Технологичное искусство: как инновации раздвинули горизонты для художников XXI века

3D-печать, видео-арт, нейросети и виртуальные миры — современное искусство шагнуло далеко за рамки академической живописи, скульптуры и графики. Разбираемся, какие набирающие сегодня популярность направления в искусстве появились благодаря новым технологиям, искусство ли это и что думают сами художники по поводу того, что их работы и техники не были возможны еще буквально 30–40 лет тому назад.
Технологичное искусство: как инновации раздвинули горизонты для художников XXI века
Rinatto L’Bank. Liquid world

3D-печать на смену мраморным скульптурам

Хотя 3D-печать появилась сравнительно недавно — ее изобрел американец Чак Халл в 1984 году, — возможности современных принтеров впечатляют: они способны печатать большие предметы, вплоть до автомобильного кузова, причем самых причудливых и сложных форм, наращивая материал слоями. Стоит ли удивляться, что эту технику быстро облюбовали не только производители, но и не менее предприимчивые скульпторы и художники для создания замысловатых арт-объектов из пластика, металла, керамики и других материалов.

Хороший пример — арт-вселенная Тараса Желтышева Yoomoota, набирающая популярность в Азии и Европе. Все его работы созданы на стыке ручного труда и инноваций, интеллектуального и ремесленного труда: среди техник встречаются 3D-печать из сверхпрочной смолы, лепка, полимерное литье, ручная роспись акрилом и не только. Мультидисциплинарный художник рассказывает: «Я давно работаю с моделированием, поэтому знаком с тонкостями правильной подготовки объектов к 3D-печати — это кропотливый, но очень эффективный процесс, в котором можно реализовать практически все. Это прослеживается и в моих скульптурных объектах, созданных из множества маленьких деталей: например, скульптура Pillman из таблеток или Candy Lady из десятка форм сладостей. Благодаря качественной 3D-печати мы, художники, можем выйти на новый уровень проработки арт-объектов».

В этом смысле, по словам Тараса, художники XXI века отчасти повторяют путь мыслителей и великих творцов Высокого Возрождения: «Меня вдохновляет Леонардо да Винчи — ученый, изобретатель, который использовал все доступные медиумы и запомнился именно своей любознательностью, которая и привела к большим открытиям. Могу назвать себя новатором именно в создании определенных объектов, потому что я исследую новые сочетания материалов, технологии их обработки. И с каждым годом совершенствую технику, углубляясь в технологию 3D-печати подобно тому, как когда-то люди учились работать с мрамором, доводя скульптуры до невероятных и идеальных форм». А на вопрос, что бы он делал сегодня, если бы технологический прогресс не явил миру такие возможности, Тарас отвечает просто: «В первую очередь я привязан не к технологии, а к своим идеям. Поэтому вырезал бы и лепил вручную — мне близко скульптурное дело. Глина, камень, гипс — со всем этим я работал в начале пути, а позже учился литью металла. Я бы точно занимался искусством, но пытался бы искать и изобретать материалы, с которыми можно работать, чем и занимаюсь по сей день — прямо сейчас у меня в разработке несколько идей инновационных материалов».

Видео-арт со спецэффектами из кино

Визионером и классиком видео-арта по праву считают Билла Виолу — своими «движущимися картинами» он буквально заставил мир принять и полюбить это направление в медиаискусстве. Он начинал в Америке 1970-х, когда только появлялись новые технологии, а Нам Джун Пайк, которого Виола называл учителем, уже изобрел видео-арт. С тех пор художник успел перепробовать всю мыслимую аппаратуру, от военных камер для ночных съемок до видеосинтезаторов. А в 1990-х уже начал покорять мир своими цифровыми экранами, где пересказывал философские сюжеты из религиозных текстов, — зритель медитативно наблюдал за движениями и трансформациями героев, а главным выразительным средством становилась стихия.

Современную аудиторию «залипательными видео» удивить сложнее, поэтому художники продолжают экспериментировать с технологиями и спецэффектами, создавая свои уникальные методы. Например, интересна история Жени Шарвиной. 20 лет она проработала в США специалистом в области компьютерных спецэффектов для киноиндустрии, но в 2017 году вернулась в Москву, стала независимым художником и сегодня работает в довольно необычном жанре, умело интегрируя киношные приемы в видео-арт. «Цифровые графические технологии меня привлекли, как только я получила к ним доступ, — лет 30 назад, — рассказывает Женя. — Я самоучкой вошла в киноиндустрию в сфере визуальных эффектов: создавала на компьютере динозавров, космические корабли, декорации и прочие составляющие изображения, которые было невозможно или слишком дорого снять взаправду. В вузах тогда не было образовательных программ в этой области, существовали только какие-то страшно дорогие курсы, и мне было проще учиться по ходу дела. Работая в кино, я любила рисовать различные полуневидимые эффекты, например ползущий узор на ковре или не вполне реальные тени и прочие странности. И мое сегодняшнее творчество — это своего рода возврат к моему киношному опыту, его приспособление к личным художественным задачам.

Сейчас я много работаю с компьютерной анимацией (видео-артом), световыми и теневыми скульптурами, а также со звуковыми композициями. Например, часто использую программу Nuke Х, которая создана для композа в кино. Каждая операция в ней — это не слой, как в Photoshop, а узел, от которого могут отходить связи к любой другой точке в композиции. Также с помощью математических выражений можно добавить сложную анимацию в любой параметр. Я могу связать яркость визуального элемента с размером другого элемента или, скажем, скорость вращения чего-нибудь с процентом синего цвета в небе — словом, осуществить любой каприз. Я выстраиваю алгоритмы, в рамках которых мои анимации двигаются — например, их можно привязать к амплитуде звука. Но я не хочу, чтобы «цифра» выглядела как «цифра», поэтому стараюсь выносить цифровой контент в тактильную среду, проецировать его на фактурные поверхности, размывать края, смешивать с аналоговыми источниками света и звука».

Акварельная живопись на планшете

Вместе с развитием гаджетов и графических редакторов художники активно заменяют полотно и кисти на digital-инструменты. Так, художница Евгения Воронова, которая сегодня стремится соединить в своем творчестве живопись и видео, делится, что, когда появляется новая технология или новый «инструмент» для художника, ей сразу хочется попробовать внедрить новый способ в свой метод. Например, она недавно опробовала в работе планшет HUAWEI MatePad 12 X, где можно создавать полноценные произведения с помощью приложения GoPaint — после недавнего обновления в нем появилось больше предустановленных кистей и параметров их настройки, а также более реалистичные текстуры в разнообразных стилях.

Архивы пресс-службы

Евгения делится: «В приложении GoPaint я создала серию творческих работ, в которых использовала фактуру акварельной бумаги и акварельные кисти, аналогов которым я ранее не встречала в других приложениях. Ощущения от рисования действительно приятные, а совместное использование стилуса и экрана версии PaperMatte вызывает ощущение, как будто пишешь карандашом по бумаге. Даже слышен звук ее шуршания! Кроме того, в GoPaint мне удалось поработать над созданием раскадровок к фильму, чего раньше в приложениях я вообще не делала. Здесь мне требовались более графическая манера и быстрое "набросочное рисование". Поэтому я использовала уже другой набор кистей. GoPaint оказался подходящим и удобным инструментом и для подобной задачи».

А Наталья Успенская, которая в своей художественной практике в основном работает акварелью, отмечает, что часто использует подобные программы для подготовительных эскизов: «В программах удобна мобильность исправлений рисунка, легкость изменения масштабов и цвета с помощью пары простых действий. Можно сделать несколько вариантов эскизов и из них выбрать, что больше всего нравится для реализации на большом формате. Исправления на бумаге — это всегда долго. Но что касается именно финальной реализации, я предпочитаю живые материалы, получаю огромное удовольствие от текстур и сложных поверхностей».

Однако, опробовав приложение GoPaint на планшете HUAWEI MatePad 12 X, художница была сильно впечатлена его акварельными кистями и текстурами. «Меня впечатлили именно акварельные размывки, их реалистичность и возможность наложения разных текстур друг на друга, — делится она. — Рисунок, сделанный в программе, отражает движение руки автора — то самое, за которое так высоко ценятся наброски, сделанные большими мастерами вроде Рембрандта, где можно увидеть, как условный карандаш автора двигался по бумаге. Технология сохраняет этот принцип, оставаясь инструментом для рисования, по сути, таким же, как и акварель, тушь или масляная краска. В процессе работы к любому материалу нужно немного приноровиться, почувствовать плюсы или минусы. Так что новый инструмент в арсенале художника — это только плюс».

Наталья Успенская
Наталья Успенская

В комплекте со стилусом и умной магнитной клавиатурой планшет HUAWEI MatePad 12 X станет удобным помощником как в творчестве, так и в работе и учебе для молодых профессионалов и специалистов креативных сфер. Благодаря инновационной архитектуре в тандеме с длительным временем работы батареи пользователи больше не стеснены ограничениями производительности устройства — можно творить столько, сколько захочется. 12-дюймовый экран PaperMatte обеспечит комфорт для зрения, а специальный нанооптический слой на его поверхности подарит ощущение письма как на настоящей бумаге.

Виртуальные миры на грани с реальными

Невозможно не заметить, что сегодня в России все больше укрепляется digital-искусство, причем на институциональном уровне. В 2022 году на крупнейших российских ярмарках Cosmoscow и blazar появилась новая постоянная секция Digital, где представлены платформы и галереи, продающие цифровые работы, NFT-коллекции и AR-объекты. А год назад открылась первая в России галерея фиджитал-искусства VS Gallery. Художники, работающие в этом направлении, могут использовать компьютерную графику, видео-арт, интерактивные инсталляции, печать на различных материалах, 3D-моделирование, виртуальную и дополненную реальность. Ключевая особенность в том, что работа первоначально создается цифровой, а затем обретает физическое воплощение. Это отражается и на смыслах.

Один из резидентов VS Gallery, Кирилл Рейв, часто исследует, может ли цифровая среда быть более реальной и значимой, чем физическая, и каким образом современные технологии способны не просто копировать природные формы, но и создавать совершенно новые образы и миры. В одном из последних проектов художник приглашает зрителей погрузиться в «Цифровое техногенное место для эскапизма» — это виртуальный мир, где изящные и сложные математические структуры трансформируются во фрактальные ландшафты. Они передают красоту и гармонию природы через призму современных высоких технологий.

Кирилл рассказывает о своем методе работы: «Обычно идея диктует технологию, а потом в процессе может произойти скрещивание еще нескольких. Потом можно упростить и снова усложнить... И так до бесконечности, пока не будет достигнут желаемый результат или хотя бы вау-эффект. Мне сложно говорить конкретнее, так как я занимаюсь многими видами 3D-моделирования, генерации, печати и их фьюженом. Создаю работы, уличные арт-объекты, световые инсталляции и перформансы в составе Broken Composers. Основой всего этого является работа с пространством — проектирование. Это важно. Импровизацию я тоже люблю, но только на основе проекта». А на вопрос, что делал бы сегодня, если бы не технологический прогресс, отвечает: «Ощущаю, что все можно было и раньше, просто сложнее во много раз. Технология сама по себе не является искусством — это всем известный факт. Но при этом и искусство без технологий не существует. Но конечно, прогресс сыграл очень важную роль в моей жизни. В альтернативной реальности я бы был совсем не я, и отвечать на этот вопрос мне бы не пришлось. (Смеется.)».

Сотворцы «интеллекта»

Еще один инструмент, который планомерно покоряет многие индустрии и успел добраться до искусства, — искусственный интеллект, как бы тавтологично это ни звучало. Сегодня нейросети буквально становятся соавторами художников. Например, в 2022 году художник Джейсон Аллен представил на конкурсе изобразительного искусства в Колорадо картину, созданную искусственным интеллектом, и она заняла первое место, став одной из первых работ, написанных ИИ и получивших подобный приз. Но не сказать, что художники делегируют нейросетям свою работу. Скорее их используют для создания эскизов, графических элементов и эффектов для оптимизации и ускорения работы, чтобы сосредоточиться на более сложных и уникальных элементах и смыслах. Кроме того, это еще и попытки привнести в искусство что-то новое: в цифровых работах, созданных при помощи искусственного интеллекта, можно увидеть метаморфозы и странные смешения форм и цветов, которые будто были невозможны без технологий.

Резидент VS Gallery, известный как Rinatto L’Bank (Ринат Абдрахманов), который сегодня создает цифровые миры с помощью искусственного интеллекта, рассказывает, что использовал новейшие технологии с самого начала карьеры: «На тот момент это были массово распространенные фотография, цифровая графика, симуляции и 3D-рендеринг. Сегодня это различные модификации искусственного интеллекта. Являясь активным пользователем новейших технологий, которые появляются ежедневно здесь и сейчас, я оказываюсь в авангарде, на острие современности. Это позволяет мне создавать слепки времени, момента. Сделанные вчера, они навсегда остаются в архиве визуальных форм. Но если бы технологический процесс в XXI веке еще не дошел до таких технологий, я бы собирал веточки и складывал из них скульптуры, фотографировал бы на пленку, а далее распечатывал бы их в огромные полотна. И создавал бы такие масштабные экспозиции с проекцией под горение фитиля свечи. Я обязательно бы занимался искусством. Ведь искусство — это жизнь».

Реклама. ООО «Техкомпания Хуавэй».