Расчлененка, порнография и мрачный взгляд на любовь: каким получился новый фильм Йоргоса Лантимоса?

Отрубленные пальцы, порнография, танцующие собаки, бассейны слез, боссы-извращенцы и дисфункциональные отношения — все это новая работа Йоргоса Лантимоса «Виды доброты», которую он презентовал в Каннах меньше чем через год после премьеры оскароносных «Бедных-несчастных» в Венеции. Если каким-то нежным душам история про ребенка в теле взрослой женщины показалась слишком радикальной, они или позабыли, или просто не имели счастья ознакомиться с ранними работами Лантимоса. Именно к ним отсылают «Виды доброты».
Расчлененка, порнография и мрачный взгляд на любовь: каким получился новый фильм Йоргоса Лантимоса?
Legion-Media

Фильм состоит из трех новелл примерно по 55 минут каждая. В первой Джесси Племонс играет сотрудника крупной корпорации, чья жизнь полностью зависит от его босса (Уиллем Дефо). Тот указывает ему, как одеваться, с кем и сколько раз спать и что есть. Когда босс просит о невозможном, герой решает начать самостоятельную жизнь. Однако свобода оказывается не такой приятной, как он думал. Во второй главе тот же Племонс играет полицейского, у которого жена (Эмма Стоун) исчезла во время морской экспедиции. Ее скоро находят, но герой уверен, что в его дом вернулась не любимая супруга, а какая-то неизвестная женщина в ее обличье. Третья новелла рассказывает об участниках культа в исполнении Племонса и Стоун, которые ищут нового мессию.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Legion-Media

Лантимос написал сценарий вместе с Эфтимисом Филиппу, с которым он работал над всеми своими фильмами, кроме последних «Фавориток» и «Бедных-несчастных». Поэтому в «Видах доброты» режиссер более жесткий, безжалостный и злой, нежели в более зрелых работах, написанных Тони МакНамарой. Лантимос не жалеет ни зрителей, ни актеров, заставляя последних проделывать самые странные вещи. Однако эти издевательства, в отличие от «Клыка» или «Убийства священного оленя», уже не чувствуются как личное оскорбление. Режиссер не троллит зрителей, а смеется над действительностью вместе со зрителями. Или, быть может, у нас всех просто уже развился стокгольмский синдром. В любом случае, несмотря на обычный для грека визуальный ряд (статичные кадры, много крупных планов) и формалистскую актерскую игру, видно, что Лантимос изменился и стал мягче и увереннее в себе.

Кажется, что Филиппу и режиссер собрали все свои нереализованные идеи и разрозненные мысли и упаковали в один проект. «Виды доброты» довольно неравномерный: у новелл разный ритм — и к концу третьего часа начинает накапливаться усталость. Чем дальше, тем менее разборчивым становятся и сюжет, и намерения авторов. В «Видах доброты» нет единого направления, как, например, в «Убийстве священного оленя». При этом все главы объединяет как минимум тема любви и власти и как одно может легко перетекать в другое.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Премьера «Видов доброты» в Каннах, 2024 год
Премьера «Видов доброты» в Каннах, 2024 год
Sipa/Legion Media все канны

Первая новелла могла бы легко стать сатирой на капиталистический мир, где человек может наслаждаться комфортом и роскошью только тогда, когда полностью отдает свою свободу на откуп власть имущих. Как только он пытается самостоятельно мыслить, общество жестко его отвергает. То же самое можно сказать и про третью главу, в которой героине Эммы Стоун можно купаться в море любви только при строгом соблюдении всех правил ее сообщества. Вторая новелла исследует динамику в романтических отношениях, когда человек не может принять радикальные изменения в личности своего партнера и пытается вернуть все на круги своя посредством жестокости и манипуляций.

По версии Лантимоса и Филиппу, личность может существовать только внутри сообщества, но, чтобы получить одобрение и любовь этого сообщества, она должна предать свою сущность. Довольно мрачный взгляд на жизнь. Поэтому название «Виды доброты» можно воспринимать исключительно как иронию. При этом фильм полон юмора (хоть и черного), однако лишен витальности и легкой иронии «Фаворитки» и «Бедных-несчастных», которыми наградил их МакНамара.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

В то же время для того, чтобы иметь такую власть над актерами на съемочной площадке, которую явно демонстрирует здесь Лантимос, нужно обладать их полным доверием и любовью. Эмма Стоун продолжает исполнять на экране самые странные вещи и смотрится при этом очень органично. Уиллему Дефо не привыкать играть харизматичных персонажей второго плана, а Джесси Племонс, новенький в этой компании, достойно несет фильм на своих плечах, перевоплощаясь от новеллы к новелле.

Legion-Media

«Виды доброты» нельзя назвать главной работой Лантимоса. Это действительно, как и предупреждал режиссер, небольшой проект на стороне, на котором он отдохнул душой после сложных и масштабных съемок «Бедных-несчастных». Другое дело, что далеко не каждый режиссер может позволить себе такой проект. Для Голливуда бюджет «Бедных-несчастных» действительно скромный — $15 млн, но не настолько скромный, чтобы назвать проект небольшим. Тем более с таким отличным актерским составом. Но Лантимос, многократный номинант на «Оскар», уже достаточно утвердился на голливудском олимпе, чтобы делать то, что хочется. И если бы все талантливые режиссеры могли себе такое позволить, нам бы всем жилось гораздо веселее.