Как искусство выходит в окружающую среду, а музыкальные фестивали становятся главными площадками для этого

С 18 по 22 июля на берегу реки Дубны в 90 км от Москвы пройдет фестиваль Outline — в новой постоянной локации, восстановленных зданиях бруталистского архитектурного комплекса конца 1960-х. Часть зданий специально приспособили под арт-объекты и перформансы, многие из которых создали специально для Outline. Да, изначально музыкальный, фестиваль оброс большой арт-программой — и неспроста. «Правила жизни» поговорили с художниками о том, как создаются работы для фестивального пространства и почему современное искусство неразрывно связано с окружающей средой.
Как искусство выходит в окружающую среду, а музыкальные фестивали становятся главными площадками для этого
Архивы пресс-службы

В этом году Outline отмечает десятилетие — он зародился как фестиваль электронной музыки и городской культуры еще в 2014-м, то есть с самого начала музыкальная часть шла в связке с другими культурными сторонами. И все же если раньше мы воспринимали многодневные события в загородных локациях как место сбора любимых артистов, то сейчас все больше убеждаемся, что фестиваль — не только про звук, это гезамткунстверк, то есть синтез искусств, призванный создать особую атмосферу. Так, знаменитая Coachella — из крупнейших, самых известных и прибыльных мировых событий в этом поле — заявляется как «фестиваль музыки и искусства»; Burning Man в невадской пустыне, замышлявшийся как эксперимент, собирает креаторов всех мастей; в России проходит Signal, сплетающий звуковое, визуальное и цифровое искусства.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Эту тенденцию подтверждает и обширная арт-программа Outline этого года: восемь знаковых художников и арт-групп в основном разделе и 22 участника, которых отобрали по результатам опен-колла в разных категориях: объекты и инсталляции, мультимедиапроекты, перформансы. За выбор отвечало жюри в лице организаторов фестиваля Наташи Абель и Жени Соболь, Александра Уса из Sila Sveta, Степана Новикова из студии C E T A П и представителей других ведущих дизайн-студий.

Deus Ex Machina 
Deus Ex Machina
Архивы пресс-службы

Сама студия Sila Sveta — соорганизатор Outline — подготовила для фестиваля экспериментальную аудиовизуальную работу Deus Ex Machina совместно со студией Panterra. «Мы делаем хаотичную инсталляцию, напоминающую полуразрушенный суперкомпьютер, что идеально подошло к месту проведения Outline. В этом хаосе, с висящими проводами и поломанными экранами, сцена приобрела вид живого организма — дышащего и функционирующего, как искусственный интеллект», — рассказал о работе Александр Ус, сооснователь и креативный директор студии.

Визуально инсталляция напоминает дерево с корнями, глубоко уходящими внутрь здания. Провода оплетают пространство, спускаясь с его верхушки, а элементы нейросетей будут видоизменять образы на вплетенных туда экранах на протяжении всего времени фестиваля. «Это аллюзия на то, что в будущем искусственный интеллект может стать запрещенным. Группа исследователей смогла обнаружить утраченный легендарный суперкомпьютер, который долгое время считался потерянным. Восстановив его и запустив, мы придали компьютеру новую жизнь. В течение нескольких дней суперкомпьютер будет постепенно оживать и использовать нейросети для генерации новых и захватывающих визуализаций», — добавил Ус и уточнил, что гости смогут взаимодействовать с инсталляцией через сканирование лиц, тепловизоры и камеры видеонаблюдения.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Другие инсталляции, которые работают со светом и пространством, на Outline показывает художник Виктор Поляков — это кинетическая скульптура Personal Supernova, которая создает множество движущихся световых бликов, искажающих пространство, и инсталляция Phantasm of Interference, состоящая из резервуаров с водой и волногенераторов (цветные лучи, проходя сквозь резервуары, также формируют иное световое поле). «Многие мои работы вдохновлены астрофизикой и космологией. Меня можно назвать "продвинутым" астрономом-любителем. Supernova отсылает к снимку сверхновой звезды "Песочные часы", наименование из научных каталогов — 1987A. Предполагается, что Солнечная система в ее нынешнем виде, а значит, и жизнь на Земле могли появиться благодаря взрыву сверхновой», — рассказывает Поляков.

Personal Supernova
Архивы пресс-службы
Phantasm of Interference
Архивы пресс-службы

Обе работы художник адаптировал специально для Outline, меняя масштаб и настраивая световое оборудование. Он признается, что именно это — самая сложная и волнительная часть работы с фестивальным пространством: «Многие уличные локации требуют "чистого" окружения, только так можно органично интегрировать скульптуру в природный ландшафт. А еще Outline — это прежде всего музыкальный фестиваль, следует также учитывать звуковой "пейзаж" рядом с работой».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Именно этот особенный ландшафт, который складывается из физического пространства и звукового, стал отправной точкой для художницы Татьяны Луданик, которая представит на Outline работу «Raven / Ворон», продолжающую серию с отсылками к поэзии японского поэта Мацуо Басе. «Это сайт-специфик-инсталляция, то есть произведение, вдохновленное пространством, возникшее именно в его среде, ставшее его продолжением», — рассказывает художница. Сама инсталляция представляет собой медленно тлеющее дерево с кроной из дыма вместо листьев и сидящим на ветке белым вороном: «Философия японского минимализма вдохновляет меня на поиск соответствующей визуальной художественной формы». Луданик добавляет, что пространство фестиваля имеет собственный художественный заряд — он создается «напряжением между природной средой и средой урбанистической». Любое напряжение — это энергия, и тут она дает силу для создания художественных работ.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Raven / Ворон
Raven / Ворон
Архивы пресс-службы

Арт-группа Recycle Group, созданная Андреем Блохиным и Георгием Кузнецовым, привезет на фестиваль несколько больших работ, одна из которых создавалась непосредственно в коллаборации с Sila Sveta — большая скульптурная группа «Врата», которая будет дополнена большим мультимедийным экраном в качестве еще одного смыслового цифрового слоя. Художники рассказали, что основой послужила скульптура Родена «Врата ада»: «На самом деле она не про ад, а в целом про мировосприятие и духовные миры. Мы взяли этот образ портала, в котором есть разные персонажи, которые выходят из нашего стандартного физического состояния в спиритуально-цифровое». Recycle Group добавляют, что «Врата» были разработаны специально с учетом архитектуры пространства и того, как там будут проходить люди: «Такая разработка объекта всегда самая удачная, потому что она получается вписанной в контекст. Зрители получают более цельный опыт, более глубокий и качественный. Работа, вписанная в пространство, всегда воспринимается зрителем более гармонично. Соответственно, желание проникнуться этой работой возрастает».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Художники подтверждают: на фестивалях искусство не уступает музыке и не остается на вторых ролях, не конкурирует, а в тандеме со звуком создает отдельный мир. «Естественно, интереснее взаимодействовать с миром, который наполнен не только звуками, но и визуальными образами. На время фестиваля ты попадаешь в абсолютно уникальную атмосферу, пространство, созданное специально под событие», — говорят в Recycle Group. Гости приезжают именно за этой цельной атмосферой, за погружением в другой мир, который без арт-составляющей развалится на фрагменты. Рост количества заявок от художников разных жанров — а в этом году на опен-колл Outline их пришло более двух сотен — наглядное тому подтверждение.

«Врата»
«Врата»
Архивы пресс-службы

Получается, что Outline вполне может претендовать на звание культурной институции, формирующей и поддерживающей развитие мультимедиаискусства в России. Для чего это нужно? Оказывается, за медиаартом тянутся куда более серьезные ниточки — это не только чистое творчество. «Это экспериментальная кузница, где рождаются новые технологии, — рассказывает Александр Ус. — Например, серверы, которые обрабатывают изображения огромного размера (16–20 тыс. пикселей), создавались изначально именно для мультимедиаарта, но потом начали использоваться в других областях. Это касается и голограмм, интерактива, соединения мультимедиатехнологий между собой. К примеру, Kinect, который использовался в видеоиграх, теперь применяется для управления предметами и распознавания лиц».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Возможностей в этой сфере много, — продолжает Ус. — Например, фестивали предоставляют гранты молодым художникам, которые могут выставлять на них свои работы. Сюда приходят влиятельные люди, которые могут заметить и предложить автору коммерческий проект». Он добавляет, что сейчас есть трудность: в последние годы многие талантливые художники уехали из России, есть нехватка кадров в мультимедиа-арт-среде, именно поэтому молодые художники особенно нуждаются в поддержке. И фестивали становятся площадками, которые связывают художников не только с их аудиторией, но и с профессиональным сообществом, дают им пространство для реализации, а зрителям — опыт, невозможный в другом месте и в другое время.