Стриптизерша в Нью-Йорке, протесты в Иране и устрашающая Деми Мур: лучшие фильмы Каннского фестиваля — 2024
«Анора»/Anora
Страна: США
Жанр: драма
Режиссер: Шон Бэйкер
В ролях: Майки Мэдисон, Марк Эйдельштейн, Юра Борисов, Карен Карагулян
Анора (Майки Мэдисон) предпочитает, чтобы ее звали Эни, и работает в стрипклубе. Там она встречает клиента мечты — молодого оболтуса Ваню (Марк Эйдельштейн), сына русского олигарха, который может стать ее счастливым билетом в мир богатых. Она начинает видеться с парнем вне клуба, оказывая ему сексуальные услуги, пока нетерпеливый юноша не предлагает ей поиграть в «Красотку» и не нанимает ее на целую неделю. Они веселятся с друзьями Вани, тусят ночи напролет и едут в Лас-Вегас. Там в пьяном угаре Эни и Иван женятся и возвращаются уже как почтенная супружеская чета в Нью-Йорк. Медовый месяц проходит волшебно, пока о поспешной свадьбе не узнают родители юноши в России, до которых доходят слухи, что сын «женился на проститутке».
Американский режиссер Шон Бэйкер окунается в знакомую ему стихию американской бедноты, маргиналов, рецидивистов и прочих отвергнутых обществом. Несмотря на весь свой юмор и кураж, «Анора» — печальная драма о невозможности любви. Бэйкер не стремится приукрасить своих героев и показывает их с болезненной, доходящей до нелепой комичности честностью. Но при этом режиссер не пытается их унизить или посмеяться за их счет. Все-таки Бэйкер — гуманист, и в финале он демонстрирует всю глубину своей любви к героине. Американка Грета Гервиг не могла пропустить драматическую комедию про Нью-Йорк и присудила Бэйкеру «Золотую пальмовую ветвь».
«Семя священного инжира» / The Seed of the Sacred Fig
Страна: Иран, Франция, Германия
Жанр: драма, криминал
Режиссер: Мохаммад Расулоф
В ролях: Сохейла Голестани, Мисса Зарех
Драма, развернувшаяся вокруг нового фильма иранского режиссера Мохаммада Расулофа, не менее интересна, чем его новая работа. После победы Расулофа на Берлинале его осудили и назначили наказание в виде восьми лет тюремного заключения. Из-за этого иранец не смог покинуть страну, чтобы лично представить картину в Каннах. Однако после начала фестиваля стало известно, что Расулоф сбежал из Ирана и все-таки появится на мероприятии. Режиссер снял напряженный триллер с остросоциальным и политическим контекстом.
Когда понимаешь, в чем состоит сюжет «Семени священного инжира», уже не возникает сомнений, чем Расулоф так насолил иранским властям. Фильм рассказывает об образцовой семье государственного служащего. Они живут в красивой квартире, дочери ходят в школу и колледж, и все находятся в согласии друг с другом. Однако с повышением отца, которому теперь приходится принимать решения по смертельным приговорам, напряжение в семье нарастает, а с усиливающимися массовыми протестами в Иране спокойствию героев и вовсе приходит конец.
«Девушка с иглой» / Pigen med nålen
Страна: Дания
Жанр: драма
Режиссер: Магнус фон Хорн
В ролях: Виктория Кармен Сонн, Трине Дюрхольм, Besir Zeciri, Ava Knox Martin
Каролин — молодая женщина, которая работает швеей и ждет своего мужа с фронта во время Первой мировой войны. Муж пропал без вести, из комнаты ее выгнали, поэтому Каролин едва сводит концы с концами. Но ей начинает благоволить галантный владелец фабрики. У них завязывается роман, Каролин беременеет, но узаконить союз влюбленным не дает властная матушка кавалера. Когда Каролин в отчаянии пытается сделать аборт, женщина по имени Дагмар отговаривает ее от этой идеи и предлагает принести ребенка ей, чтобы она устроила его в благополучную семью.
«Девушка с иглой» начинается как типичная социальная драма, продолжается как фильм про сестринство, а заканчивается совершенно жутким хоррором. Режиссер показывает, что жизнь в тылу войны может быть не менее жестокой и тяжелой, чем на фронте, и облекает эту мысль в фильм ужасов в стиле немецкого экспрессионизма. Такой картины в поддержку женских прав вы еще точно не видели.
«Вещество» / The Substance
Страна: Великобритания, США, Франция
Режиссер: Корали Фаржа
Жанр: ужасы, драма
В ролях: Маргарет Куолли, Деннис Куэйд, Деми Мур
Деми Мур играет подзабытую голливудскую звезду Элизабет Спаркл, которая ведет фитнес-шоу по телевидению. Противный продюсер увольняет ее, потому что она старая и страшная, и отчаявшаяся женщина решает попробовать волшебный препарат «Субстанция», благодаря которому снова обретает молодость и красоту. Но конечно же, все это достается ей высокой ценой, и чем дальше, тем сложнее Элизабет удерживать баланс между повседневной жизнью и мечтой.
Дебют Фаржа «Выжившая» — это эксплуататорский экшен про месть, полный крупных планов, крови и не самых приятных подробностей. В своем англоязычном дебюте режиссер умножает это все на десять и снимает максимально кровавую социальную сатиру с сильным влиянием Дэвида Кроненберга. Сам канадец уже давно снимает гораздо более сдержанные картины, но, кажется, его ранние работы прочно вошли в сознание современных французских женщин-режиссеров. Также здесь можно вспомнить «Смерть ей к лицу», «Кэрри», «Неонового демона» — в общем, все это мы где-то видели. Но энергетика фильма настолько мощная, что он полностью захватывает и оглушает.
«Универсальный язык» / Une langue universelle
Страна: Канада
Жанр: драма, комедия
Режиссер: Мэттью Рэнкин
Канадский режиссер Мэттью Рэнкин снял неожиданно тихий и хрупкий фильм после громкого, яркого и неровного дебюта «XX век». Правда, тема остается все та же — родная для режиссера Канада, с которой у него явно сложились отношения любви-ненависти.
В альтернативном мире фильма часть Канады отделилась и образовала собственное государство. При этом часть населения страны — со Среднего Востока и говорит на фарси. Вместо кофеен — уютные кафе с чаем, вместо канадского доллара — иранские риалы. Канада предстает как вечно холодное безликое место с рядами одинаковых зданий и грязными шоссе, которые опутывают все города. Канадец Мэттью в исполнении самого режиссера возвращается в родной Виннипег, чтобы увидеть мать, но находит в доме детства совершенно чужих людей.
Рэнкин жестко проходится по родной стране, но все это укутано в какой-то нежный и тонкий язык любви, в котором бескрайние снега Канады смешиваются с фильмами Аббаса Киаростами.
«Виды доброты» / Kinds of Kindness
Страна: Ирландия, Великобритания
Жанр: драма, комедия
Режиссер: Йоргос Лантимос
В ролях: Эмма Стоун, Джесси Племонс, Уиллем Дефо, Маргарет Куолли
Отрубленные пальцы, порнография, танцующие собаки, бассейны слез, боссы-извращенцы и дисфункциональные отношения — все это новая работа Йоргоса Лантимоса «Виды доброты», которую он презентовал в Каннах меньше чем через год после премьеры оскароносных «Бедных-несчастных» в Венеции. Если каким-то нежным душам история про ребенка в теле взрослой женщины показалась слишком радикальной, то они или позабыли ранние работы Лантимоса, или просто не имели счастья ознакомиться с ними. Именно к ним отсылают «Виды доброты».
Фильм состоит из трех новелл примерно по 55 минут каждая, все роли в них исполняют одни и те же актеры. Лантимос написал сценарий вместе со своим постоянным автором Эфтимисом Филиппу. Кажется, что Филиппу и режиссер собрали все свои нереализованные идеи и разрозненные мысли и упаковали в один проект. По их мнению, личность может существовать только внутри сообщества, но, чтобы получить одобрение и любовь этого сообщества, она должна предать свою сущность. Довольно мрачный взгляд на жизнь. Поэтому название «Виды доброты» можно воспринимать исключительно как иронию.
«Наоборот» / Volvereis
Страна: Испания
Жанр: драма
Режиссер: Хонас Труэба
В ролях: Итсасо Ирана, Вито Санс, Фернандо Труэба
Обаятельная драма испанского режиссера Хонаса Труэбы, который снова снимает про человеческую близость и любимый Мадрид. «Наоборот» стал победителем параллельной программы Каннского фестиваля «Двухнедельник режиссеров», куда обычно берут более экспериментальные работы молодых кинематографистов.
Картина рассказывает о творческой паре: режиссере Але в исполнении Итсасо Арана, которая также является соавтором сценария, и актера Алекса, которые 15 лет живут и работают вместе. Они настолько привыкли друг к другу, что этот комфорт семейной жизни начал их утомлять и пара приняла решение полюбовно расстаться — без слез, укоров и обид, а цивилизованно и организованно. Более того, чтобы продемонстрировать всем своим знакомым и друзьям, что расставание — это не крушение старого, а созидание нового, Але и Алекс решили устроить вечеринку сепарации, что-то типа свадьбы наоборот. Пытаясь пригласить на нее друзей, они сталкиваются с полным непониманием их оригинальной концепции.
Режиссер рассуждает о природе отношений, помещая картину в метанарратив, где выдумка и реальность, кино и жизнь перемешиваются и становятся одним целым. Вывод, к которому приходит Труэба, обнадеживает — быть может, природа любви состоит не в новизне, а в бесконечном повторении.
«Черный пес» / Gou zhen
Страна: Китай
Жанр: драма, криминал
Режиссер: Грань Ху
В ролях: Эдди Пэн, Тун Лия, Цзя Чжанкэ, Лян Цзин
Китайского режиссера Гуань Ху волнуют те же вопросы, что и многих кинодеятелей КНР, — невероятно быстрые темпы развития страны, жертвами которого стали тысячи людей, животных и деревень. Свои размышления он упаковывает в поэтичную и очень гуманистичную драму о дружбе собаки и человека, которая в итоге выиграла главный приз второго по значимости конкурса Канн «Особый взгляд».
Главный герой фильма — мрачный молодой человек, который возвращается в родной город на границе с пустыней Гоби после того, как отсидел восемь лет в тюрьме за убийство. Дома его никто не ждет: отец спился и живет в зоопарке, а банда местного заводчика змей хочет свести с ним счеты за то, что он убил одного из них. Чтобы найти парню дело, местные власти назначают его в бригаду по отлову собак. Перед Олимпийскими играми в Пекине государство пытается навести порядок в городах и сделать их более презентабельными для иностранных инвесторов. Вместо того чтобы ловить собак, герой начинает дружить с самой опасной из них, и эта дружба преображает весь город.
«Течение» / Flow
Страна: Бельгия, Латвия, Франция
Жанр: мультфильм, фэнтези, приключения
Режиссер: Гинтс Зильбалодис
Философский анимационный фильм латвийского режиссера Гинтса Зильбалодиса, который не только отвечает на главные ответы о смысле жизни, но и рассказывает невероятно увлекательную историю о выживании.
Главная героиня «Течения» — одинокая кошка, которая живет в заброшенном доме в лесу. Она предпочитает одиночество и сторонится других животных, однако весь лес неожиданно оказывается под толщей воды, поэтому кошке приходится покинуть свой дом. Спасение приходит в виде небольшой лодки, в которой расположилась ленивая капибара. Скоро к их компании добавится жизнерадостный лабрадор, тщеславный лемур и гордая цапля.
Путешествие животных в поисках суши, прямо как в «Жизни Пи», можно рассматривать как красивую метафору о течении жизни, где нам встречаются друзья, враги и просто случайные люди. И, по мнению режиссера, главное в этом путешествии — найти настоящих друзей и остаться достойным человеком (или животным).
«Фуриоса: Хроники безумного Макса» / Furiosa: A Mad Max Saga
Страна: Австралия, США
Жанр: фантастика, боевик
Режиссер: Джордж Миллер
В ролях: Крис Хемсворт, Аня Тейлор-Джой, Алила Браун, Том Берк
Приквел знаменитой франшизы австралийского режиссера Джорджа Миллера стал главной голливудской премьерой Канн, без которых не обходится ни один фестиваль. Новая глава о смертельных постапокалиптических пустошах выходит практически через десять лет после бешеного успеха «Дороги ярости», в которой мы впервые встречаем Фуриосу в исполнении Шарлиз Терон.
Действие фильма происходит за несколько десятков лет до событий «Дороги ярости». Маленькая Фуриоса живет в зеленом раю посреди пустыни, пока ее не крадет банда рейнджеров и не отвозит к некоему Дементосу (Крис Хемсворт) — вождю банды головорезов. Тот удочеряет ее, пока не приходит время отдать ее в руки властителю цитадели в обмен на контроль за Бензиновым городом. И это лишь первая глава огромной, практически трехчасовой экшен-драмы, в которой погони и драки не останавливаются ни на минуту. Миллер снова выдает отличное развлекательное кино, хоть и без каких-либо откровений. Все-таки мы уже и так знаем, чем все закончится.