Неизведанное и самобытное: гид по современному искусству Сибири
С чего все началось
То, что современное искусство есть не только в Москве и Санкт-Петербурге, не новость. Проекты создаются и в Нижнем Новгороде, и в Самаре, и в Туле, но Сибирь в силу территориальной изолированности долгое время была не так заметна. Тем не менее в последнее время регион все больше привлекает туристов — сюда приезжают посмотреть на нетронутую природу и попробовать самобытную сибирскую кухню. Уровень гастрономии здесь действительно впечатляет, и логично получается, что инициатива создания SCAN FAIR принадлежит красноярской ресторанной группе Berrywood Family.
Два года назад на площадях бывшего завода «Квант», где раньше производили фотопленку и светочувствительные материалы, Сибирский институт развития креативных индустрий открыл выставочную площадку «Квадрат» — здесь и проходит первая SCAN FAIR. Архитектура ярмарки интуитивно понятна: в центре расположились пять галерей, а вокруг них — стенды художников. Отправляемся смотреть и выбирать.
Дальний Восток
Галерея ART OBJECT родом из Владивостока. Уже семь лет она показывает дальневосточный код через работы региональных авторов. Здесь представлен Дмитрий Лучинин, известный живописными сюжетами автомобильного бизнеса Дальнего Востока девяностых и нулевых. Но на ярмарке работы совершенно другие — в них художник тоже размышляет о времени, но уже без привязки к конкретному историческому событию: на холстах появляются бушующая вода, домик у моря и камни, от которых веет прохладой.
Напротив галереи представлены работы мультидисциплинарной художницы Натали-Кейт Пангилинан «Дальневосточные венеры». В раковинах гребешка в позе эмбриона фотоизображения людей — раковина моллюска становится визуальной метафорой колыбели жизни. Ракушки собраны на берегу Японского моря, а моделями выступили жители прибрежных территорий Приморского края.
Уфа
Нельзя пройти мимо галереи «Мирас» — в первую очередь благодаря работе «Обретение себя» художницы Нелли Акчуриной. Из подвешенного башкирского символа кускар вьются нити наших жизней и наших решений. На конце каждой нити — клубок с запиской. На всех, кроме одного, написано «Это не я». Работа как бы подталкивает зрителей поискать единственное верное «я», и интересно наблюдать, как у каждого по-разному развита интуиция, а поискам может мешать страх.
Красноярск
На ярмарке представлено много текстильных работ, например серия «Имаго» Анастасии Безвершук. Цианотипия на ткани дополнена вышивкой, бисером, нитками и засушенными листьями. Все это отсылает к хрупкости тела и памяти.
Синий цвет доминирует и в работах Александра Мортаева. Синий ассоциируется с морем, холодом, далью, а у тюркских народов это цвет неба, а значит — Бога. У художника в синий окрашиваются утилитарные предметы, например полог, которым укрывают машину. Вырванные из окружающей среды сюжеты и предметы окружены черным или белым цветом, что дает пространство для размышлений и интерпретаций.
Улан-Удэ
Тихое искусство молодой бурятской художницы Аюны Гарматаровой способно остановить даже самого спешащего человека. В основе ее работ снова синий цвет, который художница создает сама, — именно этот оттенок напоминает вечернюю степь и детство. На ярмарке представлены и монохромные полотна, и керамика: подсвечники, миниатюрные вазы и яйца.
Керамика художника Амгалана Ринчинэ буквально всматривается в зрителя: это чаши в форме голов или покрытые изображением глаз. Эти объекты пронизаны отсылками к бурятскому наследию: красная голова «Атай Улаан Тэнгэри» воплощает сюжет из героического эпоса «Гэсэр». Для Ринчинэ искусство — это контейнер памяти, его собственной и его народа.
Челябинск
Галерея Larisa Depershmidt из глубоко промышленного города удивляет обилием текстиля, кропотливого ручного труда и детализацией. Вязаная красная «Птица-письмо» и живописные работы Анастасии Вепревой поднимают тему отчуждения людей друг от друга и утраты близости общения.
SCAN FAIR — не первая ярмарка, направленная на поддержку художников и активизацию коллекционеров, но в этом деле важно быть не первым, а верным тому, что делаешь. В день превью купили 33 предмета искусства на сумму 1,1 млн рублей, и каждый день количество красных стикеров — отметок, что произведение продано, — только прибавлялось. Классик современного искусства Эрик Булатов писал: «...Опоздать невозможно, а места твоего никто не может занять, кроме тебя. И если ты сам его не займешь, оно так и останется пустым навсегда». И это верно как для самих авторов, так и для их зрителей, которые через самобытное локальное искусство могут прикоснуться к чему-то важному.