«Власть — это служение». Чем хорош фаворит премии «Эмми» — новый сериал «Сегун»?
Впервые пухлый тысячестраничный роман Клавелла о приключениях английского лоцмана в средневековой Японии был экранизирован на канале NBC в 1980 году. Сериал стал сенсацией — во многом благодаря тому, что Япония в далекие 1980-е была для западной публики экзотикой: изумительные узорчатые кимоно радовали глаз, а герои, чтущие древний обычай совершать ритуальное самоубийство сэппуку волновали и пугали зрителей. Стержнем повествования была романтическая история несбыточной любви между лоцманом Джоном Блэкторном, которого сыграл красавец Ричард Чемберлен, и японской аристократкой леди Марико в исполнении Йоко Симада. У сериала 1980 года было 12 номинаций на «Эмми», из которых он выиграл три — «Выдающийся мини-сериал», «Лучший дизайн костюмов» и «Лучшая вступительная заставка». Но если западной публикой тогдашний «Сегун» был принят на ура, то в самой Японии он вызвал недовольство. Японцы сочли сериал «клюквой», эксплуатирующей заезженные стереотипы об их стране. Положение не спасло даже то, что картина снималась не в голливудской студии, а на натуре в Японии, а главную роль сегуна сыграл выдающийся японский актер Тосиру Мифуне. Вероятно, японцев, в числе прочего, смутило, что в кадре злые самураи угрожающе рычали на растерянного европейца и всякий раз хватались за мечи — в общем, выглядели форменными дикарями в глазах «цивилизованного белого человека».
Авторы нового «Сегуна» Рейчел Кондо и Джастин Маркс проделали впечатляющую работу над ошибками. Они сместили фокус — в новом сериале Джон Блэкторн (Космо Джарвис) больше не центральный персонаж и не «белый спаситель», постигающий «загадочную японскую душу», а лишь один из главных героев. Поначалу мы действительно смотрим на происходящее его глазами, как и в старом сериале, но теперь это взгляд, в котором наряду с изумлением перед японскими нравами и обычаями читается восхищение.
История Блэкторна начинается в 1598 году, когда голландцы снаряжают пять судов, чтобы достичь испанских и португальских владений в Новом Свете. Католическая Испания воюет с протестантской Голландией уже сорок лет, и до поры до времени испанским мореходам удается держать в секрете тайну Магелланова пролива. Английскому лоцману Блэкторну с корабля «Эразм» при сомнительных обстоятельствах (проще говоря — в процессе ограбления испанского судна) попадает в руки карта, где пролив обозначен, и он убеждает капитана следовать по этому пути. Но «Эразм» достигает берегов неизведанной страны Японии уже изрядно потрепанным штормами, с обессиленной командой, и с моряками, которые поголовно страдают цингой. Блэкторн и выжившие члены экипажа попадают из огня да в полымя: военачальник Ябусиге (Таданобу Асано, номинация за лучшую роль второго плана) обращается с ними как с пленниками.
Тут-то Блэкторн и узнает, что Японию превратили, по сути, в свой протекторат ушлые португальские католики. Они подспудно насаждают в стране свою религию, и даже приставленная к англичанину переводчица леди Марико (Анна Саваи, номинация за лучшую женскую роль) — христианка. Блэкторн стремится донести до могущественного военачальника Торанаги (Хироюки Санада) подлинное положение дел с морской торговлей, которое скрывают от него португальцы, и обозначить новых игроков на этом поле. На сей раз все детали были тщательно выверены: аутентичность костюмов, бытовых деталей, обычаев и нравов не вызывает сомнений. Сами японцы оценили эту работу положительно.
Вокруг фигуры сегуна складывается еще одна интрига, за которой мы можем наблюдать не только глазами Блэкторна. После смерти престарелого императора страной управляет Совет при малолетнем наследнике. Торанага тоже входит в Совет, но фактически власть в нем узурпировал жестокий полководец Исидо (Такэхиро Хира, номинация за главную мужскую роль), который взял в заложники в своей столице Осаке представителей знатных родов. Чтобы положить конец самовластию Исидо и объединить страну, другу и многолетнему советнику почившего императора Торанаге как раз и нужно превратиться в сегуна, то есть захватить власть военным путем, развязав кровавую междоусобицу — но он не хочет этого делать! Высшей доблестью он считает не захват власти, а избегание кровопролития. Но чтобы удержаться на лезвии меча, ему нужно быть мудрым, как змея, и честным, как голубь.
У каждого персонажа, включая Андзина (слово означает по-японски «лоцман», так все окружающие зовут Блэкторна), своя роль в этой игре сегунатов. По сравнению со старым сериалом в новой картине сильно выделяется персонаж леди Марико — мы не сразу узнаем, что переводчица Торанаги наследница знатного рода, представителей которого казнили за бунт, и что у нее в сюжете есть свои цели и свои мотивы. Не меньшее значение в сериале имеют и другие героини: мать малолетнего наследника Очиба (Фуми Никайдо), хитрая куртизанка Кику (Юка Коури) и хозяйка борделя Джин (Юко Миямото). В новой экранизации женщины перестали исполнять роль статисток при героических мужчинах.
В целом новый «Сегун» — это совокупность захватывающих сюжетных линий, то один, то другой персонаж выходит здесь на первый план, чтобы поведать зрителю собственную героическую историю. Главная тема здесь не борьба за власть, а стремление персонажей жить в соответствии с чисто японскими понятиями о жертвенности и доблести. Именно постоянной готовности японцев пожертвовать собой ради господина и самурайской чести поначалу не понимает приземленный и практичный Андзин. Он с изумлением взирает на совсем не героического на первый взгляд Ябусиге, готового совершить ритуальное самоубийство в момент, когда его честь кажется поруганной. Те же понятия о доблести есть у леди Марико, для которой «верность имеет начало, но не имеет конца», и у самого Торанаги.
В этой истории сталкиваются два начала: прагматичный западный ум и восточная идея служения и долга. Поэтому ставшее расхожим определение «Сегуна» как «японской "Игры престолов" не вполне верно. Дело тут не в захвате трона — вспомним, что Торанага не хочет становиться сегуном. На его месте невозможно представить ни одного помешанного на власти персонажа хита HBO. В "Сегуне" власть — это прежде всего служение, работа на благо раздираемой междоусобицами страны. Однако в конце концов оказывается, что в данный исторический момент объединить ее можно лишь под властью сегуна — таков путь.