Истина где-то рядом: как создавались культовые «Секретные материалы»
История создания
Шоураннер сериала Крис Картер придумал проект в начале 1990-х после прочтения нашумевшей статьи Пулицеровского лауреата и профессора Гарварда Джона Эдварда Мака. Тот после основательного анализа пришел к неожиданному выводу: от трех до семи миллионов американцев утверждали, что были похищены инопланетянами. Как опытный сценарист и продюсер, Картер понял, что нашел золотую жилу: если интерес к инопланетянам так велик, значит, они стоят того, чтобы рассказать о них подробнее. Но одних только баек про наших соседей по вселенной было недостаточно.
Влюбленный в политические драмы Картер взял за основу «Всю президентскую рать», посвященную Уотергейтскому скандалу. Так он нащупал структуру будущего шоу: смешать все мифы про НЛО с теориями заговора и внутренней кухней работы спецслужб. Он взял за основу предположение: что, если в ФБР существовал специальный отдел, вынужденный проверять свидетельства «похищенных» инопланетянами людей, и что, если в некоторых случаях это не будет иметь логического и научного объяснения? Так паранормальное стало частью реальности мира «Секретных материалов».
Со своей идеей Картер отправился прямиком к телевизионному гиганту Fox, который... отсек предложение. Только после успеха сериала «Твин Пикс», вышедшего в 1991 году, руководство телеканала пересмотрело свое решение. Если людям так интересно все необъяснимое и загадочное, значит, «Секретным материалам» быть. К слову, однажды Картер рассказал, что еще до выхода в эфир пилота шоу он связывался с ФБР для фактической консультации касательно некоторых моментов сценария. Но бюро его запрос проигнорировало. Однако накануне премьеры сезона ему позвонили из ФБР с расспросами, кто он такой, чему посвящен сериал и откуда он брал информацию для сюжета. Картер позже заверял, что часть рассказанных в сериале историй была близка к правде, о чем он узнал от своих источников из федерального бюро расследований. Сложно верить ему на слово — возможно, шоураннер просто мифологизировал таким образом проект, добавляя ему интриги. Но звучит очень в духе «Секретных материалов».
На роль несколько одержимого и нелюдимого агента Фокса Малдера сразу пробовался начинающий актер Дэвид Духовны. Ему понравился сценарий, но сам он не сразу понравился Картеру — тот посчитал актера несколько «заторможенным и глуповатым». Только дав ему шанс проявить себя, продюсер признал ошибочность первого впечатления: Духовны оказался очень начитанным человеком, а его манера игры помогла сделать Малдера еще более необычным по отношению к сложившемуся представлению об агентах спецслужб.
Дана Скалли в исполнении Джиллиан Андерсон обязана своей внешностью и характером «Молчанию ягнят». Вышедший в 1991 году триллер с Джоди Фостер значительно повлиял на то, как Картер представлял себе напарницу Малдера. Джоди Фостер, к слову, появится в небольшой роли в одном из эпизодов четвертого сезона шоу. А работа героев построена на контрасте: Малдер отчаянно верит в потустороннее, а в прошлом медик Скалли, напротив, для всего ищет рациональное объяснение. Хотя, по словам Андерсон, в реальной жизни все ровно наоборот: она склонна верить в сверхъестественное, а Духовны является скептиком.
И если на Скалли повлияла Кларисса Старлинг из «Молчания ягнят», сама она повлияла на огромное количество женщин по всему свету. Весной 2018 года в ходе исследований Института Джины Дэвис по гендерным вопросам в СМИ выяснилось, насколько героиня стала значимой ролевой моделью для аудитории. По результатам исследования, 63% опрошенных женщин признались, что Дана Скалли вдохновила их на выбор карьеры в науке, медицине, технологических сферах и т. д. Это назвали «эффектом Скалли».
Такая вера в героиню и сыгравшую ее Джиллиан Андерсон оправданна: актриса признавалась, что сумела добиться для себя равного с Духовны гонорара за участие в проекте. Причем отстаивать себя ей пришлось дважды: когда оригинальный сериал только выходил и когда готовились к съемкам два дополнительных сезона, вышедших в середине десятых. А еще Джиллиан Андерсон стала первой актрисой, выигравшей «Золотой глобус», «Эмми» и приз Гильдии актеров в один год.
«Секретные материалы» в России
Первое знакомство с проектом российских зрителей случилось только в середине десятилетия, когда прилавки рынков заполонили пиратские кассеты с записью сериала. Они были плохого качества и с неточным, но узнаваемым переводом Сергея Визгунова. Кстати, именно Визгунову мы обязаны емкой локальной адаптацией названия «Икс-файлов» в «Секретные материалы». Хотя имя Джиллиан Андерсон он сперва ошибочно произносил как Гиллиан. Но ничто из этого не помешало аудитории влюбиться в проект. Тем более что в то время на отечественном телевидении бал правили дешевые мексиканские сериалы и бразильские мыльные оперы. Сделанные по высокому стандарту «Секретные материалы» казались чем-то новым и невиданным ранее.
Волну интереса подхватили кабельные и региональные телеканалы, которые не чурались в 1990-е ставить в эфир такие же пиратские копии фильмов и телепроектов. При этом народная молва мифологизировала шоу до статуса «невероятный ужастик, основанный на реальных событиях». Хотя главная фишка проекта в том, как умело он нагнетает ужас, по-настоящему он не пугает. И уж конечно, все сюжеты выдуманы.
Удивительно и то, что первый российский зритель смотрел сериал не в хронологическом порядке. Пиратские кассеты выпускали следующим образом: на каждую записывалось по четыре эпизода, выбранных в хаотичном порядке.
Легально же в эфире «Секретные материалы» появились 1 января 1997 года усилиями телеканала РЕН ТВ, только запустившего свое вещание. А 3 октября 1998 года сериал переехал на федеральное ОРТ — аккурат накануне выхода полнометражного спин-оффа «Секретные материалы: Борьба за будущее», который (тоже официально) добрался до российских кинотеатров.
Кто из будущих звезд снимался и писал для сериала
«Секретные материалы» прославили не только исполнителей главных ролей, но и множество других артистов, снявшихся в сериале на заре карьеры. Так, в разное время и в разных сезонах появлялись будущий Дэдпул Райан Рейнольдс, звезда франшизы «Пила» Тобин Белл, Люк Уилсон, Джек Блэк, Люси Лью, Шайа ЛаБаф, Октавия Спенсер, Дэнни Трехо, Фелисити Хаффман и другие.
Но любопытнее всего связь «Секретных материалов» с другим будущим культовым хитом — «Во все тяжкие». Во-первых, в сериале сыграли трое будущих коллег: Брайан Крэнстон (седьмой сезон), Аарон Пол (девятый сезон) и экранный зять Уолтера Уайта Дин Норрис (второй сезон). Но поработать над проектом Криса Картера успел и будущий отец-основатель «Во все тяжкие» Винс Гиллиган. Будучи фанатом сериала, тогда еще только начинающий сценарист Гиллиган на безвозмездной основе отправил в Fox собственный сценарий потенциального эпизода. Работа молодого автора понравилась Картеру — сперва было принято решение экранизировать присланный текст (это серия второго сезона под названием «Мягкий свет»), а затем Гиллигана взяли в основной штат авторов шоу.
Гиллиган же написал эпизод «Драйв» седьмого сезона, в котором снялся Крэнстон. По сюжету его герой берет в заложники Малдера и отправляется с ним на Запад. Игра актера так впечатлила Гиллигана, что впоследствии он вспомнил о нем, когда проходил кастинг на роль Уолтера Уайта. Но Крэнстон в тот момент был больше известен ролью в ситкоме «Малкольм в центре внимания». Продюсеры опасались, что актер не справится с ролью двуликого Уайта, на что Гиллиган ответил, показав им эпизод из «Секретных материалов», в котором актер играет ровную противоположность героя-семьянина.
Спин-оффы и камбэки
Оригинальные «Секретные материалы» состояли из девяти сезонов и выходили с 1993 по 2001 год. Продолжение в виде двух дополнительных сезонов вышло в 2016 и 2018 годах, но, несмотря на высокие ожидания аудитории и критиков, не смогло сообщить про вселенную «Секретных материалов» ничего качественно нового.
Однако даже в образовавшийся 15-летний перерыв между девятым и десятым сезонами на экраны продолжали выходить полнометражные сиквелы и спин-оффы. В 1998 году, когда в разгаре был и сам сериал, состоялась премьера фильма «Секретные материалы: Борьба за будущее», развивавшегося параллельно основному сюжету шоу и посвященного правительственному заговору по сокрытию внеземной цивилизации. Спустя десять лет, в 2008-м, вышел еще один полный метр — «Секретные материалы: Хочу верить». В нем герои разыскивали пропавших коллег из ФБР и сталкивались с необъяснимыми явлениями.
Были и сериальные спин-оффы. В 2001-м вышли «Одинокие стрелки», которых также разрабатывали Крис Картер и Винс Гиллиган. Проект просуществовал всего один сезон и был посвящен троице хакеров, подозревавших правительство США в заговоре. До своего сольника герои уже появлялись в основном сериале и так понравились зрителям, что авторы проекта решили развить их историю отдельно.
Выходил и кроссовер — сериал «Тысячелетие» 1996 года, который также был придуман и спродюсирован Крисом Картером и пересекался с миром «Секретных материалов»: тематически и своими героями. «Тысячелетие» рассказывает про Фрэнка Блэка (его сыграл звезда «Чужих» и «Терминатора» Лэнс Хенриксен), вышедшего на пенсию профайлера, составлявшего психологические портреты серийных убийц. После окончания службы в ФБР он перевез семью в Сиэтл, где зажил спокойной жизнью, далекой от криминальных ужасов его былой профессии. Но новые обстоятельства вынуждают героя присоединиться к таинственной группе «Тысячелетие» — к сотрудникам спецслужб в отставке, раскрывающим самые загадочные преступления.
Проект оказался успешнее «Одиноких стрелков» и продержался в эфире три сезона. А исполнитель главной роли Лэнс Хенриксен три года подряд номинировался на «Золотой глобус» в категории «Лучшая мужская роль».
Влияние на индустрию
«Секретные материалы» в цифрах впечатляют. У проекта 11 сезонов и 218 серий. Если верить телевизионным рейтингам, самым успешным у аудитории оказался пятый сезон (почти 20 млн зрителей на серию), на втором месте — четвертый (чуть более 19 млн), а закрывает тройку шестой сезон (17 млн с небольшим). Наименее просматриваемым ожидаемо стал 11-й сезон с 5 млн зрителей на эпизод.
Издание The Independent однажды назвало «Секретные материалы» «величайшим сериалом на телевидении». Entertainment Weekly включил его в топ-25 лучших сериалов в истории. «Секретные материалы» заняли девятую строчку, пропустив вперед некогда способствовавший его запуску «Твин Пикс» (пятое место). А TV Guide включило проект Криса Картера в список 50 культовых телевизионных релизов. И продолжать этот список всевозможных рейтингов, отметивших значимость «Секретных материалов», можно долго.
Это отражается и на количестве наград и номинаций шоу: 212 номинаций и 96 призов различных премий — от крупнейших «Эмми» и «Золотого глобуса» до более цеховых. Если сам проект отчасти состоялся благодаря успеху сериала Дэвида Линча, показавшего в 1990-е, каким пугающим, запутанным, но и ироничным может быть телевидение, то и проект Картера оказал прямое влияние на будущие хиты. В их числе мистические «Остаться в живых», построенные на работе агентов разных полов «Кости», детективный процедурал «Грань» и, конечно же, «Сверхъестественное». А если учесть тот факт, что детище Криса Картера взрастило не одну сценарную команду будущих шоураннеров (включая уже упомянутого Винса Гиллигана), окажется, что его влияние еще весомее.
«Секретные материалы» изменили и массовую культуру, сделав все сверхъестественное и мистическое более мейнстримным. А между третьим и четвертым сезонами стали выходить комиксы по мотивам проекта. Тематически они делились на три составляющие: одни истории выстраивались вокруг главных героев, другие — вокруг теории правительственного заговора, а третьи были исключительно посвящены различным монстрам и аномалиям. В 2010-м был выпущен и кроссовер — графический роман «Секретные материалы / 30 дней ночи», в котором Малдер и Скалли отправлялись на Аляску для расследования похищения и убийства людей обитающими там вампирами.
Что было дальше
Казалось бы, что на этом можно остановиться. Но не тут-то было. В 2020 году была анонсирована работа над анимационным сериалом из вселенной «Секретных материалов», а спустя три года стало известно, что работа приостановлена. Однако продюсеры не сдаются: в том же 2023-м появилась информация о создании ребута оригинального шоу, за который взялся режиссер «Черной Пантеры» Райан Куглер. Пресытившийся «Секретными материалами» Крис Картер от проекта открестился, но дал ему свое одобрение.
Истина по-прежнему где-то рядом, теории заговоров множатся, а доверие правительству сходит на нет. Очевидно, что на этом фоне интерес к «Секретным материалам» сохранится еще долго. И кажется, что каждое новое поколение кинематографистов стремится дополнить киновселенную проекта в духе времени. Дождемся проекта Куглера, чтобы свериться со своими ощущениями. Но, пока ждем, у нас есть целых 200 часов проекта, который можно пересматривать бесконечно.