Нам с тревогой по пути: какой получилась «Головоломка 2»
Девочка Райли уже не ребенок и вот-вот станет самым противным существом на свете — подростком. За несколько мгновений до этого она все еще умеет наивно радоваться мелочам и не обращать внимание на стремительно усложняющийся мир вокруг нее. Вместе с двумя лучшими подругами Райли беззаботно наслаждается игрой в хоккей, что замечает опытный тренер юниоров, который приглашает всех трех в летний подготовительный лагерь, откуда лучших сразу возьмут в профессиональную лигу. Для героини это лето может стать судьбоносным и определит ее спортивную карьеру, но ровно накануне поездки в лагерь в голове Райли начинают твориться странные вещи.
Там мы встречаем уже знакомую пятерку эмоций: Радость, Печаль, Гнев, Брезгливость и Страх. Они нашли баланс между собой и бережно поддерживают здоровый эмоциональный фон Райли, попутно формируя у нее древа убеждений: «я — хороший человек», «я — верная подруга», «я — отличный игрок» и так далее. Но одной ночью все меняется: контрольная панель расширяется, командный пункт перестраивается, пять новых эмоций выходят на сцену. Встречаем: застенчивый Стыд, маленькая Зависть, вальяжная Хандра, старенькая Ностальгия и главная среди них — гиперактивная Тревожность (говорящая в оригинале голосом Майи Хоук). Именно ей предстоит сместить Радость с позиции главнокомандующей в голове Райли.
Тревожность, Стыд и Хандра — стопроцентно подростковые эмоции, которые с нами до конца жизни. Ностальгия была представлена в первой части, когда Грусть прикасалась к желтым шарам с радостными воспоминаниями, отчего не совсем ясно, почему создатели решили пересобрать концепт этой эмоции в виде короткой шутки с иногда заглядывающей в командный отсек бабушкой. Зависть тоже странный вариант, ведь эту эмоцию дети познают раньше, чем начинают говорить, — к примеру, завидуя игрушкам других детей. Логичнее было бы ввести Возбужденность (самую подростковую из подростковых эмоций), но представить такое в детском мультфильме под брендом Disney практически нереально.
Первая «Головоломка» предвосхитила всеобщее помешательство на заботе людей о своем ментальном здоровье. Тогда, девять лет назад, данная тема оказалась по-настоящему свежей и безумно оригинальной для сюжета анимационного фильма. Особого восхищения заслуживало воображение Пита Доктера, сумевшего в игровой форме показать тонкости человеческой и, в частности, детской психики: абстрактное мышление, отсек долговременной памяти, генератор сновидений, пристанище забытых воображаемых друзей.
Вторая «Головоломка» выходит на пике тренда, когда люди стали все чаще обращаться за помощью к психологам, прорабатывать свои травмы и научились отличать токсичную среду от здоровых отношений. Впрочем, здесь скорее речь про взрослых, а как тогда объяснить детям, что взросление — естественный процесс и все те мысли, от которых у подростка пухнет голова, — его не менее естественная часть? Как вариант — показать вторую «Головоломку» как часть комплексной воспитательной терапии, ведь, в отличие от задуманных с той же интенцией «Воображаемых друзей» Джона Красински, пиксаровский мультфильм с поставленной задачей справляется отлично.
У мультфильма действительно есть нужный терапевтический эффект. Истерики, гормоны, прыщи на подбородке — все это изображено на экране, мы сами через такое прошли. Странно, что создатели решили не затрагивать тему менструации (наверное, потому, что у Pixar два года назад вышел «Я краснею», целиком посвященный этому), но зато показали паническую атаку у 13-летней девочки, что слегка перебор. Во всем остальном кино довольно умело залезает в голову запутавшейся в своих чувствах девчонки, вступающей в конфликт с самой собой. И главное, оно показывает, что чувствовать все и сразу, тревожиться по пустякам, стыдиться своих музыкальных предпочтений (хотя момент сомнительный), хандрить после мелкой неудачи и завидовать модной прическе взрослых девочек — абсолютно нормально.
Несмотря на то что дебютному фильму Келси Манн удалось точно попасть в актуальную повестку дня (тревожность как настоящий бич нашего времени), сиквел во многом уступает оригиналу. В нем уже нет той визуальной изобретательности и остроумного переложения концептов психики на язык детского анимационного кино (среди попыток: поток сознания, мозговой шторм, бездна сарказма, гора Крашмор, но есть впечатление, как будто создатели могли лучше). Центральная линия Райли ничем не отличается от типичных подростковых историй, хотя что, если это все подростки такие скучные? Юмор тоже растерял былую универсальность, из-за чего взрослые, насмеявшиеся вдоволь со своими детишками за просмотром «Головоломки», на второй части, скорее всего, будут поглядывать на часы и, может быть, ухмыльнутся, вспомнив своего вымышленного персонажа, по которому в юношестве сходили с ума.
Без преувеличения можно сказать, что «Головоломка 2» спасла Pixar от потенциального банкротства (а заодно обрекла нас на бесконечные продолжения до тех пор, пока однажды у зрителя от них действительно не сломается голова). О возвращении в былую форму, когда студия радовала шедевром за шедевром, пока говорить не приходится, но хочется верить, что данный мультфильм задаст правильную тенденцию. В этом плане «Головоломка 2» — отличный пример продукта, выполненного по ТЗ: вернуть зрителей в кинотеатры, вытянуть студию из стагнации, провести с юным зрителем ненавязчивый разговор о том, что сложные эмоции и сомнения в его голове — обязательная часть взросления. От тревоги никуда не денешься, важно лишь не забывать про радость — и тогда жить станет чуточку проще.