Прогноз на завтра: 8 лучших фильмов с фестиваля «Окно в Европу — 2024»
32-й фестиваль российского кино «Окно в Европу» завершился победой фильма «Филателия», в котором работница мурманской почты влюбляется в моряка дальнего плавания. Для режиссера фильма Натальи Назаровой это уже не первый приезд в Выборг и не первая полученная здесь награда (несколько лет назад она показывала в конкурсе «Простой карандаш»), однако в этот раз ее картина заслуженно получила главный приз смотра. Члены жюри также отметили актерский дуэт фильма — Алину Ходжеванову и Максима Стоянова, а критики всеобщим голосованием наградили «Филателию» высшим баллом наравне с «Ласточкой» Малики Мухамеджан, одним из четырех дебютов в конкурсной программе.
Фестиваль в этом году в целом сделал большую ставку на новую кровь и не прогадал — все четверо дебютантов остались с дипломами. Но все же главные награды и полные залы собирали именно завсегдатаи Выборгского смотра — новые фильмы Назаровой, Романа Каримова и лента по сценарию Александра Рогожкина («Особенности национальной больницы»). Рассказываем, какие достопримечательности мы разглядели из «Окна в Европу» версии 2024.
«Ласточка» (2024)
Режиссер: Малика Мухамеджан
Окруженная живописными степями семья коневодов из трех человек уживается под одной крышей и ведет хозяйство. Одаренная натуральной красотой девушка с красивым именем Карлыгаш (что в переводе — «ласточка»), ее рукастый муж Ильяс и ее свекор, у которого тоже дел по горло. У Карлыгаш с мужем отношения без любви, хотя и без ненависти: они просто иссохли, как трава на испепеляющем солнце. Однажды на пороге их небольшого домика появляется француз Луи, молодой путешественник, чья машина сломалась прямо посреди аула. Гостеприимные казахи обещают помочь иностранцу и, пока машина чинится, предлагают пожить у них. После нескольких дней общения с Луи Карлыгаш понимает, что это знакомство — одно из самых интересных событий в ее серой и скучной жизни.
Что произойдет дальше, вы можете догадаться уже и так. Однако не стоит ожидать казахских «Мостов округа Мэдисон»: дебютантка Малика Мухамеджан вдохновляется, очевидно, совсем другими фильмами. По размеренному темпоритму, позволяющему за просмотром «Ласточки» хорошенько продышаться, прослеживается влияние работ Келли Райхардт. Сюжет, его деликатная подача и чувственная режиссура заставляют вспомнить фильмы Джейн Кэмпион, в частности «Пианино». Мухамеджан, как и Кэмпион, не снимает вестерн, однако в «Ласточке» как будто есть его ДНК, что удивительно с учетом полной отстраненности фильма от какой-либо жанровой категоризации.
Можно часами наблюдать за выгоном лошадей на закате, сбором переспелых яблок и прогулками героев по крутым холмам: кинематограф Малики Мухамеджан настолько тактильный и текстурный, что и слов не нужно, чтобы понять сюжет «Ласточки», эмоции и переживания героев читаются по глазам. Казахстан тут показан в деталях – он красивый, доброжелательный, настоящий. Камера любуется не только пейзажами, но и актрисой Зухарой Сансызбай, и мы, как зрители, прекрасно это понимаем.
«Затерянные» (2024)
Режиссер: Роман Каримов
Роман Каримов в первую очередь известен как режиссер остроумной комедии «Неадекватные люди» (2010), но мало кто знает, что премьера этого дебютного фильма состоялась именно в Выборге. Картина тогда получила главный приз, что, по сути, запустило длинную и разноплановую карьеру Каримова. И вот спустя 14 лет его новый фильм «Затерянные» снова попал в конкурсную программу, где, несмотря на название, совсем не затерялся. Такого Каримова, снимающего то, что он хочет, а не то, что должен, мы всегда рады видеть.
Сюжет фильма вращается вокруг коллег одной крупной компании, которых начальство посылает в командировку с целью заключить крайне выгодный договор с китайцами. На обратном пути в Москву машина Андрея (Егор Корешков) глохнет прямо на дороге в какой-то глуши: закончился бензин. Вместе с прагматичным Сергеем (Никита Кологривый) и технарем Аброскиным (Артем Цуканов) он отправляется на поиски топлива, что оборачивается абсурдным ночным приключением по «Городу Зеро». Под легким слоем комедии Роман Каримов оставляет важное послание (возможно, даже самому себе): жизнь одна и всех денег не заработаешь, поэтому проводите больше времени с близкими, а не в командировках.
«Маленький факт» (2024)
Режиссеры: Полина Прибыткова и Максим Печерский
Самым запоминающимся фильмом в конкурсе неигрового кино стала гипнотическая монтажная работа «Маленький факт», созданная при участии культурного центра «Зотов». В руки к режиссерам Полине Прибытковой и Максиму Печерскому попали огромные видеоархивы с хроникой советских людей 1920–1930-х годов, а также личные дневники, в которых сохранились настоящие переживания, думы и наблюдения тогдашнего народа. Видеоряд из бытовых сцен вроде поездки на первом метро или отработки смены на заводе сопровождаются цитатами из дневников самих рабочих: «У нас, русских, нет настроения. Мы озабочены завтрашним днем». Смонтировано все это совсем не сухо, а, наоборот, с чувством юмора, бодрым ритмом и захватывающей исторической фактурой, позволяющей на время показа переместиться на целый век назад. «Маленький факт» — это словно затерянный во времени спецвыпуск «Кино-Глаза» Дзиги Вертова.
«Филателия» (2024)
Режиссер: Наталья Назарова
Редко когда жюри, критики и зрители на фестивале приходят к консенсусу относительно кино, но в Выборге такого универсального признания удостоилась «Филателия» Натальи Назаровой. Для режиссера это практически проект мечты, который она пыталась реализовать много лет, получила его финансирование только с четвертого раза и по праву считает своим главным фильмом в карьере. Что ж, с этим не поспоришь: кино действительно пробивает на эмоции.
В небольшом мурманском отделении почты работает уже немолодая девушка Яна (Алина Ходжеванова) с легкой формой ДЦП — это проявляется лишь в хромоте и невнятной дикции. В свободное время Яна увлекается сбором марок и ходит на встречи филателистов. Однажды к ней в руки попадает конверт из Австралии с редкой маркой, которую она страшно хочет заполучить в коллекцию. Но Яна еще не знает, насколько кардинально изменится ее жизнь после встречи с получателем конверта — веселым моряком Петей (Максим Стоянов). «Филателия» — это чеховская история о маленьких людях, которым не чуждо стремление к счастью. Понятное, искреннее и местами гомерически смешное кино, после которого трудно остаться равнодушным.
«Последняя цена» (2024)
Режиссер: Наур Гармелиа
В небольшой полуразрушенной абхазской деревушке живет русская семья. Уезжать они не хотят (кроме старшего сына, мечтающего отправиться на учебу в Питер), потому что у них свое ореховое хозяйство. Их фундук — самый лучший во всей округе, но глава семейства пока не торопится продавать урожай в надежде, что ближе к зиме цены на орехи поднимутся втрое и тогда они наконец смогут позволить себе ремонт крыши или даже покупку нового участка. Внезапно на пороге их дома объявляется грязный и оборванный мальчик, не говорящий ни слова. Отец позволяет пацану остаться.
Поначалу кино Наура Гармелии настраивает зрителя на миролюбивый тон, неспешно показывая быт старой деревушки, процесс сбора и очистки орехов, а также позволяя понаблюдать за изменениями семейной динамики после встречи с немым мальчиком. Но затем «Последняя цена» все больше превращается в полноценный криминальный триллер, закрученный вокруг орехового бизнеса: интриги, кражи, перестрелки и серьезные драматичные разборки. Практически фундуковое «Лицо со шрамом» на абхазской земле.
«Наступит лето» (2024)
Режиссер: Кирилл Султанов
Еще один запоминающийся дебют из программы Выборгского кинофестиваля — это монохромный нуар Кирилла Султанова «Наступит лето». Детдомовец Никита (Микита Воронов) приезжает в Москву и знакомится там с мажором Дэном (Марк Эйдельштейн), который любит заставлять людей унижаться за деньги. Дэн предлагает Никите социальный лифт в обмен на дружбу с ним, однако главный герой еще не догадывается о настоящей цене такой «услуги». Кино как упражнение в стиле, где большой упор делается на атмосфере одиночества и затянувшейся депрессии. По намерениям и амбициям крепкий такой «Кирпич» Райана Джонсона. А по эстетике что-то из Сэма Левинсона: то ли юношеский максимализм, помноженный на меланхолию, из «Эйфории», то ли упражнения в прекрасном из «Малкольма и Мари».
«Лапин» (2024)
Режиссеры: Влад Краснослободцев и Ася Олешкевич
Еще один заметный дебют, но на этот раз из внеконкурсной программы — это тонкая и трогательная картина «Лапин». После развода родителей 15-летний Валентин Лапин (Михаил Иванов) переезжает вместе с мамой в ее маленький родной городок. Он верит, что это не навсегда, папа обязательно приедет к нему из Канады и заберет с собой. Пока же Вале приходится обживаться на новом месте, в новой школе, в новой для себя действительности, к которой он отчаянно не хочет привыкать. Единственное, к чему Лапин проявляет интерес, — это бег, ведь он для него как эскапизм. У фильма весьма органичный актерский состав: Иван Добронравов в роли сердобольного тренера, Таисья Калинина — эмпатичная одноклассница Вали, Надежда Лумпова — его чуткая мама. Но, конечно же, Михаил Иванов — это главное открытие фильма, такой хрупкий, но чуткий перформанс наверняка станет залогом долгой и интересной актерской карьеры.
«Ровесник» (2024)
Режиссер: Федор Кудрявцев
Самое молодое и дерзкое кино конкурсной программы — это мокьюментари-дебют Федора Кудрявцева, сделанный как курсовая работа студента киношколы. Гришу (Юрий Вершинин) заинтересовал один старый стартап из 1990-х, когда небольшая кучка единомышленников придумала первый в России интернет-маркетинг. Но затем одного убили, другой пропал без вести, а компания прекратила существовать. Гриша решил встретиться с живыми участниками того коллектива 20 лет спустя и выяснить, что случилось. «Ровесник» сочетает фейковые интервью, где вымышленных персонажей играют такие звезды российского кино как Александр Яценко и Анна Михалкова, с VHS-съемкой из 1990-х и элементами screenlife. Вся эта эклектика хорошо работает на разноплановое, нескучное повествование, где с серьезным лицом обсуждают смешные вещи, а сцены смонтированы с драйвом коротких видео из соцсетей.