Цезарь умер, да здравствует Цезарь! Каким получился блокбастер «Планета обезьян: Новое царство»?

Обезьяны снова в тренде! Не успели отгреметь очередные приключения Кинг-Конга вместе с Годзиллой и режиссерский дебют Дева Пателя «Манкимэн», как на мировые экраны врывается дарвинистский блокбастер «Планета обезьян: Новое царство». Рассказываем, что из этого вышло.
Цезарь умер, да здравствует Цезарь! Каким получился блокбастер «Планета обезьян: Новое царство»?
Legion-Media

Мрачная, стильная и вдумчивая трилогия — перезапуск оригинальной «Планеты обезьян» завершилась в 2017 году на высокой ноте. Цезарь в исполнении Энди Серкиса добился своего, Мэтт Ривз с чувством выполненного долга отправился снимать «Бэтмена», поклонники научной фантастики и романа Пьера Буля оказались в равной степени довольны результатом. Но время шло, успех франшизы не давал покоя, а когда корпорация Disney купила студию 20th Century Fox, то продюсеры снова сошлись во мнении, что обезьяны все еще сила, и запустили в разработку продолжение в той же вселенной, но с другими авторами. К удивлению, «Новое царство» оказалось ничуть не хуже предшественников.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Более трех сотен лет прошло с событий «Войны», Цезарь давно мертв, мир окончательно и бесповоротно лежит в руинах некогда великой человеческой цивилизации. Молодой примат Ной (Оуэн Тиг) живет в кочевом племени шимпанзе с выработанной десятилетиями иерархией и традициями. Накануне своей инициации Ной случайно сталкивается с людской дикаркой Новой (Фрейя Аллан), она, как и большинство деградировавших до примитивных форм людей, не разговаривает и на первый взгляд не проявляет черт разумного человека. Последствия этого мимолетного знакомства ставят под угрозу не только обряд инициации, но и всю дальнейшую судьбу Ноя.

Legion-Media

Вскоре на мирное поселение шимпанзе нападает воинственное племя горилл, уничтожая все на своем пути и надеясь среди пепла отыскать сбежавшую из их плена ту самую девчонку. Ною удается миновать ярость интервентов, а вот всех его друзей гориллы забирают в качестве заложников. Тогда герой решает собственнолапно отыскать соплеменников и отправляется в большое опасное приключение, во время которого он снова сталкивается с Новой и заодно со старым орангутангом Ракой, последним служителем ордена Цезаря. Именно Рака впервые рассказывает Ною про дела Цезаря, пытавшегося помирить обезьян с людьми, и про то, как новый правитель горилл, называя себя Проксимусом Цезарем, извратил этот посыл в свою выгоду.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

«Новое царство» эффектно погружает в эпоху «Планеты обезьян», сравнимую со Средневековьем. Это определенно «темные времена», когда все знания и достижения прошлых поколений оказались утрачены, быт стал традиционным, а отношения между народами и племенами вернулись к примитивным конфликтам на почве нехватки ресурсов и различий веры. Религиозная концепция «Нового царства» — именно то, что выделяет фильм на фоне всех предыдущих девяти картин и делает ее особенно интересной. Культ Цезаря приобрел теологический смысл: для кого-то он Бог, для кого-то пророк, а для третьих его вообще не существовало (именно в такой обстановке воспитывался Ной, где старейшины в общине решили не рассказывать потомкам их правдивую историю происхождения).

Legion-Media

Получается, что картина Уэса Болла, как и вторая «Дюна» Дени Вильнева, поднимает один и тот же вопрос религии не просто как опиума для народа, а как действенной зажигательной смеси, способной стать предпосылкой к большой войне. «Новое царство» тщательно и вдумчиво исследует наследие Цезаря, наглядно показывая, как через года извращаются идеалы, за которые боролся человек (в данном случае обезьяна), в угоду той или иной системе политических координат.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Неспешный ритм повествования позволяет еще лучше проникнуться историей и насладиться впечатляющим дизайном постапокалиптической планеты с ее заброшенными стадионами и вросшими в скалы, насквозь проржавевшими лайнерами. В этом плане зритель уподобляется Ною, который точно так же впервые для себя открывает новый мир (то, что персонаж по имени Ной по сюжету движется к огромному кораблю, напоминающему потерпевший крушение ковчег, тоже говорит о многом).

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ
Legion-Media

Уэс Болл отмечает, что при создании этого фильма вдохновлялся «Апокалипсисом» Мэла Гибсона (что иронично, ведь предыдущая часть франшизы отсылала к «Апокалипсису сегодня» Копполы), и действительно здесь много общего. Это тоже своеобразное роуд-муви по дикой местности с таким же молодым, растерянным главным героем, боящимся религиозной расправы. Но перед нами все же сай-фай, хотя по антуражу кино тем не менее ближе к жанру вестернов: не только потому, что персонажи перемещаются на лошадях, но и благодаря саундтреку, диким западным пейзажам и каноничному антагонисту, который, как злой Томас Эдисон, изобрел электричество и теперь собирается насильственно форсировать эволюцию.

РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Визуально «Новое царство» смотрится роскошнее всех предыдущих картин серии. В создании спецэффектов применялись методы второго «Аватара», в частности в сценах, где фигурирует вода. Кроме того, радует актерская игра: артисты смогли даже с миллионом датчиков на лице передать настоящие эмоции (да и персонажи попросту хорошо прописаны, им хочется сопереживать). Про Фрейю Аллен, у которой до этого из актерских достижений можно было выделить лишь заигрывание с Генри Кавиллом во время промотура «Ведьмака», здесь тоже ничего плохого не сказать: она весьма органично вписывается в происходящее.

Legion-Media
РЕКЛАМА – ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Давним поклонникам франшизы эта часть тоже наверняка придется по душе, ибо картина не только умело вводит новых героев и заводит на территории, где зритель еще ни разу не бывал, а ко всему прочему эта «Планета обезьян» изобретательно отсылает к классике 1968 года. Например, образ бункера в скале, сцена облавы на людей, лохматая кукла под землей, внешний облик героини Аллен, похожей на спутницу Тейлора, — все это создает впечатление мягкого и крайне вольного ремейка фильма Франклина Дж. Шаффнера. Редкого ремейка, который никого не обидит, окажется уважительным к богатому наследию всей «Планеты обезьян» и заложит многообещающий фундамент для дальнейших сиквелов. А те, в свою очередь, все-таки попробуют ответить на центральный вопрос всей серии: смогут ли человек и обезьяна жить в согласии? Впрочем, пока люди не научатся жить в мире друг с другом, этот вопрос так и останется риторическим.