«Керамика имеет свой язык»: 5 художников-керамистов, за которыми стоит следить
Впервые искусство керамики привлекло внимание Анны Казьминой 10 лет назад, когда она побывала в городе Цзиндэчжэнь — одном из главных центров производства фарфора в Китае. Тогда художница начала расписывать посуду, исследовать возможности красок и глины, изучать взаимодействие случайного с преднамеренным. Новый виток отношений с фарфором начался в 2022 году, когда Анна переживала творческий кризис: снова обрести вдохновение помогли случайно обнаруженные обломки разрушенного здания, на которых виднелись осколки керамической плитки.
Тогда художнице захотелось выразить в своем искусстве процесс освобождения от хаоса событий, замутняющих действительность: она покупала на рынке самую простую керамическую посуду из разных стран, затем разбивала и переворачивала предметы, искала новые композиционные решения, добавляла акриловые краски, которые символизировали творческую энергию человека. «Фарфоровая посуда давно стала привычным бытовым предметом: чайники, чашки, тарелки мы используем и в одиночестве, и в кругу друзей, и на официальных встречах. Формы, узоры, которые мы видим на каждом из объектов когда-то создавались по вдохновению, но в контексте массового производства они стали частью утилитарных предметов и визуальных стереотипов, не содержащих в себе никакого творческого потенциала. Можно назвать все это мертвой формой. Через деконструирование предметов и выведение их в поле новых смыслов я пытаюсь создать в своем искусстве процесс, подобный абиогенезу — процессу превращения неживой природы в живую», — объясняет Анна Казьмина.
«Форма, объем, пластика, ритмы, цвет, пространство — все это можно выразить языком глины. Невозможно, пожалуй, добиться только свойств стекла — его прозрачности, пластичности. Керамика присутствует везде: в архитектуре, интерьере, ландшафте. В глине скрыт большой потенциал для творчества — как для создания монументальных, так и камерных произведений», — говорит Виктор Решетников. Выбор керамики в качестве художественной практики для него произошел естественно: еще до школы он много лепил из пластилина, позже занимался в кружке по керамике, обучался в художественной школе, а затем осваивал принципы мастерства в Академии Штиглица в Санкт-Петербурге и Государственном художественном институте Эстонской ССР в Таллине.
В своей практике Решетников разрушает стереотипные представления о керамике как о материале для декоративных предметов для интерьера, освобождает ее от устоявшихся ограничений. «Дизайн и искусство существуют как самостоятельные сферы, но граница между ними свободно может стираться, или одно может перетекать в другое. Часто бывает сложно отличить одно от другого. Для современного творческого процесса это не имеет никакого значения. Во всяком случае меня это совершенно не волнует, — это работа искусствоведа, не художника. Керамика имеет свой язык, а языков в мире очень много», — делится художник. Работы Виктора Решетникова можно увидеть на выставке «Феномен» в пространстве TŌMO на Новой Риге до 17 ноября.
Свою художественную карьеру Никита Макаров начинал как живописец в контексте московской академической школы. Несколько лет назад художник сменил траекторию в сторону трехмерной формы — так появился бренд произведений прикладного искусства Makarov Ceramics. «Я выбрал керамику в качестве медиума, потому что она дает безграничный потенциал для художественного высказывания. В современную эпоху, которая поглощена цифровой культурой, мне хотелось провести четкую грань между тем, что создает человек и искусственный интеллект — напомнить, что возможности человеческого творческого мышления все еще безграничны», — признается Никита Макаров.
В основе образности у Макарова — отсылки к мифологии древних народов, средневековым легендам и сюжетам из традиционной русской культуры. Благодаря фантасмагорической эстетике даже такие функциональные произведения художника как шкатулки воспринимаются скорее как изысканные арт-объекты: до 20 ноября в Музее-усадьбе Муравьевых-Апостоловых можно увидеть его новые шкатулки, созданные специально для выставки «Трын*Трава. Современный русский стиль».
Керамику Катя Афонина считает идеальным медиумом для визуализации противоречий и контрастов современной жизни. Художнице кажется особенно ценным, что с помощью керамики можно изобразить нечто хрупкое, но сделать его при этом тяжелым с точки зрения физических ощущений. «В последнее время в контексте определенного жизненного опыта, мне особенно интересна тема сохранения ценного во времена, где возможность хранения — сама по себе ценность. Мне интересно изучать, какими ценностями обладают единицы, "достойные" хранения, ведь кроме банальных материальных ценностей зачастую вещи обладают определенной психологической нагрузкой. Мне хотелось бы, чтобы мои работы рождали чувства о том, что дорого, о чем-то сакральном и секретном», — рассказывает Афонина о тематике новой серии своих работ.
«Мне нравится думать о своей практике как о нарративе, который создает вселенную вокруг себя. Это могла бы быть серия книг, игра или сериал, если бы я могла по-другому это оживить. Работы как артефакты этой реальности, которые, по сути, не принадлежат ни здесь ни там: "там" не существует, а здесь они чужие. Мне интересно изучать знакомое незнакомое, двойственность, лиминальность, непринадлежность», — так о своей художественной практике рассказывает выпускница 5-го сезона Открытых студий Винзавода Белла Покрова. Работы молодой художницы вы могли видеть на выставке «Кубок созвучий. По направлению к Розановой» в «ГЭС-2» .
Художница признается, что выбор керамики в качестве медиума не был сразу осознанным решением, ей просто нравилось этим заниматься. Началом работы с керамикой Белла считает свой первый фарфоровый проект. Сегодня этот материал остается актуальным языком для ее художественного высказывания, однако она уже пытается «подмешать» в него другие, пробует новые техники.