекие близкие» или сериал «Юг», — большие роуд-муви о том, как необъятен человек, вырвавшийся из застенков своей тесной жизни, ограниченной родным городом. Фильмы Соснина нередко называют «добрым кино», подсвечивая его безобидность и гарантированный хеппи-энд. Но сам режиссер ничего против такой формулировки не имеет и настаивает, что его цель не зафиксировать все плохое в жизни, а запрограммировать ее на что-то хорошее.
Роман Михайлов
Фильмы: «Отпуск в октябре», «Наследие», «Надо снимать фильмы о любви»
Постановщик с завидным KPI: Михайлов снимает такими темпами, что сумел бы своей скоростью вызвать зависть и у Ридли Скотта, делающего по три картины в год. Но на общем фоне новой волны российских кинематографистов Михайлова выделяет не количество снятого, а качество. Язык постановщика может быть сложным и не во всем понятным, он требует от зрителя чуть больше времени для адаптации. Но когда оказываешься на волне автора и начинаешь говорить с ним на одном языке, всякие барьеры падают. А еще Михайлов доказывает, что зрительское кино может не требовать баснословных бюджетов. В конце концов, кино не аттракцион, но коллективный сон, в котором внешняя мишура уступает красивым смыслам, коих у Михайлова в арсенале с запасом.
Антон Коломеец
Проект: «Свет»
Коломеец — редкий пример режиссера-мужчины, умеющего тонко чувствовать и снимать кино про женщин без мужских проекций. Стартовав с короткометражных картин «Четыре женщины» и «Тоня плачет на мосту влюбленных», Коломеец поработал сценаристом на сериале «Чики». А в начале 2024-го в прокат вышла его драма «Свет» с Еленой Яковлевой. Это талантливое, на первый взгляд хрупкое, но очень цельное кино об ошибках прошлого и о надежде на прощение в настоящем. Ювелирная режиссерская и сценарная работа Антона, в котором зреет большой мастер.
Любовь Мульменко
Проекты: «Фрау», «Дунай»
Любовь Мульменко хорошо известна как сценаристка. «Еще один год», «Как меня зовут», «Верность», «Купе номер 6», «Нина» вышли из-под ее пера. Но в 2021-м она шагнула в режиссуру: сперва сняла по собственному сценарию «Дунай», а двумя годами позже — «Фрау» с Лизой Янковской и Вадиком Королевым. И тогда же выяснилось, что не только сценарный почерк Мульменко не спутать ни с каким другим, но и экранизировать собственные произведения она может с такой любовью и жизненной подлинностью, что от восторга кружится голова. Как и Наталья Мещанинова, Мульменко — представительница той волны отечественных авторов, чьи тексты хочется разбирать на цитаты и выписывать на полях.
Сергей Васильев
Проект: «Кибердеревня»
Выпускник экономического факультета ВГИКа Васильев в разгар пандемии 2020 года на YouTube-канале Birchpunk («березовый панк») запустил серию необычных роликов, скрещивающих айдентику российской глубинки и киберпанка. Коровы из «Любовь и голуби» превращались в репликантов из «Бегущего по лезвию». И кто бы мог представить, что этот нетривиальный симбиоз настолько откликнется у аудитории, пораженной полетом мысли и смелостью образов Васильева. В 2024-м по мотивам этих видео вышел сериал «Кибердеревня», а просмотры оригинальных роликов на YouTube перевалили за 50 млн. Неудивительно, что проект получит самостоятельный спин-офф и продолжение. А Сергей Васильев взломает матрицу нашей привычной жизни похлеще сестер Вачовски.
Олег Трофим
Проекты: «Лед», «Майор Гром: Чумной доктор», «Гром: Трудное детство» , «Майор Гром: Игра»
На первый взгляд нахождение Олега Трофима в подобном списке кажется лишним. Уроженец Заполярья — режиссер родился в поселке с красивым названием Искателей, что, вероятно, определило его будущий творческий поиск, — начинал со съемок музыкальных клипов. Потом дебютировал полным метром «Лед», в котором совместились и морозостойкость Трофима (действие происходит на Байкале), и его любовь к музыке (когда героям становится недостаточно слов, они начинают петь). А с 2021 года числится в рядах отцов «Майора Грома», на счету франшизы которого уже три фильма — и то ли еще будет. От фильма к фильму Трофим растет вместе со своим экранным «сыном» Игорем Громом. Первый полнометражный «Гром» отчасти напоминал угловатого подростка, который только формирует собственный характер, а Трофим параллельно нащупывал свой стиль. «Майор Гром: Игра» уже напоминал большой студийный блокбастер, в котором режиссер нашел точный баланс между зрительским запросом и авторским высказыванием. И пусть картина не собрала положенную ей кассу, цифры со временем забудутся, а фильм останется.
Душан Глигоров
Проекты: «Аутсорс», «Трасса», «Хрустальный»
Если начистоту, Душан Глигоров кажется режиссером очень нестабильным. Он начинал со спорных проектов вроде «Ночи бойца» и «Инспектора Купера». Затем вместе с Александром Богуславским и Андреем Комаровым снял крепкую антиутопию «Выжить после». Но по-настоящему разогнался только в начале 2020-х. Сперва вышел надрывный «Хрустальный», затем — обличительная «Химера», следом — пугающая «Трасса», а недавно — совсем уж шокирующий «Аутсорс», показанный на фестивале «Новый сезон». Перечисленные проекты доказывают, насколько разносторонен Глигоров, умеющий работать с самым разным материалом. Но если «Трасса» вызывает спорные впечатления, «Аутсорс» мгновенно укладывает на лопатки. И не только своей оглушающей темой, но и тем, как ювелирно с ней работает режиссер.
Михаил Местецкий
Проекты: «Тряпичный союз», «Год рождения»
Михаил Местецкий с нами уже почти 20 лет. Но прогремел в 2014 году с выходом «Тряпичного союза», а потом почти на десять лет затих, лишь иногда подавая признаки жизни короткими метрами. Однако в 2023-м состоялся большой камбэк режиссера: его «Год рождения» открывал кинофестиваль «Маяк». И кажется, такого забористого панковства российское кино давно не переживало. Местецкий — большой мастер высекать из самой беспросветной драмы юмор, а жизненную комичную неловкость переплавлять в повод для взвешенного разговора. На подходе его сериал «Гаражники», первые минуты которого были показаны в рамках фестиваля «Пилот», и даже этих нескольких сцен хватило, чтобы первые зрители пришли в нешуточный восторг.
Байбулат Батуллин
Проекты: «Показалось», «Бери да помни», «Соседка»
Батуллин трудился на телевидении («Большая игра», «Чума!») и снимал короткие метры с очень провокационным сюжетом («Показалось» — история о том, как неравнодушному гражданину привиделась огромная пятая точка, возникшая в его городе). Но в 2023-м похитил наши сердца драмеди «Бери да помни». Под чутким руководством постановщика семейная драма об утрате постепенно трансформировалась в историю о надежде, которую мы обретаем рядом с любимыми людьми, а еще в притчу о том, что всякое детство заканчивается, стоит произойти страшной трагедии. Но с правильными близкими рядом твое беззаботное детство продлится — достаточно, чтобы ты набрался сил и окреп.
Никита Власов
Проекты: «Лада Голд», «Комбинация»
Режиссер «Комбинации», «Лады Голд» и «Мажора в Сочи» начинает казаться внебрачным сыном Гая Ричи. Власов, как и его британский коллега, любит чередовать драму с юмором, а сюжет в своих проектах разгоняет до запредельных скоростей. А еще это тот постановщик, который не забывает о своем зрителе и находится с ним в тесном контакте: прислушивается, но не подстраивается. Проекты Власова последних лет яркие и громкие. Хотя чувствуется, что его талант и собственный почерк выкристаллизовались еще не до конца. Но он на верном пути.
Антон Маслов
Проекты: «Вампиры средней полосы», «Многоэтажка», «Последний богатырь. Наследие»
Маслов может провести зрителя хоть роскошными коридорами «Отеля Элеон», хоть квартирами-темницами «Многоэтажки», хоть темными улицами Смоленска, населенными «Вампирами средней полосы», может отправить нас в непредсказуемый путь вместе с героиней «Поехавшей», бесстрашно отправившейся на велосипеде из Москвы на другой конец страны. А может вообще перенести нас в сказку усилиями франшизы «Последний богатырь». В общем, Антон Маслов — универсальный мастер, способный работать с самыми разными жанрами и масштабами, неизменно находя свой путь к зрительским сердцам.
Дебютанты
Владимир Мункуев и Максим Арбугаев
Проект: «Кончится лето»
Уроженцы Якутии, которых свела работа над выигравшей Гран-при фестиваля «Маяк» драмой «Кончится лето». Но вообще-то, Арбугаев — оскаровский номинант за снятый вместе с сестрой Евгенией короткий метр «Выход». А Мункуев готовился к большому прорыву еще в 2021 году, когда должна была выйти его драма «Нуучча», к сожалению так и не добравшаяся до проката. В совместном проекте постановщики демонстрируют такую отличную режиссерскую форму (лента создавалась пять лет), что картина с Юрой Борисовым и Макаром Хлебниковым своей мощью буквально вдавливает зрителей в кресла кинотеатра. Это зрелая работа кинематографистов, которые не просто знают, как именно они хотят делать свое кино, но стремятся делать его со всей возможной отвагой и честностью.
Режиссерское объединение Ataka51
Проект: «Гимн чуме»
О новых режиссерах — дебютантах кинофестиваля «Маяк», за которыми хочется следить, мы подробнее рассказывали в этом материале. Но по итогу смотра особенно запомнился проект, участвовавший в программе короткого метра, «Гимн чуме». Картина снята режиссерским объединением под загадочным названием Ataka51, за которым скрываются постановщики Александр Епихов, Дмитрий Горбатый, Филипп Иванов и оператор Сергей Медведев. Авторы воспринимают себя не как отдельные единицы, а как часть единого проекта. В своем 13-минутном дебюте, щедро снятом на пленку и с постпродакшеном длиной пять лет, им удается создать целую симфонию ужаса. Картина, начинающаяся как оммаж «Сиянию» Стэнли Кубрика, постепенно перерастает в «Репетицию оркестра» Федерико Феллини. Но, вопреки всем упомянутым референсам, «Гимн чуме» — абсолютно самобытное произведение, в котором чувствуется незаурядный талант и стремление кинематографистов вывести кино на совершенно иной уровень.
Светлана Самошина
Проект: «Первый класс»
На счету Самошиной порядка десяти проектов, но ее большой дебют случился с выходом драмы «Край надломленной луны» и закрепился сериалом «Первый класс». В обоих случаях это истории о потерянных женщинах, которым сложно найти общий язык друг с другом и с самими собой. Самошина снимает без оглядки на других, тонко следуя за своими героинями — ранеными, но стойкими, чуткими и живыми.
Анна Кузнецова
Проекты: «Каникулы», «Дыши»
Об Анне Кузнецовой по-настоящему мы услышали на прошлом «Маяке», где ее картина «Каникулы» взяла Гран-при фестиваля. История, казалось бы, про рядовую поездку школьного театра на театральный фестиваль в Сочи неожиданно оборачивалась и поколенческой драмой, и столкновением двух стихий, воплощенных в кардинально разных героинях Дарьи Савельевой и Полины Кутеповой, и даже размышлением о том, какими немыслимыми усилиями автору приходится отвоевывать свой шанс заниматься честным искусством в нынешние времена. Только спустя год «Каникулы» добираются до широкого проката, и это ровно то кино, которое преступно пропустить.
Илья Михеев
Проекты: «Ия», «110»
Еще один важный молодой режиссер, недавно дебютировавший со своим полным метром «110». Главные роли в нем исполнили Елизавета Боярская и Полина Цыганова. Михеев выбирает дискомфортную и вечную тему про родителей и детей, которые чем старше становятся, тем хуже слышат друг друга. Потому неспроста в какой-то момент героиня Цыгановой замолкает, а персонаж Боярской говорит без умолку, да все не то. «110» — то самое кино морального беспокойства, которое избегает морализаторства и поучения. Но это крепкое авторское высказывание, в котором на примере частной драмы проступает история общего разлада.
Серафим Ореханов
Проекты: «Высотка», «Отпечатки»
Разбираться во всей абсурдности системы, расчеловечивающей людей, старается и Серафим Ореханов. На его счету пока только две короткометражные работы: сатиричная «Высотка» с Никитой Кукушкиным (признан иноагентом) и обезоруживающие «Отпечатки» с Ксенией Раппопорт. Первая рассказывает о великовозрастном лоботрясе, усилиями родителей пристроенном на работу в Министерство иностранных дел, больше напоминающее институцию очень странных дел. Первое же задание руководства выглядит чудаковатой прихотью, но деваться некуда — нужно исполнять спущенный сверху приказ. «Отпечатки» же разворачиваются в сталинские времена. Сотрудница некоего министерства занимается тем, что стирает с фотографий расстрелянных людей, лишая мир всякой памяти о них. Однажды женщина ошибается и рискует сама стать следующей жертвой режима. Но спасение приходит откуда не ждали, и героиня решает, что в ее власти не только стирать всякие «отпечатки» памяти прошлого, но и влиять на то, что только может случиться. Так она решает «избавиться» от того, кто породил воцарившееся зло. И выбранные сюжеты, и качество исполнения выдают в Ореханове очень сильного кинематографиста, который давно дорос до большого метра.
Александра Лихачева
Проект: «Крецул»
В 2023-м вышел полнометражный дебют Лихачевой «Крецул», и стало понятно две вещи: в российском кино родилась новая талантливая кинематографистка и спортивное кино может кардинально отличаться от того, что предлагал нам жанр прежде. Это реальная история об ослепшем молдавском дзюдоисте Олеге Крецуле, которого вернул к жизни и на ринг его ближайший друг Виталий. Талантом Лихачевой драма о потере всяких ориентиров оборачивается пронзительной и вдохновляющей историей о дружбе, поддержке и преданности. При этом лента лишена всякого спортивного пафоса и заряда на «достигаторство». «Крецул» — тихая история о том, как непросто вернуться к жизни, но как важно найти в себе силы это сделать.
Макс Шишкин
Проекты: «Последний ронин»
Свой путь от музыкальных видео в большое кино Шишкин начал с короткометражной картины «Сложный выбор Ромео», состоявшей из множества отсылок к работам других режиссеров. Сам Шишкин объяснял это желанием выразить благодарность кинематографистам, которые его сформировали. Но уже в следующей работе, «Последний трек», входящей в антологию «Кошмары музыкантов», Шишкин снимал без оглядки на других. Под занавес 2024-го планируется выход его дебютного полного метра «Последний ронин» — авансом одного из самых ожидаемых фильмов года. Это фантастический кинокомикс про мир будущего, по пустошам которого блуждает одинокий ронин (Юрий Колокольников), преследуемый призраками прошлого. Проект выглядит дорого и амбициозно. Осталось дождаться премьеры, чтобы понять, действительно ли Шишкин вырос из подражателя в автора с собственным видением и голосом.
Из актеров в режиссеры
Петр Федоров
Проект: «Ласт квест»
Плеяду отечественных актеров, совершивших гармоничный трансфер в режиссуру, возглавляет Петр Федоров. Актер собственными усилиями (буквально: он и сценарист, и режиссер, и исполнитель главной роли, и монтажер) выпустил сериал «Ласт квест». Этот во многом экспериментальный проект вырос из его же одноименной короткометражки 2019 года. Сериал «Ласт квест» напоминает большой и запутанный лабиринт, из которого невозможно сбежать и в котором неуютно находиться. Но таким проект Федорова и задумывался. В то же время это не просто шоу, а большое «портфолио» актера, уверенно шагнувшего в режиссуру, причем так самозабвенно, словно он старался провести черту между Федоровым-исполнителем и Федоровым-рассказчиком. Первый действует по указу других, второй следует исключительно зову собственного кинематографического сердца.
Дарья Мороз
Проект: «Секс. До и после»
Кажется, что Дарье Мороз, дочери режиссера Юрия Мороза, само свидетельство о рождении предрекало карьеру постановщицы. Но к своему режиссерскому креслу Дарья шла неспешно. Ее дебютный сериал «Секс. До и после» — смелое, остроумное, в меру провокационное и очень искреннее шоу «об этом», рассказанное с самых разных сторон. Секс здесь и то, что объединяет, и то, что разъединяет людей. Получился один из самых ярких проектов прошлого года. Но следом за земными страстями Мороз замахнулась на небесные. Ее следующий проект «Неземная» расскажет об ангелах смерти и простых смертных, вступающих в парадоксальный договор между этим миром и другим.
Семен Серзин
Проекты: «Похожий человек», «Рыжий»
В качестве режиссера кино (а Серзин также тесно работает в театре, руководя независимым объединением «Невидимый театр») он дебютировал в 2020-м, перенеся на экраны абсурдистскую пьесу «Человек из Подольска». Следом вышла детективная черно-белая драма «Похожий человек». А после — антибайопик «Рыжий», посвященный поэту Борису Рыжему. Картина была показана на фестивале «Маяк», но так и не добралась (хочется надеяться, что пока) до большого экрана. Во всех трех случаях Серзин исследует человека в пограничном состоянии: когда земля уходит из-под ног, а окружающий мир кажется инородной средой, отторгающей его. Оттого в этом много авторской поэзии самого режиссера, интересующегося парадоксальностью нашей жизни в ее контрастах и полутонах.
Александра Лупашко
Проект: «Танцуй, Селедка!»
Выпускница Высшего театрального училища имени Щепкина Лупашко в 2019 году окончила режиссерский факультет ВГИКа и отправилась покорять кино по другую сторону экрана. Как актрису мы видели ее в «Методе» и «Любовницах». Но свою режиссерскую карьеру она начала с серии «Елок», для которых снимала отдельные новеллы. Однако в начале 2024-го вышла драма «Танцуй, Селедка!» с Сашей Бортич. И этот проект раскрыл Лупашко с новой стороны. Ее фильм — история девушки и ее умершего отца, который, пока его везут на захоронение, вдруг начинает мерещиться ей, чтобы искупить перед ней свою вину. Картина по сценарию Татьяны Загдай получилась в меру трогательной, жизненной и исцеляющей. А еще Лупашко, как и другая дебютантка года Карина Чувикова в «Между нами химия», представила совершенно неожиданную грань таланта Саши Бортич, которая в обоих проектах одновременно по-детски хрупкая и титанически сильная, трогательная и бесстрашная, а еще очень смешная.
Читайте также: