Игра с разгромным счетом: каким получился новый фильм о майоре Громе?
После победы над Чумным Доктором (Сергей Горошко) полицейский Игорь Гром (Тихон Жизневский) превратился в бренд: с его участием выпускают комиксы, дети мечтают о фигурке майора, а в сеть недавно выложили трейлер фильма, посвященного похождениям копа. И пока Гром проходит испытание медными трубами, в Санкт-Петербурге появляются двое: ушлый торговец дронами Август ван дер Хольт (Матвей Лыков) и таинственный Призрак (ага, так мы вам и сказали), который предлагает Грому сыграть в игру.
Сиквел супергеройского фильма — задачка со звездочкой. Нельзя, учил философ Гераклит, дважды войти в одну и ту же реку; наверное, острее прочих эту фразу переживают сценаристы блокбастеров. Если для первой части достаточно ладно рассказать историю становления персонажа — родился там-то, обижен тем-то, одолел того-то, — то в идеальном продолжении ставки должны повыситься вдвое. Именно в сиквелах полностью раскрывается потенциал франшизы: смогут ли создатели развить мотивы и идеи дебюта, углубить отношения героев, на титрах аккуратно пообещать встречу впереди?
Забавно, как стремительно «Майор Гром» превратился в киновселенную с высоким порогом входа: если, скажем, первого «Капитана Америка» можно было пропустить и смотреть сразу «Зимнего солдата», то для понимания происходящего в «Игре» лучше не только предварительно пересмотреть приквелы, но и пробежаться глазами по бумажному первоисточнику.
В основу фильма легла одноименная арка комиксов Bubble. На тот момент Гром успел не только щелкнуть по клюву Чумного Доктора, но и побывать в Ирландии, а также остановить вооруженных грабителей в масках диснеевских принцесс. Тем временем из психиатрической клиники сбегает Разумовский-Доктор, окончательно превращаясь в помесь Джокера, Зеленого Гоблина и Конструктора из «Пилы»: психопат похищает близких Грома и заставляет полицейского играть в шахматы, где каждой фигуре соответствует живой человек. К этому и без того плотному по событиям сюжету сценаристы фильма добавили архизлодея ван дер Хольта из еще одной серии комиксов Bubble «Красная Фурия». И если фанаты уже начинают делать эскизы артов и писать фанфики по любимым героям, то человек со стороны, из книжек с картинками читавший только «Микки-Мауса» в далеких девяностых, озадаченно чешет голову.
Первый «Майор Гром» сделал ставку на реализм и не прогадал. Да, по городу летает безумец в броне с огнеметами, зато никаких способностей — чистый технологический прогресс, как у Бэтмена или Тони Старка. Да, карамельный полицейский участок больше похож на статистическое учреждение из «Служебного романа», где тоже есть взбалмошные сотрудники, пришлый негодяй и строгий, но добрый начальник. Да, на Неве расположена своя лечебница Аркхэм, где заправляет доктор с внешностью Константина Хабенского. Но смотришь и хлопаешь себя по колену: ай, молодцы! Пока киновселенная Marvel путалась в собственных таймлайнах, а DC содрогалась в предсмертных конвульсиях, Bubble Comics сняли простое и честное кино, которое уважило и поклонников, и случайно попавших на сеанс. При всех западных заимствованиях было в «Чумном Докторе» специфически отечественное: противостояние богатых и бедных, борьба независимой журналистики с телеофициозом, мутные питерские боевики, советские песенки, Никита Кологривый в роли бандита (он ведь еще вернется, правда?). Арсенал самостийных фишечек, впрочем, ближе к титрам уступал-таки заморским супергеройским шаблонам; но, поскольку «Чумной Доктор» проходил по ведомству начала многообещающей франшизы, прощались любые штампы и кальки.
У «Игры» по очевидным причинам такого алиби нет. К сожалению, вместо того чтобы продолжить триумфальное шествие первой части, вторая скромно топчется на месте. Сюжет несется будь здоров, персонажи умирают и возрождаются, взрываются достопримечательности культурной столицы — а тебе как-то все равно. И героям тоже как будто нет дела до происходящего: без всякого энтузиазма Гром жует шаверму, Пчелкина на автомате ведет расследования, Дима Дубин отрастил усы и (спойлер!) сбрил их — это, в принципе, вся его сюжетная линия. Большую часть хронометража Гром и друзья проводят отдельно: они не сплачиваются перед лицом опасности, как в «Чумном Докторе», не учатся ничему новому, не становятся ни лучше, ни хуже.
Относительный реализм «Чумного Доктора» сменился чехардой компьютерной графики: кажется, Август ван дер Хольт с его бьющим током экзоскелетом и летающим костюмом был бы перебором даже для Marvel. Испарился питерский шарм, шутки о непотопляемом телефоне совершенно перестали веселить, ложка самобытности растворилась в бочке вторичности. Бесстыдно торчат нитки, из которых сшита «Игра»: «Темный рыцарь» + «Зимний солдат» + «Новый Человек-паук: Высокое напряжение» + «Люди Икс: Дни минувшего будущего» — и еще много-много фильмов, которые любой уважающий себя гик смотрел тысячу раз. Примерно в середине фильма сражаются двое противников, но из-за посоха в руке одного и когтей из тыльной стороны ладони другого видишь борьбу Донателло и Росомахи.
Не сказать, что «Игра» начисто лишена ярких и оригинальных сценок. Приятно смотреть фильм, думая, что сказал бы BadComedian, — и в следующую же секунду его увидеть. Мелькнут блогеры, стримеры — Джарахов, Бустер, Братишкин — и даже чиновник Милонов (в комиксной «Игре» человек, похожий на Милонова, стал жертвой теракта Разумовского; к счастью, в фильме Виталий Валентинович избежал этой незавидной участи). И все же, и все же, и все же.
Сравнивать фильмы с едой считается кинокритическим моветоном. Однако в разговоре об «Игре» трудно удержаться от соблазна сопоставить новые злоключения Грома с некогда любимой шавермичной. Раньше повар на просьбу «сделать как себе» обливал лаваш наваристым соусом и по доброте душевной добавлял мяса вдвое больше положенного. Сейчас тебе протягивают нечто невразумительное и текучее: лук не первой свежести, в курице нет-нет да и попадется хрящик, лаваш разваливается. Пожалуй, вместо очередного «Майора Грома» следующим фильмом серии должен стать спин-офф о Юле Пчелкиной. Во-первых, одно присутствие Любови Аксеновой на экране спасает даже самый слабый сценарий. Во-вторых, в плейлисте героини на «Яндекс. Музыке» красуется бессмертная песня Дэвида Боуи Changes — вот этих-то «ч-ч-чэнджес» франшизе не хватает больше всего.