«Ромул», «Прометей», «Завет» и другие фильмы про Чужих — от худшего к лучшему
«Чужие против Хищника: Реквием» / Aliens vs Predator — Requiem (2007)
Режиссеры: Колин и Грег Штраусы
Многие справедливо выносят дилогию «ЧПХ» за скобки канона фильмов про Чужих (да и про Хищников тоже), так как она больше похожа на чью-то дурную шутку. Но ладно еще первая часть, а вот вторая с подзаголовком «Реквием» — это апофеоз плохого кино, где 80% хронометража занимают абсолютно не проглядываемые темные кадры, а остальные 20% потрачены на лихорадочный монтаж, пустых героев и лишенный хоть какой-либо оригинальности сюжет.
«Чужой: Воскрешение» / Alien: Resurrection (1997)
Режиссер: Жан-Пьер Жене
Четвертая часть оригинальной квадрологии — пример мучительной деградации серии, которую насильственно воскресили ради извлечения из нее хоть какой-то прибыли. Снимать «Воскрешение» предлагали Джеймсу Кэмерону, Питеру Джексону, Дэнни Бойлу и даже Дэвиду Кроненбергу, но все благополучно отказались, уступив французу Жан-Пьеру Жене, который на момент съемок даже по-английски не говорил. Сигурни Уивер вернули к роли Рипли, чтобы она сыграла ее клона — корпоративную марионетку, против которых она три фильма отчаянно сражалась. Жене при этом не стал следовать высокопарным тропам научной фантастики, как его предшественники, и снял китчевый космический капустник с пошлыми шутками и своим фирменным гротеском (это, в конце концов, режиссер «Амели»). Однако все его старания освежить подход разбились вдребезги от столкновения с дуболомным сценарием Джосса Уидона. Того, вероятно, попросили написать зрелищную одноклеточную стрелялку в космосе — ну тот, собственно, и написал, чем франшизу и похоронил. Впрочем, лишь на время.
«Чужой против Хищника» / AVP: Alien vs Predator (2004)
Режиссер: Пол У. С. Андерсон
Выросшая из комиксного фанфика на тему «а что, если...», серия «ЧПХ» в начале 2000-х спасла зрителей от «Чужого 5» — и, возможно, к лучшему. Режиссер Пол У.С. Андерсон, король блокбастеров категории B, долго мечтал снять фильм, который порадовал бы сразу два огромных фандома. По сюжету раз в 100 лет Хищники устраивают на Земле ритуальную охоту на Чужих, яйца которых они сами предварительно размещают на планете (а остальное делают люди). Если Хищники проигрывают, они вместе с собой уничтожают целые цивилизации — и это интересный взгляд на исчезновение народов майя, инков и ацтеков. Проблема фильма в том, что в противостоянии двух монстров акцент сделан на людях, которые безлики и шаблонны. В итоге ни зрелища, ни фанатского счастья от долгожданного кроссовера.
«Чужой 3» / Alien 3 (1992)
Режиссер: Дэвид Финчер
Дебют Финчера расколол публику: одни с пеной у рта защищают молодого режиссера, которому продюсеры перекрыли кислород, другие списывают провал фильма на неопытность постановщика. Но отнести триквел «Чужого» к какой-либо категоричной характеристике так просто не получится. Для начала у фильма есть концепт: Рипли попадает на планету-тюрьму, где пожизненный срок отбывают самые отъявленные преступники в Галактике. И это лишь полбеды, потому что вскоре там заведутся кровожадные Чужие.
Кроме того, здесь есть определенная сверхидея, ведь мизантропическая натура фильма является прямым следствием оригинального фильма. Тогда Ридли Скотт с самого начала задал вектор движения франшизы: впереди нас ждет пессимистическое будущее, корпорации высосут из человека человечность, а мы лишь сильнее отдалимся от Бога (к этой теме вернемся еще в «Прометее»). Кино Финчера как бы естественно развивает этот посыл, мол, род людской сам себя изживет. Благо, если к тому времени у человека хватит мозгов и смелости самому спрыгнуть в раскаленное жерло, а не дожидаться пинка от более развитых форм жизни или синтетических существ. Грубо, зато честно.
«Чужой: Завет» / Alien: Covenant (2017)
Режиссер: Ридли Скотт
Колониальный корабль «Завет» дрейфует к неопознанной планете, где по всем показателям можно начать новую жизнь. Но там они сталкиваются с мрачным андроидом Дэвидом, у которого несколько иные планы. Вторая часть новой дилогии Ридли Скотта продолжает богоборческий мотив «Прометея» и окончательно встает на сторону разочаровавшегося в человечестве робота (безупречная роль Майкла Фассбендера).
«Завет» — это фильм-притча о том, как созданный людьми андроид захотел испытать на себе роль творца, отсюда жанр фильма можно описать как генетический или селекционный хоррор. Скотт переписывает знакомый нам космогонический миф с упором на футуристические надежды фантастов на то, что искусственный интеллект в конечном счете станет наивысшей формой разумного существа во вселенной. Это смелое и сложное высказывание, которое многие на момент релиза «Завета» сочли недостойным внимания и даже не захотели понимать, цепляясь за якобы нелогичное поведение людей в инопланетной среде. Дело в том, что и «Завет», и «Прометей» с самого начала пытались доказать, что логика человека несовершенна и это, в свою очередь, определяет нас как вид.
«Чужой: Ромул» / Alien: Romulus (2024)
Режиссер: Феде Альварес
Эпоха высоких идей и заковыристых концепций, начатая и не до конца законченная Ридли Скоттом, во франшизе «Чужой» приостановилась с приходом мастеровитого жанрового ремесленника Феде Альвареса. Его «Ромул» — это упражнения в ужасном, то есть хорроре, в теплых объятиях которого вся серия когда-то и вылуплялась в далеком 1979 году. Группа подростков из угнетающей индустриальной колонии на орбите Земли задумывает побег в ближайший космический оазис, где они не будут работать как прокаженные и смогут увидеть солнце. Для этого им нужно выкрасть криокапсулы с заброшенного корабля, но, когда они к нему швартуются, становится ясно, что он все-таки не совсем заброшен.
Альварес не пытается изобрести велосипед, а добросовестно мастерит жанровый аттракцион с кучей отсылок на франшизу, роскошной аниматроникой, атмосферным дизайном футуристических интерьеров — и, самое главное, все это в форме замкнутого слэшера. Сюжетно события подвязаны к оригинальному «Чужому», но стилистически ближайший референс «Ромула» — это даже не кино, а общепризнанная видеоигра Alien: Isolation. Оттуда в фильм перекочевали коридорная линейность, аркадная логика с открыванием дверей и пролетом между сгустками кислоты, стрельба из самонаводящегося ружья и разбивка повествования на уровни по возрастанию сложности прохождения. Другими словами, ничего нового в глобальном смысле, просто очень приятное времяпровождение и бережное, с фанатской точки зрения, погружение в любимую эстетику.
«Прометей» / Prometheus (2012)
Режиссер: Ридли Скотт
«Прометей» — единственный фильм серии, в названии которого нет упоминания Чужих. Впрочем, не только в этом уникальность картины Ридли Скотта, ведь «Прометей» — самый настоящий теологический блокбастер, где на первое место ставятся вопросы экзистенциального характера, а уже потом атрибутика научно-фантастического приключения. Кто мы и откуда? Кто нас создал и кто создал создателей? А смертны ли они? С миссией ответить на эти вопросы экипаж космолета «Прометей» отправляется на неизведанную планету.
Сценарий Дэймона Линделофа копает глубже, чем мы привыкли ожидать от франшизы про ксеноморфов. Впервые за всю историю серии на первый план выводится персонаж-андроид (Майкл Фассбендер), глазами которого мы наблюдаем за обреченной с самого начала на провал миссией. Эта синтетическая перспектива на религию, происхождение человека и его попытки узнать нечто, что ему знать не положено, возносят «Прометея» к лучшим образцам научной фантастики (например, к «Бегущему по лезвию» того же Скотта). Но опять же, далеко не все готовы к подобной риторике в студийном блокбастере про огромных монстров. Зато кое-что касаемо фильма отрицать не удастся даже самым рьяным атеистам позднего Скотта: визуально «Прометей», вышедший 12 лет назад, до сих пор поражает воображение.
«Чужие» / Aliens (1986)
Режиссер: Джеймс Кэмерон
Задолго до второго пришествия Ридли Скотта (и отхода франшизы в сторону конфликта прогресса и религии) «Чужого» в полномасштабный блокбастер превратил гуру этого дела Джеймс Кэмерон. Прошло много лет с событий оригинала, Рипли просыпается после долгого анабиоза и узнает, что на той богом забытой планете, откуда она чудом спаслась, образовалась целая колония переселенцев. Когда колонисты перестают выходить на связь, компания «Вейланд-Ютани» обращается за помощью к героине Сигурни Уивер.
Кэмерон — тот еще специалист за деньги студии критиковать корпоративную культуру за ее бездушность и прагматичность. Здесь он хорошенько проходится по темным сторонам технократии, двойной линией подчеркивая посыл оригинального фильма: монстры — это не Чужие, а люди, раздающие приказы. При этом Чужих в картине заметно прибавилось (название не обмануло!), а следовательно, больше экшена, больше драйва и адреналина. Это до сих пор самый зрелищный и искусно поставленный боевик во всей франшизе, потому что перфекционизм Кэмерона не позволил бы сделать иначе. В дальнейшем наработки из «Чужих» режиссер утянет с собой во второго «Терминатора» (плохой робот / хороший робот) и «Аватара» (битвы в экзоскелетах), но его одержимость технологиями на экране обострилась именно во время создания этого фильма. «Чужие», к слову, запомнились не только как технический шедевр своего времени, но и грамотным ворлдбилдингом: Кэмерон прописал героине Уивер убедительный внутренний конфликт, сыграв который актриса получила номинацию на «Оскар», и увлекательно расширил мифологию ксеноморфов, представив зрителям их королеву.
«Чужой» / Alien (1979)
Режиссер: Ридли Скотт
Вечная классика жанра, которая разделила научную фантастику на до и после. Бригада вахтовиков возвращается домой из космоса после длинной смены на рудниках и внезапно ловит сигнал с неизвестной планеты. По протоколу компании экипаж «Ностромо» обязан проверить источник сигнала, еще не догадываясь, что этот прилет обречет всех на верную гибель (кроме, конечно, Эллен Рипли, сделавшей Сигурни Уивер звездой). Размеренная сай-фай-драма о космических трудягах постепенно оборачивается напряженным триллером про корыстных исполнителей корпорации, а затем вообще уходит на территорию чистокровного хоррора в замкнутом пространстве.
Ридли Скотт, впечатлившись «Звездными войнами», решил подойти к своему фантастическому полотну с небывалым уровнем фактуры, в чем ему особенно помог Ханс Гигер, придумавший внешний облик ксеноморфов, лицехватов и всю инопланетную атрибутику. «Чужой» — настоящий учебник жанрового крафта, как с помощью минимализма и голого артистизма создать маленький, практически вакуумный вымышленный мир, поколениями будоражащий умы как зрителей, так и кинематографистов, которые, несмотря на все метаморфозы, рады в него возвращаться.