Совет директоров: агенты Сергея Бурунова, Рузиля Минекаева и Александра Петрова — о работе с актерами
АНАСТАСИЯ САЙФУЛИНА
Работает с Сергеем Буруновым и Артемом Кошманом.
О начале карьеры
Я родилась в артистической семье. У меня дедушка — народный артист, папа — заслуженный (Геннадий Сайфулин. — «Правила жизни»). Я окончила продюсерский факультет ГИТИСа и всегда что-то организовывала — от первой работы на кинофестивале «Окно в Европу» до международного музыкального фестиваля Kubana. Работа в ивентах, на радио, концертах. В 2015 я стала продюсером театрального проекта Саши Петрова и вела как директор нескольких селебрити разных направлений. Среди них были и есть актеры.
Мне не нравится слово «киноагент». Киноагент — это очень узко. Мне нравится слова «директор» и «менеджер» — это точнее описывает карусель задач, которыми я занимаюсь.
О гендере в профессии
Агенты в основном женщины, и это очень про материнские чувства. Я не работаю с девушками-актрисами, потому что, когда мой артист идет по красной ковровой дорожке, а я держу его куртку, сумку, занимаю ему место и нервничаю по поводу тайминга, я им горжусь как мужчиной, как сыном, как отцом, как мужем, как братом.
Если это будет женщина, я не смогу так работать. А если еще и ПМС наложится? Я могу покупать условный алка-зельтцер своему артисту, но я не буду покупать прокладки артистке. Я так не смогу.
О Сергее Бурунове
У меня сейчас двое артистов очень разных возрастов и — пока — статусов. Один — 21-летний талант Артем Кошман. И состоявшийся Сергей Бурунов. И меня постоянно спрашивают: «Каково это — сделать звезду из молодого артиста?» А подождите-ка! Лучше спросите: «Каково работать со звездой? Как ее направлять, когда твой подопечный, он же твой начальник, вполне взрослый человек?» Использовать приходится любые методы: мудрость, хитрость, а иногда и женские приемы типа слез.
В «Слове пацана» они с Жорой Крыжовниковым открыли совершенно другую выворотность его актерской драматичности. И это то, наверное, к чему бы Сережа хотел стремиться. Сейчас он говорит: «Придумай, Анастасия, новые формы моей реализации. Сейчас я хочу сниматься так, чтобы меня проект искренне зажег!»
У зрителя часто в сознании срастаются экранный образ и личность артиста. Когда мы с Сережей только начали работать, он был для широкой публики любимым актером комедийного жанра. Но никто не знал, что Бурунов — думающий, рефлексирующий человек. И моя задача была и есть, сохраняя его «народность», показать его глубину и красоту души.
О странных ситуациях
Звонят ли мне в три часа ночи люди, которые хотят бухнуть с Володькой Яковлевым (персонаж Сергея Бурунова из сериала «Полицейский с Рублевки». — «Правила жизни»)? Звонят! Но это часть моей работы. Мне пишут женщины. Говорят, что они посмотрели Сережины интервью, решили, что он грустный человек и они обязаны, как присуще русским женщинам, его спасти. А для этого им надо обязательно выйти за него замуж. Они мне шлют свои фотографии, стихи, иногда — картины.
У меня был потрясающий разговор однажды. Звонит человек.
«Алле, скажите, пожалуйста, вы агент?» — «Да». — «А почему он такой толстый?» — «Что???»
Я угораю и решаю даже записать разговор на диктофон. Это девять минут ора!
И человек мне в какой-то момент говорит: «А зачем вы со мной так заумно разговариваете? Я человек интеллигентный. Да, 12 лет сидел, но это неважно. Вот вы можете мне сказать, почему его морда везде? От хорошей жизни? Вы там все на елку залезли?»
Я агент, моя задача — работать качественно. У меня нет амбиции красоваться на красной ковровой дорожке. Мне нравится организовывать красные ковровые дорожки, по которым пройдут звезды — мои и не мои.
АННА СЕЛИВАНОВА
Работает со Стасей Милославской и Романом Евдокимовым
О начале карьеры
В профессию я попала практически случайно, как, думаю, у всех и бывает. Когда я переехала в Москву, моя сестра уже работала в кино. И я начала работать на съемочных площадках в разных департаментах. Через год-полтора меня увело к артистам. Я долго была ассистентом режиссера по актерам, потом кастинг-директором.
В индустрии говорят: если ты сюда пришел, если это твое, уйти уже невозможно. Я пробовала. Меня позвали на телевидение. Хоть это и смежные области, но различия все-таки есть. Кино — это кино.
О многозадачности
Работа агента строится на индивидуальном подходе к артисту. Всегда. Ты должен быть продюсером, директором, мамой, психологом, няней, другом — как хочешь назови, но всегда приходится лавировать. У одного артиста свое настроение, занятость, склад характера, у другого все иначе. Ты должен найти подход, чтобы тебя услышали, чтобы сделали, как ты хочешь, — потому что так надо. И результат будет победой. Важно быть правильно услышанной. И важно не передавить, потому что артисты — люди тонкой организации.
О правилах работы
Я уже не работаю с молодыми, начинающими артистами. Не хватает нервов, что ли. К сожалению, молодые ребята выходят из института с абсолютным непониманием профессии. Их не готовят к тому, что они не то чтобы вряд ли будут сниматься, но потом и кровью будут выбивать себе место. Наверное, единственный человек, с которым мы начали работать, когда ему было, по-моему, 18 лет, — это Роман Евдокимов. Мы вместе по сей день и пришли к тому, чего хотелось бы.
О проблемах индустрии
Очень мало харизматичных ребят. Харизма, конечно, подкрепленная талантом. Если человек понимает, зачем ему профессия нужна и что он хочет сделать, то харизма — хороший бонус. Если он просто хочет быть актером, сам не зная почему, то и харизма не спасет. На пробах по одним глазам можно понять, пустой актер или нет. Если он глазами ничего дать не может — все, искать там нечего, характера нет.
О непрофессиональных актерах
Мне часто приходилось искать непрофессиональных актеров, которые потом становились профессионалами. Например, нужно было находить детей. У меня в каждом фильме или сериале были дети. Я уже просто знала, куда идти. Я знаю все детские сады и школы Москвы. И не только Москвы, но и большей части России. Представьте себе сумасшедшую женщину, которая ходит и говорит: «Дайте мне ваших детей!» По-разному реагируют, конечно.
О важных качествах
И агенту, и кастинг-менеджеру прежде всего полагается быть терпеливым. И конечно, коммуникабельным. Вообще, если ты способен настроиться на работу, контролировать свои эмоции, если ты заряжен, увлечен, много читаешь и смотришь — это уже хороший опционал.
Бывают ленивые кастинг-директора, которые не ходят на спектакли, не ищут новые лица. Так — соцсети пролистал и все. Отчасти поэтому у нас снимают одних и тех же (ну и еще потому, что продюсеры боятся открывать новые лица, так как совершенно непонятно, как их продавать).
О странностях
Была смешная история. Артистка снималась в экспедиции. Она просыпается в отеле, открывает глаза, а рядом с ней лежит поклонник, который говорит: «Здравствуйте, я мечтал проснуться с вами в одной постели!» Было большое разбирательство. Как выяснилось, он знал, что эта актриса приедет на съемку. Знал, что будет жить в этом отеле. Устроился на работу в этот отель. У него был ключ, и он тихонечко пробрался в номер и лег рядом с артисткой. Она ему очень нравилась. Сумасшедших много.
ЕЛЕНА ЧИГВИНЦЕВА
Работает с Рузилем Минекаевым, Ярославом Могильниковым и Славой Копейкиным
О начале карьеры
Я из Екатеринбурга — это классный индустриальный, творческий город. Никогда никакого отношения к кино я не имела, пока почти в 30 лет не переехала в Москву. В Екатеринбурге я освоила несколько разных профессий. Например, по одному из образований я пиарщик, то есть работала в рекламе и была специалистом по связям с общественностью, преимущественно на радио. Позже на протяжении шести лет у меня было свое свадебное мини-агентство, а представление о профессии актера я имела потому, что окончила Колледж искусств и культуры, курс театральной режиссуры и мастерства актера.
В кино я попала случайно: знакомые ребята, тоже из Екатеринбурга, из Red Pepper Film (кинокомпания под кураторством режиссера Ивана Соснина), попросили помочь с кастингом в короткие метры, а я только переехала в Москву и никого не знала. Какой кастинг? Какое кино? Так и закрутилось.
О заслугах
Сегодня я фриланс-кастинг-директор проектов различных платформ и основатель Asap Casting Agency. Сейчас, наверное, я уже больше агент. Из-за успеха моих подопечных (Рузиля Минекаева, Славы Копейкина, Ярослава Могильникова, Саши Сетейкина и многих других) на наше агентство стали больше обращать внимание. Появился некий фильтр: у Чигвинцевой с ее вкусом не может быть плохих актеров. Это относится к плюсам, но есть и несколько минусов.
О балансе
У нас с моими актерами стопроцентное доверие. Не знаю, насколько корректно об этом говорить, но порой они даже материал не читают — им достаточно моего мнения, ок это или не ок. Из-за того что я делаю кастинги, отлично понимаю, будет проект успешен или не очень. Плюс, конечно, мы не выходим в тираж. У Славы Копейкина, например, в этом году сериал «Дети перемен» и еще два проекта. Мы договорились, что два-три проекта в год — норма, а 23 проекта в год — нет. Сниматься на кураже во всем, что предлагают, — проигрышная стратегия: очень быстро всем надоешь. Имена ребят и без того звучат из каждого утюга — и то они себя сами уже не продвигают. Например, Рузиль не выложил ни одной фотографии с премьеры «Подслушано в Рыбинске» — о нем и так все написали.
О цене успеха
Я совру, если скажу, что никому не сорвало голову после «Слова пацана». Извините, когда тебе 16 лет и тебя в свои соцсети выкладывает Канье Уэст, а потом предлагает стать амбассадором Yeezy, сложно сохранять баланс. Я о Ярославе Могильникове говорю. У него и нагрузки, и популярность сейчас как у взрослого актера. Случаются панические атаки, выгорание. То же касается и Рузиля, и Славы.
Плюс у нас с Рузилем (Минекаевым. — «Правила жизни») появился преследователь, я бы даже сказала, сталкер, который представляется разными именами, должностями и меняет номера телефонов после каждой блокировки. Одержимость моим актером пугает, потому что он угрожает, оскорбляет и грезит, что станет его продюсером. Кстати, мы тоже пошерстили в интернете, и оказалось, он сидел в тюрьме. Бывает и такое.
О переманивании актеров
После «Смычка» я все думала о Рузиле — очень уж он фактурный парень. Однажды позвонила, поинтересовалась, как дела с пробами. Он ответил, что после «Смычка» у него полгода не было проб. Я удивилась и предложила перейти в мое агентство. Пробы начались — еще полгода он пробовался в «Слово пацана», его никак не утверждали. Я сказала: «Стоп! Ты больше туда не пойдешь, пока мне не позвонят». И позвонили, сказали: «Ой, а вы не в курсе? Рузиль утвержден на роль!»
О репутации
После «Слова пацана» мой телефон слили в сеть, и он стал индикатором успеха парней. Не было ни одного бренда или клиента, который бы не предложил сотрудничество. Разными людьми озвучивались сумасшедшие суммы просто за присутствие актеров на частной вечеринке или встрече. Звонили чиновники из разных стран, бизнесмены, олигархи, просто состоятельные люди и бывшие опэгэшники. Франция, Дубай, Швейцария, СНГ, Украина и регионы нашей необъятной Родины. Мы отказались от бешеных денег, потому что репутация важнее.
Я всегда думаю о репутации своих актеров. Мне говорят: «Ты такая дура, десять миллионов — просто съездить на мероприятие!» А я считаю: заработаешь, а утром будешь читать грязь в СМИ и пабликах. Возможно, я не права, но мы выбрали путь некой приватности и сосредоточения на своей профессии, а не на развлечении юбиляра Семен Семеныча в Сургуте.
ЕКАТЕРИНА КОРНИЛОВА
Работает с Александром Петровым
О начале карьеры
Я окончила продюсерский факультет ГИТИСа, но у меня не было плана идти в продюсеры, снимать кино. Мне казалось, это слишком сложно и нужен опыт. Мне нравилось общаться с актерами, открывать новые лица — есть у меня такой дар. Когда я поняла, что могу увидеть в актере потенциал, я решила, что нужно этим пользоваться.
В 2007 году я открыла актерское агентство. Еще через два года в ГИТИСе на третьем этаже я увидела Сашу Петрова. 15 лет работы с Сашей я таинственным образом оказывала влияние на его выбор в профессии. Сейчас он взрослый самостоятельный мужчина и суперпрофессионал, его выбор — это исключительно его дело.
О конкуренции
Сашу, конечно, пытались увести на начальном этапе. Когда мы только начали общаться, никаких контрактов не подписывали. Впрочем, мы никогда ничего не подписывали. Как-то он мне звонит и говорит, что нужно срочно встретиться. Приезжает с контрактом, подписанным с другим агентством. Мол, сам не понимает, как это вышло, и не знает, как расторгнуть. Мы сели почитали, поняли, что там нечего расторгать, это просто запугивание бумажкой. Многие агентства берут талантливых студентов и просто вешают их на сайт — рано или поздно их увидят, и наверняка кто-нибудь из них выстрелит. А у меня был совершенно иной подход.
О гендере в профессии
Агенты актеров в России — в основном женщины, но встречаются и мужчины. Например, Митя Савельев в свое время открыл Данилу Козловского. Или Васант Балан — индус, очень яркий персонаж, основатель агентства Tvari, который работает только с молодыми актерами. Правда, работает он с партнером (девушкой).
Но фишка в том, что быть агентом — как быть хорошей женой. То есть в первую очередь нужно верить в своего человека, любить его и поддерживать. Очень сложно продать то, что сам не любишь.
О работе с Петровым
Быть агентом самого востребованного артиста России крайне тяжело. Я регулярно выгораю, очень сильно устаю, потому что у меня нет понятия отдыха, отпуска. Не могу отключить телефон больше чем на два дня, иначе все взорвется. Саша же все время в работе, все время снимается.
А я занимаюсь всем. У нас с нет пиарщика, отдельного человека, который отвечал бы за рекламу, секретаря... В общем, все Сашины дела замыкаются на мне. Я, конечно, давно привыкла, но сейчас нахожусь в состоянии выгорания. Спасает то, что я очень его люблю. Он не зазвездившийся артист, который об агента вытирает ноги, — слава Богу, у нас не такие отношения. Он меня очень уважает и ценит, на этой энергии я и работаю. И никогда не разочаровываюсь в Саше — в нем невозможно разочароваться. Что еще важно: у меня не было цели зарабатывать на нем. Деньги сами приходят. Когда нет такой цели, она сама реализуется естественным образом.
О сложном характере
Иногда людям кажется, что я отвечаю на их сообщения резко. Сейчас у молодежи новые правила: если пишешь «да» и ставишь точку, это означает ответить резко. Если пишешь «да» и милый смайлик — ты благосклонен.
Недавно, например, я разговаривала с молодой девушкой из маркетинга. Мне нужно было прояснить какие-то вещи, и я задавала вопросы. Ей показалось, что я усомнилась в ее компетенции. И она мне ответила: «Мы не привыкли работать в такой тональности, всего доброго!» Я думаю: «В какой? В до-диез мажор?»
Об отношении к агентам
В этом году на фестивалях «Пилот» и «Короче» я обнаружила, что кастинг-директоров и агентов стало больше и их приглашают на такие мероприятия. Лет пять назад это сложно было себе представить, никто даже в лицо друг друга не знал. То есть пошла здоровая тенденция.
Плюс я веду в ГИТИСе курс, факультатив для молодых актеров «Продвижение актеров в кино», потому что они должны научиться ориентироваться в индустрии. Я объясняю, как найти своего агента, как раскачать личный бренд, как быть уместным в профессии и не ставить на себе крест, если сразу после выпускного не выстрелишь. Так, уже многих начинающих актеров свела с агентами.
О странных предложениях
Саше регулярно предлагают вести корпоративы. Саша же звезда. «Мы заплатим, и он приедет» — такое у людей мышление. А еще люди постоянно просят записать видеопоздравление для коллег и родственников. Я смеялась, но недавно мне рассказали, что есть даже такие агентства, которые сотрудничают с селебрити, и у них можно купить видеопоздравление от звезды.
А еще из забавного — предлагали рекламу губной помады. Я спрашиваю: «Как вы себе это видите?» Они отвечают: «Так его же очень любят девушки, а помада — это продукт для девушек. Будет держать ее в руках и предлагать им ее купить!»