Кевин Спейси и лучшее кино со всего мира: как прошел фестиваль «Золотой абрикос» в Ереване?

Что делать, если хочется посмотреть авторское кино мирового уровня, при этом в Канны, Венецию и Берлин лететь дорого, в Торонто — далеко и сложно, а на «Сандэнс» и вовсе не попасть? Отправиться в Ереван! Там уже в двадцать первый раз проходит «Золотой абрикос» — самая удобная для россиян возможность приобщиться к международному фестивальному кино в 2024 году. Кинокритик Вадим Богданов съездил на место событий и поделился впечатлениями.
Кевин Спейси и лучшее кино со всего мира: как прошел фестиваль «Золотой абрикос» в Ереване?
Creative Strokes Productions

Смотр проходил в столице Армении с 7 по 14 июля. Его старт совпал с национальным армянским праздником Вардавар, когда по всей стране люди в унисон обливают друг друга водой и купаются в атмосфере всеобщей доброжелательности. На такой же позитивной ноте начал свою работу и «Золотой абрикос»: к счастью, водой никто не обливался, зато собравшиеся из разных стран — журналисты и кинематографисты — на протяжении недели обменивались опытом и впечатлениями, превозмогая любые (будь то языковые или культурные) барьеры.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Пэйн в жюри, Спейси — в списке гостей

Победителем стала итало-германская драма «Евангелие от Чиретты» Каролины фон дер Танн — пронзительная история выживания на улицах современного Неаполя, рассказанная от лица изгоев общества. Фильм до этого уже был участником кинофестиваля в Салониках, что указывает на одну важную особенность Ереванского смотра: он не держится за мировые премьеры, а это позволяет собрать более разнообразную и качественную программу. Такую систему составления основного конкурса следует взять на вооружение устроителям Московского кинофестиваля, которому с его нынешней политикой отбора картин приходится довольствоваться лишь крошками с кинематографического стола.

«Золотой абрикос — 2024» в целом порадовал зрелой и сочной программой, собранной с веток главных мировых смотров. Так, например, в секции «Ереванские премьеры» показали победителя Берлинале-2024 «Дагомею» Мати Диоп, свежайший хоррор Ноэми Мерлан «Женщины с балкона» из Канн-2024, а также несколько престижных картин из Торонто.

Другой особенностью 21-го смотра стал приезд знаменитых гостей, большинство из которых заняли почетные должности в жюри. Так, например, режиссер «Небраски» и «На обочине» Александр Пэйн судил основной конкурс, автор культового фэнтези «Запределье» Тарсем Сингх возглавил жюри региональной программы, а короткие метры отсматривал каннский лауреат Атом Эгоян, один из создателей «Золотого абрикоса», вернувшийся в Армению после 12-летнего отсутствия. Кстати, новый фильм Эгояна «Семь вуалей» был показан на церемонии открытия.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Настоящим событием можно назвать визит двукратного обладателя премии «Оскар» голливудского актера Кевина Спейси. Ему присудили приз за вклад в мировой кинематограф, а сам он в рамках фестиваля дал мастер-класс актерского мастерства и был рад пообщаться с публикой на специально организованной встрече. На нее мог прийти любой желающий и, например, подробно расспросить Спейси, как он вживался в роль Лестера на съемках «Красоты по-американски». В конце дня состоялся ретроспективный показ драмы «Жизнь Дэвида Гейла», в которой Кевин Спейси играет роль университетского преподавателя, непримиримого противника смертной казни. Актер лично представил картину зрителям.

Кевин Спейси на фестивале «Золотой абрикос — 2024»
Кевин Спейси на фестивале «Золотой абрикос — 2024»
GOLDEN APRICOT International Film Festival

Также список почетных гостей «Золотого абрикоса» в самый последний момент пополнил иранский режиссер Джафар Панахи со своим первым фестивальным визитом после 14 лет домашнего ареста. В честь Панахи была организована мини-ретроспектива его картин, куда вошли «Офсайд», «Зеркало» и «Без медведей». Кроме того, специальными мероприятиями (выставки, концерты, лекции) фестиваль отметил 100-летие двух выдающихся уроженцев Армении — режиссера Сергея Параджанова и шансонье Шарля Азнавура.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

И прочие плюсы фестиваля в Ереване

С чисто логистической точки зрения, «Золотой абрикос» — самый удобный из возможных кинофестиваль за пределами России. В Ереван летают самолеты из разных российских городов — из Москвы и вовсе по несколько рейсов ежедневно. Цены на билеты невысокие: в июле, в самый разгар туристического сезона, можно найти удобный перелет за 14 тыс. рублей.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Кроме того, даже если вы собираетесь на фестиваль не по аккредитации, у вас все равно есть возможность посетить практически все показы. Билеты всегда есть в доступе, причем по весьма демократичным ценам: в переводе с армянских драм проходка на любую премьеру стоит примерно 250 рублей.

Радует и тот факт, что на фестивале, вопреки всем предрассудкам, царят дружелюбие и взаимопонимание. Примерно две трети гостей и сотрудников «Золотого абрикоса» говорят по-русски и всегда готовы помочь и подсказать нужную информацию. А если повезет, еще и настоящими абрикосами накормят!

В целом дистанция между зрителями и авторами, селебрити и прессой здесь куда короче, чем на других фестивалях. В этом году, например, можно было спокойно перекинуться парой-тройкой слов с Александром Пэйном и спросить его, как ему тот «индийский фильм с петухом» из основного конкурса. Как это ни удивительно, двукратный оскаровский лауреат охотно и тепло общался со всеми.

Ну и наконец, поездка на «Золотой абрикос» — это возможность полюбоваться величественным Араратом, поесть долмы и, в конце концов, оказаться в стране, подарившей миру Айвазовского, Параджанова и Азнавура.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

5 лучших фильмов «Золотого абрикоса — 2024»

«Универсальный язык» / Universal Language (2024)

Режиссер: Мэттью Ранкин

Metafilms

Если вы смотрели дебютный фильм канадца Мэттью Ранкина «Двадцатый век» (вероятно, самый незабываемый политический байопик, который вы могли видеть в своей жизни), то его вторая, отчасти автобиографическая картина под названием «Универсальный язык» уже и так в вашем списке ожиданий. Фильм, получивший приз зрительских симпатий на прошедшем Каннском кинофестивале, зрелище на самом деле совершенно завораживающее.

Поначалу картина представляет собой фреску из небольших эпизодов жизни иранской общины в канадском городе Виннипег. Дети пытаются придумать, как им достать из-подо льда крупную банкноту. Сколотивший состояние на продаже индейки магнат теряет своего самого элитного индюка. Одиозный местный гид проводит экскурсии по торговому центру. Персонаж по имени Мэттью Ранкин отправляется в путешествие из Монреаля в Виннипег, чтобы повидаться с мамой. Но очень быстро сюжетные линии начинают пересекаться, герои взаимодействуют друг с другом, и становится ясно: это кино о возвращении домой, а может, об обретении нового дома, который, как известно, не место на карте, а состояние души.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Режиссер «Универсального языка» очаровывает странным и предельно оригинальным авторским видением. События разворачиваются в альтернативной Канаде, где все говорят на фарси. Для каждой сцены автор придумывает необычный ракурс. Своя визуальная подача также у каждого диалога, из-за чего кино порой хочется ставить на паузу, чтобы хорошенько рассмотреть кадр. При этом здесь нет сложной многочастной структуры, как в «Двадцатом веке». Наоборот, «Универсальный язык» при всей своей художественной изобретательности проще и легче для восприятия. Это действительно универсально понятное кино с яркими репликами героев и трогательной историей. Таким могло бы быть «Королевство полной луны», если бы оно было снято под вдохновением от творчества Аббаса Киаростами.

«Дорогая Джесси» / Dear Jassi (2023)

Режиссер: Тарсем Сингх

Creative Strokes Productions
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Индийского режиссера Тарсема Сингха мы знаем как талантливого клипмейкера (клипы на Losing My Religion группы R.E.M. и «911» Леди Гага — его рук дело) и одного из главных в Голливуде визионеров, на счету которого «Клетка», «Запределье», «Война богов: Бессмертные» и «Вне/себя». Держа в голове такую фильмографию, пришедший на показ «Дорогой Джесси» зритель наверняка сильно удивится, ведь новый фильм Сингха совершенно не похож на то, что он делал раньше.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Это основанная на реальных событиях, снятая в Индии мелодрама в духе «Ромео и Джульетты». В 1996 году рожденная в Канаде Джесси, молодая индуска из богатой семьи, с краткосрочным визитом возвращается в родной Пенджаб, где влюбляется в простого местного парня, который водит рикшу и не имеет даже паспорта. Прорастет ли их любовь через тернии социальных установок и негласных законов закостенелой кастовой системы? Это и есть главная интрига фильма, и решена она весьма непредсказуемо, но с присущим Сингху визионерским блеском. Визионерство в данном случае проявляется не в ярких спецэффектах, а в продуманных, плавных движениях камеры и комбинированных съемках.

Будьте готовы к тому, что этот фильм в первом акте забросает вас сахаром, во втором — специями, а в третьем — камнями. Не факт, что такое понравится всем, однако одно можно сказать точно: «Дорогая Джесси» — лучший фильм Тарсема Сингха за последние 18 лет.

«Дагомея» / Dahomey (2024)

Режиссер: Мати Диоп

Arte France Cinema

Мати Диоп, автора пронзительного дебютного фильма «Атлантика», всегда интересовали темы повторной апроприации утерянных артефактов прошлого, колониальная история африканского народа и способы осмысления вышеперечисленного через форму кинематографа. В новом проекте Диоп, часовом документальном фильме «Дагомея», сенсационно победившем на Берлинском кинофестивале, эти же темы освещаются с позиции возвращающихся из Франции на свою историческую родину в Королевство Бенин сокровищ. Словосочетание «с позиции» здесь не является фигурой речи, статуи в фильме действительно как бы рассуждают о своей нелегкой судьбе, пока переправляются в огромных контейнерах в другую страну. Этот легкий налет магического реализма, с одной стороны, напоминает мотив воскрешения из «Атлантики», а с другой — становится весомым контраргументом в споре о том, что «Дагомея» — это всего лишь скучное музейное кино.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Одержимая» / The Devil’s Bath (2024)

Режиссеры: Северин Фиала и Вероника Франц

Heimfilm

Как на любом уважающем себя фестивале, на «Золотом абрикосе» тоже есть своя программа полночных фильмов (называется она Twisted Apricot), где главным хайлайтом в этом году стал фолк-хоррор «Одержимая» (в оригинале — «Дьявольская баня»). В XVII веке в небольшом австрийском поселении среди лесов жизнерадостную Агнес выдают замуж за незнакомого ей мужчину. После свадьбы радости в ее жизни поубавится. Фильм — мрачная сказка о тех временах, когда слово «депрессия» еще не придумали, а ее симптомы считались исключительно дьявольским сглазом. Гнетущую атмосферу создают герои, которые подавляют сильные эмоции и из поколения в поколение передают ген «женского несчастья».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В этом виртуозно снятом хорроре (оператор получил приз Берлинале за художественные достижения) режиссерскому дуэту мастерски удается вызвать у зрителя ощущение ужаса, которое возникает в буквальном смысле под кожей — главной героине под кожу вшивают нитку и периодически проводят ею из стороны в сторону. Телесный дискомфорт здесь приобретает экзистенциальный смысл. Именно такой была «тяжелая женская доля» в христианских общинах XVIII века: «Одержимая» основана на реальных исторических документах.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В российский прокат фильм выходит 18 июля.

«Оставленные» / The Holdovers (2023)

Режиссер: Александр Пэйн

Miramax Films

Еще одна весомая причина съездить на «Золотой абрикос» — увидеть на большом экране в присутствии самого автора актуальное американское кино, которое в России по понятным причинам посмотреть сложно. В данном случае речь об «Оставленных» — одном из лучших фильмов 2023 года. Его в Ереване показали в рамках ретроспективы председателя жюри Александра Пэйна (в программе также были «Выскочка», «На обочине», «Потомки» и «Небраска»).

Снятый как оммаж голливудскому кино 1970-х, фильм рассказывает душевную историю одной разношерстной компании людей, вынужденных коротать Рождество вместе под крышей престижной мужской академии. Главные герои — сварливый преподаватель античности профессор Ханэм (Пол Джаматти), бунтующий подросток Ангус (Доминик Сесса) и повариха Мэри (обладательница «Оскара» Давайн Джой Рэндольф), только что потерявшая сына во Вьетнаме. Втроем они сплетают сеть сложных, но теплых и пропитанных иронией взаимоотношений, оказывая тем самым терапевтический эффект друг на друга — трех хронических одиночек.