Фильм, который разобьет вам сердце: какой получилась «Анора» Шона Бэйкера?

На Каннском фестивале показали «Анору» Шона Бэйкера с Марком Эйдельштейном и Юрой Борисовым. Критики уже успели окрестить новую работу американского режиссера лучшей на фестивале, а Эйдельштейна — русским Тимоти Шаламе. Тамара Ходова рассказывает, как Бэйкер снял если не лучший фильм, то точно самый русский в Каннах и почему эта история разобьет зрителям сердце.
Фильм, который разобьет вам сердце: какой получилась «Анора» Шона Бэйкера?
Legion-Media

Анора (Майки Мэдисон) предпочитает, чтобы ее звали Эни, и работает в стрипклубе. Там она встречает клиента мечты — молодого оболтуса Ваню (Марк Эйдельштейн), сына русского олигарха, который может стать ее счастливым билетом в мир богатых. Она начинает видеться с парнем вне клуба, оказывая ему сексуальные услуги, пока нетерпеливый юноша не предлагает ей поиграть в «Красотку» и не нанимает ее на целую неделю. Они веселятся с друзьями Вани, тусят ночи напролет и едут в Лас-Вегас. Там в пьяном угаре Эни и Иван женятся и возвращаются уже как почтенная супружеская чета в Нью-Йорк. Медовый месяц проходит волшебно, пока о поспешной свадьбе не узнают родители юноши в России, до которых доходят слухи, что сын «женился на проститутке».

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Шон Бэйкер окунается в знакомую стихию американской бедноты, маргиналов, рецидивистов и прочих отвергнутых обществом. В «Мандарине» его главными героями были транспроститутки, в «Проекте "Флорида"» — дети из неблагополучной семьи, в «Красной ракете» — порноактер на пенсии. Все герои пытаются выбраться из ловушки бедности самым очевидным способом — заработав легких денег, но в своем путешествии к богатству они всегда приобретают что-то другое.

Legion-Media

Первый акт фильма начинается с привычного для Бэйкера человеческого зоопарка: стрипклуб, вызывающая нагота, долбящая по ушам музыка, секс, пьянки, наркотики, алкоголь на постоянном репите. Все это несколько утомляет и в контексте творчества режиссера, и самого фестиваля, где подобный взгляд оказался доминирующим. Режиссеры любят испытывать зрителя потоком не самых приятных сцен, как бы добиваясь накопительного эффекта. На деле же катарсиса не наступает, а все, что накапливается, — это зрительская усталость.

Во втором акте к молодоженам присоединяются семейные помощники — армяне Торос (Карен Карагулян) и Гарник (Ваче Товмасян) и русский парень Игорь (Юра Борисов). Здесь режиссер перестает долбить зрителям мозги одним и тем же и наконец-то начинает развивать своих персонажей. «Анора» превращается в настоящее роуд-муви по русскоязычным районам Нью-Йорка, во время которого формируются портреты не только героев, но и целой прослойки жителей города. Русскоязычный Нью-Йорк с его потрепанными ресторанами, посиделками в кафе, со спорами с власть имущими и с атмосферой вседозволенности сильно напоминает родину. И каким бы стереотипным ни показалось изображение этих персонажей, Бэйкер не делает ничего, что бы не сделали российские режиссеры, представляющие свои фильмы в Каннах.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Для Эни жизнерадостный испорченный мальчик Ваня — приятное дополнение к социальному лифту. Ради этого она готова быть милой и исполнять все его желания.

Sipa/Legion Media

Майки Мэдисон начинала в отличном сериале «Все к лучшему» Памелы Адлон, а также сыграла эпизодическую роль в фильме Квентина Тарантино «Однажды в Голливуде». «Анора» — ее первая главная роль, и Мэдисон вцепляется в нее, как Эни — в оболтуса Ваню. Она уверенно демонстрирует сильный бруклинский акцент и свой крутой нрав, когда у нее пытаются отнять то, что она с таким трудом заслужила. Марк Эйдельштейн идеально вписывается в роль испорченного, но обаятельного богача и блистает практически детской непосредственностью. Иностранные журналисты уже успели окрестить его русским Тимоти Шаламе и прочат ему международную карьеру. Хотя на самом деле главным актером в фильме оказывается молчаливый Юра Борисов.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Это не первый проект молодого актера в Каннах. Два года назад он дебютировал на лазурном побережье в фильме «Купе номер 6» Юхо Куосманена. В «Аноре» у него похожая роль — на первый взгляд мутного типа, который на поверку оказывается хорошим парнем с чутким сердцем. Борисов снова демонстрирует свое невероятное мастерство: одним жестом, взглядом, коротким словом он может легко выразить целый спектр эмоций и приковать к себе внимание.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Sipa/Legion Media

В третьем акте Эни наконец-то встречается лицом к лицу с главным врагом. Родители Вани — устрашающая Галина Степановна (Дарья Екамасова) и очень смешной и слишком интеллигентный для олигарха Алексей Серебряков — прилетают из России на частном самолете. Бэйкер очень неторопливо идет к очевидной развязке, но финальная сцена искупает всю нерасторопность фильма.

Несмотря на весь свой юмор и кураж, «Анора» — печальная драма о невозможности любви. Бэйкер не стремится приукрасить своих героев и показывает их с болезненной, доходящей до нелепой комичности честностью. Но при этом режиссер не пытается их унизить или посмеяться за их счет. Все-таки Бэйкер — гуманист, и в финале он демонстрирует всю глубину своей любви к героине. Анора сама виновата во всем, что с ней происходит. Однако вместо того, чтобы осуждать, режиссер пытается понять, как мыслит и чувствует эта одинокая девушка. Героиня делает то, что делает, даже не из-за желания наживы, а просто потому, что не умеет по-другому. И на какой-то короткий момент она наконец-то понимает, где на самом деле скрывается дверь в другой, более счастливый мир. И это разбивает сердце не только ей, но и зрителям.