По волнам памяти: гид по главным направлениям кинематографа

В кино существует множество направлений, самые заметные из них иногда называют волнами. Эти течения друг с другом неразрывно связаны и в большинстве случаев появлялись под влиянием глобальных исторических изменений. «Правила жизни» публикуют гид по самым значимым направлениям кинематографа и выясняют причины их возникновения и заката.
По волнам памяти: гид по главным направлениям кинематографа 
«Правила жизни»

Итальянский неореализм

1945–1955

Итальянский неореализм возник в противовес пропагандистскому кинематографу Муссолини в конце Второй мировой войны. Киностудии были в плачевном состоянии, а главные действующие лица киноиндустрии дискредитировали себя связями с фашистским правительством. Все это привело к появлению на съемочных площадках новых героев. В основе течения стояли кинокритики журнала Cinema. В отсутствие бюджетов и дорогостоящей техники режиссеры вышли на улицы, чтобы запечатлеть социальные проблемы разоренной послевоенной Италии. Съемки велись при естественном освещении, а в кадре оказывались непрофессиональные актеры, которые нередко работали без утвержденного сценария. Главными героями нового итальянского кино стали бедняки, а основной объединяющей темой — демонстрация послевоенной реальности без прикрас и декораций. Поиск работы и средств к существованию стал сквозным сюжетом картин вплоть до середины 1950-х, когда в стране случилось так называемое экономическое чудо. Спустя десятилетие после поражения в войне итальянское общество наконец встало на ноги, а популярность неореализма постепенно сошла на нет и уступила место великим режиссерам-модернистам 1960-х.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
 «Похитители велосипедов», Витторио де Сика, 1948
«Похитители велосипедов», Витторио де Сика, 1948
«Правила жизни»
«Рим в 11 часов», Джузеппе де Сантис, 1952
«Рим в 11 часов», Джузеппе де Сантис, 1952
«Правила жизни»

Италия:

  • «Рим — открытый город», Роберто Росселлини, 1945
  • «Похитители велосипедов», Витторио де Сика, 1948
  • «Рим в 11 часов», Джузеппе де Сантис, 1952
  • «Дорога», Федерико Феллини, 1954
  • «Самая красивая», Лукино Висконти, 1951

Советская новая волна (оттепельное кино)

1956–1968

Началом советской новой волны можно считать период проведения ХХ съезда КПСС, главным событием которого стало осуждение культа личности Сталина. У деятелей искусства отпала необходимость в возвеличивании советского человека. Молодые режиссеры получили возможность переместить фокус внимания с трудового коллектива на частную жизнь и задались вопросом взаимодействия личности с социумом. Изменения коснулись и формы нового кинематографа. Освободившиеся от жестких рамок цензуры кинематографисты могли позволить себе эксперименты с длиной планов, новыми ракурсами и операторской работой. Модные в СССР итальянские режиссеры 1960-х — Микеланджело Антониони и Федерико Феллини — тоже оказали влияние на стиль советских коллег по цеху. Это выразилось в попытках режиссеров заглянуть внутрь себя и поднять в кино вопрос о смысле существования художника. Новая советская волна оборвалась с вводом советских танков в Чехословакию, а на смену оттепельному кино пришли фильмы эпохи застоя.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
«Я шагаю по Москве», Георгий Данелия, 1963
«Я шагаю по Москве», Георгий Данелия, 1963
«Правила жизни»

СССР:

  • «Летят журавли», Михаил Калатозов, 1957
  • «Застава Ильича» («Мне двадцать лет»), Марлен Хуциев, 1965
  • «Долгая счастливая жизнь», Геннадий Шпаликов, 1966
  • «Девять дней одного года», Михаил Ромм, 1961
  • «Я шагаю по Москве», Георгий Данелия, 1963
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Французская новая волна

1958–1960-е

Родоначальниками французской новой волны стали кинокритики журнала «Кайе дю Синема» (Les Cahiers du Cinema). К концу 1950-х они испытывали усталость от павильонных фильмов, а словосочетание «французское кино» на профессиональном жаргоне означало кинопродукцию низкого качества. Молодые критики восхищались авторским подходом Хичкока и итальянских коллег. С появлением подвижной ручной камеры они смогли попробовать себя в качестве режиссеров и снять собственные картины с маленьким бюджетом прямо на парижских улицах. В качестве массовки выступали обычные горожане, поэтому новые фильмы были похожи на документальные, случайно выхваченные сцены из жизни мегаполиса. Изменения коснулись всех существовавших канонов кинопроизводства: монтаж стал рваным и больше не подчинялся логике повествования, герои то и дело разрушали четвертую стену и смотрели прямо на зрителя, сюжет уходил на второй план, освобождая пространство для долгих бессодержательных диалогов. А поскольку основной костяк режиссеров состоял из кинокритиков, фильмы новой волны были наполнены отсылками и заимствованиями из картин прошлых лет. Любой выход за рамки старого канона принимался в кинематографической среде восторженно, поэтому фильм мог состоять из набора фотографий с закадровым текстом или из полуторачасовой прогулки героини в ожидании результата важного медицинского обследования. Режиссеры новой волны придерживались совершенно разных подходов, но их объединяло одно: каждый из их фильмов буквально кричал с экрана, что правил больше не существует.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
«Четыреста ударов», Франсуа Трюффо, 1959
«Четыреста ударов», Франсуа Трюффо, 1959
«Правила жизни»

Франция:

  • «Четыреста ударов», Франсуа Трюффо, 1959
  • «На последнем дыхании», Жан-Люк Годар, 1960
  • «Клео от 5 до 7», Аньес Варда, 1962
  • «Хиросима, моя любовь», Ален Рене, 1959
  • «Взлетная полоса», Крис Маркер, 1962

Чехословацкая новая волна

1962–1968

Поколение режиссеров чехословацкой новой волны — это люди, чье детство пришлось на военные годы. В 1962 году на легендарной чехословацкой киностудии «Баррандов» упразднили идеологический худсовет. И как только влияние советской идеологии ненадолго ослабло, молодые выпускники ФАМУ (факультет кино и телевидения Академии исполнительских искусств в Праге) взяли ситуацию в свои руки. Конечно, они были прекрасно осведомлены о том, что снимали их коллеги в Италии и Франции, и, безусловно, вдохновлялись свободой, немыслимой для воспитанного по советским догматам человека. Но объединяющей темой для разрозненных режиссеров Чехословакии стал не модный рваный монтаж или слом четвертой стены, а юмор. Милош Форман развенчал образ героических спасателей в трагикомедии «Бал пожарных», а Иржи Менцель наводнил историю чешского антифашистского сопротивления любовными неудачами юного работника железнодорожной станции. Авторы не сговариваясь наводили фокус на маленького забавного человека, пусть не самого привлекательного, но настоящего. Главный герой чехословацкого кинематографа 1960-х был неудобен и выходил за прежние рамки, навязанные обществом. Вера Хитилова очень точно показала в «Маргаритках» двух не в меру раскованных героинь, которые решились на бесчинства, потому что мир вокруг испорчен. Военное вторжение советских войск в Чехословакию 21 августа 1968 года ознаменовало приход нового руководства на киностудию «Баррандов» и, следовательно, конец новой чехословацкой волны.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
«Маргаритки», Вера Хитилова, 1966
«Маргаритки», Вера Хитилова, 1966
«Правила жизни»
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Чехословакия:

  • «Бал пожарных», Милош Форман, 1967
  • «Поезда под пристальным наблюдением», Иржи Менцель, 1966
  • «Маргаритки», Вера Хитилова, 1966
  • «Солнце в сети», Штефан Угер, 1963
  • «Сжигатель трупов», Юрай Герц, 1968

Новое немецкое кино

1962–1982

В послевоенные годы киноиндустрия Германии была в упадке. В пустых кинотеатрах показывали в основном старые павильонные фильмы либо дублированные голливудские картины. Это породило кризис самоидентификации нового поколения немцев, которые в силу возраста не участвовали во Второй мировой войне, но чувствовали на себе гнет ответственности за события недавних лет. Отправной точкой для перемен в индустрии стало подписание группой кинематографистов в 1962 году Оберхаузенского манифеста: правительство Германии создало фонд для выдачи грантов режиссерам-дебютантам. К участникам манифеста присоединились театральные и телевизионные авторы. В отличие от предшественников, они не пытались замалчивать историческое прошлое, а сделали его предметом исследования. Отличительной чертой молодых немецких режиссеров стал отстраненный взгляд на происходящее как реакция на парализованное апатией послевоенное общество. Главный герой нового немецкого кинематографа, как правило, одинок и тщетно пытается встроиться в социум. Закат новой немецкой волны наступил в 1982 году и совпал со смертью самого продуктивного ее автора — Райнера Вернера Фассбиндера.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
«Потерянная честь Катарины Блюм», Маргарета фон Тротта, Фолькер Шлендорф, 1975
«Потерянная честь Катарины Блюм», Маргарета фон Тротта, Фолькер Шлендорф, 1975
«Правила жизни»

Германия:

  • «Страх съедает душу», Райнер Вернер Фассбиндер, 1974
  • «Жестяной барабан», Фолькер Шлендорф, 1979
  • «Алиса в городах», Вим Вендерс, 1973
  • «Агирре, гнев божий», Вернер Херцог, 1972
  • «Потерянная честь Катарины Блюм», Маргарета фон Тротта, Фолькер Шлендорф, 1975

Новый Голливуд

1967–1980

Толчком к появлению нового авторского направления в американском кинематографе стал кассовый успех боевика «Бонни и Клайд», который был создан в соавторстве с французскими режиссерами новой волны Франсуа Трюффо и Жан-Люком Годаром. Спрос на высокобюджетные мюзиклы и пеплумы падал, а авторское европейское кино, наоборот, собирало полные залы. В 1968 году Кодекс Хейса был отменен, а это означало снятие запретов на демонстрацию сцен насилия и обнаженной натуры. Режиссеры Нового Голливуда позаимствовали и доработали технические приемы коллег французской новой волны, но, в отличие от них, подняли тему насилия и одиночества человека в мегаполисе. Причиной тому послужило участие США в военных конфликтах во Вьетнаме и Корее. Со временем режиссеры стали выходить за рамки утвержденных бюджетов и браться за реализацию дорогостоящих масштабных проектов. Конец эре Нового Голливуда положили случившиеся один за другим кассовые провалы высокобюджетных авторских фильмов и невероятный успех блокбастеров Спилберга и Лукаса.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
«Разговор», Фрэнсис Форд Коппола, 1974
«Разговор», Фрэнсис Форд Коппола, 1974
«Правила жизни»
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
«Лица», Джон Кассаветис, 1968
«Лица», Джон Кассаветис, 1968
«Правила жизни»

США:

  • «Заводной апельсин», Стэнли Кубрик, 1971
  • «Лица», Джон Кассаветис, 1968
  • «Таксист», Мартин Скорсезе, 1976
  • «Разговор», Фрэнсис Форд Коппола, 1974
  • «Пять легких пьес», Боб Рейфелсон, 1970