Иллюзия экрана: как формируются наши визуальные впечатления
Как человеческий глаз воспринимает картинку
Наш глаз — настоящий оптический прибор. Подобно фотоаппарату, у него есть «объектив» с диафрагмой, настройкой выдержки и цветокоррекцией. За количество поступающего света отвечает радужная оболочка, а за восприятие преломленного луча — хрусталик, он находится за зрачком. Вообще, глаза видят не сам предмет, а именно свет, что от него отражается. Грубо говоря, солнечные лучи попадают на землю, зеркалятся от предметов, а сетчатка считывает этот «сигнал», передавая увиденное по зрительному нерву в мозг.
Но если в реальности мы видим картинку за счет отраженного луча, то в виртуальным мире мы ее воспринимаем, получая сигнал напрямую от его источника. Экран смартфона, ноутбука, телевизора или рекламного баннера — маленькое «солнце», посылающее нам тот же набор фотонов, превращающихся в фотографию, фильм или компьютерную игру. Придумали первые экраны еще в ХХ веке, но с новейшими технологиями люди научились не только создавать изображение, но и контролировать перцепцию (то есть чувственное познание) визуальной информации. Наверняка вы слышали про 25-й кадр. Мол, стандартное видео показывает 24 кадра в секунду, но, по теории Джеймса Викари, можно добавить 25-й, в котором спрячется скрытое послание, реклама или даже пропаганда.
Все это фантазии, но скорость кадров, композиция, цветопередача и даже размер диагонали сильно влияют на восприятие происходящего на экране. Например, ученые все еще спорят, но ожидаемо считается, что больший размер экрана способствует более точной передаче картинки и глубокому эффекту погружения. Высокое разрешение не только позволяет транслировать четкое изображение, но и трансформирует изогнутые линии в более плавные — так мозгу намного легче воспринимать увиденное. А большее количество пикселей помогает нашим глазам определять тонкие изменения цвета и градиента.
Про цвет стоит сказать отдельно. Для экранов наиболее важна не сама цветопередача, а ее влияние на зрителя. Да, как средство выразительности цвет часто используют в художественных фильмах и рекламе, но производители экранов также учитывают влияние света на человеческий организм. Наш глаз воспринимает определенный спектральный диапазон длинных волн. Если говорить проще, видимый спектр — самая обычная радуга. За ее пределами есть лучи с более частыми (синими) и длинными (красными) амплитудами колебания. Самые известные из них — ультрафиолетовое и инфракрасное излучения. Как раз синее свечение экранов (переходное от синего видимого спектра к ультрафиолету) считается вредным для организма: оно приводит к синдрому усталого глаза, бессоннице, мигрени и усиленному чувству голода.
С учетом того, что каждый из нас ежедневно находится у гаджетов примерно по шесть часов, влияние синего света на самочувствие колоссально. Поэтому производители активно работают с тем, чтобы снизить его излучение: покрывают экраны защитной пленкой, разрабатывают автоматический переход дисплея в желтый режим по вечерам и ночам. К тому же сейчас есть варианты просмотра видеороликов за счет искусственного отраженного света — при помощи проекторов. В таком случае луч попадает на специальный экран, белое полотно или даже простую светлую стену и только после этого возвращается к зрителю, снижая влияние излучения.
Эволюция просмотра кино
Благодаря изучению человеческого зрения и развитию современных технологий граница между домашним и профессиональным просмотром практически размылась: в наше время можно даже в спальне установить такой телевизор или проектор, который по качеству показываемой картинки ничем не уступает кинотеатру (а может, даже и будет лучше).
Иногда кажется, что некоторые фильмы предназначены только для широких экранов. Исторические драмы, эпические произведения и боевики — масштаб картин, наполненных эмоциями и активными событиями, хочется смотреть в специальных залах, где аудиосистема оснащена 3D-звуком для полного погружения, а средняя диагональ экрана составляет 1062 дюйма (у самого большого телевизора — около 100 дюймов). При этом смотреть фильм в зале, наполненном людьми — значит подсознательно взаимодействовать со зрителями. Во время просмотра незнакомцы собираются вместе, а вот эмоции испытывают похожие, проживая одну и ту же историю и заряжая друг друга одним настроением. Часто к этой особенности психики прибегают режиссеры ужастиков и триллеров: когда пугается один, напрячь второго намного проще.
Некоторые фильмы как будто специально создаются для просмотра на широком экране в большой компании — для усиления эмоционального образа. К примеру, сложно сказать, что историческая драма «1917» Сэма Мендеса на телевизоре и в кинотеатре ощущается одинаково: затяжные кадры, общие планы, наполненные воздухом, яркие события воспринимаются мозгом лучше, когда транслируются через крупную картинку с ярким контрастом (светлый экран в темном зале).
При этом у домашнего просмотра свои особенности: приватность и камерность личного помещения уже сами по себе способствуют глубокому погружению в события, происходящие на экране. В этом случае очень важно ощущение защищенности: в своем доме человеку легче расслабиться и полностью сконцентрироваться на просмотре. А еще настроить параметры экрана под собственные предпочтения, ведь кто-то любит более яркие и контрастные кадры, а кто-то — менее резкие с мягкой цветокоррекцией.
Но несмотря на эти различия, сегодня практически невозможно ощутить разницу при просмотре фильма в кинотеатре и дома. После пандемии и упадка популярности широкоэкранных кинопоказов производители стали бороться за клиента, развивая домашнюю технику до уровня профессиональной. Например, проектор LG CineBeam Q показывает картинку в разрешении 4К, с высокой контрастностью 450 000 : 1 (не все средние кинотеатры обладают подобными качествами экрана) и диагональю проекции до 120 дюймов. При этом само по себе устройство суперкомпактное — размером с небольшой тостер, оно впишется в любой интерьер и площадь комнаты. А за счет ручки, крутящейся на 360 градусов, установить проектор можно так, чтобы картинка появлялась на стенах или потолке.
Что особенно важно, проекторы позволяют организовать просмотр практически в любом помещении. Дома с друзьями — любимая комедия на широком экране, в ленивые выходные под одеялом — направить картинку прямиком на потолок в спальне, на работе — показ деловой презентации, а на пикнике — кинотеатр под открытым небом. LG CineBeam Q совместим как с внешними аккумуляторами, так и различными интерфейсами — HDMI и USB Type-C. Это позволяет переносить устройство из одного места в другое, сохраняя технические показатели на одинаковом уровне.
Кинотеатр на диване
Что нас всех (как экстравертов, так и интровертов) особенно радует, теперь ради приятного просмотра фильма или игры любимой футбольной команды не надо выходить из дома. Сегодня сходить в кинотеатр — приятный ритуал. Зато на своем уютном диване можно проводить каждый вечер с гигантской миской попкорна и смотреть художественные кинокартины, документальные фильмы, видеоролики любимых блогеров, спортивные матчи. И все это без потери качества картинки и эффекта погружения. Современные экраны создаются с расчетом, что человек будет смотреть все сразу. Но для каждого видеоряда нужен свой режим.
У большинства моделей экранов есть несколько режимов, уже настроенных под определенный вид картинки. На всех автоматически стоит «Стандартный» — у него настроена оптимальная цветопередача при любом освещении с минимальными затратами энергии. А вот в режиме «Динамичный» экран подстраивается под яркое освещение комнаты: слаженная работа аппаратного и программного обеспечения даже в солнечный день (когда обычно видно лишь блеклый черный экран) показывает четкое, насыщенное цветом изображение. Есть и «Кино» для передачи визуальных показателей, настроенных еще при съемке и монтаже.
Одно только это помогает приблизить домашний просмотр к суперкачественному и комфортному. Чтобы получить максимальный эффект присутствия, следует учитывать физиологические и психологические особенности человеческого восприятия. Например, можно банально выключить свет в комнате и сесть минимум в 40 сантиметрах от экрана (а лучше в двух метрах), а еще лучше — использовать контрастный режим экрана и установить 3D-звук. Современные проекторы, например CineBeam Q, поддерживают Bluetooth-сопряжение с двумя аудиосистемами одновременно, так что их можно поставить в разных сторонах от проекции и создавать объемное звучание. К тому же, если позвать друзей для просмотра и веселого, и серьезного фильма, эффекты и смысл, которые закладывают создатели, будет легче понять. Как с помощью коллективного восприятия, так и потом — в общей беседе за ужином.
При этом сами создатели кино приближают нас к тому, чтобы смотреть их творчество из дома. Сейчас различные онлайн-кинотеатры, видеостриминги и даже социальные сети оптимизируют контент так, чтобы его было удобнее потреблять с личного экрана. В современных телевизорах и проекторах уже автоматически зашито множество потоковых стримингов. Эти сервисы изначально создают проекты для просмотра на менее большом экране. Технические показатели подобных фильмов и сериалов соответствуют стандартным для среднего телевизора требованиям. К тому же больше не нужно ждать несколько месяцев, пока фильм пройдет в прокате и появится в онлайн-доступе, — часто премьеры проходят в сети. Поэтому выбор — устроить кинопоказ дома или пойти в кинотеатр — зависит лишь от настроения и желания. А качество просмотра — от аппаратуры с современными технологичными новинками.