Прослушка: Zoloto — о панк-роке, бардовской песне и утраченной коллекции кассет

Владимир Золотухин, более известный как Zoloto, — один из самых драгоценных русскоязычных музыкантов. Его тягучий и игривый инди-поп одинаково хорошо звучит и со стадионной сцены, и на родительском виниловом проигрывателе, пока владельцев нет дома. 4 июля Zoloto выступил на Плюс Даче в рамках летней программы Яндекс Музыки и в атмосфере бардовского вечера у костра представил новый сингл с грядущего альбома. По такому поводу расспросили музыканта о счастье, ресторанном трансе и «Металлике.
Прослушка: Zoloto — о панк-роке, бардовской песне и утраченной коллекции кассет
«Правила жизни»

О состоянии счастья

Я, как правило, чувствую себя счастливым во время живых выступлений. Еще с детства и до сих пор иногда ловлю себя на таком бессознательном, гипнотическом состоянии, когда я не привязан ни ко времени, ни к пространству. На музыкальных фестивалях частенько бывает такое: идет проливной дождь, но, когда мы начинаем играть, он заканчивается. Не знаю, возможно, это совпадение. Однако мне, как человеку, склонному к вере в то, что случайностей не существует, нравится такой расклад.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

О первом концерте, на который пошел осознанно

Первый концерт, на который я попал в подростковом возрасте, — это, наверное, «Панки в городе» в Алма-Ате. Состав участников был такой: «Тараканы!», так и не набравшая популярность группа «Звуки реформаторов», «Приключения Электроников» и «Король и Шут». Я был под впечатлением. (Смеется.) Мне, честно говоря, стало очень приятно, когда «Король и Шут» признали народным достоянием. Еще в подростковом возрасте я осознавал, что это нечто большее, чем просто панк-рок-группа. Еще я был на концерте группы «Ленинград» в тот период, когда люди пили водку прямо на сцене. Это было довольно впечатляюще. (Смеется.)

«Правила жизни»

О музыке, которая играла дома

Это были иностранные группы, которые слушал мой папа. Довольно стандартный набор для того времени, который можно было услышать от отца: от Led Zeppelin и AC/DC до Dire Straits, Queen и 10cc. От этих групп я оттолкнулся в выборе той музыки, которая мне ближе. Русский рок стал слушать, уже когда начал играть на гитаре. С английским языком у меня было так себе, и в культуру русского рока я пришел просто потому, что хотелось каких-то песен, которые я смогу петь и понимать, о чем они. Ощущений, которые давала музыка в детстве, мне не давало ничего вокруг. Это были абсолютно экстатические переживания.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

О музыке, прошедшей сквозь года

«Сегодня ночью» — классная брит-поп-группа из Питера, с одной стороны недооцененная, с другой — сумевшая потерять все, что у них было на старте. А заявка была очень клевая. «Сегодня ночью» подходит мне под меланхоличное состояние; особенно осенью ставлю их. Супергруппа! Но они смогли все ******** [потерять]! Это тоже отдельный момент, заслуживающий внимания. (Смеется.)

О музыке, которая не близка

На гастролях в каждом городе встречающая сторона везет нас обедать в какой-нибудь хороший ресторан. Есть, короче, новая тенденция — в ресторанах ставить чуть выше среднего музыку, такую, знаете, тук-чк-чк-тук-чк-чк. Возможно, это Гоа-транс. Я не знаю, почему Гоа-транс играет в ресторане. Для меня это странно. Вообще, стараюсь к музыке относиться без оценочных суждений. Возможно, это не музыка плохая, а у меня настроение неподходящее. Когда слышу музыку, которая не совсем мне ясна, пытаюсь посмотреть на нее с разных сторон, чтобы понять, что в ней есть. Потому что в ней в любом случае что-то есть.

О коллекции кассет

В детстве, когда я видел магазин с кассетами, всегда покупал одну. У групп, которые мне нравились, старался собрать все альбомы. И после того, как я уехал из Алма-Аты, в какой-то момент мама за ненадобностью взяла и выкинула мою коллекцию. И тогда, и сейчас, когда задаю вопрос, — эта история тянется уже довольно давно — мама не может дать ответ, почему она так сделала. Было бы очень интересно заглянуть в ту коробку, потому что это информация не только о группах, которые я слушал, но и об искусстве пиратства того времени.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

О группах, у которых переслушал все

Это Metallica. В десять лет увидел их клип I Disappear по MTV. Мне понравилось, и потом я с первого альбома начал собирать и слушать. Во многом даже иногда заставлял себя это делать, пытался понять, что в этом такого, потому что первые альбомы Metallica не так просты для восприятия: песни по девять минут, бесконечные гитарные запилы, тяжеловато слушается. Первый альбом, который я у них купил, — Load, по-моему. Потом мама, помню, откуда-то приехала и подарила мне книжку с нотами и текстами из этого альбома. Мне Load сразу зашел, есть что-то в этом альбоме, хотя для фанатов Metallica это чуть опопсевшая такая версия.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

О песне «На прощание»

Иногда происходит так: пишешь песню и не знаешь даже персонажей, в ней участвующих. Потом про них смотришь: «О, блин, классно, вот это да!» Это из подсознания вещи, которые напрямую не указывают на происходящие со мной события. «На прощание» была написана довольно давно, вообще ничего конкретного именно в тот момент не происходило. Более того, я встречался с девушкой, написал эту песню, начал играть ее на концертах, и девушка думала, что я ее посвятил какой-то типа другой бабе. Думаю, до самого конца она так мне и не поверила, что это просто песня была. (Смеется.)

О песне «Дома»

Это одна из очень малого количества песен, которые я написал практически сразу, не знаю, за пять или десять минут. Такое у меня бывает крайне редко. Обычно это затяжной процесс, именно поэтому мне тяжело даются совместные работы с другими артистами, потому что зачастую я не могу определить сроки, когда выдам законченный творческий продукт. А вот «Дома» — это я сел, взял гитару, и на легком настроении за десять минут просто вот так вышло.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

О песнях, которые сочинялись очень долго

Пять-шесть лет [уходило на сочинение], не касаясь написания текста, продакшена, записи и прочего. Это уже совсем другой процесс, который тоже бывает длительный, когда песня имеет 30 версий, например. Но бывает такое, что сделал отрывочек, кусочек у тебя есть — и все, ты с ним живешь. Не то чтобы ты сидишь и шесть лет работаешь над этим треком. Жизнь идет, какие-то события происходят — и приходят еще две строчки. Потом прошел еще год — припев сделал. Просто существуешь одновременно в большом количестве песен, которые требуют доработок. Некоторые песни сочиняешь сразу, по пути. Это не значит, что ты ничего не выпускаешь в этот период. Еще есть песни, которые я написал в 20–25 лет, и многие из них не выпущены до сих пор, но они ждут подходящего момента. Как правило, альбом я выпускаю, и там есть одна-две песни того периода, которые я готов сейчас исполнять и которые еще что-то отражают для меня.

О роли текста в песнях

Я считаю, что... Короче, текст — это главное. Когда слушаю последние релизы англоязычной музыки, стараюсь переводить текст, потому что иначе могу воспринять только, наверное, 15% информации этого трека. Но так было не всегда, раньше я думал, что можно текст вообще не воспринимать.

Об исполнителях, чьи тексты вызывают восхищение

Если берем русскую музыку, это группа «Курара». Ну вот, наверное, рэп-исполнители... На гастролях слушал последний альбом Замая (скорее всего, имеется в виду микстейп LOST TAPES 3, вышедший в ноябре 2023 года. — Прим. «Правил жизни»). Понравился по текстам. Могу что-то банальное назвать типа «Кровостока», Скриптонита.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

О новом альбоме

Пластинка готова. Пятого июля выйдет сингл (появился в формате «будущего релиза» в Яндекс Музыке за пару дней до концерта. — Прим. «Правил жизни»), а ближе к осени мы выпустим альбом. (Название альбома пока неизвестно. — Прим. «Правил жизни»). Связано это с тем, что записанный материал, на мой взгляд, более осенний, поэтому мы не торопимся. Альбом будет концептуально другой: живой, полностью сыгранный руками, без использования какой-либо электроники: синтезаторов, семплов и так далее. Это был спонтанный момент, который удалось зафиксировать и за три месяца записать. Никаких каверов, никаких отсылок, ничего — просто в один прекрасный момент я понял, что будет вот столько песен и я их запишу вот таким образом.

«Правила жизни»
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

О выступлении на Плюс Даче и бардовской песне

Попробую себя в новом формате. Обычно на концертах я практически ничего не говорю. А здесь соберу сет-лист из, возможно, недооцененных песен, которые редко услышишь на наших выступлениях, расскажу про них интересные истории: как этот трек появился, в каких обстоятельствах. Это будет мой очередной ход в сторону того, чтобы стать бардом. Продолжаю дожимать формат, где просто я и гитара. У нас нет ни одного действительно современного барда сейчас. Бард-музыка сегодня — это либо люди за 60 на Грушинском фестивале, либо локальные сборы у костра. Как раз таки поэтому я делаю костер, от которого фактически все начинается в этой культуре. Хочу продавить тему того, что бард может собирать стадионы. Идея в том, что мы до конца не знаем, что в результате произойдет. Мне нравится такой необычный формат. На концертах я знаю все, что будет происходить, до мелочей, поэтому бросить себя в новое творческое поле и в моменте пофристайлить, повзаимодействовать [с аудиторией] показалось интересным.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

О любимых бардах

На последних гастролях слушал Розенбаума. Понятно, Высоцкий: у меня дедушка — фанат, я тогда еще зацепил эти треки. Не так давно открыл для себя Булата Окуджаву. Опять же к вопросу о том, каким образом текст на передний план можно выставить. Вот благодаря такому формату: гитара и вокал.

О последнем прослушанном

В основном новинки, конечно: SHHHHHHH! — King Krule, Blue Electric Light Ленни Кравица, Unheard — Hozier, Atavista — Childish Gambino, Nonetheless — Pet Shop Boys, Slow Burn — BadBadNotGood. Еще, например, сборник «Браво», Led Zeppelin, Depeche Mode, Платина, Розенбаум. Классная группа Hermanos Gutierrez: это два брата-мексиканца, играющие на гитарах. Пока писал альбом, слушал Grace Джеффа Бакли. Очень советую. Великий альбом — вставал утром и слушал его.

О соответствии себя нынешнего своим прогнозом из 2019 года

Думаю, что был бы доволен. Это все-таки не десять лет, не знаю, что будет через десять, но сейчас я процентов на 80 доволен своим музыкальным движением. Понятно, что всегда хочется больше, глубже, интереснее, но в целом мне из 2019 года понравилось бы.