От дач аристократов до творческих кооперативов: отправляемся на прогулку по району Аэропорт
Архитектурные прогулки девелопер проводит в рамках проекта FORMA tours, чтобы открыть для жителей Москвы привычные локации с нового ракурса и познакомить с историей столичной архитектуры. Подробнее с расписанием экскурсий можно ознакомиться на сайте, они продлятся до сентября включительно. По мотивам прогулки «Форма и содержание. Район Аэропорт» рассказываем, что связывает район с советской интеллигенцией и авиацией, почему Петровский парк и его окрестности полюбились московской знати уже в XIX веке и где здесь искать Изофабрику, а также дополняем маршрут нетривиальными локациями, которые приглянулись редакции.
Павильоны станции метро «Динамо»
Начать знакомство с районом Аэропорт можно с больших наземных вестибюлей станции метро «Динамо», которая, как и многие другие исторические станции метрополитена, признана объектом культурного наследия. Дело в том, что их внешний вид приобрел такие масштабы неспроста: в 1938 году архитектора Дмитрия Чечулина попросили придумать вестибюли для множества болельщиков, которые посещали спортивные соревнования на одноименном стадионе. Осматривая внешнюю сторону вестибюлей, обратите внимание на барельефы — они посвящены разным спортсменам и видам состязаний. Спортивную тематику продолжают и многочисленные медальоны на самой станции, проект которой разработали архитекторы Яков Лихтенберг и Юрий Ревковский.
Стадион «Динамо»
Всего в нескольких минутах от метро вы точно не пропустите спортивное достояние района — непосредственно сам стадион «Динамо». В день его открытия в 1928 году проходила Первая Всесоюзная спартакиада народов с футбольным матчем между сборными Белоруссии и Швейцарии. Архитектура, вдохновленная переходом от конструктивизма к классике, выглядела монументально благодаря масштабным бетонным трибунам, окружающим стадион, в чем даже прослеживалось сходство с Колизеем.
Осматривая эту локацию, стоит вспомнить 1980 год. Тогда стадион стал площадкой для Олимпийских игр, и территория была значительно расширена. Но самая большие изменения были впереди: в 2008 году «Динамо» закрыли на десятилетнюю реконструкцию. Сегодня над одной из главных спортивных арен Москвы возвышается купол.
Петровский путевой дворец
От стадиона направимся прямиком в неоготический дворец, построенный по указу императрицы Екатерины II в конце XVIII века зодчим Матвеем Казаковым. Мысль о его необходимости пришла императрице во время праздничных гуляний, посвященных победе России в Русско-турецкой войне 1768–1774 годов. Путевым дворец оказался благодаря тому, что являлся частым местом отдыха для императорской семьи и ее свиты перед въездом в Москву после продолжительной дороги из Петербурга. И хотя Екатерина II останавливалась здесь лишь дважды, говорят, она велела «не жалеть фантазии», чтобы «каменная дача» превзошла все прошлые по величию. Так и сложилось: красно-белое здание со сложными декоративными элементами объединило в себе мотивы древнерусской, готической и восточной архитектуры.
Храм Благовещения Пресвятой Богородицы
В XIX веке Николай I распорядился разбить в окрестностях Петровского путевого дворца парковую зону. Дачные имения недалеко от столь удачной локации приобрели еще большую популярность среди аристократии. Однажды на одной из таких дач произошло несчастье — умерла внучка камергерши Анны Дмитриевны Нарышкиной, после чего она решила выстроить на том же месте храм. Так в 1844–1847 годах появился столпообразный двухъярусный храм Благовещения Пресвятой Богородицы, спроектированный архитектором Фридрихом Рихтером — основоположником научной реставрации в России. Например, он восстанавливал Боровицкую башню Кремля, Псковский кремль и палаты бояр Романовых в Москве.
Дом Матвея Манизера
Выйдя из парка в сторону 1-й улицы 8 Марта, пройдемся до двухэтажного особняка 1951 года постройки. Здание в стиле сталинского ампира примечательно не только панорамными окнами, но и историей своего хозяина. Советский скульптор Матвей Манизер построил дом на собственные средства от больших заказов на монументальные работы, в числе которых — бронзовые фигуры для станции метро «Площадь Революции». Также именно Манизеру доверили снимать посмертную маску Сталина. Сегодня особняк принадлежит потомкам художника, а в народе его прозвали «домом с балериной»: местный сад украшает портретная скульптура Галины Улановой.
Ресторан «Эльдорадо»
Ресторанный бизнес набирал обороты еще в конце XIX века, и история одного небольшого деревянного дома на Красноармейской улице — тому подтверждение. Заметив высокий спрос на окрестности Путевого дворца, купец Илья Арефьевич Скалкин в 1899 году выкупил земельный участок неподалеку и превратил его в гостиницу и ресторан, известные громкими кутежами. Почти десять лет спустя на фоне успешного бизнеса Скалкин перестроил здание вместе с архитектором Николаем Поликарповым по проекту знаменитого зодчего Льва Кекушева. Среди примечательных элементов фасада — театральные маски и лавровые венки, а саму постройку украшает угловая башня с массивным куполом. В наши дни ни гостиница, ни ресторан уже не функционируют, но внешний облик здания напоминает о бурном прошлом.
Центральный дом авиации и космонавтики ДОСААФ России
На той же Красноармейской улице находится старейший в Европе и России авиационно-космический музей. Центральный дом авиации и космонавтики основан в 1924 году на месте, где еще в начале XX века размещался ресторан, но уже более скромный, — «Аполло». Заглянув внутрь, в музее можно увидеть экспонаты, датированные концом IX века, и редкие авиационные реликвии, которые музей приобретал на протяжении десятилетий.
Вестибюли станции метро «Аэропорт»
Станция получила название благодаря бывшему Центральному московскому аэродрому имени М. В. Фрунзе в 1938 году. Тема авиации отразилась и в оформлении. Во время строительства главный архитектор Метропроекта Самуил Кравец вывел вестибюли в цокольные этажи двух корпусов жилого дома. Они представляют собой лоджии с тремя арками, опирающиеся на квадратные колонны. За стиль подземного зала отвечали архитекторы Борис Виленский и Владимир Ершов, которые придерживались популярного в те годы ар-деко. Спустившись в центр зала, обратите внимание на своды, рельеф которых отсылает к образу парашютов.
Дома на Черняховского — ХЛАМ
ХЛАМ — часть района, которая хорошо известна местным, но далеко не всегда привлекает новых посетителей. Речь идет о постройках в бывшем селе Всехсвятском, где в 50-е годы XX века на месте старых бревенчатых зданий началось большое кооперативное строительство. Эти жилые дома предназначались для представителей творческой интеллигенции — художников, литераторов, актеров, музыкантов, из первых букв этих профессий и сложилось шуточное название «ХЛАМ». Сегодня дома на Черняховского выглядят не столь примечательно, однако множество мемориальных табличек — хорошая возможность узнать о некогда живших здесь советских артистах: Леониде Гайдае, Константине Симонове, Микаэле Таривердиеве и не только.
Изофабрика «Всекохудожник»
Выйдем на Часовую улицу, где расположился один из главных исторических центров творческой интеллигенции столицы, — бывшая Изофабрика «Всекохудожник». В 1933 году архитектор Георгий Гольц получил заказ построить городок искусств для всероссийского кооператива художников и скульпторов. Вдохновившись итальянским ренессансом, Гольц спроектировал Изофабрику и окружающие ее творческие цеха, а внутренний двор выполнял функции галереи.
Сегодня Изофабрика находится на территории будущего городского квартала SOUL. Девелопер FORMA бережно отреставрирует здание, где будут функционировать творческие и просветительские пространства. Изофабрику будут аккуратно обрамлять камерные премиальные дома Unique, которые созвучны исторической невысокой застройке района. Познакомиться ближе с историей этих мест можно во время архитектурных прогулок «Форма и содержание. Район Аэропорт», которые девелопер проводит совместно с Городским экскурсионным бюро Музея Москвы. Бродя по улицам, вы будете исследовать город, рассматривать детали зданий, а еще увидите работы современных художников, спрятанные во дворах застройки 1960-х годов.
Павильон станции метро «Сокол»
Завершить прогулку удобно на ближайшей станции «Сокол», которая открылась в 1938 году. Это первая станция метро в Москве, где архитекторы выстроили один ряд колонн по центру перрона. Но перед тем, как спуститься вниз, обратите внимание на фонтан и архитектуру самого павильона — тонко проработанные пропорции с мелкой деталировкой стен, балюстрад и витражей.
Всего за двадцать минут от станции «Сокол» можно добраться до соседнего района — Покровское-Стрешнево, где возводится городской квартал бизнес-класса девелопера FORMA. И продолжить изучать районы столицы, присоединившись к маршруту девелопера FORMA и Музея Москвы — «Покровское-Стрешнево. История, природа и экожилье». Во время прогулки можно узнать об истории местности, где с середины XVI века располагалась усадьба Стрешневых, а к началу XX века образовался популярный дачный поселок, познакомиться с архитектурой одного из крупнейших парков на северо-западе Москвы Покровское-Стрешнево и вместе с биологом изучить особенности природного ландшафта долины реки Химки.
Реклама. ООО «ФОРМА».