Что смотреть в выходные: 11 невероятно красивых фильмов

У каждого из представленных в подборке режиссеров свой подход – использование в съемках новейших технологий, акцент на костюмах или цветовом решении декораций, подражание живописи старых мастеров или выстраивание симметричных кадров, работа с современными художниками. Но всех этих авторов объединяет одно: они создали шедевры, а видеоряд затмевает, а порой и заменяет сюжет.
Что смотреть в выходные: 11 невероятно красивых фильмов
Legion-Media
Содержание статьи

«2001 год: Космическая одиссея» / 2001: A Space Odyssey (1968)

США. Режиссер: Стэнли Кубрик

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Legion-Media

В середине 1960-х в разгар космических свершений Стэнли Кубрик заинтересовался природой взаимоотношений человека и Вселенной. Порассуждать на эту тему он пригласил писателя-фантаста Артура Кларка. Вместе они создали сценарий космического путешествия.

К съемкам «Одиссеи» Кубрик подошел с большой серьезностью. Его команда пристально следила за обновлением дизайна транспортных средств, чтобы декорации смотрелись современно. Для съемок сцены внутри корабля инженеры сконструировали гигантскую центрифугу– она имитировала движение астронавтов в невесомости. В финальной сцене полета «за бесконечность» режиссер использовал метод межщелевой фотографии и макросъемку растекающейся по воде краски. В итоге фильм стал каноном для научно-фантастических съемок и до сих пор смотрится современно.

«Кабинет доктора Калигари» / Das Cabinet des Dr. Caligari (1920)

Германия. Режиссер: Роберт Вине

Legion-Media
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Кабинет доктора Калигари» считается вершиной немецкого экспрессионизма. В центре сюжета – врач психиатрической клиники. Днем он выступает на городской ярмарке с управляемой сомнамбулой Чезаре, а по ночам заставляет Чезаре совершать убийства. Помимо сюжета фильм выделяется уникальным подходом к созданию декораций: режиссер пригласил немецких художников-экспрессионистов Вальтера Реймана, Германа Варма и Вальтера Рерига нарисовать задники к картине. Изломанные линии, острые углы и перекошенные интерьеры стали визитной карточкой фильма.

«Время развлечений» / Playtime (1967)

Франция. Режиссер: Жак Тати

Legion-Media

Наиболее известный образ Жака Тати в кино – господин Юло. Из фильмов «Каникулы господина Юло» и «Мой дядюшка» этот персонаж перекочевал в самыйамбициозный и дорогостоящий проект Тати «Время развлечений». Главный герой приезжает в Париж на важную встречу, но за весь фильм так и не видит ни одной достопримечательности.

Задумка Тати состояла именно в этом: показать стерильность современного обезличенного города с типовой архитектурой. Чтобы воплотить своюидею, режиссер потратил колоссальный бюджет на декорации. Он построил целый город из гигантских небоскребов и по несколько дней ждал необходимого для кадра освещения. Картина сделана в серых тонах с обилием стекла, металла и прямых линий, на фоне которых человек выглядит потерянным.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Цвет граната» (1968)

СССР. Режиссер: Сергей Параджанов

Legion-Media

Сергей Параджанов известен как создатель поэтического кинематографа. Но в первую очередь он художник. «Из красок и ароматов мира детство мое сотворило лиру поэта и вручило мне», – говорит Саят-Нова в «Цвете граната». Эту же мысль можно отнести и к Параджанову. Его творческий подход – это создание из детских воспоминаний и традиций произведения искусства. На этом приеме и построена картина «Цвет граната» – поэтическое полотно о жизни великого армянского поэта Саят-Новы. В фильме история рассказана исключительно визуальным языком: цветами режиссер обозначает два сталкивающихся начала – красное светское и черное духовное. На этом противопоставлении строитсяглавный конфликт фильма.

«Шепоты и крики» / Viskningar och rop (1972)

Швеция. Режиссер: Ингмар Бергман

Legion-Media
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Все мои фильмы могли бы быть черно-белыми, кроме этого», – говорил Ингмар Бергман про «Шепоты и крики».

Сюжет фильма строится на отношениях трех сестер (их играют любимые музы Бергмана Харриет Андерссон, Лив Ульман и Ингрид Тулин) и их служанки. Старшая сестра тяжело больна, это становится поводом навестить ее в родовом поместье и заново прожить детские травмы. Во время работы над сценарием Бергман ставил перед собой задачу сосредоточиться на главном в картине, поэтому визуальную часть он ограничил тремя цветами – красное пространство дома, белые платья героинь и черный цвет траура.

Такой минималистичный фон подчеркивает мельчайшие нюансы отношений между героинями. Скупые на эмоции сестры расставлены в кадре безучастными античными статуями. Они нуждаются друг в друге, но, как обычно бывает у Бергмана, не способны на любовь.

«Дни жатвы» / Days of Heaven (1978)

США. Режиссер: Терренс Малик

Legion-Media

«Дни жатвы» – история американского разнорабочего Билли (одна из первых ролей Ричарда Гира) и его возлюбленной Эбби. Билли случайно убивает человека и пускается в бега с избранницей. В поисках заработка они попадают на техасскую ферму в разгар уборки урожая. Там закручивается любовный треугольник, перекликающийся с библейской историей Сары и Авраама.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Свою вторую картину Терренс Малик практически целиком снимал в закатные часы: струящийся золотой солнечный свет и длинные закатные тени выигрышно подчеркивали красоту засеянных пшеницей полей. Визуальным вдохновением для режиссера послужили акварели Эндрю Уайета, особенно самая известная из них – «Мир Кристины». Малик решил повторить композицию этой картины и расположил фермерский особняк вдали на пригорке, чем подчеркнул социальные различия между Билли и его соперником фермером.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Повар, вор, его жена и ее любовник» / The Cook, the Thief, His Wife & Her Lover (1989)

Нидерланды. Режиссер: Питер Гринуэй

Legion-Media

Свой самый известный фильм Питер Гринуэй посвятил всем, кого ненавидит. Действительно, некоторые провокационные сцены вызывают отвращение у неподготовленного зрителя.

Главные действующие лица – заявленные в названии повар, вор и далее по списку, а место действия – ресторан, куда по вечерам приходит вор со своей свитой.

В качестве референса для визуального ряда картины режиссер использовал голландскую живопись XVII века. Главный акцент сделан на работе Франса Халса «Банкет офицеров стрелковой роты св. Георгия». Костюмы участников банды (великолепный дебют Жана-Поля Готье в качестве художника по костюмам) выполнены в стилистике этого группового портрета. Зону кухни режиссер окрасил в зеленый цвет и декорировал в лучших традициях голландских натюрмортов Франса Снейдерса. Общение жены с любовником происходит преимущественно в женском туалете – это белое пространство без лишних деталей. И здесь опять появляется художник из Нидерландов, только уже ХХ века, – Пит Мондриан: его разлинованные на цветовые квадраты картины вдохновили Гринуэя на колористическое решение фильма.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Пятый элемент» / The Fifth Element (1997)

Франция. Режиссер: Люк Бессон

Legion-Media

«Пятый элемент» мог бы стать проходным фильмом, но в работу над картиной вмешался Жан-Поль Готье. На тот момент у модельера уже был успешный опыт работы в кино с Педро Альмодоваром и Питером Гринуэем. Перед ним стояла задача – сделать костюмы для фантастического боевика максимально жизнерадостными, чтобы у зрителя не возникало ощущения пугающего будущего. Модельер собрал все характерные для своего стиля приемы. Стюардессы одеты в идеальные голубые корсеты, Руби Род носит облегающий костюм с леопардовым принтом, а минималистичное одеяние Лилу было вдохновлено картиной Фриды Кало.

«Любовное настроение» / Faa yeung nin wa (2000)

Гонконг. Режиссер: Вонг Кар-Вай

Legion-Media
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Сюжет о супружеской измене настолько же банален, насколько изящно он воплощен в «Любовном настроении». История героев рассказана бегло. Куда больше внимания уделено передаче настроения через освещение, операторскую работу и построение кадра. Тусклые интерьеры создают атмосферу тайной связи. В кадре то идет дождь, то тянется струйка дыма от сигареты, сменяются интерьеры и локации, хрупкая женщина с высокой прической и мужчина в костюме едят лапшу. Поэтическая манера «Любовного настроения» стала настолько узнаваемой, что перетекла в следующий фильм режиссера – «2046». Впрочем, во всей этой красоте герои Кар-Вая так и остались пугающе одинокими.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Под покровом ночи» / Nocturnal Animals (2016)

США. Режиссер: Том Форд

Legion-Media

Однажды успешный модельер решил, что он режиссер, – так обычно начинаются истории громких провалов, но не в этот раз. У Тома Форда всего два полнометражных фильма, и оба были удостоены призов в Венеции. «Под покровом ночи» – психологический триллер, действие которого происходит в двух плоскостях. В первой успешная галеристка читает рукопись бывшего мужа и вспоминает их отношения. Вторая история – это сюжет той самой рукописи. Две линии объединены идеей выбора пути. Визуально сюжеты контрастируют друг с другом: современные интерьеры, наполненные предметами искусства, и идеальные костюмы главной героини противопоставлены пыльным степям юга Америки.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Солнцестояние» / Midsommar (2019)

США. Режиссер: Ари Астер

Legion-Media

Триллеры Ари Астера по праву включены в пантеон фильмов ужасов, и «Солнцестояние» – один из таких. Главная героиня переживает потерю семьи. Вместе с другом и его приятелями она отправляется в этнографическую экспедицию в Скандинавию, где, кажется, никогда не заходит солнце, царит гармония, а люди в белых одеждах собирают цветы в полях. Главная идея «Солнцестояния» как раз в том, что действительно пугающие вещи происходят в идиллическом пространстве шведской общины в уютных белоснежных интерьерах. Тщательная работа режиссера над оформлением деревни и костюмами местных жителейдает пугающее ощущение реальности происходящего на экране.