Кевин Спейси и лучшее кино со всего мира: как прошел фестиваль «Золотой абрикос» в Ереване?
Смотр проходил в столице Армении с 7 по 14 июля. Его старт совпал с национальным армянским праздником Вардавар, когда по всей стране люди в унисон обливают друг друга водой и купаются в атмосфере всеобщей доброжелательности. На такой же позитивной ноте начал свою работу и «Золотой абрикос»: к счастью, водой никто не обливался, зато собравшиеся из разных стран — журналисты и кинематографисты — на протяжении недели обменивались опытом и впечатлениями, превозмогая любые (будь то языковые или культурные) барьеры.
Пэйн в жюри, Спейси — в списке гостей
Победителем стала итало-германская драма «Евангелие от Чиретты» Каролины фон дер Танн — пронзительная история выживания на улицах современного Неаполя, рассказанная от лица изгоев общества. Фильм до этого уже был участником кинофестиваля в Салониках, что указывает на одну важную особенность Ереванского смотра: он не держится за мировые премьеры, а это позволяет собрать более разнообразную и качественную программу. Такую систему составления основного конкурса следует взять на вооружение устроителям Московского кинофестиваля, которому с его нынешней политикой отбора картин приходится довольствоваться лишь крошками с кинематографического стола.
«Золотой абрикос — 2024» в целом порадовал зрелой и сочной программой, собранной с веток главных мировых смотров. Так, например, в секции «Ереванские премьеры» показали победителя Берлинале-2024 «Дагомею» Мати Диоп, свежайший хоррор Ноэми Мерлан «Женщины с балкона» из Канн-2024, а также несколько престижных картин из Торонто.
Другой особенностью 21-го смотра стал приезд знаменитых гостей, большинство из которых заняли почетные должности в жюри. Так, например, режиссер «Небраски» и «На обочине» Александр Пэйн судил основной конкурс, автор культового фэнтези «Запределье» Тарсем Сингх возглавил жюри региональной программы, а короткие метры отсматривал каннский лауреат Атом Эгоян, один из создателей «Золотого абрикоса», вернувшийся в Армению после 12-летнего отсутствия. Кстати, новый фильм Эгояна «Семь вуалей» был показан на церемонии открытия.
Настоящим событием можно назвать визит двукратного обладателя премии «Оскар» голливудского актера Кевина Спейси. Ему присудили приз за вклад в мировой кинематограф, а сам он в рамках фестиваля дал мастер-класс актерского мастерства и был рад пообщаться с публикой на специально организованной встрече. На нее мог прийти любой желающий и, например, подробно расспросить Спейси, как он вживался в роль Лестера на съемках «Красоты по-американски». В конце дня состоялся ретроспективный показ драмы «Жизнь Дэвида Гейла», в которой Кевин Спейси играет роль университетского преподавателя, непримиримого противника смертной казни. Актер лично представил картину зрителям.
Также список почетных гостей «Золотого абрикоса» в самый последний момент пополнил иранский режиссер Джафар Панахи со своим первым фестивальным визитом после 14 лет домашнего ареста. В честь Панахи была организована мини-ретроспектива его картин, куда вошли «Офсайд», «Зеркало» и «Без медведей». Кроме того, специальными мероприятиями (выставки, концерты, лекции) фестиваль отметил 100-летие двух выдающихся уроженцев Армении — режиссера Сергея Параджанова и шансонье Шарля Азнавура.
И прочие плюсы фестиваля в Ереване
С чисто логистической точки зрения, «Золотой абрикос» — самый удобный из возможных кинофестиваль за пределами России. В Ереван летают самолеты из разных российских городов — из Москвы и вовсе по несколько рейсов ежедневно. Цены на билеты невысокие: в июле, в самый разгар туристического сезона, можно найти удобный перелет за 14 тыс. рублей.
Кроме того, даже если вы собираетесь на фестиваль не по аккредитации, у вас все равно есть возможность посетить практически все показы. Билеты всегда есть в доступе, причем по весьма демократичным ценам: в переводе с армянских драм проходка на любую премьеру стоит примерно 250 рублей.
Радует и тот факт, что на фестивале, вопреки всем предрассудкам, царят дружелюбие и взаимопонимание. Примерно две трети гостей и сотрудников «Золотого абрикоса» говорят по-русски и всегда готовы помочь и подсказать нужную информацию. А если повезет, еще и настоящими абрикосами накормят!
В целом дистанция между зрителями и авторами, селебрити и прессой здесь куда короче, чем на других фестивалях. В этом году, например, можно было спокойно перекинуться парой-тройкой слов с Александром Пэйном и спросить его, как ему тот «индийский фильм с петухом» из основного конкурса. Как это ни удивительно, двукратный оскаровский лауреат охотно и тепло общался со всеми.
Ну и наконец, поездка на «Золотой абрикос» — это возможность полюбоваться величественным Араратом, поесть долмы и, в конце концов, оказаться в стране, подарившей миру Айвазовского, Параджанова и Азнавура.
5 лучших фильмов «Золотого абрикоса — 2024»
«Универсальный язык» / Universal Language (2024)
Режиссер: Мэттью Ранкин
Если вы смотрели дебютный фильм канадца Мэттью Ранкина «Двадцатый век» (вероятно, самый незабываемый политический байопик, который вы могли видеть в своей жизни), то его вторая, отчасти автобиографическая картина под названием «Универсальный язык» уже и так в вашем списке ожиданий. Фильм, получивший приз зрительских симпатий на прошедшем Каннском кинофестивале, зрелище на самом деле совершенно завораживающее.
Поначалу картина представляет собой фреску из небольших эпизодов жизни иранской общины в канадском городе Виннипег. Дети пытаются придумать, как им достать из-подо льда крупную банкноту. Сколотивший состояние на продаже индейки магнат теряет своего самого элитного индюка. Одиозный местный гид проводит экскурсии по торговому центру. Персонаж по имени Мэттью Ранкин отправляется в путешествие из Монреаля в Виннипег, чтобы повидаться с мамой. Но очень быстро сюжетные линии начинают пересекаться, герои взаимодействуют друг с другом, и становится ясно: это кино о возвращении домой, а может, об обретении нового дома, который, как известно, не место на карте, а состояние души.
Режиссер «Универсального языка» очаровывает странным и предельно оригинальным авторским видением. События разворачиваются в альтернативной Канаде, где все говорят на фарси. Для каждой сцены автор придумывает необычный ракурс. Своя визуальная подача также у каждого диалога, из-за чего кино порой хочется ставить на паузу, чтобы хорошенько рассмотреть кадр. При этом здесь нет сложной многочастной структуры, как в «Двадцатом веке». Наоборот, «Универсальный язык» при всей своей художественной изобретательности проще и легче для восприятия. Это действительно универсально понятное кино с яркими репликами героев и трогательной историей. Таким могло бы быть «Королевство полной луны», если бы оно было снято под вдохновением от творчества Аббаса Киаростами.
«Дорогая Джесси» / Dear Jassi (2023)
Режиссер: Тарсем Сингх
Индийского режиссера Тарсема Сингха мы знаем как талантливого клипмейкера (клипы на Losing My Religion группы R.E.M. и «911» Леди Гага — его рук дело) и одного из главных в Голливуде визионеров, на счету которого «Клетка», «Запределье», «Война богов: Бессмертные» и «Вне/себя». Держа в голове такую фильмографию, пришедший на показ «Дорогой Джесси» зритель наверняка сильно удивится, ведь новый фильм Сингха совершенно не похож на то, что он делал раньше.
Это основанная на реальных событиях, снятая в Индии мелодрама в духе «Ромео и Джульетты». В 1996 году рожденная в Канаде Джесси, молодая индуска из богатой семьи, с краткосрочным визитом возвращается в родной Пенджаб, где влюбляется в простого местного парня, который водит рикшу и не имеет даже паспорта. Прорастет ли их любовь через тернии социальных установок и негласных законов закостенелой кастовой системы? Это и есть главная интрига фильма, и решена она весьма непредсказуемо, но с присущим Сингху визионерским блеском. Визионерство в данном случае проявляется не в ярких спецэффектах, а в продуманных, плавных движениях камеры и комбинированных съемках.
Будьте готовы к тому, что этот фильм в первом акте забросает вас сахаром, во втором — специями, а в третьем — камнями. Не факт, что такое понравится всем, однако одно можно сказать точно: «Дорогая Джесси» — лучший фильм Тарсема Сингха за последние 18 лет.
«Дагомея» / Dahomey (2024)
Режиссер: Мати Диоп
Мати Диоп, автора пронзительного дебютного фильма «Атлантика», всегда интересовали темы повторной апроприации утерянных артефактов прошлого, колониальная история африканского народа и способы осмысления вышеперечисленного через форму кинематографа. В новом проекте Диоп, часовом документальном фильме «Дагомея», сенсационно победившем на Берлинском кинофестивале, эти же темы освещаются с позиции возвращающихся из Франции на свою историческую родину в Королевство Бенин сокровищ. Словосочетание «с позиции» здесь не является фигурой речи, статуи в фильме действительно как бы рассуждают о своей нелегкой судьбе, пока переправляются в огромных контейнерах в другую страну. Этот легкий налет магического реализма, с одной стороны, напоминает мотив воскрешения из «Атлантики», а с другой — становится весомым контраргументом в споре о том, что «Дагомея» — это всего лишь скучное музейное кино.
«Одержимая» / The Devil’s Bath (2024)
Режиссеры: Северин Фиала и Вероника Франц
Как на любом уважающем себя фестивале, на «Золотом абрикосе» тоже есть своя программа полночных фильмов (называется она Twisted Apricot), где главным хайлайтом в этом году стал фолк-хоррор «Одержимая» (в оригинале — «Дьявольская баня»). В XVII веке в небольшом австрийском поселении среди лесов жизнерадостную Агнес выдают замуж за незнакомого ей мужчину. После свадьбы радости в ее жизни поубавится. Фильм — мрачная сказка о тех временах, когда слово «депрессия» еще не придумали, а ее симптомы считались исключительно дьявольским сглазом. Гнетущую атмосферу создают герои, которые подавляют сильные эмоции и из поколения в поколение передают ген «женского несчастья».
В этом виртуозно снятом хорроре (оператор получил приз Берлинале за художественные достижения) режиссерскому дуэту мастерски удается вызвать у зрителя ощущение ужаса, которое возникает в буквальном смысле под кожей — главной героине под кожу вшивают нитку и периодически проводят ею из стороны в сторону. Телесный дискомфорт здесь приобретает экзистенциальный смысл. Именно такой была «тяжелая женская доля» в христианских общинах XVIII века: «Одержимая» основана на реальных исторических документах.
В российский прокат фильм выходит 18 июля.
«Оставленные» / The Holdovers (2023)
Режиссер: Александр Пэйн
Еще одна весомая причина съездить на «Золотой абрикос» — увидеть на большом экране в присутствии самого автора актуальное американское кино, которое в России по понятным причинам посмотреть сложно. В данном случае речь об «Оставленных» — одном из лучших фильмов 2023 года. Его в Ереване показали в рамках ретроспективы председателя жюри Александра Пэйна (в программе также были «Выскочка», «На обочине», «Потомки» и «Небраска»).
Снятый как оммаж голливудскому кино 1970-х, фильм рассказывает душевную историю одной разношерстной компании людей, вынужденных коротать Рождество вместе под крышей престижной мужской академии. Главные герои — сварливый преподаватель античности профессор Ханэм (Пол Джаматти), бунтующий подросток Ангус (Доминик Сесса) и повариха Мэри (обладательница «Оскара» Давайн Джой Рэндольф), только что потерявшая сына во Вьетнаме. Втроем они сплетают сеть сложных, но теплых и пропитанных иронией взаимоотношений, оказывая тем самым терапевтический эффект друг на друга — трех хронических одиночек.