Огнедышащий голос и путеводная ярость: 9 лиц Егора Летова

10 сентября 1964 года родился Егор Летов. Прожил он недолго, но за 43 года, проведенных в этом мире, успел сделать столько всего, что хватит на много поколений вперед. О разных летовских ипостасях рассказывает музыкальный журналист, автор канала «Нормальный инди-рок» Дмитрий Ханчин.
Огнедышащий голос и путеводная ярость: 9 лиц Егора Летова
«Правила жизни»

Егор Летов — одна из самых неоднозначных фигур в музыке. «Неоднозначный» — слово пошлое и затертое от слишком частого использования. Но в случае с Летовым его можно трактовать не только как «противоречивый» (хотя и так тоже), но и в сугубо математическом смысле: его жизнь, суждения, творчество невозможно свести к единому знаменателю, их можно трактовать десятками и даже сотнями разных способов — и ни одна из трактовок не будет всеобъемлющей, всегда останется что-то еще, нечто неучтенное, непознаваемое, выламывающееся из общей парадигмы. Сам Егор говорил, что в нем «уживаются и сосуществуют многочисленные, подчас абсолютно противоположные точки зрения», и даже написал об этом песню «Нас много».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Из летовских песен, альбомов, проектов, стихов, коллажей, концертных записей, хоум-видео, интервью, фактов, баек, мифов и прочих артефактов его кипучей деятельности складывается не просто большая картина — это целый мир, отдельная вселенная, которая не ушла в небытие со смертью ее создателя, а, напротив, живет сама по себе. Одни обходят ее за километр. Другие, единожды ступив на эти тропы, с головой увязают в летовской системе ценностей. Третьи знают обо всем этом только понаслышке, на уровне основных хитов или просто мемов. Пробуем подойти к этой громаде с разных сторон.

Очень плодовитый музыкант

За свою жизнь Егор Летов сочинил и записал очень много музыки. У одной только «Гражданской обороны» 26 официальных студийных альбомов, но если добавить сюда записи многочисленных сайд-проектов, число станет больше в разы. Когда сталкиваешься со столь исполинскими собраниями сочинений, невольно возникает мысль: каков тут процент графомании? В случае с Летовым — нулевой: он записывал так много музыки потому, что ему реально было что сказать. А когда вдохновение пропадало, он надолго уходил в молчание, покуда поклонники томились в непонятках: а будет ли продолжение, или всё, последний фонарик устал?

Ориентироваться в дискографии «Гражданской обороны» можно по годам: у Летова, как, например, у Тейлор Свифт, творчество четко делится на разные эры, каждая — со своим отдельным звуком и стилем. Альбомы 19870-1988 годов — прямолинейный панк. На записях 1989 года Летов погрузился в пучины нойз-рока — лязг гитар, грохот перкуссии, дикий перегруз, «пердежный и ревущий среднечастотный вал», как писал сам музыкант, прибавляя: «Именно то, что надо» (к слову, Егор был известным комментатором своего творчества: любил подробно расписывать истории записи альбомов, обстоятельства написания песен, источники вдохновения для того или иного сочинения, технические подробности вроде задействованной аппаратуры или количества дублей).

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Альбомы девяностых — расцвет психоделии в летовском творчестве, ну а поздние записи, датированные нулевыми, — теплокровный гаражный рок. Это основные направления, но, если копать глубже, можно наткнуться на акустический фолк, перкуссионный индастриал, саунд-коллажи, регги, спокенворд под лаундж и много чего еще: по количеству освоенных жанров Летов и компания могли составить конкуренцию и нынешней, тоже чрезвычайно плодовитой группе King Gizzard & The Lizard Wizard, пишущей каждый следующий альбом в новом стиле.

«Правила жизни»

Хитмейкер

Впрочем, для многих основная единица измерения летовского творчества — это не альбом, не эра и не жанр, а песня. При всей любви к фри-джазу, нойзу и авангарду Летов тяготел к песенному жанру, и в нем сидело глубокое убеждение, что любая песня обязана быть хитом. Это убеждение он успешно претворял в жизнь: если не все, то подавляющее большинство летовских сочинений выстроено вокруг яркой цепляющей мелодии, которую потом не выкинешь из головы. В этом его отличие от многих коллег по сибирскому панку или продолжателей из разных регионов.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Вот была, например, группа «Соломенные Еноты», центральные герои процветавшей в девяностые годы московской сцены экзистенциального панка, воспетой в книгах «Песни в пустоту» и «Формейшн». Как и «ГрОб», они были яростны, поэтичны и чрезвычайно плодовиты, но на большинстве их альбомов тексты не поются, а декламируются на один и тот же мотив под нестройное бряцание гитар. На этом фоне, да и на любом другом, Летов — настоящий поп-автор, мастер хуков и бриджей. Более того, его манера сочинять непрестанно развивалась и трансформировалась: от простых и хлестких мотивов в духе нью-вейва — к раскидистым патетическим мелодиям, вдохновленным музыкой советских композиторов. Как отзывался о Летове лидер «АукцЫона» Леонид Федоров, «он был удивительно музыкален <...> он вообще чуть ли не единственный, кто уловил и воплотил какую-то исконно корневую мелодику».

Полноценных хитов у Летова не два и не три, а несколько десятков. Первыми на ум, конечно, приходят «Все идет по плану» и «Моя оборона», причем если первая обрела статус народной и стала частью фольклора, то вторая — самая прослушиваемая песня «ГрОба» в стриминге. Панк-гимн «Зоопарк», непреходяще актуальная «Государство», запевная «Про дурачка», торжественная «Без меня», сакральная «Вечная весна», и далее, и далее — все эти песни плотно обосновались в каноне не просто русского рока, а русской музыки в целом.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

А вообще, самую точную характеристику Летову как сочинителю, исполнителю и человеку в принципе дал сам Летов в песне «Убивать»: «Огнедышащий голос и путеводная ярость».

Поэт

Интересно, что сам Летов считал себя в первую очередь профессиональным поэтом, и редкий его альбом обходился сугубо мелодекламационными треками. Его тексты перед слушателем как на ладони, но в них всегда есть какая-то закрытая для понимания территория, то, что, цитируя самого Летова, «глазами не увидеть, мозгами не понять».

Взять, например, вступительные слова главного оборонного хита «Все идет по плану»: как отмечает журналист и друг Летова Максим Семеляк в книге «Значит, Ураган», их смысл совсем неочевиден. «Границы ключ переломлен пополам» — вроде как это должно означать, что граница теперь открыта, можно идти на все четыре стороны. Но что, если ключ сломался непосредственно замке? Получается, что граница все-таки закрыта? И подобные парадоксы встречаются у него на каждом шагу: с одной стороны, «Наше дело — анархия!», с другой — «Я не верю в анархию». Прямо как гангста-рэпер Чипинкос, автор взаимоисключающих песен «Рэп — это хип-хоп» и «Рэп — не хип-хоп».

Несмотря на мгновенно узнаваемый стиль (все эти бесконечные ряды перечислений), автором он был довольно разносторонним. Мог писать размашистые многословные полотна: «Русское поле экспериментов», «Прыг-Скок», «Семь шагов за горизонт». А мог ограничиться самым минимумом, но заключить в несколько слов бездну смыслов. Характерный пример — еще один главный хит группы «Моя оборона»: пять строчек в первом куплете, три — во втором, три — в припеве, но мало не покажется никому.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Саунд-продюсер

При первом знакомстве записи «Гражданской обороны» нередко кажутся грязными, сырыми, непричесанными, сыгранными абы как. Но это очень обманчивое впечатление. Стоит вслушаться в эту музыку по-настоящему, и становится понятно, что никакой слякоти, сумятицы и безалаберности в ней нет, все сыграно четко, резко, ритмично. Как пела группа NRKTK, «драм рулит, бас рулит, гитара... гитара вообще рулит».

Ранние записи эффектны в своем нарочитом минимализме. Альбомы шумового периода оглушают как надо — неспроста с «Гражданской обороной» изъявлял желание поработать знаковый для нойз-рока продюсер Стив Альбини. Однако Летов, узнав об этом, сказал, что взял бы Стива максимум на роль басиста, но к студийному пульту бы не подпустил.

Пожалуй, своего пика летовский саунд достиг в 1990-х: будто в холодной Сибири наконец наступило лето, воздух согрелся, распустились цветы. Все эти органы, колокольчики, ревер, фейзер и дилей — у группы получился многослойный, но при этом удивительно прозрачный звук. Во всей красе его можно расслышать на альбоме «Сто лет одиночества» (кстати, об этой пластинке есть прекрасное видеоэссе Святослава Иванова — посмотрите его обязательно).

Собственно, студией для Летова выступала его же собственная комната в обыкновенной хрущевке. Музыкант принципиально записывался дома на той аппаратуре, которую мог достать, но выжимал из нее абсолютный максимум. В каком-то смысле он предсказал развившуюся в десятые моду на лоу-фай и жанр бедрум-поп (правда, в его случае это был, конечно, скорее бедрум-панк).

Вот, например, один из самых высокооцененных музыкальных релизов 2024 года — Diamond Jubilee гипнагоджик-поп-проекта Cindy Lee. Это альбом, которого нет на стриминговых сервисах, который записан на максимально любительском уровне и длится два часа. Какая связь между канадской дрэг-квин и напоминающим скитника сибирским панк-рокером? В общем-то, никакой. Но ей-богу, барабаны у Синди Ли звучат абсолютно по-гробовски, да и общий психоделически-лоуфайный дух не раз и не два заставляет вспомнить о Летове.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Летов был перфекционистом и студийным маньяком. Другое дело, что у него не всегда была техническая возможность выполнять качественное сведение и мастеринг, из-за чего некоторые издания его альбомов звучат попросту тихо и неразборчиво. Особенно это касается дилогии 1997 года «Солнцеворот» и «Невыносимая легкость бытия», в которых необычайно утонченный, близкий к шугейзу звук было практически невозможно расслышать — до такой степени он сливался в единую массу. Но уже в нулевых Летов с супругой Натальей Чумаковой пересвел и частично перезаписал эти альбомы, выпустив под альтернативными названиями — и они звучат просто великолепно. Тут вновь напрашивается параллель с Тейлор Свифт, которая тоже переписывает и перевыпускает свои старые альбомы — правда, по иным причинам.

(Вообще, с Тейлор у Летова больше общего, чем может показаться на первый взгляд: у обоих непростые отношения с собственной репутацией, оба блестяще проявили себя в крупной форме (десятиминутный «Прыг-Скок» против десятиминутной All Too Well), оба известные котолюбы. Параллелей можно найти еще немало, но это тема для отдельного исследования, а подробнее о мисс Свифт читайте в нашем рейтинге ее альбомов.)

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Создатель инди-лейбла

Домашняя студия Летова носила гордое название «ГрОб Records». Это был еще и лейбл, и выпускалась на нем не только «Гражданская оборона», но и его соратники — Янка Дягилева, Черный Лукич, Манагер, Евгений Махно, «Промышленная архитектура», «Пик Клаксон» и многие другие. Часто в разных проектах играли одни и те же люди, Летов ставил всем звук, оформлял их песни в альбомы, помогал с распространением, подпинывал своих товарищей, чтобы они активнее писались. Часто бывал деспотичен в делах звукозаписи, но именно благодаря ему сибирский панк оформился как явление.

Буквально за несколько лет в комнате Летова было создано очень много музыки, составившей канон этого специфического жанра. В конце 1990 года он написал подробный и красочный путеводитель по каталогу «ГрОб Records». Читать — одно удовольствие. Про одни релизы он отзывается поэтично: «бурлящие пенные иллюзии и сокрушительные сокрушения», про другие — анекдотично: «подозрительная смесь "волны", панка и идиотизма», «курносая, бездарная попытка». А заканчивается текст словами о том, что работа на студии была настоящим праздником, который «посредством нелепого чуда записи остался и продолжается для всех тех, кто еще имеет уши — слышать!».

Интерпретатор советской культуры

В подкасте «Он увидел солнце» журналист и друг Егора Максим Семеляк охарактеризовал «Гражданскую оборону» как модернистскую группу, а «Коммунизм» — как постмодернистскую. «Коммунизм» был сайд-проектом «ГрОб», релизы которого записывались одновременно с «оборонными» альбомами 1988-1989 годов. Музыка, впрочем, получалась совсем другая.

Итогом деятельности «Коммунизма» стал ряд концептуальных альбомов, на которых музыканты лепили абсурдистские коллажи из речей Ленина, пели дворовые и дембельские песни, накладывали хрущевских времен стихи про кукурузу на записи с эстрадных пластинок... Словом, веселились только так. А попутно исследовали феномены советской культуры, собирали порой нелепые, а подчас и трогательные артефакты огромной цивилизации, которая в тот момент клонилась к закату.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Если из некоторых ранних песен «Гражданской обороны» можно было сделать вывод, что Летов ненавидел Советский Союз и все, что с ним связано, то «Коммунизм» усложнял общую картину. Годы спустя уже в совсем другом составе «Оборона» записала целый альбом каверов на преимущественно романтические песни советских композиторов, и в этом не было позы или иронии, а только неизбывные печаль и нежность.

«Правила жизни»

Меломан

Летов был всамделишным меломаном, общепризнанные кумиры вроде битлов там соседствовали с группами куда более обскурными, например с дикой японской группой Green Milk from the Planet Orange. В своих интервью и ответах на вопросы он не раз и не два пускался в перечисления любимой музыки, чем, хочется верить, поднимал уровень музыкальной эрудиции среди своих слушателей. И конечно, его пристрастия находили отражение в его альбомах.

Центральное место в сердце Егора занимал психоделический рок 1960-х, в особенности группа Love. Свой последний альбом «Зачем снятся сны» он посвятил лидеру этого коллектива Артуру Ли, а также первому предводителю Pink Floyd Сиду Баррету. Летов досконально знал панк, постпанк и новую волну, шарил за крутые группы 1980-х вроде Big Black и Hüsker Dü, ходил на Sonic Youth, снисходительно относился к построку («занятно, не более того»), не особенно жаловал большинство российских рокеров, зато высоко ценил песню группы «ВИА Гра "Цветок и нож", а еще однажды признался, что обожает шлягер "Дискотеки Авария" "Если хочешь остаться".

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Человек, идущий наперекор

Игорь Летов (так на самом деле звали музыканта) происходил из скромной, но интеллигентной семьи. Едва окончив школу, он отправился из родного Омска в Москву, где по протекции брата-саксофониста имел все шансы влиться в богемную арт-тусовку: занимался у барабанщика «Звуки Му», участвовал в курехинской «Поп-Механике», ходил на концерты авангардной музыки, познавал Джона Кейджа, вникал в творчество московских концептуалистов. Но резко вернулся в Омск, где на мерзлой, неблагодарной местной почве стал с нуля стал создавать свою сцену. Вместо изученного в Москве рафинированного авант-джаза он принимается играть примитивный и бескомпромиссный панк-рок с матом и политизированными текстами. Его насильно отправляли в психиатрическую лечебницу, он скрывался по всей стране от КГБ.

Немногим позже, когда «Гражданская оборона» обрела огромную популярность и все дороги были открыты, он распустил группу и ушел в глубокое подполье, пока в стране кипели большие перемены. В середине девяностых он вышел из подполья и принялся противостоять новому режиму в рамках прокоммунистического движения «Русский прорыв», откровенно маргинального, не имевшего серьезных шансов на политической арене — выражаясь летовскими же словами, «заранее обреченного на полнейший провал».

Летовский красно-коричневый демарш стал шоком для многих слушателей, которые не поспевали за его изменчивыми политическими взглядами. Вообще, общественное восприятие «Гражданской обороны» менялось не раз. Если в 1980-е они были легендами андерграунда, идолами контркультуры и борцами с советским строем, то уже в 1990-е приличная публика по-снобски воротила от них нос, считая какими-то грязными панками и чуть ли не фашистами; их концерты проходили в предназначенных на снос окраинных кинотеатрах, на которых проливалось пиво, вырывались кресла и выбивались зубы.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
«Правила жизни»

Более-менее выправляться ситуация стала в нулевых, когда про «Оборону» стала писать глянцевая пресса, ее начал признавать истеблишмент и полюбила интеллигенция. Но сам Летов оставался таким же непримиримым, просто он отошел от политической игры, стал мыслить в совсем иных масштабах, и его перманентный бунт вышел уже на какой-то надмирный, метафизический уровень.

Всякий раз оказываясь в ситуации выбора, он поступал наперекор любым ожиданиям, выбирал заведомо проигрышную позицию, а свой подход он не раз объяснял в собственных песнях: «Я всегда буду против», «По линованной бумаге ты пиши напоперек», «В проигранной войне сопротивляйся до конца». Но еще чаще он пел о том, что находится где-то вовне, летает снаружи всех измерений, а один из самых лаконичных и запоминающихся образов в его творчестве — монетка, упавшая третьей стороной.

В последнее время можно встретить много спекуляций на тему того, что было бы, если бы Егор дожил до наших дней: за каких бы политических деятелей ратовал, по какую бы сторону баррикад оказался, какую бы позицию занял относительно тех или иных событий. Споры эти сколь заразительны, столь и бесплодны: на каждый аргумент приходится свой контраргумент, а истины все равно не узнать. Персонально автора этого текста интересует совсем другое: а как бы Летов воспринял новую волну австралийского психоделического рока — тех самых уже упомянутых King Gizzard & The Lizard Wizard, а также Tame Impala, Psychedelic Porn Crumpets и других деятелей? Почему-то кажется, что он бы только приветствовал таких отборных психонавтов.

Фантаст

В его песнях достаточное количество свинцовых мерзостей жизни: «грязный бинт и окно за окном», «колючая проволока вдаль километрит», «обильно унавоженные кладбища и огороды» и так далее — продолжать можно долго. Но за всей этой круговой обороной из мата, жестких образов, ощетинившихся гитар и бьющих по голове барабанов скрывалось нечто совсем другое.

В поздней песне «Слава психонавтам» он чествовал «первопроходцев своих беспредельных пространств, своих разноцветных глубин» и сам относился к той же породе. Он был по сути своей не реалистом, а сказочником, фантастом. На каждый «грязный бинт» у него находятся «ошеломительные луноходы, позаброшенные в звездной пыли». И даже если пластмассовый мир победил, он оставляет за собой право на оборону, пусть даже ее и составляют миражи вроде солнечного зайчика.