Глазами стрит-артистов: неочевидный маршрут по Москве

​​​​​​​Уличное искусство сегодня важнейшая деталь мегаполиса, которая может много рассказать о характере, архитектуре и жителях города. Мы спросили у творящих на улицах Москвы стрит-артистов, какие муралы помогут проникнуться духом города и почему так важно, чтобы уличное искусство вписывалось в его контекст. Получился нетривиальный маршрут по столице, который всегда можно дополнить.
Глазами стрит-артистов: неочевидный маршрут по Москве
Пресс-служба HUTTON

Москву мало кто назовет столицей стрит-арта. «После принятия в 2018 году закона, который запретил в городе рисованную рекламу, много росписей отечественных и иностранных художников закрасили. Это было перед чемпионатом мира по футболу. После него у нас появилось не так много авторских работ», — рассказывает художник Дмитрий Аске. К тому же важно различать, это несанкционированное творчество или легальный стрит-арт, скорее тяготеющий к паблик-арту. «Первому в столице без шансов и почти сразу же грозит быть закрашенным коммунальщиками. У маляров просто стоит задача время от времени закрашивать на стенах все, что там появилось. А паблик-арта в таком современном мегаполисе могло бы быть и больше», — констатирует Аске. Однако медленно, шаг за шагом, ситуация улучшается, и в столице сегодня можно встретить немало легальных авторских работ, которые действительно отражают дух многогранного города.

Хотя многие местные художники «уличной волны» выделяются индивидуальными стилями на мировом уровне, определить общую их черту невозможно. И пожалуй, причина в самом городе: «У Москвы, в отличие от остальных городов, 50 почерков. Она слишком многослойная лазанья, которую вилка никогда не протыкает, и в рот она не влезает», — говорит художник Александр Дашевский.

И все-таки удачную уличную работу выделяет умение вписаться в ландшафт и контекст города. Кто-то выбирает игру на сходстве цветов, зашифровывает отсылки к окружающей архитектуре или истории места, а кто-то привлекает внимание, создавая контраст между произведением и окружающей средой. И если стрит-арту самому по себе как бы хочется быть броским и заметным, то, когда речь заходит о создании легального мурала или объекта в важной для города локации, критически важно «вписаться», чтобы стать уместным и никого не раздражать.

По таким работам — легальным, более долговечным и тяготеющим к паблик-арту, но не менее важным для города — мы и предлагаем прогуляться.

Софийская набережная

Начнем маршрут с локации, которая вряд ли у кого-то ассоциируется с уличным искусством. Здесь, на Софийской набережной, буквально в 700 метрах от Кремля, недавно появилась работа Александра Дашевского «Арки времени» — изображение оцифровали, подготовили для печати в масштабе и нанесли на строительную сетку клубного дома DUO, что украсило фасад проекта на время работ. Это самое большое произведение художника (размер сетки 27х49 м), впервые соприкоснувшегося со стрит-артом. Причем сразу в таком нестандартном формате. «Я скорее воспринимаю это как объект — весь дом превращается в выставочный стенд, на котором висит работа. Это будто большая выставка в ткани города», — говорит автор.

Пресс-служба HUTTON

Важно, что новый клубный дом DUO класса de luxe от девелопера HUTTON и компании V2Group, рассчитанный на 49 коллекционных квартир, соединит в себе две части: отреставрированный фрагмент одного из корпусов знаменитого Кокоревского подворья и его новую архитектурную интерпретацию от итальянского бюро Marco Casamonti. Этой концепцией вдохновился и Дашевский. Свою работу «Арки времени» он называет «пространством, где встречаются и отражаются друг в друге воображаемое прошлое, не очень осознанное и не очень осязаемое настоящее и проективное будущее». Иконопись, палладианский стиль, конструктивизм, модернизм, сталинская архитектура, отсылки к прошлому облику Кокоревского подворья и элементы будущего дома — все это переплетается и складывается в единую картинку.

Александр Дашевский:

«Работа в принципе построена на удвоении, потому что это архитектура сверху архитектуры, и она еще отражается в воде — люблю такие тавтологические конструкции. Я бы хотел, чтобы это работало вместе с историей подворья и места, в котором оно находилось. И стремился к тому, чтобы некоторые окружающие достопримечательности рефлексом по касательной запечатлелись в работе. Зритель может исследовать и искать свою версию того, как заложенные мною пасхалки соотносятся с контекстом и историей. Например, можно рассмотреть конструктивистский этаж с большими окнами, который надстроили к подворью в 1930-х годах, но впоследствии он был демонтирован — своего рода призрак прошлого».

Музей Москвы

Во дворе Музея Москвы, где часто проходят городские фестивали, на фасадах зданий можно увидеть геометрическую роспись Алексея Луки, созданную в 2021 году в рамках паблик-арт-фестиваля «Здесь и сейчас». Вообще, его масштабные муралы в узнаваемом стиле с 2012 года появились во многих городах мира во время различных фестивалей такого рода. Как правило, художник переосмысляет модернистские традиции неопластицизма (так называют концепцию геометрического абстракционизма, сформулированную голландцем Питером Мондрианом в 1920-е годы) и конструктивизма в городском пространстве.

Соцсети

«Эта работа — один из немногих авторских проектов подобного масштаба в самом центре города. Алексею удалось обыграть достаточно сложные поверхности корпусов музея и сделать из них цельную композицию», — комментирует художник Дмитрий Аске. Лука интерпретировал элементы городской архитектуры и декора — слои старой плитки, окна, двери, ограды парков. А в цветовой палитре, от бледно-серого до темно-коричневого, сделал отсылки к расцветкам московских зданий разных стилей и эпох.

Здание ТЦ «Атриум» на Садовом кольце

Чуть ли не самый масштабный и цельный арт-объект в центре города, который появился в 2018 году. Не каждый, кто видел расписанный муралами торговый центр, знает, что это уникальное собрание мировых звезд стрит-арта. Помимо узнаваемых и плотно ассоциирующихся с этим местом каллиграффити Покраса Лампаса (который выступал куратором всего проекта), на здании можно увидеть одиннадцать высококлассных работ, котирующихся во всем мире. Так, на левом фасаде (если смотреть со стороны Садового) бросается в глаза «раздробленная» черно-белая геометрическая композиция с яркими цветовыми эффектами — это мурал аргентино-испанского автора Фелипе Пантоне в его фирменном стиле. Дальше по часовой стрелке, прямо напротив выхода из Курского вокзала, расположилась роспись Тристана Итона. Известный работами от Манхэттена до Шанхая и Парижа, здесь он изобразил космонавта в скафандре, в котором, как в шараде, зашифровано множество поп-образов (Мэрилин Монро, золотые цепи, логотип советской космической программы «Интеркосмос» и третий глаз), надписей и фактур. А роспись над парадным входом создал один из самых известных уличных художников в мире Шепард Фейри. Левая часть граффити — явный оммаж плакатному стилю конструктивиста Александра Родченко, в центре — фирменная звезда Фейри, отсылающая и к знакомой москвичам социалистической символике, а справа — фрагмент его знаменитой работы о всемирной пропаганде.

Илья Питалев / РИА Новости

«Мне, как петербуржцу, Москва напоминает такого Франкенштейна, который сшит из очень разных частей, зачастую взаимоисключающих друг друга. В этом ее какая-то прелесть и специфика», — делится своим восприятием столицы Александр Дашевский. И пожалуй, калейдоскоп муралов, очень кстати расположенный на шумном Садовом кольце, отлично отражает эту грань города.

Проект «Нетстен» вдоль путей Курского вокзала

От «Атриума» и станции метро «Курская» двинемся в сторону «Винзавода» — вдоль бетонной стены, что закрывает пути Курского вокзала. Два раза в год ее обновляют новыми работами художников «уличной волны». Проект организован «Винзаводом» и Москомархитектурой, поэтому в отборе авторов всегда участвует главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов. Это своего рода попытка поддерживать в городе органичное существование стрит-арта, без которого уже сложно представить современный мегаполис.

Куратором пятого сезона этой весной выступил один из самых известных российских художников «уличной волны» Дмитрий Аске. Каждый из шести участников по-своему осмыслил тему «Ритм города: от восхода до заката» — работы сложились в общую композицию, которая показывает жизнь мегаполиса в разное время суток.

Дмитрий Аске

Например,Тимур FORK изображает, как он говорит сам, «тишайшее и чистейшее время суток в Москве — с четырех до восьми утра, когда просыпается несущее энергию нового дня солнце и задает ритм всему городу». Это солнце — конечно, пластилиновое (в стиле автора) — и есть сама Москвы с ее эклектичным характером архитектуры и самих горожан. А вот Илья Кейс так объясняет свою задумку: «Велосипедист (символ скорости и мобильности) и граффити-художник (символ креативности и самовыражения), объединяясь на эскизе, наделяют все новыми смыслами и создают образ города, который полон жизни и движения». Увидеть эти росписи можно будет до осени.

«Винзавод»

Район вокруг «Винзавода» — настоящая Мекка стрит-арта, по которому можно было бы сделать отдельный маршрут. Причем здесь можно увидеть достойные муралы главных художников российской арт-сцены как на территории арт-кластера, так и на пути к нему — здесь постоянно появляются стихийные росписи, граффити и рекламные плакаты. Последние, увы, периодически закрашивают коммунальные службы. А вот на самом «Винзаводе», наоборот, уличное искусство поддерживают. Например, по приглашению институции в 2021 году Дмитрий Аске создал роспись «Коллеги по цеху», посвященную важной миссии этого места. В узнаваемой манере он изобразил всех тех, кто обычно посещает «Винзавод» в вечер вернисажей или работает здесь: любителей искусства, художников, галеристов и коллекционеров.

Дмитрий Аске

Также несколько свежих и отвечающих современному контексту муралов появилось летом 2023 года благодаря IV биеннале уличного искусства «АРТМОССФЕРА». Например, Артем Стефанов (он специализируется на масштабных уличных работах с оптическими эффектами) предложил задуматься, как адаптация к новой реальности влияет на воспоминание о прошлом, и на одной из стен визуализировал этот процесс с помощью рекурсии: стена размещается на самой стене, которая, в свою очередь, тоже находится на стене, и с каждым следующим шагом изображение искажается все сильнее, превращаясь в смутное психоделическое воспоминание, рожденное под влиянием потрясений.

БЦ «Станколит»

«Москва — современный и очень чистый город, в котором очень мало настоящего стрит-арта, и тот, что есть, — редкое исключение и заслуга людей, кто это организовал и сохраняет», — говорит стрит-артист Костя Zmogk. Для него одно из таких важных мест притяжения уличного искусства в столице — это территория вокруг бизнес-центра «Станколит», что между Савеловским вокзалом и дизайн-заводом «Флакон». Как грибы, в этих местах один за другим в последние годы появляются новые муралы. Например, здесь можно увидеть еще две абстрактные композиции Алексея Луки, созданные по запросу владельцев территории в 2019 и 2020 годах. Более позднюю работу автор не публиковал в социальных сетях, поэтому она не так широко известна.

Соцсети

Еще одна роспись, которую можно обнаружить, бродя по территории, — мурал Кости Zmogk под названием Take off, отлично вписанный в место. Владельцы комплекса заказали художнику оформить одно из зданий, оставив за ним свободу выбора эскиза, — пестрая девушка в футуристическом стиле занимает фасад здания (ул. Складочная, д. 1, стр. 43). «Это о принятии сложных решений, прыжке, отрыве от привычного в желании полететь к новому. В конструктиве здания присутствует оранжевый цвет, который я также местами использовал и в мурале, дабы визуально картинка перекликалась цветом», — рассказывает автор.

Соцсети

Также здесь стоит обратить внимание на свежую работу Тимура FORK 2024 года — изображение разноцветного пластилинового человечка на серой стене, которое отлично вписывается в архитектуру современных жилых комплексов. Тимур лепит персонажей своих произведений из пластилина, а затем рисует их на холстах или стенах. Еще пару абстрактных росписей художника можно встретить у тоннеля напротив «Артплея» и на спортивной площадке в парке Горького.

А потом продолжить маршрут по московскому стрит-арту уже в своем свободном формате, замечая и анализируя искусство, появляющееся на улицах города.

Реклама. ООО «СЗ "СУПЛЕКС ТЕХНОЛОДЖИС»