Жизнь после смерти: 7 лучших кавер-версий на Элвиса Пресли
Can’t Help Falling In Love, Bono, 1993
Знаменитую лирическую балладу Элвиса Пресли, выпущенную в 1961 году на альбоме Blue Hawaii, перепевали многие музыканты. Это неудивительно: у песни запоминающаяся и плавная мелодия (первоисточник — старинная французская баллада Plaisir D’Amour, написанная еще в 1784 году), она короткая и не слишком сложная даже для не самого виртуозного вокалиста. Пожалуй, самой известной кавер-версией хита стала работа британской группы UB40 1993 года: музыканты исполнили шлягер Пресли в стиле регги, и эта своеобразная перепевка до сих пор остается их визитной карточкой.
Но мало кто знает, что годом ранее свой вариант Can’t Help Falling In Love выпустил фронтмен U2 Боно. Причем его версия и версия UB40 были записаны для одного проекта — музыкальной комедии Эндрю Бергмана «Медовый месяц в Лас-Вегасе» с Сарой Джессикой Паркер и Николасом Кейджем в главных ролях. Саундтрек картины полностью состоит и современных кавер-версий хитов Пресли — от Love Me Tender (ее исполнила Эми Грант) до Heartbreak Hotel в исполнении Билли Джоэла. Версию Can’t Help Falling In Love от UB40 создатели в итоге забраковали и предпочли ей вариант, записанный Боно. Если честно, мы их понимаем: его вариант получился куда более глубоким и драматичным, а на высоких нотах голос ирландца и вовсе улетает в стратосферу. Увы, песня осталась недооцененной — в студийном варианте она существует только на саундтреке. Какое-то время Боно живьем исполнял ее на концертах U2, но лишь в начале 1990-х.
In The Ghetto, The Cranberries, 2001
Выпущенная в 1969 году отдельным синглом, эта печальная баллада — одна из немногих в дискографии Элвиса песен на социальную тему. В ней рассказывается о мальчике, который родился в гетто для чернокожих в Чикаго. Он растет в нищете, затем, доведенный до отчаяния, начинает воровать и в итоге гибнет от рук полицейских — так Элвис, а также автор песни, кантри-музыкант Мак Дэвис, попытались привлечь внимание к бедному чернокожему населению, на которое обществу наплевать. Известно, что поначалу продюсеры отговаривали Пресли от записи: они боялись, что такая «провокационная» песня повредит репутации артиста. Элвис их не послушал и оказался прав: в США диск стал платиновым, в Великобритании через три года добрался до первого места в чартах.
Как и на многие другие хиты Элвиса Пресли, на In The Ghetto существует немало кавер-версий. В частности, с перепевки этой баллады в 1984 году началась карьера британцев Nick Cave and the Bad Seeds. А в 2001 году в качестве одного из бонус-треков в свой пятый студийный альбом песню включили ирландцы The Cranberries. Проникновенный вокал Долорес О’Риордан сделал балладу еще более грустной и трогательной.
Jailhouse Rock, Queen, 1970-е
Один из главных хитов в карьере Пресли вышел в 1957 году в качестве саундтрека к одноименной музыкальной комедии «Тюремный рок». Заводная рок-н-ролльная песня про веселых узников, которые устраивают вечеринку прямо в месте заключения, не только стала одной из визитных карточек Элвиса, но и вообще вошла в историю. Она, например, попала в Зал славы «Грэмми», а в 2012 году журнал Rolling Stone поставил ее на 67-е место в списке 500 величайших треков всех времен.
В числе музыкантов, которые выпускали свои версии «Тюремного рока», — Motley Crue, ZZ Top и Meat Loaf. Всего кавер-версий насчитывается больше 300. Но, пожалуй, самой яркой из них можно считать live-версию, которую с середины 1970-х годов на бис исполняли на своих концертах Queen. Фредди Меркьюри не раз признавался, что Элвис с детства был одним из его любимых музыкантов и что, в частности, именно он повлиял на него и вдохновил на то, чтобы начать писать собственную музыку. В 1979 году группа даже выпустила песню Crazy Little Thing Called Love, которая стала посмертным посвящением Пресли. Ну а Jailhouse Rock в исполнении Фредди — просто звуковой фейерверк, сгусток невероятно мощной энергии и наглядное доказательство того, что Меркьюри стал достойным наследником своего кумира.
Always On My Mind, Pet Shop Boys, 1987
Эту лиричную балладу 1972 года изначально исполняла соул-певица Гвен Макрей, позднее в том же году ее записала Бренда Ли, а затем и Элвис Пресли. Для короля рок-н-ролла песня стала очень личной: он начал исполнять ее вскоре после того, как расстался с женой Присциллой. Текст You Were Always On My Mind — печальное послание человеку, перед которым лирический герой чувствует вину, но которого продолжает любить: «Возможно, я не обращался с тобой так хорошо, как мне бы следовало. / Может, я не любил тебя так часто, как должен бы был. / Мелочи, которых я не сделал, о которых не сказал, — я просто не тратил на них время. / Но ты всегда была в моих мыслях».
Самой успешной у критиков кавер-версией You Were Always On My Mind стала та, что записал в 1982 году американский кантри-певец Уилли Нельсон — год спустя он получил за нее три статуэтки «Грэмми». Однако всемирную народную любовь снискала все-таки версия британского поп-дуэта Pet Shop Boys. Впервые Нил Теннант и Крис Лоу исполнили ее в 1987 году на шоу MTV Love Me Tender, посвященном десятилетию со дня смерти короля рок-н-ролла. Медленную балладу они сумели превратить в среднетемповый диско-трек, меланхоличный и заводной одновременно. Вскоре песню решено было записать в студии и выпустить как сингл — и не зря: Always On My Mind продержалась на вершине британского чарта четыре недели. В 2004 году она попала на вторую строчку списка 50 лучших кавер-версий всех времен, составленного The Daily Telegraph, а через десять лет лучшим кавером в истории ее назвали зрители BBC.
Fever, Madonna, 1992
Изначально эта песня была записана в 1956 году ритм-энд-блюзовым певцом Литтл Вилли Джоном, в 1958-м ее перепела джазовая певица Пегги Ли, которой хит помог перезапустить карьеру. В дискографии Элвиса Пресли Fever появилась только в 1960 году на альбоме Elvis Is Back! и, конечно, в последующие годы стала ассоциироваться в первую очередь с ним. Среднетемповая ритмичная песня идеально передает состояние любовного томления: «От твоих объятий меня охватывает жажда, с которой так сложно бороться. / Ты вызываешь у меня жажду». Некоторые считают, что этот чувственный трек предвосхитил атмосферу сексуальной революции, которая разразилась в 1960-е.
В последующие десятилетия свои версии Fever выпустили Джо Кокер, Сюзи Куатро, Аманда Лир и даже Бейонсе. Одним из самых запоминающихся стал вариант Мадонны — песня вышла в 1992 году на весьма подходящем для нее альбоме Erotica. Ритм-энд-блюзовую Fever певица превратила в танцевальный хаус-трек, а режиссер Стефан Седнауи снял на него чувственное видео, в котором Мадонна появляется в рыжем парике и практически обнаженная — ее тело прикрывают только пышные цветы.
Don’t Be Cruel, Chip Trick, 1988
Один из ранних треков Элвиса был записан в 1956 году — лиричная среднетемповая Don’t Be Cruel стала первой песней, которую восходящей звезде предложили взять в репертуар продюсеры студии Hill & Range. Она была выпущена в качестве сингла, на оборотной стороне которого была зажигательная Hound Dog. Обе композиции продержались в американском поп-чарте 11 недель, а Don’t Be Cruel журнал Billboard назвал второй лучшей песней 1956 года.
В числе прочих перепевали этот трек в свое время сами The Beatles (они исполняли ее на концертах живьем на рубеже 1950–1960-х годов) и даже Дебби Харри из Blondie. Но самой самобытной кавер-версией, пожалуй, можно назвать интерпретацию американской поп-рок-группы Chip Trick, чей фронтмен Робин Зандер не раз признавался, что Элвис в свое время серьезно на него повлиял. Музыкантам удалось сохранить лиричность и драйв оригинала, при этом благодаря инструменталу песня звучит абсолютно в духе 1980-х.
A Little Less Conversation, Junkie XL, 2002
Строго говоря, это не кавер-версия, а ремикс — зато какой! Голландец Том Холкенборг, больше известный под псевдонимом Junkie XL, превратил рок-н-ролльную композицию 1968 года, записанную для саундтрека фильма «Немного жизни, немного любви», в заводной танцевальный хит, который в начале нулевых звучал на волнах почти каждой радиостанции — и не только. В 2002 году хит возглавил чарты 20 стран, стал негласным гимном чемпионата мира по футболу (он звучал в рекламе Nike), а также использовался в видеоиграх Pump It Up Exceed и Dancing Stage Megamix. Кто бы мог подумать, что песня с вокалом Элвиса Пресли будет ассоциироваться с дискотеками начала нулевых? Но именно так и произошло: под Элвиса танцевали не только бумеры, но и миллениалы.