Союз спасения: как «Дэдпул и Росомаха» вернули киновселенную Marvel к жизни (или нет)
Киновселенная Marvel уже не та, что прежде. Зрители стремительно теряют интерес, критики все больше сравнивают выходящий пачками контент с фестивалем посредственности, а создатели никак не могут отыскать свое золотое руно. Когда же детище Кевина Файги свернуло не туда? Ответ очевиден: когда завершилась «Сага бесконечности» и был взят курс на «Сагу мультивселенной», которая оказалась амбициозной только на бумаге. Из десяти выпущенных в этой фазе полнометражных фильмов безоговорочно хороших от силы штуки три: «Шан-Чи» и третьи части «Человека-паука» да «Стражей Галактики». Из десяти выпущенных в этой фазе телевизионных сериалов безоговорочно хорош лишь один — «Локи», и то конкретно его второй сезон.
Вот бы у Marvel появился такой фильм, который открыто бы признал провальность «Саги мультивселенной» и хоть на время вернул зрителям чувство радости от просмотра очередного марвеловского блокбастера. О, так вот же он — называется «Дэдпул и Росомаха». Действительно: кому, как не болтливому наемнику, устроить маленький переполох в большом «Мышином доме» и заодно вместе с когтистым другом вытащить его из трясины неудач?
Сюжет триквела подвязан к финалу предыдущей части, когда Уэйд Уилсон (Райан Рейнольдс) с помощью машины времени Кейбла (Джош Бролин) хорошенько поглумился над собственным таймлайном. С помощью этого устройства он также перемещается в ключевую вселенную (Земля-616), где пытается пройти собеседование в команду Мстителей, но, увы, ему отказывают. Теперь герой вынужден повесить костюм на гвоздь и подрабатывать консультантом в автосалоне. Так проходят года, пока на пороге его дома не объявляется отряд из Управления временными изменениями (ребята из сериала «Локи»), который силой доставляет его к мистеру Парадоксу (Мэттью Макфэдиен из «Наследников»).
Тот объясняет, что вселенная Дэдпула гибнет из-за того, что умер ее так называемый якорь, ключевой персонаж Росомаха (события фильма «Логан»), и, мол, нужна помощь, чтобы добить ее окончательно. Дальше герои продолжают разжевывать всю эту бесконечную и малоинтересную для тех, кто не в курсе предыдущих 250 проектов Marvel, экспозицию, пока мы не доходим до сути. Дэдпул решает не уничтожать вселенные, а спасать их, заручившись для этого поддержкой Логана из альтернативного мира. Логан этот, правда, совсем не герой, а человек, который погубил свою вселенную и теперь заливает горе литрами виски. Но какая разница, если его все так же играет неотразимый Хью Джекман.
Триквел «Дэдпула» задержался из-за череды юридических проволочек, вызванных покупкой «Диснеем» студии «XX век Фокс». В какой-то момент появились сомнения: а есть ли вообще смысл в продолжении под брендом, ассоциирующимся у всех с детско-подростковым, политически корректным контентом, когда Дэдпул буквально большая всему этому антитеза? Но, к счастью, Дэдпул почти не изменился: он все так же много матерится, кромсает злодеев в фарш и отпускает шутки ниже пояса. Другой вопрос, что мы все это уже проходили и в третий раз комедийная манера Рейнольдса уже не вызывает того щенячьего восторга, как тогда, когда в режиссерском кресле сидел Тим Миллер.
Сейчас режиссером выступает доверенный студийный ремесленник Шон Леви. Крайне «удобный» для Кевина Файги постановщик, у которого есть опыт работы с крупными проектами (в частности, с участием Рейнольдса), но нет своего стиля и принципов. Отсюда довольно безликая режиссура и мало визуально отличительных экшен-сцен по сравнению с тем же Миллером или Дэвидом Литчем. Вдобавок при видимой вседозволенности Дэдпула под крылом Disney все же ощущается некоторая сдержанность в его шутках. Например, можно безобидно посмеяться над тем, что вернувшегося Джекмана теперь будут заставлять играть Росомаху до 90 лет (с учетом возвращения Роберта Дауни — младшего в КВМ шутка уже не такая смешная). А вот фейл с Джонатаном Мэйджерсом и его Кангом комментировать нельзя (хотя Дэдпул времен «Фоксов» не упустил бы такой подкол в адрес Marvel).
Кроме того, недожатым в плане стеба вышел экскурс в подзабытую библиотеку «марвеловских» персонажей из 2000-х, которые тоже принадлежали студии «XX век Фокс». Как можно было упустить возможность задеть Сорвиголову Бена Аффлека? Вспомнили «Блэйда», но ноль шуток о том, что Уэсли Снайпс сидел в тюрьме? Даже в «Неудержимых» это обыграли, а здесь такое чувство, словно Дэдпула постоянно кто-то одергивает и запрещает шутить над звездами, согласившимися поучаствовать в камео.
На фоне недавних проектов кинематографической вселенной Marvel «Дэдпул и Росомаха» определенно выделяется в хорошем свете. Это забавное, местами зрелищное и довольно ностальгическое кино для всех, для кого фильмы о Людях Икс, Фантастической четверке, Блэйде и Сорвиголове стали первым знакомством с миром комиксов Marvel посредством кинематографа (не пропустите финальные титры). Но что касается непосредственно трилогии о неубиваемом наемнике, третья часть самая слабая в серии. Пропал элемент свежести, шутки стали повторяться, надлом четвертой стены уже не столь изобретателен, и, конечно, слишком много лишней экспозиции, от которой клонит в сон и никакой особой пользы нет.
Чтобы полностью подготовиться к просмотру «Дэдпула и Росомахи», требуется чуть ли не вся жизнь: надо знать события первых двух «Дэдпулов», всю хронологию Людей Икс, ключевые события предыдущих 33 фильмов КВМ, основной мотив «Саги мультивселенной» (а это как минимум просмотр двух сезонов «Локи») и, наконец, освежить в памяти все остальные супергеройские фильмы Marvel до появления КВМ. Картине Шона Леви жутко не хватает целостности и самостоятельности, во многом потому, что «ДиР» — это, во-первых, фильм, состоящий из фансервиса, а во-вторых, фильм-функция, основная задача которого вернуть у зрителя интерес к Marvel и залатать финансовые дыры, полученные от череды кассовых неудач. Фансервис равно зрительский восторг, зрительский восторг равно миллионы долларов, миллионы долларов равно уверенность продюсеров в правильной работе своего конвейера.
Но давайте признаем факт, что главная причина успеха фильма отнюдь не работа режиссера, не комедийный талант Рейнольдса, не поток красочных камео, уж точно не захватывающий сюжет и даже не появление Догпула. Несмотря на второе место в названии фильма, это все-таки заслуга Росомахи и конкретно Хью Джекмана, который за 17 лет стал настоящим лицом франшизы «Люди Икс» и по совместительству суперзвездой мирового масштаба. «Логан» — все еще шедевр взрослого супергеройского кино, как бы Дэдпул ни глумился над костями Росомахи. Хью Джекман — все еще великий, из какой бы вселенной ему ни довелось играть когтистого героя. Marvel может придумывать сколько угодно параллельных вселенных и вариантов тех же самых персонажей, сколько угодно воскрешать героев, менять исполнителей ролей или обновлять актерские составы, но Росомаха в наших сердцах всегда будет только один. Только Хью.