«Театр — проводник инноваций, которые создают норму»: зачем региональной сцене технологии?

Существует стереотип, что современные технологии внедряют в основном театры культурных столиц — Москвы и Санкт-Петербурга. Развенчиваем миф и разбираемся, как инновации влияют на посещаемость региональных спектаклей и почему театры сегодня стали мультижанровыми. А еще расскажем, зачем культурным институциям думать о комфорте посетителей и при чем здесь ноу-хау XXI века.
«Театр — проводник инноваций, которые создают норму»: зачем региональной сцене технологии?
Сергей Красноухов / ТАСС

Никто не спорит, что разница между столичными и региональными театрами существует. Как говорит исполнительный директор Пермского академического Театра-Театра Егор Мухин, «с одной стороны, мы все создаем театр и главное для нас — зритель в зале и актер на сцене. С другой стороны, ресурсы распределены неравномерно: у столиц больше финансовых возможностей и медийных лиц, например, а у регионов больше свободы для экспериментов, поиска и интеграции технологий». Именно поэтому региональные театры одними из первых внедряют современные ноу-хау. Но обо всем по порядку.

О столичных театрах и их инновационных возможностях

Технологии на сцене уже давно стали новой нормой, без которой театр не сможет в полном объеме выполнять ключевые функции — производить впечатление на зрителей и вызывать у них искренние эмоции. Современная публика привыкла к первоклассной компьютерной графике на экране, от спектаклей она ждет похожего экшена с пролонгированным вау-эффектом после просмотра. Так современный театр стал сложной технической и цифровой конструкцией. Например, в Театре на Трубной установили сцену-трансформер, где можно использовать пять видов сценографии. Помимо классического расположения, она может становиться полноценным подиумом, протянутым через весь зал (как в спектакле «Толстого нет»). Сценой Мобильного художественного театра вообще стал город: достаточно скачать приложение, выбрать аудиоспектакль и отправиться на променад по столице. Питерский Театр имени Андрея Миронова пошел еще дальше и выпустил первый NFT-спектакль «Дядя Ваня». Технология детально зафиксировала работу актеров на сцене, а после театр создал NFT-коллекцию образов постановки.

Архивы пресс-службы

Современные ноу-хау в театре не ограничиваются динамическим освещением, видеопоказами и равномерным распределением звука в зале. Ведь аудитория привыкла не только к спецэффектам и качественному контенту, но и к комфорту. Классический бытовой пример: очереди в продуктовых магазинах заменил онлайн-заказ товаров.

Жизнь ускорилась — люди предпочитают не тратить время в ожидании. Причем не только в кассе супермаркета, но и, например, в очереди в буфет во время антракта. Исследования показывают, что зрителям катастрофически не хватает 20 минут на перерыв: банально не успевают купить перекус из-за толпы желающих. Так МТС Live придумал новую опцию для театралов — предварительный онлайн-заказ еды и бронирование столиков. Услуга уже доступна в Театре имени Вахтангова, Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко и в Пермском академическом Театре-Театре.

О региональном театре и его технологической трансформации

Исполнительный директор Театра-Театра Егор Мухин: «Внедрение современных технологий в нашем театре началось с запуска новой сцены, оснащенной нижней машинерией. Сегодня, кроме круга и кольца, планшет имеет 12 секторов, которые поднимаются и опускаются автономно друг от друга. Это позволяет создавать спектакли практически без декораций: достаточно изменить расположение площадок — и сцена трансформируется. Еще несколько технологий, которые могут практически полностью заменить сценографические решения, — лазерные проекции и голограммы. Именно их мы используем в научно-технологическом спектакле "Солярис".

Театр-Театр делает основной упор на работу с молодежью, поэтому мы постоянно встраиваемся в тренды, интегрируем то, что сейчас модно и актуально. Однако важно помнить, что современные технологии всего лишь подспорье. Театр — это живой человек на сцене и живой зритель в зале. Без этого спектакль невозможен. Все остальное — элемент игры: вчера играли с дымом, сегодня — с лазером, завтра — с объемными проекциями.

Василий Кузьмиченок /АГН «Москва»

Конечно, современные ноу-хау привлекают аудиторию — театр становится местом для зрителей-новаторов, которые находятся в поиске свежих идей. Театр — проводник инноваций, которые создают норму. Когда технология попадает в энтертеймент, она перестает быть магией и воспринимается как часть жизни.

Благодаря инновационным возможностям мы помогаем зрителям знакомиться с театром. Например, есть категория людей, которые боятся ходить на спектакли: «Вдруг я ничего не пойму или все придут во фраках, а я в джинсах?» Специально для такой аудитории у нас есть платформа, с помощью которой мы создаем аудиоспектакли-променады. Зритель покупает билет и самостоятельно идет по маршруту. Для погружения в мир театра нужны телефон и наушники, больше ничего.

Успешный театр в регионе всегда разный, в нем не бывает одного узкого жанра. Это помогает ему быть более открытым. Сегодня театр — это пространство для широкой аудитории.

А еще театр — это точка притяжения. Не только сам Театр-Театр часто гастролирует — например, мы с 2 по 8 июля мы будем играть мюзикл «Удачи, Марк!» в Москве, — но и к нам приезжают около 15 тыс. зрителей в год из других регионов. Это не фантастическая цифра, но в то же время это каждый 12-й турист. Это же о чем-то говорит!»
Егор Мухин Исполнительный директор Театра-Театра
О внедрении современных технологий в культурные институции

Директор по развитию билетного бизнеса МТС Live Денис Вайнштейн: «Технологии поменяли потребление театрального контента, который начинается с покупки билета. Десять лет назад билеты на спектакли были элитарной историей: их тяжело было купить — люди часами стояли в очередях в кассу или перекупали у спекулянтов. После пандемии некоторые театры вообще закрыли офлайн-кассы — среди них Театр на Малой Бронной. Сегодня доля продаж онлайн-билетов на спектакли достигает 95%.

Мы пытаемся разрушить стереотип «театр — это дорого». Во-первых, можно купить билеты и за 500 рублей на комфортные места с хорошей видимостью. Во-вторых, для молодежи существует программа «Пушкинская карта» — по ней можно бесплатно попасть на некоторые представления. В-третьих, есть возможность купить билет в рассрочку — оплатить долями.

Валерий Шарифуллин / ТАСС

На мой взгляд, помимо билета на спектакль, современный театр должен предлагать дополнительные опции зрителю. Например, благодаря нашему сервису посетители культурных институций уже могут предварительно заказать еду в буфете, забронировать столик и оплатить парковку рядом с театром онлайн. Последнюю опцию уже внедрил театр им. Станиславского и Немировича-Данченко. А в Театре имени Вахтангова около 20% зрителей заранее выбирают блюда для перекуса в антракте. Всего услуга доступна уже в десяти московских и региональных театрах.

Новые технологии расширяют аудиторию театра, сцена перестает быть элитарным видом искусства. Однако люди все еще ходят в театр реже, чем в кино и рестораны. В среднем человек покупает билет на спектакль два раза в год. Мы понимаем эту проблему, поэтому хотим предложить рынку мобильное white label приложение, которое поможет театрам быть ближе к зрителям.

Основная доля пользователей интернет-ресурсов — мобильная аудитория. Однако сайты многих театров до сих пор не адаптированы под гаджеты. Поэтому культурные институции теряют зрителей, которые отказываются от покупки билетов из-за банального неудобства. Приложение станет современным способом взаимодействия с театром, и пользователь сможет купить билет, прочитать индивидуально подобранный контент и забронировать столик в буфете. Причем это комфортный инструмент не только для новой аудитории, но и для лояльной, которая регулярно посещает театр и следит за его анонсами в социальных сетях».